Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ПСИХОЛОГИЯ 21 № 109/25237/ 9 ИЮНЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 “ «Вдруг» ничего не бывает — долгое время в душе подростка копилась какая- то боль, какая- то неразрешимая проблема... Двадцатого мая в Тоболь- ске юноша и девушка по- кончили с собой, спрыгнув с крыши многоэтажки. Этой же весной в Нижегородской области подросток свел счеты с жизнью таким же способом. В Новом Уренгое спрыгнули с крыши девочка четырнадцати лет и ее шестнадцатилетний друг. В Туле две семиклассни- цы сделали такой же роковой шаг в пустоту. В Ульяновске с тринадцатого этажа выбро- силась ученица выпускного класса. А днем раньше в этом же городе из окна шестнадца- того этажа выпрыгнул шест- надцатилетний подросток. Перечень этих кошмарных случаев можно продолжать и продолжать, причем про- изошли все они этой весной. И я сознательно не упоминаю те из них, которые были связаны с серьезным неблагополучием в семье. Что же толкает эти юные создания вот так взять и обо- рвать самое дорогое, что было им дано, — жизнь? Об этом и многом другом беседа с пси- хологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. Критическая масса — Самая страшная беда в том и заключается, что в большинстве случаев ничто, казалось бы, трагедии не пред- вещало: нормальные, благо- получные семьи, родители не пьют, деньги зарабатыва- ют. Дети учатся, на учете в милиции не состоят, особых жалоб со стороны учителей нет. И вдруг — такой ужас. Но «вдруг» не бывает—долгое время в душе подростка копи- лась какая-то боль, какая-то неразрешимая проблема. —Но как же на таком бла- гополучном фоне угадать тот момент, когда масса этой боли станет критической и при- ведет к необратимым послед- ствиям? —Не надо угадывать. Надо быть близким со своим ребен- ком, надо с ним общаться, «славливать» его настроение. Надо, чтобы в отношениях было доверие. Я как-то спро- сила мужа, смог бы он меня любить, если бы я из-за болез- ни или травмыпревратилась в «овощ». И он честно ответил, что нет. Потому что самое ценное для него — это наше общение. Я очень не люблю эти внешне благополучные семьи. Как правило, в них все очень формализовано, и пре- жде всего именно общение, отношения, которых в сущ- ности уже нет. Муж деньги за- рабатывает? Зарабатывает. У ребенка в четверти двоек нет? Нет. Ну, все нормально. А то, что ребенок страшно одинок, что в душе у него может разы- грываться настоящая траге- Последний шаг Почему с ребенком надо разговаривать ЕЛЕНА БРЕДИС Суицид—тема тяжелая. Даже когда речь идет о взрослом и мы понимаем, что это было его взвешенное решение, все равно остается ощущение, что рядом с нимвовремя не оказалось нуж- ного человека, который бысумел уберечь его от этого страшного шага. А если это подросток, который, быть может, толком и не осознает, что делает, чем все это закончится? ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА дия, это никому и в голову не приходит. — Но хоть какие-то внеш- ние признаки могут быть? —Да, но их могут заметить скорее одноклассники. Если в разговоре у такого подростка часто проскальзывают фразы типа «меня никто не понима- ет», «я никому не нужен», «да что в этой жизни хорошего», то это уже тревожный звонок, повод обратить на подростка самое пристальное внимание. Беда, что родители как раз на все это вниманияне обращают. — Но какие же такие не- разрешимые проблемы могут заставить ребенка сделать этот последний шаг? — Да все что угодно! Ведь у подростка все гипертрофи- ровано: и чувства, и эмоции, и представления о справедли- вости, и обидчивость. Даже незаслуженно поставленная двойка может означать, что весь мир ополчился против него, что он никогда и ничего не добьется в этой жизни. Что уж говорить о неразделенной любви! В этом возрасте они как бы раздвоены: половина все еще остается ребенком, а половина стремительно взрос- леет. Им безумно сложно с этим справиться без помощи взрослых! Сайты - провокаторы — Прозвучал еще один тревожный звонок: Роспо- требнадзор проверяет сайты, на которых идет очевидное провоцирование подростко- вых самоубийств, многие уже закрыты… —Да, интернет сталрассад- ником таких суицидальных настроений. Но если сайты теперь достаточно легко за- крыть, то что делать с общени- ем в соцсетях? Там подростки находят себе единомышлен- ников, детей с похожими про- блемами и переживаниями. И идет многократное усиление депрессивных настроений! Фактически в таком общении они получают подтверждение того, что все плохо, выхода нет, кроме одного — уйти из этой ужаснойжизни. Более того, образуются целые груп- пы с такой суицидальной на- правленностью. Но опять же, почему ваш ребенок предпо- читает делиться наболевшим с какими-то незнакомыми виртуальными людьми, а не со своими близкими? Почему по- сторонние люди могут на него влиять? Вот какие вопросы надо себе задать. — Меня потрясло, что ор- ганизатором одной из таких групп оказалась тринадца- тилетняя девочка, которая просто цинично развлекалась, доводя до самоубийства мо- лодых людей. Сама же она говорила, что «ненавидит суицидников»… — За этим ведь тоже стоит какая-то психологическая драма, вызвавшая такую агрессию. Просто человек с суицидальными намерениями направляет агрессиюна себя, а эта девочка выплескивала ее наружу. Опятьже, не открыто выплескивала, а исподтишка, манипулируя другими людь- ми. И дело не в том, что по закону она не подпадает под уголовную ответственность. С ней должны очень серьезно работать психологи, потому что она тоже чья-то жертва, я убеждена. — Но почему все-таки в последнее время так возросло число подростковых само- убийств? —Изменился ритмжизни, стиль жизни. Все большую роль в семье начинает играть механическое выполнение определенных функций. И взрослые убеждены, что если этифункции выполняются хо- рошо, то свой долг они полно- стью отдают. Если у ребенка есть смартфон, новые крос- совки и модная куртка, то у него все в порядке. Но ведь и при такой богатой «упаковке» ребенок может чувствовать, что он никому не нужен! По- чемумалышитаклюбят, когда мамыдают имкакие-то легкие поручения, просят помочь? Потому что это лишний раз доказывает, как он необходим маме, подтверждает его взрос- ление. А почему подростка папа не может привлечь к ре- монту машины? Почему мама не может пожаловаться сыну, как нелегко складываются у нее отношения с начальством наработе?Поймите, подростку очень важно чувствовать, что родители считают его взрос- лым, привлекают к решению каких-то непростых проблем, интересуются его мнением. И если он будет чувствовать, что маме нужна его поддержка, а папе — помощь, то, поверьте, у него вряд ли появятся суици- дальные мысли. Даже о своей несчастной любви он сможет поговорить с родителями, получить эмоциональнуюпод- держку, советызрелых людей. Без страха —Но почему же у подрост- ков нет страха смерти? — Да потому что они о ней ничего не знают. Они не осоз- нают, что смерть, какого бы вероисповедания вы ни при- держивались, — это все равно конец данной конкретной истории твоей жизни. Они же порой представляют: «Я буду в гробу лежать, а мама с па- пой надо мной рыдать будут, вот тогда-то они пожалеют…» Вообще в момент, когда их захлестывают суицидальные мысли, жизнь для них ока- зывается гораздо страшнее смерти. Возможно, в чем-то виноваты и мы, взрослые, поскольку старательно обе- регаем детей от самой темы смерти. А добавьте к этому еще тот факт, что подросткам свойственно романтизировать эту тему, целые молодежные субкультуры на этом «спе- циализируются». И вот вам результат. — Но ведь бывают еще и демонстративные самоубий- ства? — Да, но они не менее страшны. Пусть даже в их основе лежит всего лишь попытка манипулировать родителями или однокласс- никами. Но беда в том, что эта демонстрация нередко заканчивается реальным су- ицидом. Я никогда не забуду случай с детдомовским маль- чиком, который регулярно угрожал, что повесится, если не выполнят каких-то его требований. В очередной раз он залез на табуретку и надел на шею петлю. Одноклассни- ки привычно стояли вокруг и смеялись, подначивая спрыг- нуть. И тут ножка у табурет- ки подломилась, и шейные позвонки сломались в один момент. Спасти ребенка, увы, не удалось. —Но чтоже делать в случа- ях такой манипуляции? — Сложный вопрос. На- верное, пора уже поговорить с подростком о том, что же такое на самом деле смерть. Ведь сегодня они, помешан- ные на компьютерных играх, порой искренне верят, что у человека, как и у виртуально- го героя, девять жизней. Надо достучаться до подростка и объяснить ему, что все пробле- мыможно решить в разговоре, а не с помощью манипуляций и демонстраций. —Мне рассказали о девоч- ке, которая регулярно явля- ется в школу с порезанными руками. Да, до вскрытия вен дело не доходит, но сампо себе факт членовредительства… — Это очень серьезный симптом! Даже если эта девоч- ка хочет как-то выделиться среди одноклассниц, даже если она этим что-то кому-то демонстрирует, факт остает- ся фактом: это аутоагрессия. Ребенок регулярно причи- няет себе физический вред, вопреки ощущениям боли. Вероятно, на бессознатель- ном уровне он физической болью пытается заглушить боль душевную, спрятанную очень глубоко. Самое глав- ное: не будьте равнодушны к собственному ребенку, заме- чайте его безмолвные крики о помощи, не стесняйтесь заглянуть на его страничку в соцсети. Просто побольше с ним говорите.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz