Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
НАКАНУНЕ СОБЫТИЯ № 160/25288/ 18 АВГУСТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 С 20 августа по 12 сентября пройдут состязания в рамках акции Всероссийского дня дворового спорта Есть у русского народа игры, история которых исчис- ляется веками. В спортивной летописи не сохранились све- дения, кто и когда выстрогал первую биту, начертил грани- цы города для игры. Однако известно, что еще во времена Петра I лапта пользовалась большой популярностью. По- степенно она утратила свое назначение, так и не найдя заслуженного места в ряду признанных ныне многочис- ленных видов спорта. Впослед- ние два года в области активно возрождаются лапта и город- ки. Отдельного внимания за- служивают первые десять дво- ровых лиг и первый в России уличный стадион «Дворовик» имени Пьера де Кубертена, который находится в Липецке в районе улицы Известковой. Тамметодом «народной строй- ки» была возведена комплекс- ная городошная площадка и благоустроен стадион. Так создается целое спортобщество по месту жительства, которое можно назвать центром дворо- вого спорта. Есть городошный корт вНоволипецкомпарке об- ластного центра. Играют в эти русские забавы в Ельце, селе Трубетчино Добровского райо- на и Долгоруково, где, кстати, буквально на днях заложен первый профессиональный городошный корт. — Пока у нас других про- фессиональных центров и дво- ровых лиг нет,—рассказывает президент областной ассоци- ации дворовых видов спорта Алексей Логинов. — Наша задача — открыть их повсе- местно. К сожалению, никто социальный дворовый спорт не финансирует. Мы делаем это на собственные средства. И даже планируем поставить на поток выпуск инвентаря для этих игр. Бываем на фе- стивалях событийного туриз- ма и популяризируем наши подзабытые исконно русские спортивные игры, в которые веками играли наши предки. В первую очередь, это русские городки и лапта, скубарь, котел. Известны и другие под- вижные игры: в слона, чехар- ду, силовые упражнения, как групповые, такииндивидуаль- ные. Ребятня с удовольствием знакомится с видами бросков. Ичемраньшемыдадимнашим детям городошные биты, тем более физически развитыми они будут. Инструкторы по- казывают, как правильно надо бросать биту. Городки — это вид силовой гимнастики и очень грациозная красивая игра, полезная для здоровья. Лапта отечественная В регионе возрождаются дворовые виды спорта НИНА ВОСТРИКОВА Став в очерченный на песке круг, я кинула деревяннуюбиту, выбив рюхи (приземистые деревянные фигурки) с территории неприятеля. Суть игры в том, чтобы бросками бит выбить из «города» поочередно определенное количество фигур, состав- ленных из пяти городков — цилиндрических столбиков из дерева. Главная задача—затратить на выбивание пятнадцати фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трех туров использовал меньше попыток, тот и победил. Сама техника городков чем-тонапомнилаигру впекаря. Для меня лапта и городки обратились в чудесные воспоминания о детстве, о тех днях, когда я, будучи девчонкой, умело орудовала битами, азартно носилась взад и вперед по очерченной на гла- зок дворовойплощадке, увертываясь от преследовавшегомяча. Возможно, в перспективе го- родки будут введены в про- грамму занятийдетских садов. Япрофессиональныйисторик, но всегда дружил со спортом и любил его. Еще будучи студен- том, с 1998 года, когда работал в школе, проводил соревнова- ния по неолимпийским видам спорта. С 2013 года попытался поставить эти игры на поток, чтобы проходили дворовые турниры. А в настоящее время мы развиваем дворовое олим- пийское движение. К примеру, осенью про- шлого года на спортивной площадке ФОК «Виктория» в Ельце прошел кубок по го- родошному спорту памяти по- четного мастера спорта СССР Ивана Петровича Кувшинова. Организаторами соревнований выступили администрация города Ельца, ассоциация дво- ровых видов спорта, Липецкое региональное отделение Фе- дерации городошного спорта России. Городки, как и лапта, очень демократичны. В них могут играть дети от пяти лет и пожилые люди. Так, в группе елецких городошников играет мастер спорта СССР 83-летний Виктор Сергеевич Карасев. Азартные дворовые соревно- вания по лапте и городкам прошлиина уличномстадионе «Дворовик» в Липецке. — Вес моей биты — три с половиной килограмма, — го- воритАлексей.—Получается, за одну часовую-полутора- часовую тренировку я могу перебросать пять тонн. Но не нужно думать, что это чисто мужская игра. Она очень по- лезна и для женщин. Идет на- грузка на мышцымалого таза, улучшается кровообращение, осанка. Выдающийся русский физиолог Иван Павлов, кото- рый сам был городошником, прописывал эту игру как ле- карство. Именно он дал опре- деление ее полезности. Во вре- мя броска происходит работа как внутренних органов, так и всех групп мыщц, включая мимику лица. За счет этого происходит колоссальный оз- доровительный эффект. А еще массовые подвижные игры прекрасно развивают му- скулатуру, укрепляют сердце и легкие. Чтобы игроки были подкреплены и теоре- тически, Алексей Ло- гинов готовит в печать монографию «Дворовый спорт: организационные и идеологические аспек- ты социально-спортив- ного движения по месту жительства». Первые экземпляры попадут к тем, кто стоял у самых истоков возрождения дворового спорта. С 20 августа по 12 сентября пройдут со- стязания в рамках ак- ции Всероссийского дня дворового спорта, которую еще называют Всероссийской двориадой. Наш регион при- соединится к ней впервые. Можно принять участие в велопробеге или фестивале двигательной активности, самому стать организатором праздника в своем дворе или на сельском стадионе. Для детей и взрослых проведут мастер-классыи соревнования по городкам, лапте, скубарю, якутским прыжкам, хоккею на траве, гандболу, бадминто- ну и другим национальным и дворовым видам спорта. Будут спартакиады, разнообразные спортивные турниры, матчи в формате дворовых лиг, празд- ники народных игр. — Мы будем стремиться установить российский рекорд по выбиванию городков, — говорит Алексей Логинов. — Турнир на кубок Петра Вели- кого пройдет в Новолипецком парке, куда приглашаются все желающие. P. S. Русскаянароднаяигра городкипоявилась в началеХIХ века. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сфор- мировались к1923 году, когда вМоскве былипроведеныпервые Всесоюзныесоревнования.В1928годугородкибыливключеныв программуВсесоюзнойспартакиады. Вгородкис удовольствием играли Лев Толстой, Федор Шаляпин, Максим Горький. НОВАЯ КНИГА На духовном перепутье АЛЕКСАНДР КОНДРАТЬЕВ, кандидат филологических наук Недавно вышла в свет книгаизвестногоисторика русской литературыИ.А. Есаулова «Постсоветские мифологии: структурыповседневности» (М: Акаде- мика, 2015). Главную ее тему автор обозначил уже с первых страниц — как нашей стране сохранить духовно-культурную самобытность в динамично меняющемся мире. Проблема эта обострилась из-за того, что тради- ционная система ценностей, основанная на право- славном миропонимании, сегодня подменяется культом неуемного потребительства. Такой сцена- рий чреват драматическими последствиями, о ко- торых предупреждал русский поэтЮрий Кузнецов: Я в будущем увидел человека С печатью вырожденья на челе. Президент России Владимир Путин в своем вы- ступлении на съезде словесников особо подчеркнул значение исконных категорий национального миро- понимания: «Россия не раз переживала коренные переломы традиционных культурных устоев и всег- да черпала силы в возвращении к своим духовным и историческим ценностям, а русская классическая литература, эталонный русский язык всегда были и остаются основами этих ценностей». С проблемой сохранения собственной культурно- исторической идентичности столкнулась сегодня не только Россия, но и другие страны. Наиболее остро эта проблема обозначилась в ходе британского рефе- рендума за выход из Евросоюза, одержимого манией стандартизации и унификаций. Англичане не при- няли политику, нацеленную на то, чтобы все евро- пейские страны привести к общему знаменателю, стерев их самобытные чертыи национальный уклад. Фундаментальные научно-публицистические исследования Есаулова духовных доминант отече- ственной культуры и их преломления в повседнев- нойреальностиотвечают на вызовывремени.Первая часть книги посвящена всестороннему анализу постсоветской мифологии, в основе которой лежит суетная обыденность, не укорененная в культурно- историческом опыте русской цивилизации и ду- ховном наследии Русского мира. «Аксиология рус- ской культуры», вторая часть, представляет собой определение религиозно-философской константы отечественной классики — соборности как общего знаменателя, который«конституирует единство рус- ской культуры в её разнообразных проявлениях». Повествование ведется как общение с читателем и нацеливает на постижение глубинных смыслов со- бытий и явлений. Как известно, П.Я. Чаадаев писал Пушки- ну о своем желании видеть его «посвященным в тайну времени», а Л.Н.Толстой считал, что он напрямую обращается к потомкам, вступая с ними в диалог. Есаулов как учёный вписывает русскую классику в современный контекст по- нимания, а в своих публицистических заметках и наблюдениях за, казалось бы, мелочной повсед- невностью выявляет формирование с невероятным ранее ускорением духовных смыслов грядущего. Автор со всей очевиднойисчерпанностьюиполнотой отмечаетистокирасшатанностивоззренийсовремен- ной России на человека и мир не только в аспекте гуманитарных исследований, что обнаруживается на ток-шоу или в научных публикациях, но и на путях становления национального характера и в поддерживаемых иммоделях поведения: «Остались либо певцы«западного» «Я», индивидуализма, либо оппонирующие имнаследники советского «Мы». Но ведь между ними нет принципиальных различий, не то что в споре, например, арзамасцев и шишко- вистов или западников и славянофилов, поскольку псевдопрогрессивные либералыималоубедительные патриоты мыслят вне контекста соборного миропо- нимания, или православной традиции как основа- ния духовной культуры России. Сегодня уже многие ученые говорят о необходи- мости изменения государственной политики в обла- сти гуманитарного образования. Сейчас эта пробле- ма становится острее, актуализируется абсурдность духовно-культурной ситуации, охватившей все сферы русской жизни под брендом восстановления национальной идентичности как трансисториче- ской перспективы становления России и прощания с советским надысторизмом. Всё это побуждает к прочтению книги Есаулова отнюдь не как, к со- жалению, работы над ошибками, но как задания на ближайшую перспективу. Ведь нам предстоит сделать выбор на духовно-историческом перепутье. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz