Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
Б ежал по заснеженной улице мальчик. И вдруг замер. Из раструба ре- продуктора на высоком столбе слышалась музыка. Она завораживала. Промерзнув до костей, он битый час не тронулся с места, пока волшебство не обо- рвалось. Потом ему объяснили: то была опера «Снегурочка». Повзрослев, он не стал мело- маном — завсегдатаем оперных премьер и симфонических вече- ров. Но до сих пор помнится ему остро и свежо тот зимний день посреди войны. Те мгновения, те звуки как бы вошли в состав его души. Без них, говорит он, про- житая им жизнь была бы бедней и бездарней. Я описал эпизод докумен- тального фильма «Кому нужна симфоническая музыка». Сколь- ко дошколят переступают порог консерватории или включают «Орфей», а не какое-нибудь поп- совое радио? Один-два процента, десять, пятнадцать, двадцать?Ко- нечно, хорошо бы, чтоб побольше. Но суть не только в количестве. Когда детского слуха касаются мелодии и гармонии такой музы- ки, в ребенке просыпается тяга к творчеству. Не всякий юный слу- шатель Чайковского станет вели- ким творцом. Но почти наверняка будущие лауреаты Нобелевской премии сидят в залах, где играют Баха, Чайковского,Шостаковича. На этом настаивают участники фильма, который на минувшей неделе показали по скромному каналу «Спас». Еще несколько недель назад я равнодушно пропускал, «про- щелкивал» этот канал. Там же, предполагал я, кроме проповедей батюшек, призывов в пост по- ститься, ананочьмолитьсяничего нет. А оказалось, «Спас» одинако- во интересен и верующим, и не- верующим. Хотите лучше понять свою страну, свой народ? Устали от крикливых девиц из «Дома-2», скандальных разборок у Закошан- ского имонстров из американских «ужастиков»? Включайте «Спас». Его творческое кредо, по- моему, точно определяется отрыв- ком из Послания Иакова: «Если брат или сестра наги и не имеют душевного пропитания, а кто- нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст потребного для тела: что толку? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». Сквоз- ной мотив «Спаса» — умное дела- ние, служение. Не слова, пусть самые благочестивые, а поступки. В сетке его вещания есть, до- пустим, программа «Школа ми- лосердия». Вот на днях молодая женщина рассказывала об ор- ганизованном ею общественном фонде «Старость в радость». Фонд шефствует над сотней приютов для пожилых людей. Собирает деньги, чтобы и вправду чем-то порадовать бабушекидедушек.Но главное — волонтеры спасают их СМОТРИМ В ЯНВАРЕ Дедушка нестрогих нравов СЕРГЕЙ ИВАНОВ В етеран кино Роберт Де Ниро не намерен сда- вать позиции более молодым актерам и на этойнеделе появитсяна российских экранах сразу в двухкартинах. Джейсон (ЗакЭфрон), герой комедии «Дедушка легкого поведения», по- кладистый правильный парень, накануне свадьбы вляпывается в увеселительную поездку к морю со своим дедом (его-то и играет Де Ниро), отставным генералом с легким нравом, бурной фантазией и вполне определенными потребностями…И, похоже, дедские каникулыизменятжизнь Джейсона навсег- да! Поставил ленту британец ДэнМазер, сценарист нашумевшей комедии «Борат». Е щ е о д и н фильм с Робер- том Де Ниро — «Джой» — также по жанру коме- дия. История, основанная на реальных собы- тиях из жизни матери-одиночки в Лонг-Айленде, которая стала од- ним из самых успешных предпринимателей страны. В главной роли — Дженнифер Лоуренс, в фильме также снялся Брэдли Купер, игравший с Лоуренс в еще одной картине режиссера Дэвида Расселла «Мой парень — псих». Работу Дженнифер Лоуренс в «Джой» уже отметили премией «Золотой глобус» в номинации «Лучшая женская роль (комедия или мюзикл)». Звездуфильма «Пипец»ХлоюГрейсМорецможно увидеть на этой неделе в фантастическом триллере Джорджа Блэйксона («Исчезновение Элис Крид») «5-я волна» .Его анонс звучит пугающе. Первая вол- на оставила за собой мглу. От второй успели убежать только самые везучие. Но едва ли можно назвать везучими тех, кто уцелел после третьей. А четвертая волна стерла все человеческие законы, взамен же установила свой, один-единственный: хочешьжить— не верь никому. И вот уже накатывает пятая волна… «Неправдоподобная, но правдивая история» — такхарактеризуют создатели биографическуюдраму «Игра на понижение» . Когда речь идет о деньгах, совесть молчит. А уж если речь об огромных день- гах!.. Это основанная на реальных событиях история нескольких провидцев, которые независимо друг от друга предсказали мировой экономический кризис 2008 года задолго до того, как о нем зашептались в кулуарах наУолл-стрит. И, предсказав, стали на нем зарабатывать. Сами того не желая. В главных ролях целое актерское «созвездие»: Кристиан Бэйл, Стив Карел, Райан Гослинг, Брэд Питт. Поставил фильм Адам МакКей («Телеведущий: Легенда о Роне Бур- гунди», «Копы в глубоком запасе»). Данила Козловский и Елизавета Боярская в главных ролях в комедии Павла Руминова («Я буду рядом», «Мертвые дочери») «Статус: Свободен» . Никита и Афина — идеальная пара… Как палочки Твикс. Как Бред Питт и Анджелина Джоли. Но… только по мнению Никиты. Внезапно Афина сооб- щает, что уходит от него. Причем — к 40-летнему стоматологу. Никита не согласен с таким поворотом судьбыи обещаетАфине, что вернет ее за неделю. Что готов сделать отчаянный стэндапер, чтобы вернуть свою любовь? В картине также снялась Паулина Андреева. Пощекотать нервыможно на фильме ужасов «По- следний обряд» от продюсеров «Пилы», «Астрала» и «Заклятия». Жуткое убийство происходит в за- брошенном доме. Полиция обнаруживает три трупа иодного выжившего свидетеля. Онрассказывает, что его друзья погибли во время спиритического сеанса. Вестерн, тем более британский, — довольно ред- кий гость на наших экранах. Картина «Строго на запад» рассказывает историюавантюриста по имени Сайлас, сопровождающего в опасном путешествии вдоль всей американской границы 16-летнего па- ренька по имениДжейКавендиш. Джейразыскивает девушку, в которую влюблен. Они пересеклись случайно — одинокий волк, от- бившийся от волчьей стаи, и заяц, оказавшийся в волчьемлогове. Онмог дать емуумереть,мог убить, но не вцепился в горло, а пошел с ним по следу, помогая найти затаившуюся где-то любовь, провожая через поля ненависти и леса страха, не решив, что делать дальше с ним и с собой. Съемки дебютного фильма Джона Маклина проходили в Твайзеле, в Новой Зе- ландии. Главные ролиисполняютМайклФассбендер («12 лет рабства», «Люди Икс: Первый класс», «300 спартанцев») иКодиСмит-МакФи ( «Дорога», «Ромео и Джульетта», «Забытые желания»). от одиночества, чувства за- брошенности, ненужности. Попутно в беседе возник непредвиденный поворот. Во-первых,почемупомогать старикам куда менее модно (стало быть, в милосердном служении, как на подиуме, тоже есть свои моды), чем детдомам и интернатам? А во-вторых, жертвуя на это какие-то суммы, благо- творители часто наотрез отказываются близко подойти к приюту. Грубо выражаясь, они откупаются от чужой беды и не- устроенности. А ведь наверняка чувствительные «уклонисты» почти все почитают себя образ- цовыми православными. Впрочем, руководительни- ца фонда «Старость в радость» никого ни в чем не укоряет. Она и сама признается: есть вещи, которые ей тоже не по силам. Например, ухаживать за теми, кто доживает последние дни в хосписах. Вот где милосердие требует мужества, бесконечно- го сострадания и терпения. Но кто-то опять-таки добровольно и, разумеется, бескорыстно взваливает на себя и этот труд. Таким подвижникам надо по- клониться до земли. Неожиданностей на «Спасе» хватает. Вот сюжет о не сдаю- щихся на милость недуга инва- лидах-колясочниках. Вот пере- дача об актерах, чей спектакль, основанный на бардовских пес- нях, идет в вахтанговском теа- тре. Но они с не меньшей само- отдачей и страстью выступают с концертами в тех же домах пре- старелых, детских интернатах, перед заключеннымив тюрьмах. Особая статья — историче- ские программы. Нигде кроме не довелось мне увидеть такого телерассказа о Суворове. Голос Льва Дурова без малейшего нажима, мягко и беспафосно, повествует о русском полковод- це, сравнивая его с кумиром За- пада Наполеоном Бонапартом. Суворов был чудаком и бессре- бреником. И он до последней возможности берег каждого солдата. А император Франции после очередного похода воз- вращался вдвое богаче, чем был, видимо, не считая мародерство чем-то постыдным. Также ему ничего не стоило, приказав рас- стрелять три тысячи человек (в их числе — женщин и детей), с легким сердцем отправиться на придворный банкет. Еще один сюрприз «Спаса»: регулярное чтение русскойклас- сики. Как искренне, едва справ- ляясь с волнением, старалась передать настроение заключи- тельных страниц «Сорочинской ярмарки» молоденькая сту- дентка театральной академии! Помните? В финале лукавой украинскойбайки—свадьба.Но внезапно—тональностьменяет- ся. Замолкают «грохот, хохот, слабея и теряя неясные звуки в пустоте воздуха. Еще слышалось где-то топанье, что-то похожее на рокот отдаленного моря, и скоро все стало пусто и глухо». Читанные-перечитанные строчки в соседстве с другим передачами «Спаса» обретают дополнительный смысл. Греш- но, да и невозможно превращать жизньвнепрерывающуюсячере- ду удовольствий. Есть у человека нечто, чем нельзя жертвовать ради сытости и развлечений. Не тодлятебянавекизакроетсятай- на симфонической гармонии—и не вконцертномзале, а в отноше- ниях даже с самыми близкими. Те же уроки, собственно, получаеммыикогда «Спас» зна- комит публику с отцамицеркви, святыми. Их не водружают на недосягаемый пьедестал. Они похожи на любого из нас. Но в них было что-то еще, что спа- сало их от жестокого диктата повседневности, ее соблазнов, ее бесстыдных правил. За два дня по двум разным каналам россиянам напомнили об изначальном значении по- нятия «культура». В «Моменте истины»наПятомговорили о за- брошенных землях.Журналист Андрей Караулов заметил, что в ДревнемРиме слово «культура» означало как раз возделывание земли. И если ее не возделыва- ют, чтобы кормить миллионы соотечественников, то о какой культуре вести речь? А на «Спасе» «культура» и в старинном, и в современном ва- рианте всплыла в том же филь- ме о симфонической музыке. Композитор СергейСлонимский сказал, что возделывание земли и возделывание души — один процесс. Ибеда, если то и другое делается кое-как, если у Аллы Пугачевой поворачивается язык провозгласитьИгоряНиколаева Моцартомнашихдней. Такие за- явления также разрушительны, как суховей, сметающий плодо- носные слои почвы. «Спас» принадлежит к не- многочисленным телеканалам, которые настойчиво спасают дух и культуру страны от суховея бездуховности. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Первый шаг к Нобелевской премии Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 11/25139/ 21 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 Сквозной мотив « Спаса » — умное делание , служение . Не слова , пусть самые благочестивые , а поступки ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz