Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

№ 119/25247/ 23 ИЮНЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО С тарые песни о глав- номзвучатнечасто.И не только потому, что теперь в моде иная музыка, иные рит- мы. Просто то, что казалось главным тогда, не кажется главным теперь. Даже слова в текстах воспринима- ютсяне так, каккогда-то.Поютпро любовь, а подразумевают — секс. И Родина — это не три березки под окном, не картинка в твоем буква- ре, а иномарка под окном, бутик с иностранным названием у входа и ресторан, где в меню не борщ, не котлета по-киевски, а суши и роллы. Такчто сегодня сложнопредста- вить, чтобыиу самых талантливых композиторовнаписались быпесни «Широка страна моя родная» и «Я люблютебя,жизнь». Грандиозный материк советской песни ушел на дно вместе с СССР. И точно также стал Атлантидой советский кине- матограф. По каким-то телекана- лам, предположим, «Дом кино», фильмы пятидесятых, шестиде- сятых, а то и тридцатых лет еще могут показывать. Но снять новых «Чапаева», «Ивана Грозного», «Летят журавли» или «Балладу о солдате» не получается. Вы заметили: в лентах, допу- стим, о войне актеры в солдатской и офицерской форме выглядят ряжеными. В «Освобождении», «Они сражались за Родину» или «Восхождении» не выглядели. А в новыхфильмахи сериалах зритель чувствует себя Станиславским, которому трудно удержаться и не крикнуть: «Не верю!» Один из поздних фильмов ко- рифея советского кино Сергея Ге- расимова назывался с откровенной дидактичностью: «Любить чело- века». Поначалу автор хотел дать ему название «Градостроители», ведь его герои проектировали боль- шой город в Сибири. Что побудило Герасимова передумать, не знаю. Но зачем-то ему понадобилось превратить заглавный титр чуть ли не в программную декларацию, лаконичную, словно евангельская заповедь. Самое, по-моему, знаменатель- ное: этаформула годилась длямно- жества фильмов той поры — как название, как эпиграф. Кино при советской власти было разным. Ге- ниальным, заурядным, бездарным, искренним, конъюнктурным, а то и лакейским. Рассказывают про Михаила Чиаурели, поставивше- го несколько помпезных картин о Сталине. Актеры в этих лентах играли не живых людей, а как бы сошедшие с пьедесталов гранитные и мраморные памятники. Так вот, творец этих вдруг задвигавшихся монументов поучал незадачливого коллегу: не желаешь, чтобы твое кино ругали и запрещали? Тогда делай то, что любят «они». Тут серпочек, там молоточек, тут сер- почек, там молоточек. Тем не менее не эти нелепости определялидухипафос отечествен- ного кинематографа. Одаренные Нечего положить «на полку» Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом люди раздвигали, а нередко взла- мывали границы, непреклонно очерченные соцреализмом. И от- нюдь не всегда попадали в неми- лость, а сделанные ими картины необязательно ложились «на пол- ку». Да хотя бы уж потому, что и в верхах не все подряд были чинов- ными держимордами и жаловали угодливые «серпочки, молоточки». На экраны выпускались филь- мы фактически оппозиционные, дерзкие. Может, как раз потому, что и в них все-таки звучала та же настойчивая, сквозная нота, как и у обласканного властью Сергея Герасимова: любить человека. Она возникала и в «Весне на Заречной улице», и в «Белом солнце пусты- ни», и в «Судьбе человека», и в «Июньскомдожде», и в «Коротких встречах» вечно опальной Киры Муратовой, и в панфиловском «Начале», и в эксцентрической комедии «Джентльмены удачи». Прохиндеи ельцинского раз- лива, не по праву узурпировавшие звание либералов, издеваются над советской культурой. Дескать, не было в тех книгах, фильмах, спек- таклях ни правды, ни глубины, ни ярких индивидуальностей. Это, что же, господа, Егор Трубников в «Председателе» не индивидуаль- ность? Это Вероника из «Летят журавли» не личность? Это судь- ба Сотникова в «Восхождении» неправда или история Григория Мелехова в романе Шолохова и экранизации Сергея Герасимова лишена глубины? Но вот какая любопытная вещь. Включаешь «телек», тот же «Дом кино», что крутит без разбора и классику, и заслуженно забытые, наивные картины шестидесяти- летней давности, и тебе не хочется переключаться. Ты с симпатией смотришь, мягко говоря, хоть примитивный «Месяц май», хоть совсем убогую комедию «Улица полна неожиданностей». В чем СМОТРИМ В ИЮНЕ 21 дело? В ностальгии по молодости? Или в усталости от гламура из жизни новых хозяев жизни и от «чернухи», когда кинематогра- фисты в любом привлекательном персонаже обнаруживают гниль, эгоизм, жестокость, злую жажду власти? И не просто обнаружива- ют, но и не жалея сил доказывают: это нормально. Это и есть человек без прикрас. «Чернуха» — она ж не столько в пристрастии к изображению за- дворок, помоек, тесных и грязных советских коммуналок и постсо- ветских бомжатников. В конце концов, у Горького в «На дне» ночлежка изображается не затем, чтобы ткнуть тебя носом в безна- дегу людского существования. Именно среди этих, да, обездолен- ных, беспомощных, униженных существ рождается, пожалуй, самый звонкий, самый крылатый в русской словесности афоризм: «Человек — это звучит гордо!» А от него рукой подать и до другой заповеди: человека надо любить. И факт, а не реклама, господа, чтотонашекиносмотрелииценили за рубежом. Смотрели, растроганно смахивалислезу, аплодировали, да- валипремии.Непо тойлипричине, что в нем утверждалось человече- ское достоинство, духовное начало, естественные, не замешанные на корысти, зависти, небрезгливой конкуренции отношения? А этого на Западе так недоставало! Сейчас в России талантов не поуменьшилось. Звягинцев или Серебренников по-настоящему одаренные и профессиональные мастера. Взвягинцевской«Елене», демонстрировавшейся, к слову, на нашем региональном фестивале «Липецкий выбор», возникает род- ственная перекличка с Бальзаком и Золя. Режиссер честно зафикси- ровал: возвращаясь в лоно рынка, бесцеремонно сортирующего народ на господ, которым принадлежит все, и толпу, которая довольству- ется крохами, не украденными элитой, мыи в искусстве начинаем воспроизводить коллизии веко- вой давности. И вместо «любить человека» торжествует принцип «пригнутьчеловека». Вследующей работе Звягинцева «Левиафан» вся русскаяжизнь до горизонта оказа- лась заслонена ложью, подлостью, изменой. Советскаяцензура тупо, из стра- ха «как бы чего не вышло» порою укладывала «на полку» фильмы смелые, горькие, сложные. Сейчас ни цензуры, ни полки нет. Зато фильмов, которые все чохомможно назвать «Не любите человека», все больше. И ни единого признака, что поток их иссякнет. Вот и остается одно: включить телевизор и в двадцатый раз посмо- треть «Доживем до понедельника» или «Иронию судьбы». И вновь война миров СЕРГЕЙ ИВАНОВ Роланд Эммерих возвращается на миро- вые экраны с продолжением своего блокба- стера «День независимости: Возрождение». События картины происходят спустя 20 лет после первого фильма. На Земле, полно- стью не оправившейся после нападения 1996 года, выросло новое поколение, освоившее технологии инопланетян. Существует по- дозрение о том, что инопланетяне оставили маяк, который снова может привлечь захват- чиков, но найти его не удаётся. Земляне организовали глобальную систе- му слежения и противостояния возможным новым нападениям на Землю. Часть системы развернута на Луне, на которой функциони- рует военная база. Дэвид Левинсон возглав- ляет систему противостояния враждебным пришельцам. Сын героя первой картины Стивена Хиллера (который погиб во время ис- пытания гибридного истребителя за несколь- ко лет до событий второй части) — Дилан — вырос и стал пилотом истребителя. Боевым пилотом стала и дочь президента Патрисия. Джасмин Дюброу работает администратором госпиталя. Новое нападение пришельцев имеет бес- прецедентный масштаб. Кажется, что ничто не может спасти землян от нового, еще более разрушительного и масштабного инопланет- ного вторжения. Жителям Земли придется забыть о границах государств и различиях в менталитете, чтобы дать отпор. Используя познания в технологиях пришельцев, земля- не организуют сопротивление. Только воля и смелость нескольких героев могут спасти наш мир от тотального уничтожения. Бюджет фильма составил 200 миллионов долларов, это на 125 миллионов больше, чем бюджет фильма «День независимости», кото- рый собрал в прокате 817 миллионов и стал самым кассовым фильмом 1996 года. Роль капитана Стивена Хиллера вновь предназна- чалась Уиллу Смиту, однако кинокомпания «20th Century Fox» решила отказаться от его услуг, когда актёр запросил за съёмки в двух сиквелах гонорар в 50 миллионов долла- ров. В итоге главные роли исполнили менее высокооплачиваемые Майка Монро, Джои Кинг, Джефф Голдблюм, Уильям Фихтнер, Шарлотта Генсбур. В этом сиквеле, кстати первом в режиссёрской карьере Роланда Эммериха, Джесси Ашер исполнит роль сына персонажа, сыгранного в первом фильме Уиллом Смитом, а Лиам Хемсворт сыграет зятя бывшего президента, чью роль исполнил Билл Пуллман. На этой неделе в российских кинотеатрах начнется прокат и продолжения популярной комедии «Соседи. На тропе войны 2» . На этот раз в дом по соседству с Маком и Келли въезжает университетский женский клуб. Чтобы разобраться с новыми соседями, кото- рые не дают им покоя, Мак и Келли решают обратиться за помощью к их бывшему врагу — Тедди Сандерсу. Ленту поставил Нико- лас Столлер, сценарист комедий с Джимом Керри «Всегда говори «ДА» и«Аферисты Дик и Джейн». В ленте снялись Сет Роген, Зак Эфрон, Роуз Бирн, Хлоя Грейс Морец. Отечественное кино представлено комеди- ей «Завтрак у папы» дебютантки большого кино Марии Кравченко. У молодого, привле- кательного и самовлюбленного Саши Титова в жизни, на первый взгляд, все сложилось как нельзя лучше: он успешный креативный директор рекламного агентства и полностью удовлетворен ни к чему не обязывающими от- ношениями с коллегой Оксаной Тарелкиной. Но однажды утром на пороге своего пентха- уса Саша встречает милую десятилетнюю девчушку Алю, которая представляется его дочкой. Ворвавшись в жизнь Саши, смышле- ная и любознательная Аля серьезно намерена надолго в ней обосноваться. Но готов ли Саша принять все сюрпризы, приготовленные судь- бой, и в корне изменить привычную холо- стяцкую жизнь? Главную роль в картине сыграл Юрий Колокольников. В фильме также снимались Катерина Шпица, Луиза-Габриэла Бровина, Полина Максимова, Кристина Шаповалова, Никита Тарасов, Михаил Полицеймако. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА А в новых фильмах и сериалах зритель чувствует себя Станиславским, которому трудно удержаться и не крикнуть: «Не верю!» “

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz