Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ПСИХОЛОГИЯ 21 № 160/25288/ 18 АВГУСТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 — Родителям, безусловно, нужна специальная психо- логическая подготовка перед тем, как ребенок первого сен- тября пойдет вшколу. К сожа- лению, большинство взрослых не осознают, что это совершен- но новый вид деятельности для ребенка и освоение его может протекать отнюдь не гладко. Умамочки с папочкой заранее есть некая идеальная картинка, на которой их чадо- паинька прекрасно ведет себя на уроке, первым тянет руку, чтобы ответить, и ставится в пример всем остальным. А потом вдруг выясняется, что ему тяжело просидеть за пар- той полчаса, что он то и дело отвлекается, мешает другим, не слушает учителя. Кошмар! Иллюзии рухнули, у родите- лей стресс, паника. Еще раз терпение —Ичтоже в такой стрессо- вой ситуации делать? — Прежде всего, понять, что ребенку на самом деле трудно. Ведь в садике у него была в основном игровая де- ятельность, а тут вдруг от него требуют дисциплины, сосредоточенности, четкого выполнения заданий.Да унего самого стресс! Чтобы он адап- тировался к новым условиям, необходимо время, причем у разных детей это время будет разным. Поэтому надо не в па- нику впадать, а больше разго- варивать с малышом о школе, каждый день интересоваться, что нового он узнал, хвалить лишний раз, а главное — за- пастись терпением. — Но все мы знаем, как много в начальной школе за- висит от учителя… — Очень много. Я приведу вам рассказ одной женщины, пришедшей ко мне на при- ем. Ее дочь в первом классе позволила сказать учителю, что имеет собственное мне- ние. Вскоре были годовые тесты. Да, первоклашкам не ставят оценок, но все равно контрольный срез делают. В этих тестах есть задание по- вышенной сложности, которое выполнять необязательно. Но девочка все-таки попыталась его выполнить, как поняла. Так вот, когда им раздали тетради, под этим заданием рукой учителя было написано слово «бред». Представляете?! Написать такое первоклашке! — Вот еще одна ситуация, когда родителимогут оказать- ся в полной растерянности. Что же делать, если учитель ведет себя, мягко выражаясь, неадекватно? — Да, ситуация сложная. С одной стороны, ни в коем случае нельзя уронить автори- тет самой профессии учителя, Оставьте детям детство Несколько советов родителям ЕЛЕНА БРЕДИС Полвека назад родителей дошколят предупреждали: «Не учите детей писать, а то потом вшколе придется переучивать». Но те времена, когда был предмет «чистописание», давно прошли. Сегодня детей, забрав из садика, непременно тащат на какие-нибудь курсы подготовки к школе, чтобы ребенок в первом классе вдруг не отстал от остальных. Необходимость такой подготовки детей— вопрос спорный и отдельный. А вот надо ли взрослых готовить к тому, что их дети станут ученика- ми?Об этомбеседа с психологом, психоаналитикомЕкатериной Антоновой. Надеемся, ее советы будут полезны. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА потому что это может создать в будущем большие проблемы у ребенка с другими учителями. С другой стороны, недопусти- мо во всех случаях утверж- дать, что учитель всегда прав. Тем более в подобном случае. Я бы, прежде всего, похвалила девочку просто за то, что она взялась за задание повышен- ной сложности, что не испуга- лась его. Иначе в следующий раз она иподступатьсяк таким заданиям не будет. А потом надо аккуратно объяснить, что сколько людей, столько и мнений, что слово «бред» — это вообще не оценка. Ну а что касается учителя, то ему бы с глазу на глаз я высказала все, что думаю о его професси- онализме. И постаралась бы, чтобы в классе моей дочери он больше не преподавал. Старший класс — А если конфликт с учи- телемвозник уже в более стар- ших классах? — Чем старше ребенок, тем серьезнее и откровен- нее с ним можно говорить. Восьмикласснику уже можно сказать, что реакция учителя была неадекватной и непро- фессиональной. Потому что в пятнадцать лет подросток спо- собен объективно оценивать и учителей, и самого себя. Он уже осознает, где сам виноват в резкой реакции педагога, а где эта реакция была неза- служенной. Если, повторяю, вы будете стоять на позиции «учитель всегда прав», то в дальнейшем у вашего ребенка уже во взрослой жизни может сложиться четкая установка: «он—начальник, я—дурак». Согласитесь, с ней он вряд ли станет успешным. — Но нередки ведь и про- тивоположные случаи, ког- да родители убеждены, что их ребенок самый лучший и самый гениальный, а все одноклассники — дебилы, а учителя — сволочи. И такие родители оказываются насто- ящим наказанием не только для класса, но и для школы… — Да, из-за одного такого родителя класс, в котором учится моя дочь, лишился очень хорошего учителя. По- тому что со стороны этого родителя шли беспрерывные жалобы и претензии. Винова- ты были все кругом, только не ребенок. Учитель не выдержал такого унижения и ушел. Я понимаю, что для каждого родителя его ребенок самый лучший, но не надо же терять поводу всевозможных итого- вых аттестаций! Будь то ЕГЭ, ГИА или любая другая атте- стация. Вот умоейНасти будет такая аттестация в конце чет- вертого класса, так заранее все уже в полуобморочном состоя- нии. Причем нагнетание этих страстей исходит от школы: «Готовьтесь! Занимайтесь! За- нимайтесь дополнительно! А то не сдадите!» А, собственно, что произойдет, если ребенок не пройдет эту аттестацию? На второй год сейчас все равно никого не оставляют, так от- куда такие кошмары, такие пугалки?Апотому что заинте- ресована в этомименношкола, которую будут оценивать по результатам этих аттестаций. — А что бы вы сказали своему ребенку, если бы он не прошел аттестацию? — Сказала бы, что на дан- ный момент он, значит, лучше дение какое-то. Я понимаю, если ребенок увлечен мате- матикой или биологией и ему хочется знать больше, быстрее двигаться вперед. Тогда стоит найти увлеченного, талантли- вого педагога, который еще больше разовьет в ребенке этот интерес. Но не для натаски- вания по предмету! Оставьте детям детство! Не таскайте их от репетитора к репетитору, из кружка в секцию. Поверьте, я сама прошла через это: упорно заставляла дочь заниматься ритмикой, пока не поняла, что ей это скучно и неинтерес- но. Зато когда она увлеклась рисованием, я нашла ей за- мечательную студию Ольги Буевой. Язнаю, что для нее это радость, а не дополнительная нагрузка. — Но к нагрузкам и труду ребенка тоже надо приучать… — Конечно. Поэтому совет тем, чьи дети учатся в на- чальной школе: не пытайтесь выполнять задания за своих детей! Сидите рядом, объяс- няйте, что непонятно, но не от- бирайте ручкуине спешите все решить. Иначе потом столкне- тесь с серьезнымипроблемами. Дальше. Приучить ребенка к нагрузками трудолюбиюмож- но только личным примером. Вы никогда не приучите его делать зарядку, если сами в это время будете сидеть на крова- ти. Ребенок никогда не будет читать внечитающейсемье. Он никогда не будет аккуратным, если родители разбрасывают вещи по квартире. Он должен видеть, как папа возится с машиной, чтобы ее починить. Как мама часы проводит на кухне, чтобы приготовить праздничный обед. Бесполезно взывать к его усидчивости и трудолюбию, сидя в этот мо- мент за компьютерной игрой. — Сейчас пошла большая мода на семейное обучение. Я знаю, что многие родители бьются за то, чтобы им раз- решили учить детей дома. Дескать, этопоможет оградить их от тлетворного влияния окружающей среды. — Сначала давайте не бу- дем путать домашнее и семей- ное обучение. На домашнем обучении находятся дети, которые по состоянию здоро- вья не могут посещать школу, но к ним регулярно приходят учителя. А семейное обучение — это обучение своими сила- ми. Приучите ли вы ребенка к дисциплине и усидчивости, если это привычная обстанов- ка, рядом телевизор, компью- тер, холодильник? Опять же, маме можно запросто сказать в любой момент: «Мам, я ку- шать хочу!» И заботливая, сердобольная мама тут же побежит делать бутербродик. А посмеет ли ребенок то же самое сказать учительнице? Посмеет ли он три раза за пол- часа попроситься в туалет? А с мамой— запросто, как толь- ко примеры решать надоест. Опять же, а как ребенок будет учиться жить в коллективе, как он почувствует, что такое общность людей? Я убеждена, что такое обучение очень обе- дняет жизнь ребенка. Пойми- те, у него должна быть первая двойка, первая драка, первая несчастная любовь. Ведь это его жизнь. “ Приучить ребенка к нагрузкам и трудолюбию можно только личным примером ориентацию в пространстве. Не может быть так, что все дети в классе уроды и идио- ты, а ваш один — луч света в темном царстве. А если вам так кажется, то остановитесь и скажите себе: «Так не быва- ет!» И начните уже анализи- ровать, почему ваш ребенок не находит общего языка с одноклассниками, почему только к нему одному учитель не может «найти подход». Мо- жет, дело в ваших отношениях с ребенком? —От чего быеще выхотели предостеречь родителей, не- важно, в какой класс пойдут первого сентября их дети? —Я просто умоляю всех не впадать в массовый психоз по не знает. Стала бы с ним раз- бираться, в чем основная про- блема. Ну и объяснила бы, что летом придется заниматься и нагонять упущенное. Но не стала бы вопить, что это конец всему, что все пошло крахом. Тем более что я знаю массу случаев, когда стабильные троечники вдруг в восьмом классе брались за ум и блестя- ще оканчивали школу. Личный пример — Да, сейчас уже роди- тели пятиклашек начинают судорожно думать, каких бы репетиторов нанять несчаст- ному чаду… — Ой, это просто наваж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz