Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ПСИХОЛОГИЯ 21 № 150/25278/ 4 АВГУСТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 “ Это была потрясающе теплая семейная атмосфера, пространство, наполненное семейной энергетикой, где прямо на глазах рождались собственные традиции Планета любви Как родителям и детям найти « место силы » ЕЛЕНА БРЕДИС Вот уже третий год подряд в красивейшем месте на пере- сечении рек Дон и Красивая Меча на пять дней возникает маленькое чудо: территория абсолютного детского счастья, любви, понимания и гармо- нии. Это — летний лагерь, организованный Екатериной Антоновой, известным ли- пецким психологом и нашим постоянным консультантом. Напомню, что три года на- зад идею Екатерины Андреев- ны активно поддержали роди- тели, занимавшиеся с детьми в ее группе. Многие из них теперь просто не представляют себе лета без этих встреч. Так что постоянное ядро лагеря, можно сказать, уже сложи- лось. В тоже время он каждый год пополняется новичками. —Вэтомгоду в нашемлаге- ре было уже двенадцать детей, такчтомырастем. Ясама была потрясена, узнав, что при- езжает женщина из Пензы. Оказывается, она в Интернете прочитала интервьюв «Липец- кой газете» и поняла, что ей с ребенком просто необходимо приехать. Вот так потихоньку расширяем географию. Пять путешествий —Какуюже программу вы придумали на этот раз? — У нас было путешествие по разным планетам, всего их было пять. Первая планета называлась «Давай знако- миться». Я делила детей на пары, каждому из них пред- стояло максимально много узнать о другом: увлечения, достижения, сильные и слабые стороны. А это невозможно сделать без искреннего инте- реса к другому человеку, без возникновения обоюдной сим- патии. Согласитесь, даже не все взрослые способнына такое налаживание контактов, а уж детисегоднявсе чаще страдают от неумения контактировать с ровесниками, заводить друзей. — Кстати, о детях. Какой возраст подобрался в этом году? —Отпятидо тринадцати.И это уже само собой сформиро- вало определенное «задание», которое ребята должны были научиться выполнять. Сразу же было установлено, что они должны быть все вместе: если малыши не успевают, их надо подождать, если им трудно, надо помочь. Короче, должны учитываться интересы каж- дого. Для купания у нас было два разных места: одно очень мелкое, для малышни, и дру- гое глубокое, где можно было даже нырять с дерева. Так вот сначала все ждали, пока наши «лягушата» наплюхаются, а потом уже шли туда, где ку- пались старшие. Представьте, ониоченьбыстровжилисьв эти правила игры. Никто ни разу не сказал, мол, не хочу ждать, хочу немедленно купаться. Да и все задания предполагали, что старшиенемогут оттеснить младших и сделать что-то за них ради победы: в команде должны были работать все. И прямо на глазах у детей вдруг проявлялось чувство ответ- ственности, желание опекать и заботиться, появлялось чув- ство коллектива. — А как складывались от- ношения с родителями? — Ну начнем с того, что практически все задания пред- полагали совместное участие детей и родителей, их посто- янное взаимодействие. И вы не можете себе представить, каким счастьем это было и для детей, и для взрослых! Потому что в каждодневной текучке и суете у большинства на такое близкое общениепростоне хва- тает времении сил. Опятьже, в процессе выполнения заданий родители узнают о себе много нового. Кто-то обнаружива- ет, что пытается все сам сде- лать за ребенка, кто-то вдруг понимает, что предъявляет слишком завышенные требо- вания. Взрослые люди учатся смотреть на себя со стороны. В этом помогло задание, когда дети лепили фигуры своих родителей и комментировали, что означают детали этой фи- гуры. Да, родителям нелегко было столкнуться с правдой о себе, да и меня им не всегда было комфортно слушать, но они у меня большие молодцы и ко всему подходят очень конструктивно: всеизначально ехали с запросами на какие-то перемены. — Как же называлась сле- дующая планета, на которой вы побывали? — Она называлась «Мой путь — моя сила». У каждого ребенка была ленточка, кото- рая представляла его жизнь. И мы начинали с самого рож- дения идти по этой ленточке и разбирать, что же ребенок уже может, умеет. Поначалу им было очень трудно, все хоте- лось «перескочить» в возраст постарше. Но когда я начала говорить: «Ты уже можешь агукать? Умеешь поворачи- ваться с бока на бок? Какойже ты умничка, какой молодчин- ка!», они вдруг поняли, что это их достижения, их заслуги. И дальше уже наперебой сообща- ли: «А я уже умею ходить!», «А я в три года уже читала по слогам!», «А я маме первую картинку нарисовал!». И за каждый такой успех мы друж- но все вместе хвалили ребенка. Понятно, что у шестилеток до- стиженийнабиралосьменьше, чему тринадцатилетних. Тогда мы начинали вместе «загля- дывать в будущее» и искать, какие же успехи будут там. Это же очень важно для само- оценки ребенка, для чувства уверенности, защищенности. Родители просто зачастую не замечают этих маленьких по- бед своих детей, не заостряют внимание ребенка на этом, — вроде как все в порядке вещей, ничего особенного. А это не так! Для крохотного малыша первый шаг — это уже насто- ящий подвиг. Похвастаюсь: большинство заданий приду- мывала я сама. Расстаться с проблемой — Вы говорили с детьми о каких-то их проблемах? — У нас было упражнение, которое выполняли и дети, и взрослые. Надо было предста- вить, визуализировать свою проблему и выдохнуть ее в воздушный шарик. Потом эта проблема у нас лопалась вме- сте с шариком. Я специально не расспрашивала, что было у каждогоконкретно, потомучто главная цель была—расстать- ся с этой проблемой. Правда, многие детипотомсамирасска- зывали мне, что их волновало. Аеще они вместе с родителями искалисвое«местосилы».Наш лагерь располагается в изуми- тельно красивом месте: там и потрясающий цветущий луг, и река, и низина с деревьями. Так вот, у кого-то «местом силы» становилась проселоч- наядорога, ведущаяв будущее. Кто-топриносилбукетполевых цветов и рассказывал, что это его семья, кто-тонаходилтакое место возле реки. —Асродителямивыкак-то работаете? — Как таковой терапии в такихусловияхбытьнеможет, — слишком короткий времен- ной отрезок. Скорее, я просто указываю им на моменты, на которые стоит обратить внима- ние. В прошлом году я попро- бовала заниматьсятолько деть- ми, но в этот раз родители мне заявили: «Катя, нам тебя тоже не хватает, удели нам время!» А еще у нас было упражнение, которое называлось «Простые праздники». Дети с родителя- ми должны были придумать календарь исключительно своих семейных праздников. Там были и День мамы и сына, и День посадки картошки, и День бабушки. Если папа в этот момент был на работе, то ему звонили и советовались. Вы не представляете, какое наслаждение было за ними на- блюдать! Это была потрясающе теплая семейная атмосфера, пространство, наполненное семейной энергетикой, где прямо на глазах рождались собственныетрадиции.Кстати, я взяла с детей слово, что все эти праздники будут в семье отмечать. — Детям важно то, что ро- дителивсе времярядомс ними и участвуют в их жизни? —Невероятно! Да и родите- ли открывают для себя совер- шенно иную эмоциональную сферу, выполняя вместе с деть- ми упражнения. Я придумала им такое задание: найти самое «трудное» чувство, описать его на листочке и сделать из листа самолетик. Потом с этим само- летиком надо было прожить весь день, не расставаясь, и посмотреть: то ли ты уже так сросся с этим чувством, что его не замечаешь, то ли «самоле- тик» все время теряется, меша- ет, колется. Мне очень важно было, чтобы они сразу его не порвали, не сожгли. Это про- блему можно быстро решить, а чувствонадопрожить, побыть с ним.Под вечермышлинамост и пускали с него самолетики. У кого-то самолетик улетал и скрывался из глаз, у кого-то уплывал по реке, у кого-то то- нул.Идетивдруг говорили, что злость превратилась в какое-то решение, действие, что вместо страхапоявиласьпредусмотри- тельность и осторожность, что обида трансформировалась в умение договариваться. А вот некоторыеродителиобнаружи- ли, что им тяжело расстаться с «трудным» чувством, настоль- ко они к нему уже привыкли, настолько срослись. Лагерь будущего — Я вас слушаю, и мне кажется, что после таких пяти дней невероятно сложно рас- статьсяивернутьсякобычной, обыденной жизни… — Да, в этом году даже мне дико не хотелось уезжать. Там ведь время течет совершенно по-другому: без резких углов, без суеты. Знаете, какой был самыйсмешнойвопрос?«Катя, а во сколько у нас занятия?» — «В три часа» — «А сейчас сколько?» — «Понятия не имею». При этом каждая ми- нута существованиядопредела эмоционально наполнена. Мы так отвыкли от природы, от со- прикосновения с ней! И вдруг пять дней полной гармонии с миром, ощущение себя его частицей. А ведь для многих взрослыхжизньвпалатках, без всякихудобств, масса бытовых забот наверняка были непри- вычны. Но люди открыли для себя совершенно иные чувства, иные эмоции, впечатления. Я им невероятно благодарна за то, что они так легко и с удовольствием влились в эту жизнь, что так активно при- нимали участие во всех делах лагеря. Я благодарна маме из Пензы, которая взяла на себя хлопотыпоготовке, благодарна нашему вожатому, на котором дети буквально висли целыми днями, благодарна детям, ко- торыеникогдане отказывались отразныхпоручений.Когдаэти пятьднейподошликконцу, все вдруг заявили: «А давайте на будущий годпосле лагеря оста- немся здесь еще на два-тридня! Простопоживем, пообщаемсяв свое удовольствие!» И я почув- ствовала, что тоже хочу здесь остаться, что не хочу возвра- щаться к суете и цейтноту, не хочу расставаться с природойи этой потрясающей атмосферой единения. В ообщем, проща- лись мы, уже обсуждая лагерь будущего года. ФОТО ИЗ АРХИВА ЕКАТЕРИНЫ АНДРЕЕВОЙ Фотография на память о незабываемых днях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz