Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
3 № 116/25244/21 ИЮНЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Соборность православной церкви сейчас в упадке. Огромную роль в сложив- шемся неустройстве сыгра- ла привычка жить порознь и решать самим свои про- блемы. Церковь раздробле- на, индивидуализирована. Часто она оказывается под влиянием политической или националистической ситуации ” Эмма Меньшикова Марине Бабкиной 16 лет, но она уже определилась с выбором будущей профессии: хочет стать гончаром. Народ вокруг веселился, гармонисты играли на гармошках, женщины в народных русских одеяниях пели и плясали, а девушка сосредоточенно крутила гончарный круг, и из-под ее рук выплывали ров- ненькие глиняные гор- шочки. Происходило это на горшечном дворе областного этнографиче- ского праздника «Вол- ченские узоры», посвя- щенного Святой Троице. Мастер-класс по гор- шечному делу давала вос- питанница Грязинской спецшколы-интерната, где под руководством Светла- ны Пастуховой действует детская студия мастеров глиняной игрушки. В ее создании преуспевает и другой юный участник праздника — Никита Милованов. Ребята уже второй раз на «Волчен- ских узорах». И для них большая радость побывать в добровском крае, где признанными мастерами традиционной для этих мест игрушки были братья Пустоваловы, в традициях которых и ведется обуче- ние в детской студии. Но если глина стала материалом для традици- онного искусства села До- брое, издревле известного гончарным промыслом, то в Волчьем умудрились создать себе славуна песке. В том смысле, что там не только сохранили древний обряд выкладывания на Троицу красочных узоров из разноцветного песка, но и вошли с этой традицией в 2012 году вФедеральный реестр объектов немате- риального культурного наследия народов России. Более того, теперь в Волчьем проводится и уникальный областной этнографический празд- ник, подобного которому нет нигде. Начинается он рано утром в день Святой Троицы, часов в пять, по- Узорочье родного края В Добровском районе прошел областной этнографический праздник , посвященный Святой Троице тому что до начала празд- ничного богослужения нужно успеть создать це- лый песочный ковер перед домом, эскиз которого у каждого «художника» свой. Кстати, в Волчьем не только местные жители, но и дачники охотно под- держивают эту традициюи «рисуют» на Троицу узоры разноцветным песком. Главные «мотивы» узо- ров – лесенки, символизи- рующие связь поколений, в том числе и между уже ушедшими в мир иной и еще живущими на Зем- ле, а также всё, что нас всех объединяет, роднит и настраивает на доброе – солнце, цветы, птицы. Впрочем, есть и элементы чисто геометрические, де- коративные – круги, тре- угольники. Кстати, узоры выкладываются и у домов, и на обочинах улиц, и на переходах, соединяющих соседские усадьбы, что тоже является своего рода символоммирного сосуще- ствования и единения. Честно говоря, первое впечатление очень необыч- ное, словно это какие-то знаки, указующие дорогу неведомым существам. Од- нако жители утверждают, что это «тропы для Бога». Как это сообразуется с Троицей и откуда корни древнего обычая — тема серьезных исследований. Для людей же это теперь ежегодный праздник, го- сти которого и сами могут поупражняться в «песоч- ном рисовании» на спе- циальной площадке, где заготовлен песок – в основ- ном используется белый, коричневый и желтый – и где тоже проводят мастер- классы по овладению этим нехитрым, но таким увле- кательным искусством. Народу на праздник в Волчьем собирается мно- го. Самым маленьким участником стал годова- лый Костик, приехавший с родителями из Ельца и с удовольствием танцевав- ший под гармошку. А вот 82-летняя Анна Аржаных к танцам уже поостыла, но «песочек цветной на до- рожке, как всегда, к дому посыпала…» Тут и свои, местные, жители, и туристы из дру- гих районов и близлежа- щих областей. А то вдруг среди родных славянских лиц замечаешь явных ино- странцев. При ближайшем знакомстве выясняется, что это девушки и парни из Монголии, Конго, Вьет- нама, Замбии, Палестины, изучающие вЛипецкомпе- дагогическомуниверситете русский язык… Кроме рисования пе- ском, можно собственными руками вылепить глиня- ную игрушку, смастерить куклу. Многие вили венки на головы в предвкушении конкурса на лучшую бе- резовую корону, для чего организаторамипраздника были припасены березо- вые ветки. Но в основном народ предпочитал про- сто веселиться – слушать гармонистов, исполните- лей фольклора, плясать, гулять по улицам, водить хороводы. Можно было на вы- ставке-ярмарке народно- го искусства приобрести сувенирную продукцию: елецкие кружева, добров- ские куклы, грязинские деревянные игрушки, гон- чарные изделия, украше- ния, вышивки... Большой интерес вы- звал конкурс традици- онной русской кухни, на который добровские по- селения представили свои блюда: «свойский» квас, который «уваривают» по- особому, щи из квашеной капусты, пышки с соком, пшенник, ребрышки том- леные, блинцы и окрош- ку… Победителями этого конкурса были признаны Валентина Красных из Волчьего, Наталья Куди- нова из Панино и Мария Панова из Путятино. Самые красивые венки сплелиЛюдмила Сорокина из Доброго, СофияИванни- кова из Каликино и Клав- дия Веселовская, тоже добровская жительница, которая в тот троицын день в Волчьем отметила свое 80-летие. И наконец, лучшие пе- сочные узоры. За них при- зовые места достались са- мым домовитым хозяевам из Волчьего Виталию Куз- нецову, Сергею Шуваеву и Александру Оглоблину. Поздравили народ с праздником и вручили на- грады победителям кон- курсов глава администра- ции Добровского района Сергей Грибанов и началь- ник областного управле- ния культуры и искусства Вадим Волков. А во второй половине дня пошел дождь, что счи- тается к добру: самим узо- ры разрушать нельзя, это предоставляется природе – ветрам, ливням. И озна- чает проявление Небесного благоволения к этим ме- стам. Кстати, замечено, что на Троицу в Волчьем после обеда всегда идет дождь… Чьи уши торчат из шляпы Александр Косякин На Украине выпустили в небо воздушный шарик. Как всегда — со значением, торжественно и с надеждой. И он улетел… Шариком мы тут называем обра- щение Верховной рады к патриар- ху Константинопольскому Варфо- ломею о предоставлении автокефа- лии (независимости) Украинской православной церкви. От кого? Ясно, что от Московского патриар- хата. Что бывает с легкомысленным шариком, когда он вырывается из рук? Он залетает на крышу чужого сарая, наскакивает на острую ветку или вообще пропадает в небесах. Получается пшик. Такая у него судьба. Точно такая же и у постановления Рады. Х ристианскиймир сегодняне нашутку встревожен: в день СвятойТроицына греческомКрите открыл- ся «Всеправославный» собор — предстоятелей и представителей всех поместных православных церквей мира. Сама идея возникла в 1960-е годы. В общей слож- ности подготовка к Собору велась 55 лет. Понятно, что говорить иерархам мира есть о чем, и сам вопрос, что называется, перезрел, да только есть одно «но». Смысл и историческая значимость такого действа могут про- явиться только в том случае, если в работе Собора при- мут участие все (без исключения) поместные церкви. Но какой Всеправославный Собор проходит сегодня на Крите, когда четыре поместные церкви из четырнадцати не участвуют в его работе? В том числе и наша Русская Православная, самая многочисленная. Одна за другой Болгарская, Грузинская, Антиохская также отказались ехать на Крит. Причины разные, но одна из них явно указывает на тот грех, который сам Христос считал главным, — гордыню. Константинопольский патриархат и союзные ему по- местные церкви рассматривают своего иерарха как цер- ковного монарха (как папу католики). А РПЦ и многие национальные церкви считают, что православный мир устроен как сообщество равных независимых церквей. ВспомнимЕвангелие: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет». Есть, конечно, и другие канонические разногласия, но поскольку тема эта слишком специфическая, лучше обратиться к мнению специалистов. «Соборность православной церкви сейчас в упадке,— констатирует ректор православно-христианского Свято- Филаретовского института, экклезиолог (исследователь устройства церкви.— Авт. ) священник-профессор Геор- гийКочетков.—Огромнуюрольв сложившемсянеустрой- стве сыграла привыч- ка жить порознь и решать самим свои проблемы. Церковь раздроблена, индиви- дуализирована. Часто она оказывается под влиянием политиче- ской или национали- стической ситуации. На нее влияют истори- ческие и культурные факторы, привычка к какому-то устоявше- муся порядку, даже если все понимают, что этот порядокплох. В этом смысле сейчас очень неблагоприят- ные условия для Со- бора, но, может быть, именно поэтому он так и нужен». К аждый день (а с учетом часовых поясов, пожалуй, ежеминутно) на планете в любом православном храме звучит соборная молитва «Символ Веры», ее еще по-простому называют «Верую». Ее знает наизусть каждый верующий, и есть в ней такие слова: «Верую во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Но вот теперь из-за случившегося в мире православия конфликта вдруг приходит, нет — продирается через толщу веков вопрос: единая или нет — наша Апостоль- ская Церковь? Об этомдумаешь, когда сознаешь, как долог и тернист был путь христианской церкви. Последний, Седьмой, Собор состоялся аж в VIII веке! Кирилл иМефодий толь- ко собирались проповедовать Слово славянам. Еще не родился князь Владимир, еще стоял на берегу Днепра в Киеве деревянныйидол, и ему приносили вжертву детей. Впереди еще были реформыПетра иНикона, неистовство старообрядцев, добрая воля украинского народа—встать под руку Москвы и Московского патриархата, а потом революции и многое другое. Все это — потом, потом, а Собор уже случился… Р азногласиями нынешних иерархов решили вос- пользоваться люди невоцерковленные, но при чу- бах, вышиванках и портфелях. Причем действуют они так, как обычно прут на базар, где сало подешеве- ло, — сбивая всех с ног. Некому было в Раде сказать: остановитесь, не баламутьте и не смешите народы, вы перепутали устройство православной и католической церквей, а вселенского патриарха — с папой римским. Не тот катехизис с книжной полки взяли (если вообще что-то читали). А между прочим, Украинская церковь еще в девяно- стые ХХ века не захотела становиться автокефальной, хотя Москва и предлагала. Нет, решили жить при ши- рокой автономии, но под омофором Московского патри- архата. Естественно, что и сейчас никакой автокефалии они не хотят. А вот политики, напротив, хотят очень даже. Уних есть амбиции, а к ним прилагается «Правый сектор». Украинская православная церковь — самая многочисленная религиозная организация в стране, к тому же полностью каноническая, признаваемая всем христианским миром. Вот и возник соблазн — взять да под шумок ее и оттяпать… Продолжаются разбойные нападения на храмы Московского патриархата представителями некано- нических группировок. Не прекращаются бомбежки и разрушения церквей на Донбассе. И, судя по всему, рейдерский захват чужого как стратегия развития, как катализатор политики еще не раз проявится у самостий- щиков. Тут их интерес «торчит» очень явно — как уши зайчика из шляпы фокусника, им нужно иметь духовно покорного (читай: готового ко всему) избирателя. Но он пока слушает не их, а своего иерарха: «Нам надо себя ломать, прилаживаться к вере, а не веру ломать под свою немощь, под свою гордыню. НамБог дал веру, хранимже её, а что кто-то иной будет тамделать—это его проблемы, его ответ перед Богом. Унасже есть дорога, имыдолжны еюидти»,—так сказал предстоятельУкраинскойПраво- славной Церкви митрополит Онуфрий. Тайны Киселевского родника О них рассказали левтолстовцам луговые цветы Роман Ромашин Евгению Челядину, заведующую клубом села Домачи, можно на- звать истинной хранительницей традиций. Культработник оформи- ла в учреждении любопытнейший уголок старины, куда впору устраи- вать экскурсии. А еще Евгения Петровна — мастерица на все руки: вяжет спицами и крючком, строчит на швейной машинке и даже может управляться с прялкой. —В нашем селе искусство владе- ния ремесламипередается от поколе- ния к поколению. Этот «агрегат» не бутафорский, а исправный. Хотите проверить?—улыбаясь, спрашивает Евгения Челядина. Прялка вертела клубки под от- крытым небом, на лужайке у села Топки, где развернулись гуляния, посвященные Святой Троице — од- ному из великих праздников в кален- даре верующих. Местечко у речушки Ягодной Рясы выбрано не случайно. Здесь находится Киселевский род- ник, издревле чтимый жителями. Любойчеловек, отведавшийстуденой водицы, может обрести бодрость духа и крепость тела. Однако для этого нужно обязательно выполнить одно- единственное условие. —Надо верить в чудо, и тогда оно случится, — объяснил глава Топов- ского поселения Руслан Керимов. Уисточника, бьющего под сводом часовни, выстроились очереди. На- полнив емкости, народ отправлялся гулять. А зрелищ в обширной про- грамме торжеств хватало. Например, девицы-кудесницы самозабвенно плели по «лекалам» бабушек пояски, а также изумительнойкрасотывенки из веточек березы и луговых цветов. — Это своего рода тайный язык влюбленных, — рассказала одна из прядильщиц.—Каждая деталь укра- шения выдает намерения девушки. Но самый «откровенный» цветок — ромашка. Молодец, встретивший скромницу в таком убранстве, пони- мал, что ее сердце разбито. Другим«гвоздем» по-настоящему широкогопраздника сталдревнийоб- ряд кумления. Девицы, целовавши- еся через кружок березовых венков, говорили: «Покумимся, кума, чтобы нам с тобой вечно дружиться». И в целом обстановка, царившая на Киселевском роднике, соот- ветствовала «преданьям старины глубокой». Жители, наряженные в косоворотки, сарафаны, водили хороводы, исполняли древние пес- нопения, удивляли народ изделиями декоративно-прикладного творче- ства, стряпней. Новочемодановцы задаром потчевали желающих ва- трушками, острокаменцы — ка- раваями, а первомайцы… кашей. Оказалось, первое блюдо русского стола с чем только не бывает: с говядиной, курятиной, маслом… Желающие могли отведать напиток покрепче. Но охотников дегустиро- вать содержимое четверти все-таки не нашлось — левтолстовцы пред- почитали квас, настоянный на мяте. Наверное, только усилители звука да трели мобильников напоминали о том, что на дворе ХХI век. Однако делу время, а потехе час. Левтолстовцы ныне всерьез заняты развитием туризма как отрасли экономики. И здесь не обойтись без фестивалей, подобных «Троице на Киселевском роднике», где желан- ные гости — любители впечатлений с фотоаппаратами и кошельками. Ту- ризм, надеютсяздесь, наконец-тораз- венчает миф о том, что кроме галереи народного художника РФ Николая Сысоева да связанной с последними днями классика Льва Толстого мемо- риальнойжелезнодорожной станции «Астапово» окрест и поглядеть особо нечего. В символическомпока «Золо- том кольце» — благолепные церкви в живописнейших селах Кузовлево, ОстромКамне, Троицком, Круглом с экобазой отдыха «Дубрава». — Наша заветная цель — сфор- мировать у себя полноценный ту- ристско-рекреационный кластер. Уверена, лев-толстовский край за- служивает этого,—заявила замести- тель главы администрации района Надежда Сергеева. И даже невесть откуда взявшиеся среди жары тучки никого не огорчи- ли. Воистину, Троица без дождя — как Рождество без снега. Фото Романа Ромашина Фото Анатолия Евстропова Витторио Мерлони С прискорби- ем сообщаем, что в минувшую суб- боту, 18 июня, в своем родном городе Фабриано после продолжи- тельной болезни на 84-м годужизни скончался извест- ный итальянский предприниматель, бывший президент Всеобщей конфе- дерации итальян- ской промышлен- ности Витторио Мерлони. Мерлони заслуженно считался одним из наи- более авторитетных представителей итальянского бизнеса. В 1975 году он основал компанию Merloni Elettrodomestici по производству крупной бытовой техники, которая в 2005 году была переименована в Indesit Company. В короткие сроки группа заняла лидирующие позиции на европейском рынке и со- здалапроизводственныемощностивИталии, России, Польше, Великобритании и Турции. Витторио Мерлони всегда был активным сторон- ником развития торгово-экономического сотруд- ничества с Россией. В октябре 1993 года он открыл представительство своей компании в России и вывел на отечественный рынок бытовую технику марок Aristonи Indesit. В2000 годуMerloni Elettrodomestici приобрела 100 процентов акций крупнейшего рос- сийского производителя холодильников — липец- кого завода «Стинол». ЛичноВитториоМерлонибылоднимиз инициато- ров создания особой экономической зонывЛипецкой области по модели итальянских промышленных округов. Его компания принимала самое активное участие в развитии экономики Липецкой области, инвестировала в нашемрегионе крупные средства и в 2004 году построила вЛипецке завод по производству стиральных машин, на церемонии открытия которо- го присутствовали Президент России Владимир Пу- тинипремьер-министрИталииСильвиоБерлускони. Одним из решающих факторов, определивших ди- намичное развитие заводов на территории нашего региона, стало создание промышленного кластера по выпуску комплектующих для холодильников и стиральных машин. Светлая память о Витторио Мерлони— талант- ливом руководителе, высоком профессионале, влия- тельном политике и добросовестном, трудолюбивом, отзывчивомчеловеке—навсегда сохранится внаших сердцах. Администрация Липецкий областной Липецкой области Совет депутатов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz