Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 119/25247/ 23 ИЮНЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Обустроенный пандус — не редкость в Липецке, но хо- чется иметь их повсеместно. Параллели пересекаются Как помочь детям с ограниченными возможностями ЕЛЕНА БРЕДИС Одна приемная мама, взявшая в семью детей-инвалидов, сказала мне так: «А вы много видите детей с ограниченными возможностями на улице, в парках, в транспорте? А они ведь есть. Просто живут, словно в резервации, в своей квартире, не покидая ее пределов». Какнипечально, но онаправа. Зачастую как раз эти дети оказываются наименее защищенными в на- шемобществе. Именно об этомнаша беседа сУполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ по Липецкой области Людмилой Кураковой. — Людмила Валентинов- на, до сих пор помню свой детский шок, когда мама повезла меня в Евпаторию для лечения хронического тонзиллита. Но основная масса детей там была с не- врологическими проблема- ми: ДЦП, хорея, другие забо- левания. Дети в инвалидных колясках, еле ковыляющие на заплетающихся ножках, непроизвольно дергающие- ся. Мне было уже десять лет, но я никогда таких детей не видела, и для меня это был ужас! Мне было и страшно от того, что такое может быть, и безумно больно за них. — Да, это огромная про- блема, ведь большинство здоровых детей понятия не имеют, что есть дети, не по- хожие на них. И первая реак- ция — «это ущербные дети». Они не понимают, что ребе- нок может плохо ходить, но прекрасно рисовать, петь, у него могут быть другие та- ланты. К счастью, победа Да- нилы Плужникова в проекте «Голос. Дети» это доказала. Но одного примера Данилы на всю страну мало. Если мы говорим о воспитании мило- сердия, сострадания, если мы хотим, чтобы каждый че- ловек в нашем обществе мог рассчитывать на уважение и признание, необходимо гото- вить ребят к этому с раннего возраста, даже с детсада. Безбарьерная среда — Но для этого банально условий нет. Я уже не говорю о том, что в большинстве слу- чаев отсутствует безбарьер- ная среда, но ведь ребенок с ограниченными возможно- стями неизбежно будет тре- бовать отдельного, особого внимания воспитателя. —Давайте начнем с безба- рьерной среды. Это действи- тельно серьезная проблема. Ведь смотрите, что получа- ется: даже если к подъезду построен пандус, то после него дорога уже никуда не ведет. Но ведь надо думать, ради чего этот пандус дела- ли. Здесь живет ребенок-ко- лясочник? Значит, должна быть продумана дорожка без ям и бордюров до детской площадки или до детского сада. Должно быть продума- но, как с ребенком проехать до того же магазина. А то мы построим пандус, а дальше— дорога в никуда. — Но, может, не стоит «ждать милостей от приро- ды», а просто жителям дома скинуться и обустроить все самим? Не так все это дорого, да и рукастые мужики най- дутся. Если уж мы говорим о необходимости построения гражданского общества, то надо проявлять инициати- ву… —Тут я вынуждена вас не- много разочаровать: для всех подобных преобразований необходимы официальные разрешения, проектная до- кументация. Все, что люди могут, — это обратиться в соответствующее учреждение с просьбой. Что же касается гражданского общества, то кто мешает соседям помочь одинокой женщине спустить ребенка-инвалида на улицу, чтобы он подышал весенним воздухом или помочь пере- браться на детскую площад- ку? Но беда нашего обще- ства в том, что мы понятия не имеем, кто живет с нами рядом, кому такая помощь нужна. А ведь в семье, где рождается тяжело больной ребенок, папы зачастую ка- питулируют и уходят, бросая маму один на один со всеми проблемами. — А мамы порой даже не в курсе, куда им обратиться за помощью… —Эти мамы нередко сами нуждаются в психологиче- ской помощи. Ведь после первогошока очень часто воз- никает желание закрыться, замуроваться со своей бедой в своей квартире. Чтобы избе- жать жалостливых взглядов, шепота за спиной. Где и с кем общаться таким мамам? Вот задача. Ко мне обратились мамы детей с синдромом Дауна именно с такой прось- бой: они хотят объединиться, встречаться, обмениваться опытом. Они хотят, чтобы на их детей перестали по- казывать пальцем на улице. И вот сейчас мы уже создали организацию «Солнечный мир», нашли и арендовали помещение. Теперь главное, чтобы откликнулось как можно больше мамочек с та- кими детьми, особенно — из районов области. Инклюзивное образование — Когда зашла речь об инклюзивном образовании, то возмущаться начали роди- тели именно здоровых детей: дескать, присутствие в классе ребенка с ограниченными возможностями будет не- минуемо тормозить учебный процесс… — Не надо так буквально пониматьинклюзию! Ребенок, у которого серьезные пробле- мысо здоровьем, не выдержит уроки по сорок пять минут, не успеет отдохнуть за перемену. Да, ему необходимо домашнее обучение, особый алгоритм занятий. Но это не значит, что ондолженбытьполностьювы- ключен из школьной жизни! Я побывала во многих шко- лах, где прикреплены дети, к которым учителя ходят на дом. Я задавала простой во- прос: «Сколько раз за год эти дети бывают у вас в школе?» И только в двух-трех лучших школах мне рассказали о том, как эти дети включены в школьную жизнь. Во всех остальных делали круглые глаза и молчали. А сколь- ко раз родители бывали на классных собраниях? Опять молчание. А почему ребенка нельзя пригласить на Пер- вое сентября, на новогодний утренник, на Восьмое марта или 23 февраля? И не просто как бессловесную куклу, а как участника праздников? Ведь эти дети могут и петь, и читать стихи, и устроить выставку своих рисунков. Да много чего могут! Просто их таланты надо раскрывать и показывать другимученикам. — Но не будет ли такому ребенку неуютно в школе среди здоровых ровесников? — Тут все зависит от того, как к этому подойти. Вот есть у нас центр развития творчества «Левобережный», так там готовят специальные педагогические отряды из школьников-подростков, ко- торые помогают детям с огра- ниченными возможностями во время специальных смен в оздоровительных лагерях. Но ведь такие отрядыможно под- готовить в каждом учебном заведении, чтобы они встре- чали детей, сопровождали их, рассказывали о школе. А почему не сделать так, чтобы этиотрядынавещалидетишек на дому, чтобыустраивали им настоящие праздники в день рождения, да и не только? Ну, что-то вроде прежних «ти- муровцев», хотя назвать их можете как вам хочется, если Аркадий Гайдар сегодня ни- кого уже не вдохновляет. Но именно это и будет настоящим инклюзивным образованием. Вот такое аккуратное, береж- ное взаимопроникновение двух, пока еще параллельных миров. Кстати, вспомните коллектив «Параллели», где на сцене рядомс колясочника- ми выступают здоровые люди, где мы наблюдаем радость на- стоящего сотворчества. Часть нашего мира —Да, и больше всего меня потрясает тот факт, что дети с ограниченными возможно- стями нисколько не ощуща- ют этих своих ограничений! Напротив, они чувствуют себя реализованными, счаст- ливыми, они чувствуют себя частью этого мира и этого общества! — Знаете, меня в этом плане поражает атмосфера в нашем интернате для слепых и слабовидящих детей. Ви- дели бы вы, как они рвутся к знаниям, как хотят ничем не отличаться от своих здоровых ровесников! Там ведь дети не только с ослабленным зрени- ем, но и с нарушениями опор- но-двигательного аппарата, с сопутствующими неврологи- ческими заболеваниями. Я в этом году была у них первого сентября. Они стойко вы- держали всю торжественную линейку! А звонок давала де- вочка на коляске, без ножек. Слышали бы вы, как она вы- ступала перед микрофоном, как ее все слушали! Да, в этом интернате все предусмотрено, все оборудовано, но! Там к детям не относятся как к ин- валидам. И в первую очередь — это установка директора Игоря Ивановича Батищева. Он видит в своих воспитан- никах полноценных людей, пусть еще и не взрослых: не сюсюкает с ними, не играет в поддавки. Он даже хромаю- щему малышу может сказать: «Ты что это опаздываешь? А ну скорее на урок!» И это не жестокость, это дисципли- на, обязательная для всех. Именно благодаря такому отношению дети чувствуют себя полноправными члена- ми общества. Они у него и поют, и танцуют, и рисуют, и в спортивных соревнованиях участвуют. — Но такова атмосфера именно в этом замечательном интернате. А как же быть остальным? — Изначально это все- таки проблема взрослых, их отношения к своему ребенку. Если мама никак не может выйти из депрессии, если она стесняется выводить своего ребенка на улицу, боится показать его окружающим, то она сама же создает ему дополнительные психологи- ческие проблемы. Вот одна из моих задач—как-то вывести этих мам из четырех стен, помочь им познакомиться, объединиться, начать вме- сте решать первоочередные задачи. В тех же органах соцзащиты мне не имеют права дать поименный спи- сок детей-инвалидов и их адреса. Поэтому я прошу об одном: мамочки, начинайте сами проявлять инициати- ву — звоните, пишите мне. Наша общая цель—доказать обществу, что каждый ребе- нок приходит в мир со своим особым предназначением. А от имени молодой областной общественной организации «Солнечный мир» для ма- лышей с синдромом Дауна обращаюсь к родителям, вос- питывающим «солнечных» деток! Вы сталкиваетесь со многими трудностями — устройство в обыкновенный детский сад происходит с боем. Найти среднюю об- разовательную школу, куда возьмут ребенка по методике инклюзии, тоже задача не из простых. А потом может по- явиться еще одна проблема — неготовность родителей одноклассников к таким ученикам. Преодолевать все эти трудности проще вместе. А сделать мир добрее — это наша с вами общая задача. Не оставайтесь наедине со своей проблемой! Отзовитесь! Беда нашего общества в том, что мы иногда понятия не имеем, кто живет с нами рядом, кому нужна помощь “
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz