Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
бились отмены этого запрета. Прокуратура сочла, чтошкола не имела права записывать это в своем уставе. — И это не единственная история?! ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ Табу для учителя Какими должны быть права и обязанности ученика № 165/25293/ 25 АВГУСТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 Школа всегда будет для учащихся вторым домом. Невозможно же все регламентировать законом . Почему - то мы стали забывать , что помимо законов существует еще и этика “ ЕЛЕНА БРЕДИС Эта история совсем недавно прогремела на всю страну, вызвав бурное обсуждение в Интернете. Директора школы, кстати из нашей области, оштрафовали за то, что он выгнал матерящегося подростка из школы и якобы запретил ему два дня посещать занятия. Директора обвинили в том, что он на- рушил право ученика на свободный доступ к образованию. Видимо, распоясавшегося хулигана надо было нежно пожурить или, максимум, сделать запись в дневнике. Еще раньше, в мае, со- общалось, что в Дагестане родственники хулигана-вось- миклассника одной из школ Махачкалы побили пристру- нившую его учительницу. Сорокапятилетнего препода- вателя русского языка госпи- тализировали с сотрясением мозга. По словам директора школы, на замечания педаго- га подросток отвечал бранью и она силой выставила его из класса. Нет, права детей—это, ко- нечно, замечательно. Но вот как быть с правами взрослых? Тех же учителей, родителей? Именно об этом эксклюзивное интервью, которое «ЛГ» дала руководитель общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивле- ние» Мария Мамиконян. Дорога в суд —Мне эта историякажется абсолютно возмутительной. Сегодня, оказывается, можно подать в суд на директора, на педагога, если они выгонят демонстративноматерящегося или хулиганящего ученика. Я не понимаю, какие аргументы могут быть у стороны, защи- щающей позицию суда и роди- телей. Нам говорят, что все на- казания прописаны в законе, а лишать на два дня права на образование никому не дано. Кстати, скорее всего, директор выгнал ученика с требованием прийти с родителями.Аужчто этот оболтус делал два дня — другой вопрос. — Давайте вернемся к са- мому проступку… — Понимаете, ненорма- тивная лексика потому и на- зывается ненормативной, что общество давным-давно сфор- мулировало для себя опреде- ленные нормы, в которые эта лексика не входит. Иобщество должно защищать эти нормы. Есть писаные правила, а есть неписаные. Да, в Законе об образовании нет такого, чтобы отправить ученика домой. Но что, было бы лучше, если бы директор сказал: «Я подам на тебяв суд»?Вданнойситуации это и избыточно, и негуманно. Есть вещи, с которыми не надо идти в суд, потому что они регулируются самим обще- ством. В противном случае мы должны прописать в законе, что в школе нельзя ругаться матом. Адальше нампридется прописать, что в классе нельзя справлять нужду. Закон и этика — В итоге получается, что мыс вамипридемкпрецедент- ному праву, как в Америке… — Да, но невозможно же все регламентировать за- коном. Почему-то мы стали забывать, что помимо зако- нов существует еще и этика. Это нравственный закон, который живет внутри тебя. А если его не сформировали, общество должно поставить тебя на место. Но если за- быть про этику, то вот тут общество рухнет. Да, в Ад- министративном кодексе есть статья, предусматривающая наказание за ненормативную лексику. Но неужели путь судебного иска был бы лучше и гуманнее? — Давайте еще говорить о том, что это не в нашей куль- турной традиции. Это амери- канцы любят чуть что бежать в суд, а у нас сутяжничество всегда порицалось. — Конечно! Еще двадцать лет назад невозможно было себе представить, чтобы ро- дители в такой ситуации об- ратились в суд. Устроили бы сыну хорошую промывку моз- гов, а перед директором бы извинились. И если мы по- зволим подменить нашу куль- турную традицию, которая пока еще крепка в обществе, которая четко определяет, что хорошо, а что плохо, на чисто юридическое регули- рование, то всем нам придет конец. —Вмое время учитель мог поставить ученика в угол, мог выгнать в коридор, если тот мешает вести урок. А сейчас нам скажут, что он лишает его права на образование… — Да, но разве ученик, ме- шающий проводить урок, не лишал права на образование остальные двадцать-тридцать человек? С этим-то как быть? в легинсах, или выразитель- но дырявых джинсах, или шортах — то это надо им за- претить. Всякой одежде свое место. Школа не пляж и не дискотека, не место тусовки. Вот это они должныпонимать. И они, и их родители. Если в класс приходит одетый и раскрашенный как попугай подросток, то все внимание детей переключится с учителя на него. О каком образовании может идти речь? А от перебора в одну сторону — вседозволенности —непременно по- том будет перебор в другую, в сторо- ну необоснованно жесткого запрета. Это закон маят- ника. А хочется, чтобы побеждал здравый смысл. И тут многое зави- сит от родителей. Незачем потакать п о д р о с т к о в о й блажи, не надо бежать в суды иска т ь управу на «обидчиков», не позволяющих пирсинг. Побере- гите и школу, и учителей. И де- тей кстати. Ведь если не вернуть школе всю полно- ту некогда присущей ей вос- питательной функции, то мы получим поколение дика- рей, умеющих пользоваться гаджетами, но не имеющих ничего ни за душой, ни в пер- спективе. Снова детоцентризм ? — У меня вообще склады- вается впечатление, что этот детоцентризм, пришедший к нам вместе с ювенальными технологиями, не только ли- шает учителя всяких прав, но еще и разваливает наше об- разование. Я помню трагиче- скую историю, когда прекрас- ный учитель был вынужден уволиться изшколы. Во время переклички выяснилось, что одного ученика нет в классе. Естественно, педагог провела урок. А потом оказалось, что ученик, сбежав с урока, пошел бродить на стройку, упал и разбился. Так вот учительни- цу обвинили в том, что это ее недогляд, ее вина. Оказыва- ется, во время урока учитель отвечает за жизнь и здоровье учеников. — Да, поэтому он сегодня будет бояться выставить хули- ганящего ученика в коридор. Кстати, из этого же ряда не- сколько недавних историй, тоже связанных с судами. В одной из школ Карелии в уставе записали, что ученикам запрещается приходить вшко- лу на каблуках выше четырех сантиметров, в вызывающей одежде, с ярким, вульгарным макияжем, с пирсингом. Так что вы думаете, родители об- ратились в прокуратуру и до- А вдруг он побежит по лестни- це и сломает ногу? Пусть уж лучше всем мешает. Из вашей истории, опять же, следует, что учительница должна была бросить целый класс и кинуть- ся на поиски отсутствующего ученика. Можно подумать, что детей до одиннадцатого класса водят за ручку вшколу. Абсурд? Полнейший! Потому что в таком варианте получа- ется, что целый класс лишают права на образование. Да, с детьмии раньше случались не- счастья, но сейчас естьмощная тенденция обвинить в этих не- счастьях родителей, учителей. После трагедии на Сям-озере начальник Роспотребнадзора заявила, что во всем виноваты родители, которые отправля- ют детей в лагерь и успокаива- ются. Выпредставляете?! Если же вернуться к ситуациям с нормами в школьной одежде, то и руководство школ, и учи- теля, и родительский совет, принимавшие участие в разра- ботке устава, в результате ре- шенияпрокуратурыоказались в униженном положении. О какой воспитательной работе после этого может идти речь? Ученики прикрикнули, и про- куратура сказала: «Да, можно с пирсингом ходить в школу». Разрушаются сами основы российского образования, а власть фактически поддержи- вает подростковый демарш. —Чтобы продемонстриро- вать, кчему приводит детоцен- тризм, я процитирую детское сочинение на тему «Как я проведу лето»: «Как я проведу лето — никого не касается. Это мое личное дело, так как лето—мое личное время, я не обязан за него отчитываться в сочинении. Надо уважать прайвиси человека! И если вы мне поставите «двойку» за это сочинение, то мы с вами, Людмила Петровна, увидим- ся в Европейском суде. Вас туда вызовут повесткой, а я там уже и так буду по другим делам. А вот по каким — это мое личное дело и никого не касается!». — Да, вот вам чисто запад- ный подход, вот торжество ювенальных технологий. Вот вам авторитетшкольного учи- теля. О каком воспитательном процессе может идти речь, о какой дисциплине в классе? — В США учителя дав- но уже бесправны, а потому советуют родителям детей- шалунов обратиться к психо- терапевту. Тот сразу же вы- писывает транквилизаторы. И вот с первого класса сидят полусонные, отупевшие дет- ки, зато учителю спокойно. Неужели и мы скоро к этому придем? —Учителям, я думаю, надо быстрее выходить из ощуще- ния собственной бесправности. Если сейчас, когда мы уже видим, куда движетсяпроцесс, учителя и родители не объ- единят усилия для перелома ситуации, эта патологияутвер- дится. Повторяю, не быть без- гласными, а громко сказать, что происходит недопустимое, чреватое очень скверными последствиями, и что соуча- ствовать в этомпедагогическое сообщество не будет. — Да, в Самаре запретили девочкам в школу ходить в брюках. СМИ в ужасе: они же замерзнут! Ну, давайте разберемся. Когда-то, и мы помним это время, у девочек были коричневые платья с черными фартуками, и они почему-то не мерзли. Ну, колготки потеплей, рейтузы в крайнем случае. Так что не в этом дело. А в том, что все эти радения вокруг допусков на форму — они от чего? Все от той же нетвердой уверен- ности, для чего дети в школу ходят. Вообще-то они ходят туда учиться. И надо, чтобы их от этого процесса отвлека- ло как можно меньше всякого постороннего. В брюках я лично ничего крамольного не вижу. Ну, брюки и брюки! Но мне кажется естественным требование школы, чтобы это были классические брюки в цвет формы, принятой в дан- ной школе. Ну а если девочки хотят ходить в... ну, не знаю,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz