Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
3 № 120/25248/24 ИЮНЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Нетерпимость, ненависть не в русском характере. Нам достает ума не смеши- вать, не путать Порошенко и Довженко. Однако даже русское терпение небеспре- дельно. А его испытывает нынче всякий кому не лень, у кого в крови тяга к про- вокациям, мелким и круп- ным пакостям ” Родная кровь, чужая душа Исаак Розенфельд Заложниками политики сегодня делают не только людей, но и книги, фильмы, памятники, саму историю. Особенно обидно, когда большую культуру берут в заложники мало что из себя представляющие «деятели». Ж ививнашевремяГоголь, его наверняка не впусти- ли бы на порошенков- скую Украину. Ты, сказали бы ему, почто даже про запорожско- го казака Тараса Бульбу сочинил по-москальски, а не на ридной мове и как посмел интересоваться, куда не- сется птица-тройка по имени Русь? А вот куда ковыляет Украина — не спросил. Русь не дала ответа. А Украина бы дала: ковыляю, дескать, на всех парах в Евросоюз и НАТО. Они не пущают, а я все равно прошусь и ломлюсь. В общем, тыагент Кремля, гражданин Гоголь-Яновский. ВРоссии, к счастью, никомупока не приходило в голо- ву высчитывать, сколько у классика процентов горячего русского патриотизма, а сколько—любви кмалороссий- ским сказкам, песням, мистике, юмору. Мы Гоголя про- сто как читали, так и читаем, как любили, так и любим. Даже от Шевченко русские не спешат отречься. Его «Кобзарь» и написанные, кстати, опять же по-русски дневники и повести по-прежнему стоят на полках би- блиотек. Пусть Тарас Григорьевич частенько грешил русофобией, богохульствовал, а не милость к падшим призывал. Но мы прощаем его ради нескольких по- настоящему хороших стихотворений. ЧемРоссия и отличается от УкраиныПорошенко, По- рубия и Яроша. Так и не выстроив из-за пустой мошны грезившуюся Яценюку стену по границе двух стран, эти деятели сооружают кривой забор, спеша разделить два наших народа. Запретив въезд множеству российских артистов, музыкантов, журналистов, Порошенко на- ложил табу и на демонстрацию российских, а особенно советских фильмов. «Карнавальная ночь», «Баллада о солдате» или «Легенда № 17» — это ж такая страшная подрывная пропаганда москалей! Но мне понрави- лось, как отреагировал на это наш думский спикер Сергей Нарыш- кин. Он посоветовал российским телевизи- онщикам почаще по- казывать картины по произведениям круп- ных украинских пи- сателей. Не для того, чтобы усовестить оп- понентов. Если уж их сон не тревожат тыся- чи убитых в Донбассе, Луганске, Одессе, то показ в России «Теней забытых предков» или «Белой птицы с черной отметиной» и подавно не помешает им повер- нуться на другой бок и захрапеть еще громче. Р ечь не о них, а о нас. Украинофобия в России—миф и блеф. Нет и самогомикроскопического смысла от- казываться от техже «Теней забытых предков», по- ставленных по книге украинца Михаила Коцюбинского гениальнымармяниномСергеемПараджановым. Аразве не любопытно посмотреть, как сыграла в экранизации «Гулящей» Панаса Мирного наша блистательная Люд- мила Гурченко? Или как весело когда-то дебютировал в кино в украинскойкомедии«За двумя зайцами» будущая «звезда» товстоноговского БДТ Олег Борисов? А какой потрясающейбыла вролиЛесиУкраинкиАллаДемидова в фильме «Иду к тебе»! Дудки, господа! Это общее достояние и украинского, и российского, и советского искусства. А вы можете за- бирать себе в полную собственность Джамалу и дурацкие кинофарсы с русофобом Зеленским. На них мы не пре- тендуем. Впрочем, и не запрещаем. На попсу и тупую пошлость и у нас охотников хватает. Бороться с этими запретами бесполезно, здесь нужны другие способы. Нетерпимость, ненависть не в русскомхарактере. Нам достает ума не смешивать, не путать Порошенко и Дов- женко. Однако даже русское терпение небеспредельно. А егоиспытывает нынче всякийкомуне лень, укого вкрови тяга к провокациям, мелким и крупным пакостям. При- чемкровь, отравленная злобой, необязательно чужая, не- русская, украинская, литовская, польская. Рядом с нами немало людей с русской кровью, но нерусской душой. В обвальном потоке информации теряются как будто бы частные, случайные, но на деле очень симптома- тичные факты на сей счет. Хорошо, что одна известная газета не жалеет сил из номера в номер их коллекциони- ровать. Вот какой-то подросток явился на митинг КПРФ поорать «Зиг хайль!», выбрасывая руку в нацистском приветствии. Вот в Кургане расторопные торговцы за- весили своим баннером с рекламой джинсовых шмоток мемориальную доску на доме ветерана войны. Вот на ведущем российском канале в рейтинговомшоу «Танцы со звездами» нашлась парочка, изобразившая трога- тельный роман благородного гитлеровского офицера с милой, по-видимому, русской барышней. Их красивые отношения прерываются выстрелом «снайпера»... Подобных историй — множество. Потом кто-то при- носит извинения. Кто-то квалифицирует выходку зигую- щего подростка какшалость. Кто-то клянется, что ничего худого танцоры не замышляли. Да звучит это все неубе- дительно. Иужточно прекрасно отдавали себе отчет, что творят, ученыемужиизСанкт-Петербургскогоинститута историиРАН, присваивая докторскуюстепень коллеге за диссертацию, обеляющую Власова и власовцев. Новоис- печенный доктор, констатирует газета, подает предатель- ство как закономерный «социальный протест» против СССР. Советский Союз он считает «главным злом», а власовцев — «борцами за справедливость». Подчеркну: защищается этот научный труд не где-нибудь, а в городе, пережившем блокаду. Да еще за несколько недель до праздника Победы, до шествия «Бессмертного полка»... Т ерпимость, свобода слова, уважение к чужому мне- ниюоказываютсяширмой для тех, кто оправдывает фашизм, нацизм, предательство икровавый террор. И тут уж нам негоже уподобляться коту Леопольду с его добродушным: «Ребята, давайте жить дружно»... Жить дружно с этими — нельзя! А если вернуться к кино, не скрою: буду рад, если вме- сто очередногоштатовского «ужастика» или отечествен- ного гламурно-фальшивого сериала покажут «Землю» Александра Довженко, фильмыталантливых украинцев Юрия Ильенко, Леонида Осыки и Николая Мащенко. Это не просто ностальгическое воспоминание о времени, когда мы были вместе. Это и надежда на будущее, когда безумное противостояние, выращенное русофобами по обе стороны границы, неизбежно прекратится. Право остаться в памяти Измалковскому Сусанину воздали почести в родном селе Александр Дементьев В измалковском селе Афа- насьево в День памяти и скорби открыт обелиск земляку Василию Вобли- кову, в декабре 41 года повторившему подвиг Ивана Сусанина. Об этом человеке снят докумен- тальный телефильм, о нем липецкий писатель Николай Карасик напи- сал рассказ «Без права остаться в живых», опубликованный в журна- ле «Петровский мост». Но имя Сусанина в Ве- ликой Отечественной так быиосталось безымянным, если не подвижничество измалковского краеведа из деревни Сахаровка Юрия Машкарина. Сорок лет назад он рассказал о под- виге Василия Яковлеви- ча Вобликова в районной газете «Восход», потом его заметка была опубли- кована в выпущенном к Дню Победы областном военно-патриотическом сборнике. А в Афанасьево сельская власть в честь земляка-героя установила мемориальную доску. Сна- чала она была помещена на фасаде Дома культуры, но родственники Вобли- кова посчитали, что это не то место, где надобно ей быть. Поэтому имя Ва- силия Яковлевича было увековечено на памятнике погибшим в войну земля- кам. А в год 75-летия нача- ла Великой Отечественной войны местная сельская власть в честь подвига зем- ляка решила поставить памятный знак у той самой дороги в направлении Из- малково, куда Вобликов ценой собственной жизни так и не довел фашистов. — Мне тогда шесть лет было, но я хорошо помню тот день, — рассказывает внучка героя Анна Пе- тровна Воропаева.—Ночь. Я, сестра и брат спали на печке. Вдруг в избу ворва- лись немцы, деда забрали, дескать, показывай самую короткуюдорогу наИзмал- ково. Бабку тоже увели. Страшно было. На памятном знаке, вы- полненном в форме армей- ской газеты под названием «Знамя Победы», корре- спонденция лаконично, но подробно рассказывает о той ночи с 9 по 10 декабря. ВходеЕлецкойнаступа- тельной операции освобож- ден Елец, немцыпытаются прорваться из окружения. В Афанасьево отряд из трехсот гитлеровцев решил найти себе проводника, чтобыдойти доИзмалково. Ношестидесятивосьмилет- ний Василий Яковлевич Вобликов повел врага не кратчайшим, вдоль желез- ной дороги, путем. Он вы- брал противоположное на- правление. Так оккупанты оказались в Лопатинских Оврагах — непроходимом зимой месте. Здесь и при- нял мучительную смерть — немцы, разгадавшие замысел проводника, зако- лоли его штыками. Только и отряду гитлеровцев был уготован в овраге ад. Отряд окончательно сбился с пути и был разгромлен частями Красной Армии. Односельчане привезли бездыханное тело Василия Яковлевича в Афанасьево. Нодосихпорнеизвестнаего могила. Может, она на том самом месте, в центре села — у дороги на Измалково, где 22 июня был торже- ственно открыт памятный знаквчесть земляка, повто- рившего подвиг Сусанина. Толькоиотличие: тот отдал жизнь за царя, а Василий Яковлевич — за Родину. В день митинга сама природа «заплакала», по- миная Вобликова: перед его началом пошел дождь. Но потом тучи рассеялись. Почетными гостямими- тинга стали родственники Василия Яковлевича — внучка Анна Петровна Во- ропаева, ее внучка Нелли и маленькаяправнучкаЮля. К месту стоит добавить: у измалковского Сусанина было семь сыновей. Все — воины Великой Отече- ственной войны, и лишь трое вернулись живыми. Вместе с Василием Во- бликовым на митинге по- мянули всех погибших в войне измалковцев, а из ушедших на фронт их — половина. Памятный знак и бла- гоустройство вокруг него делали всем миром — без привлечения бюджетных средств. В его создании участвовали работники администрации (даже про- ект был разработан именно здесь), фермеры, местная дорожная организация. На торжественном ми- тинге было много школь- ников. И к ним были об- ращены слова заместителя главыИзмалковскогорайо- наМариныПоповой, главы Афанасьевского сельского поселения и главного ини- циатора установки памят- ного знака Александра Киселевича, других ува- жаемых людей села о па- триотизме, любви кРодине на примере таких героев, как Василий Яковлевич Вобликов. Фото Александра Дементьева О чем поют коклюшки Юные липчанки продолжают традиции народных умелиц Ирина Смольянинова Мое первое знакомство с елецким кружевом состоялось в раннем детстве. По деревенскому обычаю в особо жаркий летний день бабушка извлекала из сундуков рулоны домотканого льняного полотна, отрезы шерсти и ситца, скатерти и вышитые красно-чер- ным крестиком рушники, свой и прабабкин плюшевые жакеты и развешивала за двором на натянутых между деревьями веревках. Этот обязательный ежегодный ритуал назывался «сушить добро». Тяжеленные сундуки тоже выносили на солнцепек — «прожа- рить», чтобы не завелись плесень и моль. « Царское » наследство Водномиз сундуков, средине- хитрых крестьянских пожитков бережно хранилась единственная по-настоящему ценная вещь — черный, почти двухметровый шелковый шарф елецкого кру- жева. Досталось сие поистине царское сокровище вприданое ба- бушке от ее матери, которая была единственной дочерьюв большой крестьянской семье. Ровное, без путаницы в узоре или случайно вылезшего кон- чика нити плетение, сложный, необычайнойкрасотыузор, напо- минающийморозный рисунок на стекле, большие резные фестоны по краю основного полотна—все говорило, что это была работа большого мастера, может быть, самой Дарьи Матюхиной, леген- дарной кружевницы, памятник которой установлен в Елецком музее ремесел. Сегодня елецкое кружево, по- жалуй, один из главных брендов Липецкой области, известный не только в России, но и за рубежом. Говорят, узорчатые накидки, жакеты и шали имелись в гарде- робе женской половины царской семьиипредставительницмонар- ших домов Европы. Доподлинно известно, что в советское время роскошное кружевное летнее пальто было изготовлено по лич- ному заказу ЛюдмилыЗыкиной. Изделия елецких кружевниц исейчас в основномидут вМоскву и на экспорт. При желании их можно купить или заказать на фабрике в Ельце. Правда, стоят онинедешево, особенно есливещь изготовлена традиционным руч- ным, а не машинным способом. Однако есть вариант: выучить- ся этому искусству совершенно бесплатно. Секцийкружевоплете- ния в школах, домах культуры и детского творчества области пре- достаточно, традиции народного промысла сохраняютсявЕлецком и Липецком педуниверситетах. Плетешок , насновка , гречишка В кружке елецкого круже- ва городского Дома детского творчества «Октябрьский» над подставками с валиками, к ко- торым крепятся коклюшки с намотанными на них нитками, склонились около десятка девчо- ночьих голов. Тонкие пальчики перебираютдеревянныепалочки, время от времени переставляя булавки, чтобы зафиксировать сплетенный фрагмент узора. Плетешок, насновка, полот- нянка, гречишка, жемчужка, жучки, мушки, мелкотравное, травчатый рубчик — порхают по комнате непонятные посто- роннему человеку, но такие родные слуху, исконно русские слова. От этих терминов, которые придумали крестьянские девуш- ки для обозначения элементов кружевоплетения, словно веет степным простором и луговым разнотравьем. Чтобы сплести простенький жгутик, требуется шесть пар коклюшек. Обычно мастерица оперирует 8—32 парами коклю- шек. А для создания больших кружевных полотен со сложным рисунком узора требуются до 600 пар коклюшек. Скрещиваются, перевиваются нитки, постукивают в руках ко- клюшки, негромко переговари- ваются юные мастерицы. Но вот постепенно смолкают разговоры, юные плетеи полно- стью погружаются в работу, и в тишине слышится лишь мело- дичный перезвон деревянных палочек. «Коклюшки запели», —говорят о такихминутах опыт- ные кружевницы. Это значит, что пойман нужный темп в работе, руки споро делают свое дело, нитки не путаются, а мастерица успевает следить за всеми при- хотливыми поворотами узора. Чтобы коклюшки запели, нужна сноровка. Впрочем, как уверяет руководительница круж- ка Татьяна Потылицына, особой премудрости в кружевоплетении нет, нужно лишь внимание и тер- пение. Перевить нити, поменяв коклюшкиместами в одной руке, затем переложить коклюшки, заведя одну поверх другой,—вот два основных приема, которые нужно освоить, чтобы плести простые вещицы. Самое важное в изготовлении кружева—сколок. Этолистплот- ной бумаги с нанесенным на него техническим рисунком узора. Сколок прикрепляют булавками на валик, затем навешивают ко- клюшкиснамотанныминитками и по схеме плетут узор. Обычно применяются готовые сколки. Но особо искусные кружевни- цы чертят свои оригинальные сколки, по которым и создаются неповторимые авторские работы. Такие сколки являются, как сей- час говорят, интеллектуальной собственностью, а мастерица, которая умеет их создавать, уже не ремесленник, а настоящий художник. Счастье сотворчества Руководительница кружка «Елецкое кружево» приОктябрь- скомдоме детского творчестваТа- тьянаПотылицына по профессии художник лаковой миниатюры, в качестве дипломной работы в ЛГПУ как раз писала методи- ческое пособие по составлению сколков. Старинному рукоделию ТатьянаучиласьуВалентиныНи- колаевны Зачиняевой, которая преподавала кружевоплетение в школе села Ильино Липецкого района. В то время единственным украшением коричневого фор- менного платья школьниц были изготовленные собственными руками нарядные воротнички и манжеты. Поэтому интерес к кружевоплетению был большой. — А как сейчас? Есть ли се- годня талантливые девочки, которые готовы продолжить эти традиции? — Приходят, интересуются кружевоплетением многие, осо- бенно когда увидят уже готовое изделие. Но не у всех хватает терпения сидеть часами за ко- клюшками. Год-другой походят и бросают. Но это не страшно, — уверена Татьяна Потылицына, — кружевоплетение — как езда на велосипеде: раз научишься, и потом в любой момент можно сесть за коклюшки. Руки сами вспомнят, что и как надо делать. Поэтому обязательно надо отда- вать ребенка в кружки и секции, чтобы он мог попробовать себя в различных видах творчества или рукоделия. А талантливые девочки, ко- нечно, есть. Вот, например, По- лина Костина, занимается всего год, но уже имеет успехи. В 2016 годуработадесятилетнейПолины нафестивале «Русь святая» в рам- ках Пятой недели Православной культуры заняла второе место. Сейчас девочка считается опытноймастерицей, может под- сказатьподружкам, какправиль- но плести тот или иной элемент, и уже сплела себе и маме немало нарядных вещиц. Елецкое кружево легко от- личить от других подобных из- делий. Оно более прозрачное, с мягкими переходами от плот- ного узора к легкому ажуру. С хлопком и льном такое кружево сочетается просто идеально. А как приятно летом вместо син- тетики надеть легкое хлопковое или прохладное льняное платье, тем более что «деревенский» стиль становится все более по- пулярным. И уж точно не останется неза- меченной девушка илиженщина в нарядной кружевной блузке, платье или болеро, надетых по особо торжественному случаю. Созданные руками мастера уни- кальные изделия не подвержены капризам моды и с годами не утрачивают ни очарования, ни ценности. Как не утрачивают их палехскиешкатулкиилижостов- ские подносы, гжельская кера- мика и павлопосадские платки, в яркихкраскахиформахкоторых закодировано представление на- рода об истинной красоте. Фото Ирины Смольяниновой Сегодня елецкое кружево — один из главных брендов Липецкой области. Почетными гостями митинга стали не только родственники героя, но и представители власти и жители села. КСТАТИ Как сообщили в сельской администрации , к 9 Мая следующего года здесь постараются добиться , чтобы подвиг земляка был отмечен посмертно во - инской наградой .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz