Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ДУШЕВНО № 165/25293/ 25 АВГУСТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 Обители святые купола В Задонском монастыре обновляют Владимирский собор Всякий раз, бывая в За- донской обители, не перестаю удивляться, как люди испол- няют послушания, требующие от человека прагматичности и практичности, соединяют их с искреннимимолитвамиза весь мир. Побывав в очередной по- ездке в Задонске, журналисты «Липецкой газеты» еще раз убедились в этой непреложной истине. Роспись на высоте — Владимирский собор величественный. Он практи- чески точная копия храма Христа Спасителя в Москве. Его начали реставрировать в 1987 году, — рассказывает экскурсовод монастыря мо- нах Лаврентий (Поколзин). —Первые внутренние работы вел московский художник Вячеслав Наумов. Он обучил насельников монастыря, и впоследствии уже они стали проводить работыпо реставра- ции монастырских зданий. В них участвовали наши худож- ники-иконописцы и воронеж- ские художники. В декабре прошлого года во Владимир- ском соборе установили леса. Впервые за многие годы после восстановления обители здесь была проведена реставрация живописи. — По благословению ми- трополита Липецкого и За- донского Никона зимой про- шлого года мы приступили к работам, — рассказывает художник из Ельца Вячеслав Иванов. — В нашей бригаде четыре человека: два орна- ментщика и два художника- иконописца. Начинали мы работать на высоте 42 метра под центральнымкуполом, по- степенно спускаясь все ниже и ниже. Специальным хими- ческим раствором, который мы создали именно для этих работ, смываликопотьи грязь. За столько лет от нагара све- чей, лампадоки обычнойпыли в некоторых местах скопился почти пятисантиметровый слой черного налета. От пере- пада температур пострадали изображенияифрескиГоспода Саваофа, апостолов-евангели- стов, святых. Краскивыцвели, кое-где полопались стены, дали трещины. Во время са- нитарной обработки отвалива- лись значительные фрагменты изображений. Мы счищали их шпателем, затем пропи- тывали и укрепляли стены, НИНА ВОСТРИКОВА Чистота и порядок должны быть в каждом доме, а уж если это дом Божий, то тут и порядок должен быть особенным, и чистота — благолепной. Недавно во Владимирском соборе За- донского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, где покоятся мощи святителя Тихона, завершились внутренние реставрационные работы, а ремонт фасада здания еще про- должается. прорисовывали недостающие фрагменты карандашами и восстанавливали роспись мас- ляными красками. По словам Вячеслава Ива- нова, были обновленыпракти- ческивсяросписьиорнаменты как под куполом собора, так и во всем центральном приделе. За ходом работ наблюдал вла- дыка Никон, который будучи архимандритом писал иконы. Особое внимание он уделял яркостицветаинасыщенности красок, чтобы снизу было все хорошо видно. По нескольку раз в день реставраторы спу- скались с лесов, просматрива- ли пропорции изображений, наблюдали за цветом. — Особенно трудно было прописывать рисунок на сво- дах, — рассказывает Вячес- лав Иванов. — Руки быстро уставали, да и голова тоже, потому что смотреть приходи- лось снизу вверх. На ровной поверхности стен, конечно, димирском соборе были уста- новлены новые фарфоровые сени для раки с мощами свя- тителя Тихона. Владимирская икона БожиейМатери в таком же фарфоровомнапольномки- оте. А потому для соблюдения единой тональности недавно в монастырь доставлен новый фарфоровый иконостас. Ико- ны для него пишут задонские монахи-иконописцы. — В течение 2016 года в обители произведены куполь- ные и живописные работы, продолжаются фасадные, — рассказывает другая собесед- ница, монахиня Нина (Ви- ноградова). — В монастыре свои позолотщицы, действуют собственные иконописная и левкасная мастерские. В нашей общине много талант- ливых, уникальных людей. А поскольку они глубоко веру- ющие, то Господь помогает им делать то, что пороймирскому специалисту не под силу при любом образовании и опыте работы. Под цвет небес Снаружи Владимирский собор с вышек вручную кра- сят насельники монастыря и миряне, приехавшие добро- вольно потрудиться. Площадь фасада — около пяти ты- сяч квадратных метров, а с капителями, пилястрами, колоннами, кокошни - ками, бара- банами работа не так сложна. Еще мы очень страдали от сквозняков. Из-за запаха краски дверь в со- бор была постоянно открытой, и у нас замерзали руки. —Насколько благоговейно нужно относиться к работе, когда ты прикасаешься к ли- кам святых? — задаем мы вопрос. — Конечно, благоговей- ность необходима. Но важен и опыт. А у нас он, слава Богу, большой, и работа эта лю- бимая. Мы ведь принимали участие в реставрации росписи Христорождественского собо- ра в Липецке, храмов Ельца. Ну а здесь нам трижды при- шлось прописывать фигуру Господа Саваофа и четыре раза его лик. Только тогда получил- ся желаемый результат. Многие миряне не замеча- ют эффекта весьма затратных и сложных реставрационных работ, но для монахов они оче- видны. Обновленные краски апостолов и евангелистов, свя- тых угодников Божиих как-то иначе, по-особому освещают собор, будто он сияет изнутри. В августе 2012 года во Вла- возобновляли работу в пять утра, чтобы соблюсти условия технологиинанесения краски, — говорит матушка Нина. — Было очень трудно. Сейчас такой жары нет. Но все равно наши труженики начинают работу с пяти или шести часов утра. Красят до одиннадцати часов, а затем продолжают только к вечеру, чтобы колер не выгорел на солнце и послу- жил подольше. Пользуемся только кистями, чтобыкраска глубокопроникала в слойбето- на и не так быстро теряла цвет, а фасад подольше сохранил красоту. Машинный способ, пульверизатор и валики здесь не годятся. — Нашелся хороший про- изводитель краски, технолог по образованию, который со- брал все лучшие свойства материалов и полтора года назад создал новую краску, на которую дал большую гаран- тию, — сообщает подробности матушка. Основные работы по внеш- нему благоустройству Влади- мирского собора в Задонске планируют завершить к Дню памяти Тихона Задонского, который празднуется 26 ав- густа. Начало Активные работы велись и по полному восстановле- нию нижнего этажа собора и примыкающей к нему церк- ви во имя святителя Тихона Задонского и священному- ченика Игнатия Богоносца. Реконструкцияпятиалтарного очень красивого подземного цокольного помещения Вла- димирского собора близка к завершению. Мы стоим на новом мраморном полу, смо- тримна ровные стеныи своды, видя их такими, какими видел Тихон Задонский. Арки об- лицованы темной гранитной плиткой. Просторное здание пока что служит трапезной длямногочисленныхпаломни- ков, стекающихся в Русский Иерусалим к Дню обретения мощей святителя Тихона За- донского. Но в целом практи- чески все готово для богослу- жений, осталось приобрести и повесить паникадила, а также обустроить алтари и престолы с церковной утварью. Ведь главное предназначение храма — круглосуточная молитва, сугубая и уединенная, в кото- рой так нуждаются братия и насельники монастыря. Кста- ти, основные поминовения о здравии и упокоении в монастыре вычитывают на ночных службах, которые особенны тем, что ты чув- ствуешь, как Господь неви- димопредстоит. По сложившей- ся традиции все пришедшие на ночную Литур- гию причаща- ются, как это было в древней Церкви. А л ю б о й труд в обители начинается с благословения. — Все работы случаются по воле Господа и ничего —по воле человека. Потому что Бог все равно выровняет, вы- правит так, как ему угодно, — говорит матушка Нина. — Ежедневно начинаешь день с планами, какими-то мысля- ми, а Господь управляет так, как полезно и необходимо. Станет храм краше. Справка «ЛГ» Владимирский собор построен в 1845—1853 годыпо проекту зна- менитого архитектора Констан- тина Андреевича Тона и явля- ется главным и самым крупным храмом на территории Задонской обители. Храм Владимирской иконы— светлый, трехэтажный, восьмипрестольный. Внастоящее время к числу соборных пре- столов добавлен девятый, при- надлежащий небольшой церкви, сооруженной наместе погребения святителяТихонаипристроенной к южной паперти Владимирского собора. Иконостасыприделов «на хорах» изготавливаются и рас- писываются непосредственно в монастыре. — объем покраски еще боль- ше. В последний раз фасад частично реставрировался в 2010 году к приезду патриар- ха Московского и Всея Руси Кирилла. — Стояла пятидесятигра- дусная жара. Мы были вы- нуждены работать ночью при искусственном освещении, ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz