Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ ФОТО СЕРГЕЯ ЛИТАВРИНА № 11/25139/ 21 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 21 Такой разный Павел Любимцев... Юмор джентльменов — Павел Евгеньевич, счи- тается, что у англичан очень своеобразный, несколько странный юмор. Чем он вам так близок? — «Юмор по-английски» — одна из первых моих про- грамм в Московской филар- монии, в которой я начал работать еще в 1982 году. Я ее подготовил под руководством моего незабвенного учителя Якова Михайловича Смолен- ского, замечательного арти- ста, чтеца, педагога и вообще человека необыкновенного. Английский юмор я люблю с детства, в эту программу вошли произведения, которые особенно занимали мое вооб- ражение. Вообще, когда чтец выбирает материал для своей литературной программы, он руководствуется тем, что я называю «активный вкус». То есть не просто хорошая литература, а то, что нужно обязательно, «позарез», про- читать. Английский юмор действительно своеобразный, но его сближают с российским такие качества, как ирония, самоирония. Недаром россий- ские дипломатывсегда говори- ли, что с англичанами проще договориться, чем, скажем, с немецкими коллегами. — А что вы читаете сейчас для себя и что можете посове- товать своим зрителям? — Читать книжки нужно всегда, а не только в Год ли- тературы. Точно так же и к женщинам нужно относить- ся галантно и с почтением каждый день, а не только 8 Марта. Сейчас, увы, молодежь гораздо лучше разбирается в компьютерах, чем в книгах. А надо думать своей головой, это полезно. Любимые книги, как и друзья, появляются в юно- сти. Читаю я, к сожалению, гораздо меньше, чем читал когда-то. Сейчас в основном то, что нужно по работе, го- товлюсь к новому семестру в театральном институте имени Бориса Щукина. За прошлый сезон я с учениками поставил пять спектаклей. Хочу сейчас поставить комедию Уайльда «Как важно быть серьезным». Готовя новую программу, перечитывал с удовольстви- ем «Руслана и Людмилу» Пушкина. Если говорить о современных писателях, этим летом прочитал роман Евге- ния Водолазкина «Соловьев и Ларионов», мне очень близок его мир, понимание стиля, че- ловеческие качества. Иногда перелистываюкакое-то чтиво. Найти , к чему лежит душа — Какие книги, на ваш взгляд, нужно обязательно прочесть в юные годы? — Всю классику приклю- ченческой литературы. Конеч- но, Жюль Верн — это не Лев Толстой, но жаль, если жизнь пройдет без него. Убежден, что если некоторые книги человек не прочитает в юности, он их потом никогда не прочитает. Мнежальнынешнихмолодых. Если тыподросткомне зачиты- вался приключениямимушке- теров или пятнадцатилетнего капитана, то уже не прочита- ешь это никогда. У меня есть целый ряд писателей, с кото- рымияпознакомился в зрелом возрасте и именно поэтому их не полюбил. Например, Набо- кова. Я понимаю, что он боль- шойписатель, но полюбить его мне не удалось. —Вашпапаговорил, чтовы всегда делали все, что хотели, имогли быстать законченным бандитом. Ачто вампомешало пойти по кривой дорожке? — Врожденные хорошие наклонности.Хотямама всегда отмечала, что со мною очень много занимались. Вообще, са- мое важное вжизни—угадать, что твое. Нет людей неспособ- ных совсем, у каждого чело- века есть свои преимущества. Надо поймать, найти то, кчему лежит душа, к чему есть спо- собностии дар, и тогда человек станет по-настоящему счаст- ливым. Мне кажется, я нашел то, чем должен заниматься, в частности, это художествен- ное чтение. Художественное чтение — такой экзотический жанр, который отпраздновал в 2010 году свое столетие, если считать от основоположника жанраАлександраЯковлевича Закушняка, начавшего в 1910 году читать большие литера- турные концерты. Этот жанр знал взлеты и падения. В 30- 70-е годы прошлого века чтец- кое искусство достигло пика. Сегодня залы на концертах собираются, но ходит на них довольно узкийкруг зрителей. Драмы я в этом не вижу. Как говорится, не народу мало, а зал большой. — Что нужно для того, чтобы стать хорошим рас- сказчиком? —Это дар, даже не артисти- ческий, а жизненный. Хоро- шийрассказчикяркопредстав- ляет себе то, о чем он расска- зывает. Перед его внутренним взоромидеткакбы«кинолента видений». Чем ярче представ- лять, тем интересней, вырази- тельней получается рассказ. А кроме того, чтобы складно СЕРГЕЙ МАЛЮКОВ Заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства театрального института имени Щукина, обла- датель премии за образцовый русский язык, заслуженный деятель искусств России Павел Любимцев на этот раз приехал в Липецк с про- граммой «Юмор по-английски». Многим зрите- лям хорошо знаком его талант увлекательного рассказчика по телепрограмме «Путешествие натуралиста», дважды отмеченной высшей телевизионной наградой—премией «Тэффи». И в общении с журналистами перед концертом Любимцев, как всегда, был доброжелателен и интеллигентен. разговаривать живым, не- выученным текстом, нужно приучатьсебямыслитьмоноло- гами, общаться с самим собой в форме речи. Мама рассказы- вала, что я с раннего возраста очень любил разговаривать, и это нашло потом выход в моей чтецкой работе. — В чем отличие работы актера от художественного чтеца? — Самое принципиальное. Чтец не забывает, что он есть он. Онинтересный собеседник, который обращается к зрите- лям напрямую. Актер перево- площается, он играет других людей, он, как правило, не об- щается с залом напрямую. Это разныеискусства, смешанные, но разные. —Выкритично относитесь к современной театральной режиссуре. Кто виноват? И что делать простому зрителю? —Этоизвечные российские вопросы. Наше время — к со- жалению, эпоха тотального дилетантизма. Засилье диле- тантов доведет нас до ручки. Они есть во всех сферах, в том числе и в культуре. Я не могу позволить себе пойти на постановки Богомолова или Серебренникова — просто сдохну от злости! Я смотрел их спектакли в Интернете, это какой-то кошмар. Видеть все это не могу. Преподавая в театральном институте, я думаю: куда пойдут наши студенты? А они попадают к таким режиссерам в руки, деваться-то некуда. Когда это время закончитсяичто делать, я не знаю. Мысли во мне ходят исключительно кровожад- ные. Как говорил герой пьесы Островского, «кинжал в грудь по самую рукоятку!» Только кинжалымои неопасные. Ког- да-нибудь все это закончится, конечно, только дожить бы! — О современном телеви- дении что думаете? — Телевизор я вообще не смотрю. Сериалы, ток-шоу, весь этот наворот жути и по- шлости нельзя вынести. Но так происходит во всем мире. Раньше у нас было более при- личное телевидение. Изредка только включаюканал «Куль- тура». Животные и люди — Благодаря «Путеше- ствиям натуралиста» вы объ- ездили почти весь мир. Где понравилось больше всего? — Везде интересно. За две- надцать лет моей телевизион- ной деятельности я посетил 56 стран, имногиеизнихпомного раз.Наездилсяна всюоставшу- юся жизнь. Странная вещь, я никогда об этом не мечтал. И поэтомуядажеощущалкакую- то вину перед телезрителями и старался ее искупить, расска- зывая про всякие интересные вещи в далеких странах. Я виделвеликиекультурно-исто- рические памятники. Сегодня даже к египетским пирамидам не особенно-то поедешь. А в столице древних сингалов Анурадхапуре на островеШри- Ланка вообще мало кто был. А этот город в V веке до нашей эры был сопоставим с Вави- лоном и Иерусалимом. Или Мачу-Пикчу — таинственный город Инков в джунгляхПеру. Сильнейшие впечатления.Или Боробудур, буддийский храмо- вый комплекс на острове Ява. Неправдоподобно красиво. —Вы серьезно увлекались зоологией. На ваш взгляд, насколько сильно в человеке животное начало, может ли оно определять его поведение? — В человеческом поведе- нииживотного начала немало, но природа человека иприрода животного— совершенно раз- ные вещи. Тут мы вступаем в сферу таинства возникновения человеческого разума. Объяс- нить это комплексами и реф- лексами невозможно. Не слу- чайно Дарвин, выдвинув идею о том, что человек произошел от обезьяны, никак не отрицал Бога. Откуда возникла эта ис- кра, до конца не может понять никто.Животные совершенно не похожи на людей. Наша по- пытка очеловечить животных — совершенная ошибка. Мы говорим: «Труслив, как заяц», а заяц не труслив. «Волчий аппетит» — а волк ест очень деликатно и совсем большие куски не проглатывает. «Вол- чьим аппетитом» обладают как раз козы, которые жрут все, после их выпаса остается бесплодная пустыня. — Не возникало желание завести домашних питомцев? — Нет, это большая ответ- ственность. Я ведь живу один, и домашними животными просто некому заниматься. А животных я очень люблю с раннего детства. Не только кошек и собак, а и бегемотов, носорогов. Акул меньше, но, думаю, если познакомиться с ними поближе, то можно най- ти симпатичные черты. Кроко- дилихи, к примеру, страшно заботливые мамы. — Поделитесь с читателя- ми, какой тост вы поднимали за новогодним столом? — Заздравный тост, при- думанный не мной, а замеча- тельнымшотландским поэтом Робертом Бернсом. У которых есть, что есть, —те подчас немогутесть, А другие могут есть, да сидят без хлеба. Ау настутесть, что есть, да при этом есть, чем есть, — Значит, нам благодарить остается небо! Павел Любимцев : «Засилье дилетантов может довести до ручки» Известный телеведущий и артист о себе и своей профессии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz