Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

поразительного киноактера и гениального балетного танцовщика, разумеется, никакой не случилось. О них и вспомнили-то, не- громко и коротко, на двух из десятка федеральных телеканалов. Но и на том спасибо. Есть хоть малень- кая надежда, что молодые заинтересуются, посмотрят фильм «Сталкер», балет «Спартак», полюбят, сбере- гут в душе на многие годы. Кайдановский считал Стал- кера единственной настоящей своей ролью. Он принадлежал к породе максималистов и само- едов. Снимался нечасто, зато везде был хорош. И в камерной драме о не очень счастливой люб- ви. И в зрелищном боевике о по- иске сокровищ на экзотической «Золотой речке». И в дебютной картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой сре- ди своих», теперь уже ставшей классикой. Но все это представлялось ему если не изменой призванию, то все равно непохвальным ком- промиссом. И в актив себе он записывал лишь Сталкера. Кай- дановский и впрямь рожден был для такой роли. Беззащитные, больные глаза. Островок седи- ны в рыжеватых, по-зэковски коротко остриженных волосах. И фанатичная потребность в рискованных походах по запрет- ной и загадочной Зоне. Через ее пустоши, овраги, развалины он ведет искателей, может, исти- ны, может, острых ощущений к порогу комнаты, исполняющей желания. Не те, что ты форму- лируешь вслух, а спрятанные в подкорке, то есть самые искрен- ние и сильные. Но ни его спутники, ни он сам порог ее так и не переступают. Страшно. А вдруг в дальнем за- кутке твоей души таится нечто темное, жестокое, эгоистичное? И вот оно-то и сбудется. Однако герой Кайдановского истово надеется: судьба пошлет ему чистого, бескорыстного правед- ника. Итот без колебаний войдет в таинственную комнату, и его желание, реализовавшись, при- несет людям покой и мир. А сам Сталкер довольствуется миссией проводника для грядущего пра- ведника. Борется с приступами отчаяния, безверия и ждет. Кайдановский, я думаю, в Сталкере чувствовал свое, род- ное, личное. Разве актер для зрителя не тотже Сталкер, не тот же проводник к границе, за кото- рой вероятна более человечная, осмысленная, одухотворенная жизнь? Актерство дляКайдановского какдарипоручение свыше. Онне способен был разменять их, ко- чуя по криминальным сериалам, меняяментовские погонына бан- дитский прикид и наоборот. Ине принял быобъяснений собратьев по ремеслу, что оправдывают свою неразборчивость: семью кормить надо. Зато наверняка бысогласился с другимАлексан- дром — Пороховщиковым, с его брезгливымотзывомонынешнем кино про рестораны, помойки и нескончаемые пиф-паф: «Я на- зываю это «водопроводным ис- кусством». Вот открываем кран, иводапотекла, даже бульковнет, льется, и все. Мелкотемье какое- то. А надо рвануть в искусстве. Как говорилШаляпин, «великий взлет или великое паденье...». И Кайдановский, и Порохов- щиков не обманывались: за взлет придется дорого платить. И пла- тили. Для них пастернаковские строчки о творчестве, которое «взамен турусов и колес не читки требует с актера, а полной гибели всерьез», были не метафорой. Так же как и для Мариса Лиепы. Он мечтал танцевать до ста лет. Эти его слова авторы телефильма о нем вынесли в за- главные титры. Но ему даже не для танца, а для жизни было от- мерено вполовину меньше. А от сцены Лиепу отлучили задолго до смерти. Беспощадноибеспово- ротно, приговорив к медленному угасанию. В фильме проскальзывают горькие, страшные подробности. Вот прославленный, народный, удостоенный всех наград мастер приходит в родной Большой театр, а вахтер закрывает перед ним двери. Вот в дневнике по- следних лет, не предназначенном ни для чьих глаз, Лиепа пишет о желании поскорее умереть во сне. Эти строки звучат за кадром. А потом идут фрагменты из «Спартака». Лиепа потряс весь мир своими мужествен- ными, но невероятно легки- ми, летящими прыжками. Презрев законы физики, он парил в воздухе. Его мощь и свобода не ведали техни- ческих трудностей. Движе- ния тела послушно вторили движениям души. От такого зрелища перехватывает ды- хание. В июле ему исполнилось бы семьдесят. Но уже двад- цать лет его нет на свете. И лет тридцать как оборвалась театральная карьера. Чего ради Россия так преждевре- менно потеряла этого прово- дника, тоже знавшего дорогу в мир, спасавшийся и спасав- ший людей красотой? СМОТРИМ В АВГУСТЕ Смертельно опасное задание СЕРГЕЙ ИВАНОВ Похоже, фильмы по комиксам и видеоиграм становятся самой прибыльной продукцией Голливуда. Сегодня на экраны выходит очередная подобная картина — «Отряд самоубийц». Ее сюжет незамысловат — правительство собирает специальную команду из суперзлодеев, которые заключены в специальные камеры, для выполнения невероятно тяжелой и опасной миссии, только они могут спасти мир, если же не получится, то всю вину правительство переложит на заключенных. Подвох в том, что их отправляют на миссию, где они, вероятнее всего, погибнут. В главных ролях Марго Робби, Уилл Смит, Джаред Лето, Джай Кортни, Кара Делевинь, Юэль Киннаман. Актеры подошли к делу серьезно. Для подготовки к роли Дэдшота Уилл Смит побрил голову, а также проходил обучение в армии, упражняясь в стрельбе. А оскаровский лауреат Джаред Лето вообще для роли Джокера изменил свой облик до неузнаваемости. «Отряд самоубийц» является третьей картиной из вселенной комиксов DC после «Человека из стали» (2013) и «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости» (2016). Поставил ее Дэвид Эйер, сценарист «Тренировочного дня» и сценарист и режиссер фильмов «Крутые времена» (2005), «Короли улиц» (2008), «Патруль» (2012), «Саботаж» (2014) и «Ярость» (2014). Лиам Хемсворт и Кейт Уинслет в главных ролях в драме «Месть от кутюр» . Гламурная женщина возвращается в родной город, откуда уехала еще ребенком после обвинения в убийстве. Жители городка сначала не принимают ее, но постепенно она завоевывает расположение местных дам благодаря остроумию и умению кроить безупречные наряды. Поставила ленту австралийка Джослин Мурхаус («Доказательство»,«Лоскутное одеяло»). Испанский метр Педро Альмодовар («Все о моей матери», «Женщины на грани нервного срыва», «Кожа, в которой я живу») возвращается на экраны с драмой «Джульетта», номинировавшейся в этом году на главный приз Каннского кинофестиваля. Свой новый фильм Альмодовар посвятил женщинам, их психологии и непростым отношениям. «Я возвращаюсь в место, в котором никогда не буду жить, во вселенную женщин», — заметил режиссер. Дочь Джульетты таинственным образом исчезает. В попытке отыскать ее следы она возвращается в Мадрид и вспоминает свою бурную юность, любовь и страшную трагедию, которая отдалила ее от дочери. Призрак прошлого терзает ее в настоящем. Джульетту сыграли две актрисы: молодую — Адриана Угасте и тридцать лет спустя —Инма Куэста. Также в ролях Эмма Суарес, Росси де Пальма, Мишель Хеннер. Юной аудитории адресован китайский мультфильм «Где дракон?» . Маленькая девочка Дженет отправляется в захватывающее, полное опасностей путешествие в загадочную страну, где живут знаки зодиака. Им грозит страшная опасность, ведь силы зла задумали установить там свой порядок. Дженет вместе со своими новыми друзьями: животными, представляющими разные знаки зодиака, — должна найти способ спасти мир от надвигающейся беды. Еще один мультфильм недели тоже из Китая — «Полярные приключения» . Однажды в самое сердце мирной Антарктиды пришла беда. Жизнь Белого континента и его обитателей под угрозой гибели. Чтобы спасти пингвинов и защитить свой дом, маленькие друзья мужественно кидаются в бой. Дружба сделает их сильными. И ничто не сможет их остановить! П усть Маяков - ский нас преду- преждал: «Не юбилейте!», по- скольку не лю- бил казенного пустословия и шумихи. Все-такиправильно, что традиция отмечать круглые даты больших актеров, певцов, музы- кантов остается незыблемой. Иначе мы буквально в течение нескольких июльских дней не увидели бы столько интересно- го. К примеру, первую, совсем юную, в каком-то смысле самую искреннююработуНатальиБело- хвостиковой в фильме «У озера». И не услышали воспоминаний Николая Бурляева о том, как он снимался у Андрея Тарковского в «Ивановом детстве» и «Андрее Рублеве». Ине поразились бымо- лодому вдохновениюи неувядше- мумастерствуженщины-легенды ИнныМакаровой, читавшей свою любимую прозу и стихи. Но я не буду говорить о юби- лярах, что, слава Богу, живут, играют, поют,—они сами это сде- лают лучше меня. Давайте о тех, кого уже нет с нами, чей облик и талант хранятся лишь в памяти, на кинопленке, в видеозаписях. У одного американского юмо- риста мне попалось ехидное на- блюдение: политики и актеры никогда не уходят вовремя. О политиках промолчим. Если это Горбачев, Клинтон, Обама, им бы надо не уйти вовремя, а вообще не приходить во власть. Что же касается артистов... Конечно, иные«звезды», давно миновавшиепикславыипопуляр- ности, уже без былого обаяния, устав, потускнев, что-то убого пытаются делать в кино, театре, наТВ.Ановоепоколение зрителей смотрит и недоумевает: и чем они восхищали наших отцов и мате- рей? Но в России беда не в том, что таланты затягивают с уходом, а наоборот — уходят слишком, несправедливо рано. И нередко сразу и из искусства, и из жизни. Как сказано в давних стихах, «не- долюбив, не докурив последней папиросы».Атакже недоиграв, не реализовав всего творческого по- тенциала. Кто-то сгорает из-за ду- шевногоперенапряженияв десять тысяч вольт. Кто-то расшибается о стену равнодушия, зависти и за- претов, когдане дают осуществить заветное, выношенное. Шукшин умер в сорок пять. Высоцкий—в сорокдва. Этот рус- ский мартиролог ранних смертей бесконечен: Евгений Урбанский, Екатерина Савинова (помните ее в фильме «Приходите завтра»?), Олег Даль, Любовь Полищук, Андрей Миронов... Есть в скорб- ном списке и имена Александра Кайдановского и Мариса Лиепы. Виюльскомкалендаре ихюбилеи встретились, практически совпа- ли. А при жизни того и другого роднило, в сущности, жертвенное служение искусству. Шумихи в связи с юбилеями ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Без турусов и колес... Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 150/25278/ 4 АВГУСТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 21 Актерство для Кайдановского как дар и поручение свыше . Он не способен был разменять их , кочуя по криминальным сериалам , меняя ментовские погоны на бандитский прикид и наоборот “

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz