Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
Время вырастать из штанишек Избирательное право или политтехнологии : кто кого оттеснит в сторону Виктор Страхов Некоторые политологи полагают: если бы на выборы ходили молодые, состав Госдумы был бы иным. Иной была бы и экономическая политика страны. В какой-то степени эту точку зрения разделяет и Александр Шелагин. Сотрудник областного управле- ния образования и науки, преподаватель кафедры общественных наук Липецкого филиала института международного права и экономики имени А.С. Грибо- едова, ученый, специалист в области избирательного права и автор многочисленных электронных учебных программ, ориентированных на молодых избирателей, он увлекся проблемой еще в школе. Сегодня разраба- тывает компьютерные пособия для старшеклассников, не только получившие признание в регионе, но и отмеченные Центральной избирательной комиссией. Что движет молодым ученым? Об этом наш разговор. — Не секрет, что и пе- дагоги, и родители сегодня говорят оперегруженности школьной программы, о том, что на изучение всего, что она содержит, про- сто физически не хватает времени. Тем не менее в расписании появляются все новые уроки и темы. В том числе и тема выборов. Асмысл?Зачемшколярам избирательное право, если самого права избирать и избираться у нихпока нет? — Но такое право на- ступает буквально через несколько месяцев после окончания школы. И что тогда? Как сегодня до- вольствоваться тем, что большинство молодых иг- норирует выборы? Вряд ли это разумно и рациональ- но. Полагаю, что и до на- ступления избирательного возраста выпускник шко- лы должен представлять, кто он, с кем он и за что он. Ачтобыпонять это, нужны знания. Беда же как раз в том и заключается, что в курсе обществознания избирательного права как такового нет. А если и есть, то лишь вскользь, вообще. Этого мало. Я ка- тегорически не согласен с утверждением, будтомоло- дым, а тем более школьни- кам, выборынеинтересны. Напротив, тестируя свои разработки в липецких школах, гимназиях и ли- цеях, я имел возможность убедиться в обратном. —Несколько лет назад в России дискутировалось предложение некоторых политиков снизить воз- растную избирательную планку для молодых соот- ечественников с 18 до 16 лет. При этоминициаторы законопроекта ссылались на мировой опыт: мол, голосуютшестнадцатилет- ние кубинцыи бразильцы. А чем россияне хуже? —Ничем. Здесь, каки в брачномзаконодательстве, все обусловлено исключи- тельно национальными особенностями и тради- циями. Если на Востоке брак в 14 лет — норма, то на Севере он — анома- лия. Думаю, что именно по этой причине инициатива не нашла у нас поддерж- ки. Кроме того, именно в 18 лет гражданин России становится взрослым для государства, начинает в полной мере нести мате- риальную и уголовную ответственность. Получает право управлять автомо- билем, самостоятельно выезжать за границу, вы- бирать… Хотя некоторые права, скажем, право быть избранным депутатом Гос- думы (баллотироваться в муниципальные депутаты можно и с 18) человек по- лучает в еще более зрелом возрасте — в 21 год. Еще позже, в 30 лет, можно стать губернатором. Ну а чтобы обрести право изби- раться на пост президента, придется подождать, еще 5 лет — до 35-летия. И это нормально. Это наши не только юридические, но и, если хотите, психологиче- ские, социальные нормы. — Многие российские СМИне устают повторять, что молодежь в массе сво- ей аполитична. Однако именно молодые люди были основной движу- щей силой либеральных демаршей и в Москве на Болотной, и в Киеве на майдане? Почему? По- литтехнологиисработали? — Я бы не говорил, что молодежь аполитична. В массе своей она, скорее, пассионарна. Вопрос лишь в направлении этой пасси- онарности, которое может быть как созидательным, так и разрушительным. Здесь действительно мно- гое зависит от того, какие цели ставят перед собой политтехнологи. Класси- ческий пример — Укра- ина. Заставив молодых людей поверить в то, что кратчайший путь к эконо- мическому благоденствию, ассоциация с Евросоюзом, технологи вывели на май- дан тысячи наивных меч- тателей. А когда мечты рухнули, объяснили все кознями врагов. Итогом стал расколотый русский мир, что, видимо, и было изначальной целью поли- тиков. — Сегодня не только молодые избиратели, но и люди старшего поколения убеждены, что их голос ни- чего не решает. Как бы вы прокомментировали эту распространенную точку зрения? — Уинстон Черчилль по этому поводу мрачно пошутил: «Плохое прави- тельство выбирают хоро- шие люди, не пришедшие на выборы». И это тот слу- чай, когда я с ним соли- дарен полностью. Люди многое могут. Скажем, те же волонтеры, которые делают то, на что часто оказывается неспособна вертикаль власти. Или еще более простой пример: жители нашего подъезда, объединившись, заставили управляющую компанию привести в порядок и лест- ничные клетки, и входные двери, и все остальное. Выборы— это тоже сумма коллективных усилий. И если она оказываетсяне та- кой, на которуюрассчиты- вают правые или левые, то это еще не повод говорить, что голоса избирателей ничего не решают. — Некоторые полито- логи считают, что было бы неплохо открывать избирательные участки не в школах, как сейчас, а в торговых, развлека- тельных центрах, в домах культуры, кинотеатрах. Все это, правда, люди по- старше проходили еще в СССР, когда на выборы в самом захудалом сель- скомклубе распечатывали редкую здесь бочку пива. Тогда это работало. А вот будет ли работать сегодня? — А почему бы и нет? Далеко не все, что делалось в СССР, было плохо. При- влечь избирателя на участ- ки — это главное. Предо- ставить ему возможность сделать точный, осознан- ный выбор — тоже. Ну а антураж… Что плохого в том, что молодой изби- ратель отправится после выборов на рок-концерт, а мама большого семейства в торговый зал за покуп- ками? Другой вопрос, что нельзя покупать избира- теля, предлагая за голос продуктовый набор в па- кете, как это, кстати, уже не однажды проделывали особенно предприимчивые кандидаты. — В свое время в поли- тику молодых призывал комсомол. А кто делает это теперь? Кто создает молодежные парламенты, многочисленные центры поиска смыслов и кто туда рвется?Молодые карьери- сты, мечтающие хорошо и тепло пристроиться? Или действительно продвину- тые ребята? — Молодежные орга- низации, пусть и не та- кие многочисленные, как комсомол, существуют и сегодня, и они, помимо всего прочего, ставят сво- ей целью вырастить новое поколение лидеров. И это нормально. Какнормально и то, что власть поддержи- вает такие инициативы. Кто в них входит? Карье- ристы? Но если это умные, энергичные, деятельные люди, работающие в на- ших общих интересах, то что плохого в таком карье- ризме? — Тем не менее моло- дых политиков во вла- сти у нас почти нет, если, разумеется, не считать импозантных барышень, решивших совместить ам- плуа фотомоделей с депу- татскими обязанностями и активно продвигаемых по партийным спискам… — Лицо партии долж- но быть приятным. Это надо понимать и привет- ствовать. А если серьезно, деятельность выборных структур у нас предельно прозрачна, и каждый из- биратель легко может убе- диться, что именно делает или, напротив, ничего не делает в парламенте его депутат. Правда, отозвать бездельника из предста- вительного органа власти пока невозможно, хотя, как мне кажется, меха- низм отзыва депутата по инициативе избирателей должен быть четко пропи- сан в законе. — Особенность наших избирательных кампа- ний в предсказуемости. Вот и на сей раз на вы- борах в Госдуму ничего неожиданного, похоже, не произойдет. Депутатские портфели вновь поделят традиционные партии. Может быть, все-таки ре- формировать российскую демократию и ограничить срокипребыванияполити- ков у власти? — Реформы не прекра- щаются. Если помните, совсем недавно в стране былолишьнесколькокруп- ных партий. Затем в ответ на общественный запрос процедура их создания была существенно упро- щена. И сейчас и на левом, и на правом флангах много микропартий,шансыкото- рых на власть равнынулю. Но это их выбор. Хотя не исключаю, что представи- тели и таких партий могут пройти в Думу. Но не по спискам, а по одномандат- ным округам. Именно там сегодня основная интрига, иименно тамвостребованы не партийные функционе- ры, аяркиеличности.Ачто касаетсязнакомыхвселиц, то это тоже не наше изо- бретение.ИвСоединенных Штатах в политике едва ли не сплошь долгожители. В США даже на президент- скомуровне ужепоявились семейные династии. — Гражданское обще- ство, о формировании ко- торого мы говорим уже многолет, вРоссиивсе еще пребывает в «коротких штанишках». Почему? — Гражданское обще- ство — не та субстанция, которая появляется вдруг, ниоткуда. В западных странах оно формирова- лось веками. Взрослеет и у нас. Что нужно, чтобы ускорить его становление? Безусловно, имолодежные парламенты, и дискусси- онные площадки, и моз- говые штурмы в поисках смыслов, и объединения избирателей, и факульта- тивы избирательного пра- ва для старшеклассников. Здесь все, как говорится, пойдет в дело. Как будет голосовать Депардье? Ученики липецкой гимназии № 19 знают ответы на самые сложные вопросы Лариса Пустовалова В 19-й гимназии правовым воспитанием занимаются уже более двадцати лет. Ее директор Римма Пиндюри- на всячески поддерживает это направление, что неудивительно, ведь Римма Евгеньевна — преподава- тель истории и права. Кроме дополнительных уроков, здесь работают факультативы, клубы, действует даже научное общество учеников, которые углубленно изучают право. Неудивительно, что гимназия первой взяла на вооружение пособия АлександраШелагина. Это помогло школьникам вы- йти на новый уровень. На- пример, десятиклассница Марина Белоусова в этом году стала призером Все- российской Олимпиады по праву, другие входили в десятку лучших по стране. — Пособия Шелаги- на уникальны по многим причинам. Теория всегда должна поддерживаться практикой, а с этим были проблемы. За необходимы- ми учебниками мы ездили даже в МГУ, а вот прак- тических заданий взять было негде, — утверждает Римма Пиндюрина. — Не все педагоги имеют опыт работы в избиркомах, по- этому подкинуть ученику задачку из жизни было сложно. А липецкие посо- бия тем и отличаются, что в основу вопросов ложатся реальные случаи, которые иллюстрируют действие той или иной нормы. Разработки Шелагина интересны подросткам и доступно объясняют механизм избирательной кампании, права и обязан- ности граждан. Они стали альтернативой слишком специфичному и сложно- му языку нормативных документов. И если пер- вый комплекс пособий, созданный в 2013 году, называется «Школа моло- дого избирателя», больше походит именно на мето- дическое пособие с планом занятий и тестами для учащихся, то последний, по сути, является компью- терной игрой, в которой пользователюпредложено возглавить избиратель- ную комиссию. Также создано приложение для мобильных телефонов, по которому в любой момент можно узнать тонкости законодательства, адап- тированные под простого читателя, есть и ресурс для слабовидящих изби- рателей. —Последняя разработ- ка «Твой выбор» состоит из двух частей: викторины и самой игры. Вопросы в первой части подобраны самые разные, в том чис- ле «Может ли Депардье голосовать на выборах в России?» (Вопреки интер- нет-уткам, актер на днях дал интервью журнали- стам в Санкт-Петербурге и подтвердил, что Россию покидать не собирается). А в качестве председа- теля участковой комиссии пользователя не только бюллетени заставят посчи- тать, но и обяжут разъяс- нить законразнымгражда- нам, попавшим в сложные жизненные ситуации, но желающимпроголосовать, — рассказала Римма Ев- геньевна. — Устраивает и то, что в пособиях есть задания для учеников с разными уровнями знаний — простые и сложные. Учителя признают- ся — никогда не видели пособий Шелагина, рас- печатанных на бумажном носителе. Еще один по- вод считать разработки уникальными в том, что липецкийноватор отлично разбирается в компьютер- ных технологиях и созда- ет именно электронные версии пособий, которые интересны современному поколению. Гимназистам теперь легче ориентироваться в законодательстве, нор- мы перестали быть чем-то отвлеченным, а главное, на практике можно убе- диться, как работает то или иное правило. Здесь получили еще один не- маловажный результат — знание законов приводит к пониманию внутренней логики избирательного процесса. А значит, школа выпускает в жизнь граж- дан, осознающих и свои права, и гражданскую от- ветственность на выборах. «Моя хата с краю» — эта поговорка не про наших детей», — уверены пе- дагоги. Добиться такого результата им удается не без помощи новаторских разработок Александра Шелагина. 2 № 161/25289/19 АВГУСТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Разговор с избирателем Но гражданское общество не та субстанция , которая появляется вдруг , ниоткуда . В западных странах оно формировалось веками . Взрослеет и у нас . Что нужно , чтобы ускорить его становление ? Безусловно , и молодежные парламенты , и дискуссионные площадки , и мозговые штурмы в поисках смыслов , и объединения избирателей , и факультативы избирательного права для старшеклассников . Здесь все , как говорится , пойдет в дело ” Гимназистам теперь легче ориентироваться в законодательстве , нормы перестали быть чем - то отвлеченным , а главное , на практике можно убедиться , как работает то или иное правило . Здесь получили еще один немаловажный результат — знание законов приводит к пониманию внутренней логики избирательного процесса ” Четыре года подряд электронные пособия, созданные молодым липецким ученым Александром Шелагиным, побеждают в конкурсах Центральной избирательной комиссии. Случай этот уникальный в масштабах не только нашего региона, но и страны в целом. Одна из разработок Шелагина ориентирована на молодых избирателей, другая – является незаменимым подспорьем для будущих политологов и журналистов. Специальный электронный ресурс создан и для слабовидящих граждан. Еще одна разработка – «Твой выбор» – позволяет в игровой форме объяснить школьникам основы избирательного права. Главное же, что все эти электронные пособия сегодня широко используются во многих российских школах, в том числе и в гимназии № 19 города Липецка. Всем этим темам и будет посвящен сегодняшний выпуск нашей тематической страницы «Разговор с избирателем». «Обязательно придем на выборы» Победительницы областной олимпиады поделились секретами своего успеха Сергей Кибальниченко В прошлом году команда девятнадцатой гимназии уверенно заняла первое место в региональной олимпиаде по избира- тельному праву «Шаг в будущее». Финальные испытания, проходившие в большом зале област- ной администрации, оказались чрезвычайно интересными. От ребят требовались и хорошая теоретическая подготовка, чтобы пра- вильно ответить на вопро- сы викторины, и умение применить свои познания, разобрав хрестоматийный пример из избиратель- ной практики. Нужны были и немалые творче- ские способности, чтобына тему выборов придумать оригинальные названия различным картинкам. Гимназисты, тем не ме- нее, блестяще справились с заданиями. Свой вклад в общую победу внесли и Юлия Долгополова с Але- ной Исаевой. — Своей победой мы во многомобязаныдиректору гимназииРимме Евгеньев- не Пиндюриной, которая вела у нас факультатив по избирательному праву, и… электронному пособию, по которому мы занимались, — рассказали девушки в беседе с журналистом «Липецкой газеты». — О выборах сегодня можно найти много литературы, но учебники, как правило, написаны скучным и не- выразительным языком. Зато в пособии Алексан- дра Шелагина материал подан так, что даже са- мая сложная тема пока- жется захватывающей и интересной. Отвечая на тестовые задания, легко найти пробелы в своих знаниях, чтобы затем их устранить. Одним словом, с таким «электронным» помощником нам было очень легко подготовиться к олимпиаде. Успешно окончив гим- назию, нынешним летом девушки поступили в пре- стижные вузы.Юлиябудет учиться в Высшей школе экономики, Алена — на юридическом факультете Воронежского госунивер- ситета. Но выборами они по-прежнему живо инте- ресуются. — В сентябре впервые в своей жизни будем уча- ствовать в голосовании, — рассказывают Юлия Долгополова и Алена Иса- ева.—Для нас это большое событие, да и со своими политическими симпатия- ми мы уже определились. Жаль только, что голосо- вать придется не в родном городе. Юлия долго определя- лась с выбором будущей профессии, в итоге остано- вилась на международной экономике. Алена решила связать своюжизнь с юри- спруденцией. Не исклю- чено, что в будущем ей придетсяпрофессионально заниматься организаци- ей выборных кампаний, хотя основной её интерес все-таки связан с между- народным правом. — В школе моим лю- бимым предметом был ан- глийский язык, — расска- зывает она. —При выборе своей будущей профессии решила соединить свою любовь кюридическим на- укам и филологии. Изуче- ние избирательного права тоже оставило глубокий след в моей жизни. Благо- даря ему, я по-настоящему осознала себя граждани- ном России. С высказанной точкой зрения согласна и Юлия Долгополова. На уроках избирательного права, по- лагает она, впервые на- чинаешь задумываться о своей ответственности за судьбу страны. Ведь от результатов голосования напрямую зависит наше будущее. — Мы благодарны сво- им школьным учителям, — сказали Юлия и Алена в конце нашей беседы. — Они не только помогли с выбором будущей про- фессии, но и старались воспитать в своих учени- ках чувство гражданской ответственности. Послед- него качества как раз и не хватает современной молодежи. Фото Павла Острякова Фото из архива редакции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz