Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
МАРИНА КУДАЕВА «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, над рукописями трястись». Как свиде- тельствует история, великие художники, словно следуя этим строкам Бориса Пастернака, относились к своим творениям без придыхания, а порой даже с небрежностью. Выставка «Сорокинские весны», которая недавно прошла в областном центре в ГалерееНазарова,—лишнее тому подтверждение. Не- сколько работ кисти выдающегосяживописца, представленные здесь впервые, были обнаружены на чердаке дома, где долгие годы жил и работал Виктор Семенович. Он использовал их… в качестве стройматериала. О том, почему Мастер так поступил со своими холстами, мы сегодня можем только догадываться. Но причины, безусловно, были. Не вдохновеньем единым —Дом строился в 1957 году из того, что было, и, конечно, за столь долгий срок основа- тельноизносился.Янесколько раз говорил отцу: давайменять верх, а он всякий раз отвечал — потом, — с грустью вспо- минает сын художника Алек- сандр Викторович Сорокин.— Я все думал: когда—потом?И понял это, лишь когда отца не стало... В течение года мы по- том вообще ничего не трогали в мастерской и доме. Акогда все же решили под- ремонтировать крышу, под слоем опилок нашли карти- ны. Лежали между лаг, пре- красно там умещаясь, чего не скажешь об их сохранности. И в том, что теперь мы имеем возможность любоваться эти- ми прекрасными пейзажами, немалая заслуга реставратора Юрия Голобокова. …Черная, напитанная вла- гой, готовая к плодородию, весенняя земля на переднем плане холста сразу прико- вывает взгляд. Невзрачная деревенская изба, обнесенная покосившимся частоколом, ярко освещена солнцем и от- того выглядит даже нарядно. Кажется, что цветущая ябло- ня источает тонкий аромат, и явственно ощущаешь теплый ветерок, который треплет вы- стиранное и вывешенное на веревке белье. Картина так и называется — «Весенний ветерок». — Жизнь была довольно скудная, с деньгами было трудновато. Материалы где-то надо искать, возможно доста- вать, как многое во времена дефицита, а тут нужно было как можно скорее покрыть дом, вот и использовалось для этого все, что было в тот момент под рукой, — расска- зывает Александр Викторо- вич. — К тому же, когда мы обнаружили картину, поперек нее шла белая полоса краски. Видимо, упала кисть, и отец, посчитав работу безнадежно испорченной, решил приспо- собить ее для хозяйственных нужд. Потому как выход здесь был либо выбрасывать, либо закрашивать. Кстати, он так поступал довольно часто, даже с хорошими работами. — Помню, однажды при- шла я к Виктору Семеновичу по какому-то делу, а он в саду, — вспоминает десятилетиями изучавшая сорокинское твор- чество искусствовед Татьяна Нечаева. —На столе под ябло- ней, который был врыт в зем- лю,—эмалированная тарелка с синим ободком, она, кстати, присутствует на многих рабо- тах Сорокина, наполненная спелой-спелой, почти черной вишней. Виктор Семенович без капли сожаления счистил мастихином уже начатый на- тюрморт — а красота была необыкновенная! Усадил меня на стул и начал писать мой портрет — крупными мазка- ми. Правда, и ему в тот момент не суждено было появиться на свет. Когда проходил отбор кар- тин на зональные выставки, республиканские, всесоюз- ные, работы Сорокина про- ходили всегда. Он мог пред- ставить и три, и четыре, и все брали с удовольствием. Кста- ти, маститые художники ску- пали его ранние произведения, чтобы потом использовать в написании своих картин. Но эти выставки проходили раз в четыре года. Поэтому на хлеб насущный он порой зараба- тывал оформлением красных уголков в колхозах и совхозах. А душа и талант требовали со- всем иного. Опередивший время Талант Виктора Сорокина, говоря откровенно, поначалу был не очень востребован. Это потом его поймут, оценят, начнут восторгаться. Людипо- верят словам искусствоведов, что это настоящие произведе- ния искусства. Хотя истинные ценители творчества выдаю- щегося живописца были всег- да, в целом липецкая публика еще не была подготовлена к восприятию его дарования. Достаточно показателен та- кой момент. Когда состоялась перваяперсональная выставка Сорокина, которая проходила в Нижнем парке Липецка, один из посетителей оставил отзыв: «Как в городе метал- лургов художник может пи- сать церквушки?» Человек, воспитанный на соцреализме, искренне не понимал этого. Довольно часто не понимали и экспрессивнуюманеру письма Виктора Сорокина, мол, ли- сточки четко не прописаны. К таким, возможно, стоит отне- сти и еще одну, недавно обна- руженную, картину «Ранняя весна», которая была создана в шестидесятые годы минув- шего века. Закончив работу, художник и ее использовал для утепления прихожей. — Он хотел передать запах сырой земли, материальность воздуха, пропитанного весной, этим светом. Когда от зем- ли идет пар, воздух кажется вибрирующим, — объясняет Татьяна Нечаева. — Виктор Мастер никогда не считал, сколько картин им написано, и не любил отвечать на такой вопрос НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ Александр Сорокин, сын Мастера, на фоне прежде неизвестных полотен Виктора Сорокина. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА “ № 113/25241/ 16 ИЮНЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 Картины под опилками Необычный факт из творческой биографии Мастера Семенович уже тогда виртуоз- но владел арсеналом средств, роднящих его с импрессио- нистами, Константином Ко- ровиным. Однажды он мне признался: «В моих учителях называют Герасимова, Гра- баря, Иогансона, но своими подлинными учителями я считаю французских импрес- сионистов». Впитав все луч- шее, что давало Московское училище живописи, ваяния и зодчества, чем оно распола- гало и сводилось к написанию подлинной природы, какая она есть — в неказистом виде, к окраинам, задворкам, Со- рокин выработал свою особую технику. Он шел от импресси- онизма в сторонуживописного экспрессионизма, настолько его живопись динамична и по фактуре, и по внутреннему ощущению. Поэтому в моло- дости, когда позволялось, он уже писал в свободнойманере. Жаль только, что длилось это недолго. После короткой от- тепели началось «ухрущение» живописи. Сорокин писал сво- бодные прекрасные пейзажи, но понимал, что это нельзя никому показывать, и хранил в картонках, чулане, на чер- даке. И когда смотришь на его работу, датированную концом 50-х, понимаешь, что она мог- ла быть написана и в конце 80-х. В этюдах, законченных пейзажах и натюрмортах он опережал время. Повторял: «Так, как сейчас пишу, мог бы писать 30 годами раньше». Накормить талант Стоит учитывать и суще- ствовавшие довольно строгие требования к оформлению работ: обязательно должен быть подрамник, размеры по ГОСТу. А у Сорокина они были вразнобой. А уж когда художник испытывал жгучее желание написать что-то, в этот момент годилось все, что было под рукой. Подчас с этой целью Виктор Семенович ис- пользовал картонку, фанеру, ДВП, ДСП... Неповторимой красоты этюд как раз напи- сан на древесно-стружечной плите, которая, несмотря на маленький размер, имеет до- вольно внушительный вес. А изображение нельзя перенести ни на что в ходе реставрации. Но Сорокин не думал об этом, когда талант требовал кисти. —Настоящийхудожникне может не творить, будучипере- полненнымчувствами, когда у него в мыслях, в воображении созрел образ. А воплотив его в нечто материальное, уже не дорожит работой, — размыш- ляет ТатьянаНечаева.—Вот и Виктор Семенович очень есте- ственно относилсяк своимпро- изведениям: не какк созданию каких-то немыслимых вечных ценностей. Это была егожизнь. Вот он написал, а завтра и по- слезавтра напишет еще и еще. Некоторые работы Соро- кина написаны на газете. Но не оттого, что больше было не на чем. Следует обратить внимание на то, что это было за издание, какие там были заголовки, статьи. Это «Куль- тура», «Литературная газета», которые он всегда прочитывал от начала до конца. Его студен- ты вспоминали, что Виктор Семенович всегда приходил на урок, имея под рукой газетку. И пока они работали, обяза- тельно сначала просматривал периодику. Приходя же в Дом Мастера, если видел там газету, непременно просма- тривал ее и очень радовался, находя там статью о себе. А потом украдкой отрывал этот клочок, хотя газета ему ипред- назначалась. — Он никогда не считал, сколько картин им было напи- сано, и не любил этот вопрос. Отвечал: пока курица несется, нельзя считать яйца, а то не- стись не будет, — вспоминает Татьяна Нечаева. И еще... Возможно, по прошествии какого-то времени мы сможем еще увидеть доселе неизвестные про- изведения Виктора Семеновича. Но, к сожалению, помимо тех, что подлежат реставрации, по словам Александра Сорокина, есть еще три работы, процент сохранности которых довольно низок. К примеру, вид из беседки Верхнего парка, там виден брод, пляж и Салтыковка. Холст почему-то был разрезан пополам. Одна половина лежала накрытая бумагой, а вторая, к сожалению, практически утрачена. Ху- дожники — настоящие, с большой буквы — порой небрежно относятся к своим творениям…
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz