Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Слово обозревателю Героям вход воспрещен? Исаак Розенфельд Вдруг задела, покоробила вроде бы безобидная строчка в журнальном отзыве о новом американском боевике. Ди Каприо играет в нем охотника, которого ранил медведь и бросили его спутники. И вот человек упрямо ползет с сотню километров через канадский лес. Ну точно так же, добавляет кинообозреватель, как совет- ский литературный герой Мересьев. Охотник добирается- таки до жилья и, оклемавшись, начинает мстить своим бессовестным товарищам. В ы скажете, что я слишком мнителен и придирчив, однако упоминание здесь Мересьева, мягко выра- жаясь, неуместно. Я протестую от имени мальчи- шек моего поколения. От имени первых читателей «По- вести о настоящем человеке». От имени первых зрителей ее экранизации, которые смотрели фильм дважды, трижды, а то и десять раз. Я протестую против отчужденно небрежного тона автора заметки. Против того, чтоМересьев зачислен про- сто-напросто в литературные герои. Вся страна знала: он не книжный, не киношный, а реальный герой Великой Отечественной войны. Борис Полевой встретился с ним на фронте и в романе изменил лишь одну букву в его фамилии. А главное — летчик пробирался по сугробам, буреломам и оврагам, чтобы выжить и воевать с врагом, а не за тем, чтобы свести счет с негодяем. Тогда нам, юнцам, было не все равно, чего ради наши любимцы совершают на экране подвиги. И не случайно в советской довоенной киноверсии «Острова сокровищ» хорошие людиискалипиратскийклад, желая не разбога- теть и жить припеваючи, а помочь ирландским повстан- цам, борющимся с угнетением и несправедливостью. Наивно?Наверное. Навеяно утопическими мечтами о мировой революции? Допускаю. Но мотивы, что двигали искателями приключений, в нашем понимании не мог- ли сводиться к шкурному интересу. Для заполнивших кинозалы зрителей это было не менее важно, чем сами приключения. П одправленный Стивенсон и история безногого летчика Мересьева-Маресьева принадлежали к темфильмам, вернее к тем впечатлениям, которые строили душу, характер, объясняли смысл герои- ческого поступка, давали романтические примеры верности, достоинства, че- сти. Вам угодно называть это кино «совковым», про- пагандистским, тоталитар- ным? Вы предпочитаете иные сюжеты, иных пер- сонажей? Предположим, «достигаторов» (есть теперь в русском языке и такое слово) с ледяными глазами и бандитским прошлым, которые свирепо расправ- ляются с конкурентами, предупреждая: «Этобизнес. Ничего личного»?Или бла- гопристойное буржуазное семейство, три серии вы- ясняющее, кто убил лопа- той дедушку-миллионера, решив побыстрее завладеть его банковским счетом, свечным заводикомлибо нефтяной скважиной?При этом выясняется: лопатыбылинаготове у всех. Но одинпустил свою в дело проворнее. Воля ваша, господа. Но не забудьте: юные зрители «Острова сокровищ», унося с собою после сеанса песню «Я на подвиг тебя провожала, над страною гремела гро- за», недолгое время спустя в солдатских гимнастерках и офицерских шинелях взаправду ушли на передовую. И погибали и за свою страну, и за всю затоптанную фа- шистами Европу. Так что ирландские революционеры им не были чужими не только на экране. В Год кино об этом не худо и вспомнить, и поразмыс- лить.Точнотакже, какиотом, чтоне стольуж давно образцы для подражания в кинематографе не обяза- тельно носили милицейско-полицейские погоны и маски омоновцев.В«застойной»советскойдержавегероямибыли не столько лихие сыщики и уж тем паче не заработавшие в поте лица миллиард — другой олигархи, а монтажники из «Высоты», металлурги из «Веснына Заречной улице», лесорубыиз «Девчат», неотразимыйфантазер, мечтатель, апо совместительствуводитель-дальнобойщиксЧуйского трактаПашкаКолокольников из дебютного фильмаШук- шина «Живет такой парень». Драматурги и режиссеры приукрашивали их в соответствии с канонами соцреализ- ма? Пафос тех кинолент заказывался и контролировался ЦК КПСС? Не знаю. По-моему, далеко не всегда. Вряд ли Михаил Ульянов с яростным темпераментом лепил своего Егора Трубникова в «Председателе» с ле- гендарного партизанского командира, а потом не менее легендарного колхозного вожакаКирилла Орловского по команде изПолитбюро.Не думаю, что этоКремльповелел режиссеру-фронтовикуГригориюЧухраюснять«Балладу о солдате»—нежестокий, пронзительно светлый, где-то даже нежныйфильмомальчиках, вписанных в смертные реляции. Чухрай обошелся без показа бешеного озвере- ния рукопашной, без крупных планов раскромсанных ран, оторванных конечностей и обугленных трупов. Он иначе рассказал о войне. Но его «Баллада» лучше любого натуралистического боевика с реками крови, грязью и матом объясняла детям и внукам тех, кто воевал, почему деды, отцы, старшие братья победили. Толькочто закончившиесярождественскиеканикулы на телевидении превратились в ретроспективу советской комедии. Бог весть, что бы показывали в праздники на «голубых экранах», если бы не «совковый» золотой за- пас шедевров от «Небесного тихохода» и «Золушки» до «Иронии судьбы» и «Покровских ворот». Чем ответило нынешнее кино Пырьеву, Гайдаю, Александрову, Ряза- нову, Данелии? Непомерно распиаренными, а на деле худосочными «Елками» да «Ширли-мырли». К огда-то Евгений Габрилович, сценарист классиче- ских лент «Машенька», «Коммунист», «Монолог», заметил: человек не всегда равен самому себе. Ино- гда онмельче себя и поступает трусливо, эгоистично, бес- совестно.Аиногда—больше.Итогдавнемпробуждаются благородство, жертвенность, безоглядное сострадание. Сейчасмассафильмов, гдепрямо-такилюбуютсялюдской низостью, животным началом или бессилием. Вернет ли Год кино на экраны гуманистическую традицию, благо- даря которой весь мир аплодировал фильмам «Летят журавли» и «Судьба человека»? Или мы уже по инерции сами будем аплодировать крутым уокерам и хорошему американскому парню Рокки, который до полусмерти забивает плохого, звероподобного боксера из России? 3 № 14/25142/26 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Цвет крика Открылась выставка к 90- летнему юбилею Василия Шевченко И. Неверов Говорят, когда тебе послано тяжелое, жестокое, почти непосильное испытание, не спрашивай: за что? Спроси: для чего? Разгадай его тайный смысл, а может, и тайную мудрость. Кто знает, как бы сложилась судьба Василия Ивановича Шевченко, если бы менее чем за полго- да до конца войны он не получил тяжелейшее ранение. Ему было девятнадцать лет, а он — инва- лид. Для разнообразно талантливого человека возмож- ностей реализоваться масса. Но война заслонила, перекрылаШевченкомногиепути-дороги.Не случись с ним той страшной беды, неизвестно, взялся быон за кисть. Не исключено также, что, даже решив стать художником, он овладел быв академическихклассах ремеслом, но при этом его редкое природное чувство цвета, наитие, дар безудержной фантазии были бы ослаблены. Однако искусство вести диалог красками с людь- мииБогомВасилийИванович осваивалне в училище и не в академии. Он постигал его сам, одержимо, страстно. Всматриваясь в полотна любимых масте- ров, прислушиваясь к друзьямпо творческому цеху. И пришло время, когда произведения Василия Ива- новича начали с успехом экспонироваться в Москве и за рубежами России, когда о его живописи как о крупном, не регионального уровня явлении загово- рили маститые искусствоведы. В нынешнем январе исполнилось девяносто лет со дня рождения Шевченко. В честь юбилея пла- нируется несколько выставок. Стараниями Таисии Филипповны Федоровой, которая преданно служит памяти мужа, выпущен прекрасный каталог работ живописца. Апервая из выставок только что откры- лась в Доме Мастера. Экспозиция камерная, где-то чуть больше полу- тора десятков картин. Но это ее преимущество. Ведь каждое творение Шевченко рассчитано на долгое, пристальное постижение, чтобыоценить выразитель- ностьисмелостьисполнения, а главное—философию ее создателя. А она не сводима к простымформулам. О творческом кредо Шевченко не скажешь, что вот, мол, человек радуется красоте мира, вспоминает дет- ство, полон оптимизма и надежды. Да, в экспозиции есть ликующие, поющие о счастье бытия вещи. К примеру, околдовывающий «Хор весны» с расцве- тающими деревьями, огромными фантастическими птицами и тихим белым домиком, у стены которого сидят умиротворенные старик со старухой. Но рядом совсем другие пейзажи, другие, тоже гигантские, но зловещие птицы, заполонившие все ночное небо. Если те, из «Хора весны», прилетели пусть не из рая, так из детства, из забытой сказки, то эти уж точно — с погоста, а то и прямо из ада. Картина называется «Птицы над городом». Такая сумрачная визуальная притча о том, как обезлюдел урбанизированный мир, как церковные купола и кресты превратились в насесты для крылатых мон- стров, а по улицам бегают черные тощие голодные псы. Хочется думать, что Шевченко написал все- таки не пророчество, а предупреждение: так может произойти, если мы порвем связи с природой и друг с другом. Близкихпо духу«Птицамнад городом»картинна выставке не одна и не две. На них всходит шолохов- ское черное, скукоженное, как лопнувшая футболь- ная покрышка, солнце. На них клонится к земле, точно Пизанская башня, заброшенная, теснимая со всех сторон деревьями сельская церквушка. На них возникает воспоминание о войне, голоде, оскудевшей от печалей жизни. Я имею в виду поразительное «Молоко войны», где в ранней холодной полутьме женщина пытается выцедить из сосков коровы спа- сительные капли для маленькой дочери. А корова смотрит на нас грустными, виноватыми глазами. Об удивительных животных Шевченко стоит сказать особо. Их лица (именно так писал о братьях наших меньших в чем-то очень близкий Шевченко гениальный поэт Николай Заболоцкий), их до- верчивый или тоскливый взгляд преследуют тебя, тревожат, трогают не меньше, чем на клеенках Пи- росмани. Кстати, тоже одного из самых родных для Василия Ивановича творцов. ОднаждыуШевченко спросили: какой вашлюби- мыйцвет?Он ответилпо-шевченковскинеожиданно: «Крик». А потом добавил: «Любой цвет может кри- чать, говорить, петь». Сам художник предпочитал крик, потому что сердце его болело не только от перенесенных операций. И ему было необходимо, чтобы его живописные мифы, притчи, послания услышали... Сейчас масса фильмов, где прямо- таки любуются людской низостью, животным началом или бессилием. Вернет ли Год кино на экраны гуманистическую традицию, благодаря которой весь мир аплодировал фильмам «Летят журавли» и «Судьба человека»? ” Василий Шевченко. «Молоко войны». На помощь придут с электроникой Липецкие пожарные осваивают современное оборудование Елена Панкрушина Спасательное судно на воздушной подушке «Славир» уже помогло спасти жизнь рыболову, вышедшему 16 января на лед Матырского водохранилища. Причем патрулирование водоема на этом транспортном сред- стве проводилось в пробном режиме. На вооружение этот катер, как и другая современная техника, пред- ставленная на выставке в управлении государственной противопожарной спасательной службы (УГПСС) Липецкой области, поступит только в феврале. Демонстрацию нового оборудования, предварив- шую совещание по подве- дению итогов оперативно- служебной деятельности за 2015 год, несправедливо было бы назвать рядовой. В этом году во исполнение задач, поставленных гла- вой администрации реги- она Олегом Королёвым по внедрению современного и эффективного спасатель- ного оборудования, арсенал УГПСС пополнился прин- ципиально новыми устрой- ствами. Это, например, беспилотный летательный аппарат для мониторинга обстановки и поиска людей в труднодоступныхместах. Такое устройство до на- стоящего момента можно было увидеть разве что на выставке технических до- стижений. Но липецкие пожарные уже не только приобрели прибор, но и освоили его. Почетным гостям—первому замести- телюглавыадминистрации области Юрию Божко, на- чальнику управления ад- министративных органов региона ВиталиюШикину, главеЛипецка СергеюИва- нову, начальнику ГУ МЧС России по Липецкой обла- стиМихаилуСалфетникову и начальнику управления государственной противо- пожарной спасательной службы региона Сергею Астахову — были проде- монстрированы взлет, ос- мотр территории и точное приземление беспилотни- ка. В этом году спасатели также смогут более эффек- тивно искать людей в за- валах с помощью аппарата «Спрут», проводить работы в полной темноте благо- даря аварийной установке «Шар световой», предна- значенной для освещения до 12 тысяч квадратных метров площади. Пожар- ные продемонстрировали и современные транспортные средства, спасательные палатки, индивидуальное обмундирование. — Мы ежегодно модер- низируем и обновляем тех- нически наше управление государственной противо- пожарной спасательной службы, — сказал Юрий Божко. — Благодаря это- му с каждым годом растет число спасенных людей и уменьшается количество погибших. Устройства, которые мы увидели се- годня, может, и не будут востребованы ежедневно, но в случае необходимости ими воспользуются, чтобы оперативно оказать по- мощь пострадавшим. После осмотра техники гости приняли участие в церемонии награжде- нияюношеской хоккейной команды, сыгравшей матч на стадионе управления, и проследовали в учебный пункт. Здесь в этом году был создан компьютерный класс для повышения про- фессиональных знаний пожарных и спасателей. Затем в зале видеокон- ференц-связи состоялось совещание по подведению итогов за прошлый год, на котором были заслушаны отчеты о работе УГПСС и МЧС в регионе. — В 2015 году наши- ми спасателями было со- вершено более трех тысяч выездов, спасено свыше пятисот людей, уничто- жено 514 взрывоопасных боеприпасов, — сообщил Сергей Астахов. — Наши сотрудники сегодня рабо- тают не только на земле. У нас есть необходимое обо- рудование для проведения спасательных операций на воде и с воздуха. Сотрудники управле- ния, признанные лучшими по профессии в 2015 году, были награжденыкубками и дипломами администра- ции Липецкой области. Также состоялось вручение переходящих кубков луч- шим структурным подраз- делениям управления и ди- пломов и ценных подарков добровольцам пожарной охраны Долгоруковско- го и Усманского районов и представителям обще- ственного спасательного поста «Галичья гора». Фото Павла Острякова Хлебосолье по-чаплыгински X Окончание. Начало на 1-й стр. Гостейждало увлека- тельное театрализован- ное представление, глав- ными действующими лицами которого стали «ожившие портреты» знаменитых историче- ских личностейи земля- ков, которыми по праву гордятся чаплыгинцы, — Александра Менши- кова, Петра Семенова- Тян-Шанского, Анны Буниной, Михаила Скобелева, Леонида Радина, Сергея Чаплы- гина. Участникипробегасудовольствиемознакомилисьсинтерьером советских квартир и красных уголков — вещи для экспозиции собрали сами горожане. В киоске «Союзпечати»—всегда свежие газеты… сорокалетней давности, а на кухне чудо отечественной инженерии — коротковолновый приемник «Океан» и бобинный магнитофон. Центральным событием дня стало торжественное подписание соглашения о сотрудничествемежду главойЧаплыгинского райо- наНиколаемКлимовымипредседателемправленияФРОС«Region PR» ГеннадиемШаталовым. —Уже достигнута предварительная договоренность провести этим летом в рамках «Раненбургского застолья» деловой гастро- номический форум и фестиваль национальных кухонь народов России,—сообщилГеннадийШаталов.—Чаплыгиндолженстать центромроссийского гастрономического туризма! Яочень доволен всем здесь увиденным. Николай Климов заверил, что Чаплыгинский район готов принять гостей на высшемуровне. Вся необходимая инфраструк- тура для этого уже имеется, строительство новых гостиниц идет полнымходом. Втекущем году вЧаплыгине распахнут двери еще пять новых музеев, в том числе музеи купечества, Анны Буни- ной иПетра Кропоткина. Скоро откроют памятник российскому императору из Брауншвейгской ветви династии Романовых Ио- анну VI — «русской Железной маске». Несчастный властелин империи формально царствовал младенцем лишь первый год своейжизни при регентстве сначала Бирона, а затем собственной материАнныЛеопольдовны. Император-младенец был свергнут ЕлизаветойПетровной. В 1744 году в четырехлетнем возрасте он вместе с семьей прожил какое-то время в ссылке в Ораниенбурге, потом провел почти всю жизнь в одиночном заключении, и уже в царствование Екатерины II был убит охраной в 1764 году в одиночной камере в Шлиссельбургской крепости при попытке его освободить заговорщиками. Загадочная фигура Иоанна VI должна привлечь в Чаплыгин любителей тайн русской истории. — Чаплыгинский район одним из первых в области стал раз- вивать на своей территории туристический кластер и добился в этом значительных успехов, — считает начальник областного управлениякультурыиискусстваВадимВолков.—Не случайно, что территориявошла вмаршрут столь значимого автопробега. Это ипризнание заслуг, и определенный аванс на будущее. Хотелось, чтобыиостальные районыактивноперенималиэтот опыт. Рассчи- тываю, что в ближайшей выставке «Интурмаркет-2016» примут деятельное участие все районы области. Нам есть чем гордиться и чем привлечь гостей. Современное оборудование, которое используют в работе липецкие пожарные, осмотрел Юрий Божко. В 2015 году спасателями было совершено более трех тысяч выездов, спасено свыше пятисот людей, уничтожено 514 взрывоопасных боеприпасов ”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz