Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

унесли! Сних стали сдергивать костюмы, отрывать бороду и косы, отбиратьмешок. Вот вам и праздник. В этом году, по- нятно, уже никуда не пошли. Представляете, что произо- шло? Даже если кто-то хочет подарить другим праздник, люди неспособны это воспри- нять, не готовы включиться. Не готовы в ответ подарить ра- дость. И вот это уже страшно, потому что свидетельствует о каком-то глубинном сломе на- ционального кода. — Мне кажется, что тра- диции — это тот здоровый консерватизм, которыйтолько иможет спастинас в эпоху бес- конечных перемен… — Понятно, что перемены мы не отменим. Но надо пом- нить, что в народных традици- ях всегда заложен очень глу- бокий смысл. Вот всегда счи- талось, что Новый год — это домашний, семейный празд- ник. И это было очень важно! Потому что за праздничным столом собиралось несколько поколений, людижелали друг другу что-то самое важное и сокровенное, вместе о чем-то мечтали, и в эти мечты были вовлечены все члены семьи. Почему именноНовый год? Да потому, что это начало нового жизненного этапа, в котором должно быть будущее у всех, независимо от возраста. Тогда и помыслить было невозмож- но, чтобы оставить стариков одних в эту волшебную ночь. Асегодня? Старшее поколение сплошь и рядом в одиночестве слушает бой курантов. Как вы думаете, что, кроме бес- просветной тоски, ощущают вашимамыи папы, бабушки и дедушки?Амолодые в это вре- мя отрываются где-то в ночном клубе, и настроение родите- лей их абсолютно не волнует. Слом этой семейной традиции приводит к культивированию эгоизма и индивидуализма, которые несвойственнынашей культуре, а одновременно и связь поколений прерывается. —Сегодня не только в Рос- сии, но и на Западе все чаще начинают говорить о необхо- димости сохранения традици- онного общества… —И это сейчас как никогда актуально! Традиции — это ведь кирпичики в фундаменте здания. От разрушения одного кирпичика может ничего и не произойти, а может и несущая стена рухнуть. Кчему на Запа- де привела погоня за свободой во всех ее проявлениях? К тому, что там маленькому ре- бенку предоставляется право выбора пола: кем хочешь, тем и будь — хоть мальчиком, хоть девочкой. Традиционное гендерное воспитание, когда из мальчика растили буду- щего мужчину, а из девочки — будущую жену, мать, там теперь просто отсутствует. Эта же свобода вкупе с толерантно- стьюпривела к официальному признаниюоднополых браков. В результате именно тради- ционная семья, основанная на союзе мужчины и женщи- ны, оказалась под угрозой. Я очень спокойно отношусь к людямнетрадиционной сексу- ЕЛЕНА БРЕДИС Новый год, Рождество, Крещение…Еще до насту- пленияянварямыначина- ем предвкушать какие-то особенно теплые, загадоч- но уютные, удивительно душевные праздники. Их ожидание согревает нас вовсе не от того, что не надо будет идти на работу. Тут другое: наполненность тради- циями, которые передаются из поколения в поколение, придавая происходящему осо- бый смысл. Надо или не надо вообще сохранять традиции? Что происходит с их утратой, подменой? Именно об этом говорим сегодня с психологом, психоаналитикомЕкатериной Антоновой. Сохранить самосознание — Традиции бывают се- мейными, а бывают родовы- ми, связанными с культурой, историей страны. Понятно, что происходит, когда эти традиции утрачиваются: мы просто теряем почву под нога- ми, мы отрываемся от корней, которые нас питают. Пред- ставьте ствол дерева, который распилили на три части. Что мы получим? Три пенька. — Но жизнь идет, многое меняется, реально ли рассчи- тывать сохранить какие-то традиционные ценности? — Да, беда нашей истории в том, что и ценности, и идео- логия многократно менялись, причем нередко это проис- ходило в рамках одного поко- ления. Достаточно вспомнить гоненияна церковь после рево- люцииилиже совсемнедавние события, когда коллективизм попытались заменить инди- видуализмом, когда историю начали просто переписывать, замазывать черной краской. Но я думаю, что именно по этой причине для нас особенно важно сохранять традиции, чтобы остаться уникальной нацией, чтобы сохранить свое самосознание. — Вот занятный пример. Во время советской власти в городах никто не колядовал, не принято было. С девяно- стых дети и подростки стали ходить по квартирам, пели, поздравляли хозяев и получа- ли от них конфеты, пряники. Мы сами стали заранее за- пасаться сладостями. Однако постепенно песен ипоздравле- ний становилось все меньше, а колядующие стали просить деньги. Теперь их уже мелочь не устраивает, в открытую говорят: «Дай бумажную де- нежку!» Вот вам и традиция… — То, что из традиций ухо- дит изначальный сакральный смысл—этонормально.Когда- то колядование было языче- ским обрядом, потом перешло в христианство. И никто уже не вспоминал, чтоколядующие представляют собой мир мерт- вых. Но сохранялось главное: многочисленные пожелания добра хозяевам дома и ода- ривание в ответ, сохранялась атмосфера праздника, любви и единения. То, о чем вы говори- те — даже не выхолащивание, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ Деревья без корней Как не утратить своих традиций “ Слом семейных традиций приводит к культивированию эгоизма и индивидуализма, которые несвойственны русской культуре ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 3/25131/ 6 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 4 а уродливое извращение тра- диций. Но кто в этом виноват? Да мы, взрослые. Это же мы не объяснили детям смысл обря- да, мы не помогли им выучить песни, придумать костюмы. Мы элементарно не воспитали в них желание дарить другим радость. Ивот в эту пустоту тут же устремилась новая идеоло- гия, ставящая деньги во главу угла.Какизвестно, святоместо пусто не бывает, об этом надо помнить. — Но ведь многие тради- ции на самом деле отмирают, и с этим уже ничего не поде- лаешь… — Отмирание страшно, потому что оно грозит опу- стошением. Но ведь могут возникать новые традиции, которые в новых, современных формах будут сохранять ста- рыйглубинныйсмысл.Почему в советское время люди так любили демонстрации 1 Мая? Потому что это был праздник единения, потомучтовкаждом доме был накрыт стол, и пока колонна двигалась, заходили в гости то к одним, то к другим. В колоннах пели хором, успе- вали потанцевать. То есть этот праздник был наполнен духом исконно русского коллекти- визма, русской общинности. Фактически это было вос- произведением очень древней традиции, потому и приняло такие чисто национальные формы. Очень хочется верить, что шествие Бессмертного полка тоже станет традицией, соединяющей нас с предками. Подарить радость — А сегодня людям не придет в голову в новогоднюю ночь взяться за руки и пово- дить на улице хоровод вокруг елки… — Да, в прошлом году моя подруга с мужем решили на- рядиться Дедом Морозом и Снегурочкой, собрали целый мешок конфет и сладостей и пошликДворцу спорта«Звезд- ный». Хотели праздник не- знакомымлюдямустроить, по- веселить, создать настроение. И что вы думаете? Еле ноги Новогодний праздник – тоже повод вспомнить о русском коллективизме. альной ориентации, но когда она поднимается на щит, это приводит к катастрофическим последствиям. Сначала на Западе государство признало однополые браки, потом кое- где и церковь, и уже понятия нравственности, греха утра- тили свой смысл. Дальше — больше, теперь уже зоофилы и педофилытребуют защитить их право на свободный выбор. Вот вам и один кирпичик… Важны даже мелочи — Но ведь это влечет за собой не только демографиче- скую угрозу, это говорит уже о каком-то распаде психики, об утрате человеческого облика! — Слава Богу, Православ- ная церковь не уступает ново- модным веяниям, а стоит на страже традиционных христи- анских ценностей. Но давайте уйдем от столь глобальных проблем. Вот есть унас в стране традиция 8Марта поздравлять женщин. Как будет чувство- вать себя женщина, которую никто не поздравит? Да у нее начнется депрессия, она утра- тит свою женскую идентич- ность. Вот что происходит с человеком, если он теряет свои социокультурные корни. — Выходит, в традициях важны даже мелочи. Я знаю, что самые респектабельные европейские газеты сохра- няют и логотип, и шрифт, которые были сто, двести лет назад, со дня основания. И у них из поколения в поколе- ние сохраняются постоянные подписчики. Потому что сын видел, как папа читает эту га- зету, потомподрос и самначал ее выписывать—она для него узнаваема, привычна. — Да, человеку очень важ- ножить в стабильном, узнавае- моммире. Ведь самое страшное — это неизвестность, неукоре- ненность, незнание новых, по- стоянно меняющихся правил. В Швейцарии многие букини- стические магазины, конди- терские находятся на том же самом месте, на каком были и двести лет назад. Представ- ляете? Внук знает, что в этом городке он найдет по такому- то адресу кофейню, в которую захаживали и его дедушка, и его отец. И он уверен, что его дети тоже смогут попить тут отличный кофе. И уже ни в какое другое заведение в этом городе он не пойдет, посколь- ку здесь ему важна не просто чашка кофе, но и чувство со- причастности к своему роду. Или такой пример. Допустим, специально для вас нафабрике изготавливают современное кресло с учетом всех ваших эргономических особенностей. А на бабушкиной даче стоит кресло-качалка, в котором она так любила читать. Работать вам наверняка будет удобнее в современном кресле, а вот расслабиться, отключиться от каждодневных забот — в ба- бушкином. Потому что оно ас- социируется с детством, с бес- печностью и безмятежностью. Я специально привожу такие банальные бытовые примеры, чтобы стало понятно: даже эти мелочивжизничеловекаочень важны.Чего ужтогда говорить о культурных традициях, иду- щих из глубины веков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz