Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

БЫЛОЕ № 119/25247/ 23 ИЮНЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 12 „ Виктор Слушник в мастерской. „ Картина «Отвоевались», 1997 г. МАКСИМ ПАВЛОВ, ведущий археограф Государственного архива новейшей истории Липецкой области Хотите верьте, хотите нет, а накануне первого боя он боль- ше всего боялся забыть взять с собою альбом для рисования. Восемнадцатилетний парень не мог знать, что в ту страшную октябрьскую ночь сорок четвертого, оглушенную орудийными залпами и взрывами, он, недавний выпускник артиллерий- ского училища, получит тяжелое ранение, которое изменит всю жизнь. И альбом, карандаши, краски станут спутниками Виктора навсегда. Мальчишкой-то он мечтал быть военным, лучше всего летчиком. И хотя его дядя Дмитрий Константино- вич, художник-самоучка, сумел увлечь племянника искусством рисования, он не собирался посвятить себя этому делу. Но так случилось, что, бро- сившись вперед вслед за пехо- той, артиллеристы оказались на минном поле. Взрыв — и Слушник почувствовал не- стерпимую боль в ноге. В мед- санбате ему скажут, что часть ее срезало осколком. Для него начались долгие госпиталь- ные месяцы. День Победы он встретил в глубоком тылу — в читинском эвакогоспитале. У него было время подумать, чем он будет заниматься в мирной жизни. После долгого лечения Виктор Слушник переступил порог Одесского художествен- ного училища. Ахудожествен- ную академию заканчивал в Риге. Его тогда тянуло в Прибалтику — ведь здесь базировался во время войны полк, в котором он служил. Начинающегоживописца пле- нила здешняя природа. Ее он и запечатлелна первых своих се- рьезных полотнах — «Море», «На этюдах».Аспустяполтора десятка лет и рядовая публи- ка, и специалисты оценили картину Виктора Петровича «Клайпеда». Но так складывалась судь- ба, что он очутился, можно сказать, на противоположном краю страны—в Таджикиста- не. Здесь его приняли в Союз художников, здесь состоялась перваяперсональная выставка живописца. Любимый жанр Слушника — пейзаж. Сам он это объ- ясняет просто: мир природы полон гармонии, он противо- стоит жестокости, агрессии, разрушениям, которые несет война. Решая, где жить, где работать, он, прежде всего, пытался почувствовать, от- вечает ли его внутреннему состоянию то, что видит во- круг. И также, как в юности, он влюбился в прибалтийские места, уже зрелым мастером почти шесть десятков лет на- зад Виктор Петрович открыл для себя ширь полей, красоту лесов и рек земли липецкой. Город металлургов Слушник называет последней точкой своих странствий. В Липецке он по-настоя- щему оценил не только при- родные ландшафты. Его по- трясли масштабы Липецкой Магнитки, размах новостроек и, конечно же, люди — те же ТВОРЧЕСТВО Война и мир Виктора Слушника Известному липецкому живописцу исполнилось девяносто строители и металлурги. Про- изводственные мотивы сдела- лись для художника не менее важными, чем какая-нибудь лесная тропинка или речной берег. Рукотворная реаль- ность, создаваемая талантом, энтузиазмом, требующим му- жества трудом, вдохновили его в работе над холстами «Они построят все», «Вечер (кок- сохим)», «Индустриальный пейзаж». Это не было формальной данью соцреализму. Слушник действительно любил своих героев, восхищался ими. Не случайно картиныживописца так понравились будущему легендарномудиректору, а в ту пору еще главному инженеру предприятия Ивану Василье- вичу Франценюку. Благодаря ему они украсили залы и ве- стибюли заводоуправления, а в музее Новолипецкого ком- бината ипоныне организуются выставки мастера. Тематический и творче- ский диапазонВиктораПетро- вича разнообразен. Понятно, что, несмотря на то, что война далеко позади, она продолжа- ет жить в его памяти. Потому и родилась одна из самых впе- чатляющих картин Слушника «Отвоевались». У художника-фронтови- ка в числе наград — ордена Славы третьей степени и Оте- чественной войны первой сте- пени. За его плечами десятки выставок — региональных, всероссийских, всесоюзных, международных. Произве- дения мастера хранятся в частных коллекциях раз- ных континентов и стран — от Японии до США. Он не утратил жажды творить, он и сегодня словно удивляет- ся своему умению передать мазками и линиями, цветом, светом, ритмом и обаяние детской беззаботности, и су- ровость мужчин, выбравших нелегкое дело, — строить или выплавлять металл, и ды- шащие покоем и вечностью родные пейзажи. ПРЕДАНЬЕ Под покровом Святой Богородицы Летопись Данковского мужского монастыря ВИКТОР ЕЛИСЕЕВ, краевед, член Союза журналистов РФ, лауреат областной премии имени И.А. Бунина Некогда на правом берегу Дона, там, где в него впадает речушка Вязовка, располагался Данковский мужской Покровский монастырь. Предание гласит, что бо- ярин Р.Н. Телепнев-Оболен- ский в чём-то провинился, и московский великий князь и первый царь Иван IV Грозный предал его опале. Спасаясь от царского гнева, Роман Ни- китич бежал, на берегу Дона нашел каменнуюпещеру-при- станище. А потом перебрался к устью речки Вязовки, где собственными руками срубил часовню и келью. Однажды к отшельнику пришли рыбаки. Нежданным гостям пришлась по душе рас- судительность незнакомца, рассказали о нем в округе. Лесные тропы стали сбегаться к уединенной келье. Кто-то искал здесь совета, кто-то — душевного покоя. Некоторые приходили, чтобы остаться. Так был основан Данковский мужской монастырь. Шел 1564 год. Телепнев- Оболенский вёл строгий образ жизни. Принял схиму и по- стрижение, поселился в затво- ре-келье с одним маленьким оконцем. Утверждали, что во время егомолитв совершались чудеса — в засушливое время выпадал дождь. Умер первый схимонах монастыря в 1647 году. И вскоре пошла молва о чуде- сах на его могиле. Когда там совершались панихиды, то многие больные и недужные исцелялись. В 1795 году на средства княгини Барятин- ской и данковской помещи- цы Муромцевой на могиле Телепнева-Оболенского была построена каменная часовня и установлено каменное над- гробие из белого мрамора. В часовне бережно сохраня- лись вериги, четки, железный крест Телепнева-Оболенского. После его кончины сме- нилось немало настоятелей. Особенно благополучна была обитель во время игуменства Варсонофия в 1743— 1751 го- дах. В это время здесь прожи- вал архиепископ Казанский и Великоустюжский Гавриил, уроженец села Ярославы ны- нешнего Данковского района. Благодаря ему монастырь был обнесен каменной стеной, для братии были построеныновые кельи. Отставной обер-майор Ав- раам Иванович Спешнев, вла- делец соседнего села Спешне- во, в 1748 году пожертвовал монастырю немалые денеж- ные средства, на которые и была построена Соборная церковь во имя Покрова Пре- святой Богородицы. С 1790 по 1800 годы на- стоятелем монастыря был Макарий, принявший схиму под именем Серафим. Он из- вестен как Серафим Данков- ский. При нем была возведена каменная церковь во имя Вознесения Господня с при- делом Успения Пресвятой Богородицы. А вот игумен Павлин оста- вил о себе недобрую память. Историки, и среди них пер- вый данковский краевед, ав- тор «Описания Данковско- го Покровского монастыря» В.И. Ермаков, отмечают, что он среди братии сеял раздор, затевал склоки, буквально завалил Святейший Синод доносами, не постыдился ого- ворить и покойного игумена Серафима. По его требова- нию была сломана часовня на могиле первого настоятеля, разобрана церковьВознесения Господня. Только в 1814 году благодаря стараниям братии Павлина отстранили от игу- менства. В 1831 году в Данковском уезде свирепствовала эпи- демия холеры. Данковский купец Г.Ф. Лебедев, побывав- шийвмонастыре имоливший- ся на могиле первого игумена об избавлении его семьи от эпидемии, дал обет.Исдержал его — в 1837 году Григорий Фадеевич над могилой Телеп- нева-Оболенского соорудил деревянную часовню. В 1845 году настоятелем был назначен Амвросий. Вре- мя его игуменства — насто- ящий расцвет монастыря. Тысячи страждущих стреми- лись в Покровский мужской монастырь. После революции мона- стырь был предан поруганию, затем полностью разрушен. Остался одинфундамент. Но и его впоследствиине пощадили — все кирпичи растащили... Страницу подготовил Исаак Розенфельд

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz