Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 103 /25231/1 ИЮНЯ 2016 10 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА В области продолжается работа по модернизации инфраструктуры образовательных организаций. Объем средств, направленных на ремонтные работы при подготовке школ к новому учебному году, ежегодно увеличивается. Отсутствуют школьные здания, нахо- дящиеся в аварийном состоянии. В области остается проблема сохранения второй учебной смены в образовательных организациях. Количество школ, ведущих занятия в две смены, медленно сокращается (2013 г. – 71 (26,9%); 2014 г. – 70 (26,7%); 2015 г. – 64 (24,6%)). Во вторую смену продол- жают заниматься 13 446 обучающихся (12,2%) (2014 г. – 13 917 чел. (13,3%)). В соответствии с планом-графиком основных мероприятий по ФГОС на территории Липецкой области на 2015 год продолжилось поэтапное введение федерального госу- дарственного образовательного стандарта общего образования во всех общеобразо- вательных учреждениях области. По федеральным государственным образовательным стандартам обучаются все учащиеся начальных классов, 5 классы, 1 565 обучающихся 6-х классов и 781 обучающийся 7-х классов. В образовательных организациях области продолжается укрепление материально- технической базы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образо- вания. Увеличена доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными посо- биями, в общей численности обучающихся по новым ФГОС. Образовательный процесс в начальной школе полностью обеспечен интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.) (2013 г. – 87,83%); 97% обучающихся пользуются учебным оборудованием для практических работ (2013 г. – 64,42%; 2014 г. – 84,94%); для 88,6% обучающихся обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интерне- том (не менее 2 Мб/с) (2013 г. – 69,65%; 2014 г. – 81,65%). Работа по увеличению пропускной способности интернет-трафика, по обновлению программного обеспечения, приобретению необходимого компьютерного оборудования и электронных образовательных ресурсов позволила организовать учебный процесс с ис- пользованием дистанционных технологий в 21,9% школ региона (2013 г. – 16,7%; 2014 г. – 17,6%). В области продолжает развиваться региональная система оценки качества образо- вания. Для проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) организовано 33 пун- кта проведения экзамена (420 аудиторий) в образовательных организациях; 8 пунктов на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья; 7 пунктов в местах лишения свободы. В соответствии с Планом-графиком мероприятий по подготовке и проведению госу- дарственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Липецкой области в 2015 году проведены выездные му- ниципальные родительские собрания во всех муниципалитетах Липецкой области для родителей обучающихся 11-х классов; сформирован пакет нормативных документов ре- гионального уровня по организации и проведению ЕГЭ; проведена аккредитация обще- ственных наблюдателей. В рамках реализации областной целевой программы «О противодействии корруп- ции в Липецкой области на 2013 – 2020 годы» завершена работа по установке системы видеорегистрации на объектах проведения государственной итоговой аттестации вы- пускников образовательных организаций, при этом в 81% аудиторий обеспечено on-line транслирование (2014 г. – 56%). Регион принял участие в апробации проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в ком- пьютерной форме, была опробована новая технология проведения экзамена по ино- странным языкам с компонентом в устной форме, включающая запись ответов участни- ков ЕГЭ на электронные носители. В эксперименте принимали участие эксперты пред- метной комиссии по английскому языку, которые работали в новом модуле проверки устных ответов. Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) была проведена для 4 647 выпускников текущего года (2013 г. – 6 247 чел.; 2014 г. – 5 433 чел.), в форме государственного выпускного экзамена – для 121 человека. Среди предметов по выбору лидирует, как и в прошлые годы, обществознание (2 988 чел.), физика (1 215 чел.), история (951 чел.). В 2015 году при проведении ЕГЭ по учебному предмету «математика» выпускникам предлагалось выбрать уровень сдачи предмета – базовый или профильный. В Липецкой области оба уровня сдачи математики выбрали 47% выпускников. Результаты ЕГЭ выпускников Липецкой области по 14 предметам остаются стабиль- но высокими (таблица 6.1). Таблица 6.1 Результаты ЕГЭ по Липецкой области в 2013 – 2015 годах № Предмет Средний балл по ЕГЭ 2013 г. 2014 г. 2015 г. 1 Русский язык 62,83 64,66 67,93 2 Математика 48,95 45,7 49,54 3 Физика 54,35 46,6 55,22 4 Химия 74,24 64,1 65,79 5 Информатика 61,26 56,8 56,25 6 Биология 61,04 59,8 61,61 7 История 55,94 48,5 51,04 8 География 55,04 53,8 55,66 9 Английский язык 77,43 61,3 65,28 10 Немецкий язык 48,52 48,3 55,04 11 Французский язык 72,88 76,8 75,82 12 Обществознание 60,11 55,3 58,35 13 Литература 54,68 49,8 61,78 14 Испанский язык - - 74,50 При подготовке к ЕГЭ проведен ряд информационных проектов: – «Муниципальное родительское собрание “ЕГЭ в Липецкой области. Возможности и риски”»: в течение всего года во всех муниципальных городах и районах для родителей выпускников были проведены муниципальные собрания, в которых приняли участие 3,5 тыс. родителей обучающихся области и более 600 педагогов; разработана памятка для родителей; – «Открытый разговор. ЕГЭ – выбор будущего!»: в рамках этого проекта организова- ны встречи более 1 000 одиннадцатиклассников региона с региональными координато- рами ЕГЭ; – региональный день ЕГЭ; – широкомасштабное освещение подготовки и проведения ЕГЭ в региональных средствах массовой информации, в том числе электронных (анализ комментариев в социальных сетях, блогах, деловая игра для представителей СМИ «В объективе – ЕГЭ», брифинг на тему «ЕГЭ – выбор будущего!»); – организована работа телефона «горячей линии ЕГЭ», на которую за период орга- низации и проведения итоговой аттестации поступило более 200 звонков по процедуре проведения ЕГЭ, и портала «smotriege.ru» для объявления результатов и доступа к он- лайн-порталу «Узнай свои результаты ЕГЭ»; – обеспечена работа официальных страниц в сети Интернет по вопросам проведения ЕГЭ на сайте управления образования и науки (16 3479 просмотров), на сайтах ВКонтак- те, Твиттере (более 8000 просмотров); – опубликовано более 300 материалов в региональных СМИ и др. В 2015 году выпускники 9-х классов школ области в форме основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена сдавали два обязательных предмета (русский язык и математика) и 11 предметов по выбору (биология, физика, химия, гео- графия, история, обществознание, информатика, иностранные языки, литература). Обя- зательные предметы сдавали 9 419 обучающихся. Качество знаний по русскому языку со- ставило 65,4% (2013 г. – 61,38%; 2014 г. – 64,9%), успеваемость – 99,4% (2013 г. – 95,89%; 2014 г. – 98,2%); по математике качество знаний – 53,4% (2013 г. – 81,31%; 2014 г. – 46,3%), успеваемость – 99,6% (2013 г. – 94,9%; 2014 г. – 97,7%). Профессиональное образование Система среднего профессионального образования Липецкой области представле- на 30 профессиональными образовательными учреждениями, в которых ведется под- готовка 20,7 тыс. человек по 42 профессиям и 73 специальностям среднего професси- онального образования. В образовательные организации среднего профессионального образования в 2015 году принято 84 человека из числа лиц, признанных беженцами либо получивших временное убежище на территории Российской Федерации. Образовательный процесс в организациях строится на основе федеральных госу- дарственных образовательных стандартов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования. При разработке программ подготовки квалифициро- ванных рабочих, служащих учитываются ситуация на рынке труда и требования заказчи- ка на подготовку кадров. В 2015 году выпуск из профессиональных образовательных учреждений составил 4 439 человек (2014 г. – 4 728 чел.), из них 48,3% трудоустроены, 30% призваны в ряды Вооружённых сил Российской Федерации, 11,5% продолжили обучение, 4,2% находятся в отпуске по уходу за ребенком, 6% выпускников не определились с трудоустройством. В системе среднего профессионального образования в 2015 году функционировали: 4 отраслевых производственно-образовательных объединения (кластера); 2 ресурсных центра; 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций; 10 центров серти- фикации профессиональных квалификаций. В 2015 году созданы: – центры сертификации профессиональных квалификаций: • в отрасли жилищно-коммунального хозяйства – на базе ГОБПОУ «Липецкий техни- кум городского хозяйства и отраслевых технологий»; • в отрасли биотехнологии и общественного питания – на базе ГОБПОУ «Липецкий техникум общественного питания»; • в автотранспортной и дорожной отрасли – на базе ГОАПОУ «Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства»; – многофункциональные центры прикладных квалификаций: • в отрасли биотехнологии и общественного питания – на базе ГОБПОУ «Липецкий техникум общественного питания»; • в отрасли транспорта и дорожного хозяйства – на базе ГОАПОУ «Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства». В целях оказания содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Липецкой области, обеспечения социальной защиты и улучшения положения на рынке труда молодых специалистов, развития механизмов со- циального партнерства с предприятиями и организациями, мониторинга потребностей регионального рынка труда на базе ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» создан базовый Центр содействия трудоустройству выпускников профессиональных об- разовательных организаций Липецкой области. Продолжена работа по реализации заключенных договоров по интеграции образова- тельных организаций с предприятиями и организациями в строительной, агропромыш- ленной и машиностроительной отраслях. Подписаны Соглашения, предметом которых является стратегическое партнерство по осуществлению интеграции сферы образова- ния с организациями жилищно-коммунальной и железнодорожной отраслей Липецкой области. В рамках деятельности системы профессионального образования области проведе- ны 2 заседания координационного Совета по кадровому обеспечению и профессиональ- ному образованию Липецкой области и областные мероприятия по вопросам развития системы среднего профессионального образования, благодаря работе которых в 2015 году активно функционировали производственно-образовательные объединения (кла- стеры) металлургического, машиностроительного, агропромышленного и строительного профилей. Липецкий металлургический колледж стал дипломантом, а Липецкий политехниче- ский техникум награжден сертификатом участника Всероссийского конкурса лучших практик взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сек- тора экономики по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием по номинации «Лучшая практика взаимодействия с организациями реального сектора экономики». Прием граждан в профессиональные образовательные организации осуществляется на основе конкурса на установление контрольных цифр приема организациям, осущест- вляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, за счет бюд- жетных ассигнований бюджета Липецкой области. Выполнение контрольных цифр при- ема составило 100%. В системе среднего профессионального образования уделяется особое внимание развитию кадрового потенциала. Ежегодно в соответствии с Законом Липецкой области от 24 декабря 2008 года 224-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере образования и на- уки Липецкой области» присуждаются областные премии мастерам производственного обучения за достижение высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. В 2015 году выплачены 3 областные премии мастерам производственного обучения в раз- мере 50 000 рублей каждая. В целях государственной поддержки талантливой молодежи, повышения престижа рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования в со- ответствии с Законом Липецкой области от 24 декабря 2008 года № 224-ОЗ назначены 23 областные стипендии за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни об- разовательной организации в размере 400 рублей каждая (2013 г. – 12 стипендий, 2014 г. – 23 стипендии). Базовым предприятием ОАО «НЛМК» учреждены и выплачиваются сти- пендии лучшим обучающимся ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум», ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» в размере от 500 до 1000 рублей каждая. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» в целях повы- шения качества среднего профессионального образования и выявления талантливой молодежи в системе профессионального образования в период с 01 апреля по 05 мая 2015 года были проведены Областные олимпиады профессионального мастерства по 13 профессиям и специальностям среднего профессионального образования: «Мастер отделочных строительных работ», «Сварщик» (электросварочные и газосварочные рабо- ты), «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям), «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям), «Технология машиностроения», «Автомеханик», «Повар», «Кондитер», «Техническая экс- плуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям), «Парикмахер», «Механизация сельского хозяйства», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». В олимпиадах приняли участие 87 человек из 27 профессиональных образовательных организаций Липецкой области. 16 студентов профессиональных образовательных организаций Липецкой области приняли участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства, где они заняли два первых места по специальностям «Обработка металлов давлением», «Кон- струирование», «Моделирование и технология швейных изделий» и одно второе по про- фессии «Повар, кондитер» (таблица 6.2). Профессиональные образовательные учреждения Липецкой области неоднократно становились площадками для проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства. Традиционно для поддержки и развития талантливой студенческой молодежи прове- ден областной фестиваль «Российская студенческая весна» и состоялся торжественный прием одаренной учащейся молодежи. Таблица 6.2 Участие образовательных организаций среднего профессионального образования во Всероссийских олимпиадах профессионального мастерства в 2013 – 2015 годах Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. Количество областных олимпиад 17 17 13 Количество Всерос- сийских олимпиад, в которых участвовали представители Липец- кой области 17 16 16 Количество призовых мест на Всероссийских олимпиадах 1 (II место) 1 (III место) 2 (I место) 1 (II место) Всероссийские олим- пиады, проводимые на базе Липецкой области На базе ПЛ № 10 – «электромонтер по ремонту и обслу- живанию электро- оборудования» - На базе Липецкого машиностроительного колледжа – «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электроме- ханического оборудования» (по отраслям); на базе Липецкого колледжа строительства, архитектуры и отраслевых технологий – «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» В образовательных организациях среднего профессионального образования си- стемно выстроена физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, проводится комплекс мероприятий по укреплению здоровья обучающихся. Проведены финалы Об- ластной круглогодичной спартакиады обучающихся профессиональных образователь- ных учреждений, Областной спартакиады допризывной молодежи, обучающейся в обра- зовательных организациях Липецкой области, по 11 прикладным видам спорта. В системе среднего профессионального образования развивается государствен- но-общественное управление. В рамках XI областного образовательного форума со- стоялось единое региональное Собрание родительской общественности системы про- фессионального образования Липецкой области. В нем приняли участие представители родительских комитетов, административные и педагогические работники всех профес- сиональных образовательных организаций Липецкой области (более 10 000 человек). Участники Собрания обсуждали вопросы совместной деятельности родительской и пе- дагогической общественности по повышению эффективности воспитательной работы со студентами профессиональных образовательных организаций Липецкой области. В рамках бюджетного финансирования, предусмотренного государственной про- граммой «Развитие образования Липецкой области», проведена работа по обновлению материально-технической базы 13 профессиональных образовательных организаций, на что затрачено 23 250,0 тыс. рублей. Это позволило продолжить развитие региональ- ных отраслевых производственно-образовательных объединений (кластеров), а также реализовывать инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов учреждений профессионального образования с целью повышения каче- ственного уровня инновационного и конкурентоспособного образования. Во исполнение поручения, предусмотренного Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 599 (пункт в), с целью выполнения показателя, предусматривающего возмож- ность обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, в 2015 году на реализацию мероприятий государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демогра- фической политики Липецкой области» (подпрограмма 6 «Доступная среда») ГОБ ПОУ «Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий» были выделены средства из областного (3 млн. руб.) и федерального (7 млн. руб.) бюджетов. Федеральные средства были потрачены на закупку оборудования, средств отобра- жения информации и систем информационной поддержки для обеспечения доступности зданий техникума для инвалидов и других маломобильных групп населения. Средства областного бюджета были израсходованы на ремонт и адаптацию 1 и 2 этажей здания учебного корпуса и учебных мастерских для оказания образовательных услуг данной ка- тегории граждан. Доля образовательных организаций среднего профессионального образования, зда- ния которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоро- вья, в 2015 году составила 10%. Воспитание и развитие детей Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей (далее – Концепция), направленная на признание особого статуса дополнительного образова- ния детей. Основными целями Концепции определяются обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования, развитие инновационного потенциала общества. Определены направления развития кадрового потенциала системы дополнительного образования и модернизации инфра- структуры. Предусматривается расширение участия негосударственного сектора в ока- зании услуг дополнительного образования. В системе дополнительного образования Липецкой области функционируют 62 ор- ганизации дополнительного образования (59 муниципальных организаций дополнитель- ного образования; 3 организации, подведомственные управлению образования и науки Липецкой области), в которых занимаются более 68,2 тыс. детей, что составляет 45% от общего количества обучающихся общеобразовательных школ Липецкой области (2013 г. – 40,7%; 2014 г. – 46,2%). Программы дополнительного образования детей реализуются как в общеобразо- вательных организациях, так и в организациях дополнительного образования детей (таблица 6.3). Таким образом, доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5 – 18 лет составляет 87%. Таблица 6.3 Количество обучающихся, охваченных программами дополнительного образования в общеобразовательных организациях, в 2013 – 2015 годах Образовательная организа- ция Количество, человек 2013 – 2014 учебный год 2014 – 2015 учебный год 2015 – 2016 учебный год Общеобразовательная 61932 56956 64425 Дополнительного образования детей 62847 69920 68232 Итого 124779 126876 132657 Дополнительное образование организовано по направлениям: художественное твор- чество, техническое творчество, спортивное, эколого-биологическое, туристско-крае- ведческое, спортивно-техническое. Организации дополнительного образования детей осуществляют учебно-исследовательскую работу, ориентированную на привлечение детей к участию в научно-исследовательских проектах, конкурсах, конференциях, про- ведению самостоятельных исследований (диаграмма 6.1). Диаграмма 6.1 Занятость обучающихся по направлениям в организациях дополнительного образования в 2013 – 2015 годах, человек 23298 23078 19113 20107 20722 20722 380 3049 1257 7490 5969 6606 12575 15784 18000 0 5000 10000 15000 20000 25000 2013 г . 2014 г . 2015 г . Художественное творчество Спортивное Спортивно - техническое Эколого - биологическое Другое В 2015 году осуществлялась работа по модернизации спортивной инфраструктуры об- щеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, для увеличения охвата детей дополнительным образованием спортивной направленности. В рамках реа- лизации Соглашения № 03.699.25.0013 между Министерством образования и науки Рос- сийской Федерации и администрацией Липецкой области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Липецкой области на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом проведена работа по модернизации спортивных объектов. На эти цели израсходовано 28 млн. 894,7 тыс. рублей из федерального бюджета, 8 млн. рублей – из областного бюджета, 4 млн.116 тыс. рублей – из муниципальных бюджетов. В соответствии с перечнем мероприятий по созданию в общеобразовательных орга- низациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической куль- турой и спортом, утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 17 февраля 2015 года № 77: – оснащены спортивным инвентарем и оборудованием, позволяющим принимать нормы ГТО, 6 открытых плоскостных спортивных сооружений; – отремонтированы спортивные залы в 18 общеобразовательных организациях; – создано 23 спортивных клуба; – доля обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом в общеобра- зовательных организациях, расположенных в сельской местности, увеличилась на 11%. В рамках реализации государственных программ «Развитие образования Липецкой области» и «Обеспечение общественной безопасности населения и территории Ли- пецкой области» в 2015 году были организованы и проведены областные мероприятия, направленные на развитие творческих и спортивных навыков у детей и подростков, спо- собствующие развитию услуг в сфере дополнительного образования детей, в том числе: – областная олимпиада по изучению правил дорожного движения среди обучающих- ся в общеобразовательных организаций Липецкой области «Дорожная азбука»; – открытый фестиваль экранного творчества детей «Весенняя капель», приурочен- ный к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (количество участников – 100 детей из 20 регионов РФ); – областная акция юных инспекторов движения «Безопасное колесо» на базе Липец- кого государственного педагогического университета; – областной фестиваль по фитнес-аэробике (количество участников – более 250 че- ловек); – областной смотр по противопожарной безопасности (количество участников – бо- лее 500 человек); – областной пушкинский фестиваль «Мой Пушкин» (количество участников – более 2500 человек); – областной фестиваль детского творчества «Созвездие» среди детей с ограничен- ными возможностями здоровья (количество участников – более 400 человек); – областной фестиваль «Умею плавать» обучающихся 4-х классов общеобразова- тельных организаций Липецкой области (количество участников – 126 человек); – областной этап спортивных соревнований «Президентские состязания» и «Прези- дентские игры» (количество участников – более 350 человек); – акция «Навстречу лету!» (количество участников – 300 человек); – Всероссийские соревнования по ракетомоделированию (количество участников – 120 человек из 11 регионов РФ); – 4 палаточных лагеря (количество участников – 300 человек, в том числе 60 детей «группы риска»); – 10 профильных смен по 9 профильным направлениям на базе детских загородных оздоровительных лагерей «Елочка», «Звездный», «Олимп», «Орбита», «Спартак», «Чайка», «Загородный оздоровительно-образовательный центр» Елецкого района (с. Аргамач- Пальна) (количество участников – 1 600 человек); – областные этапы акций по профилактике детского дорожно-транспортного травма- тизма «Дорога глазами детей», «Знание – жизнь», «Зеленый огонек» (432 человека стали победителями акции); – областные этапы акции детского декоративно-прикладного и изобразительного творчества среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Мир прекрасного» и фестиваля для одаренных детей с особыми возможностями здоровья, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Эхо Победы» (количество участни- ков – 90 человек). В 2015 году проходило развитие объединений технической направленности, в пер- вую очередь – робототехники, программирования, инженерной графики и др. В первом спортивно-техническом чемпионате Липецкой области по робототехнике «Rainbow RoboLipPro-2015» приняли участие МАОУ СОШ № 29, МБОУ гимназия № 12, МБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ «Городской», МАУ ДО «Центр дополнительного образования «Стратегия», ГБОУ ДО «Центр дополнительного образования Липецкой области», ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», МБОУ СОШ с. Красное. Команда юных инспекторов движения, представляющая Липецкую область, стала по- бедителем Всероссийского этапа конкурса «Безопасное колесо» и заняла 2 место на XXX Европейском образовательном конкурсе по изучению и соблюдению Правил дорожного движения (г. Вена, Австрия). Участие школьников Липецкой области в различных мероприятиях Всероссийского Календаря осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта «Образо- вание» в части поддержки талантливой молодежи (таблица 6.4). В 2015 году 11 победи- телей Всероссийских конкурсов стали лауреатами премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Таблица 6.4 Результативность организационно-массовой работы организаций дополнительного образования детей в 2014 – 2015 учебном году Образовательная органи- зация Участники, человек Количество победителей, лауреатов, дипломантов всерос- сийских меропри- ятий между- на- родных меро- приятий всероссийских мероприятий международных мероприятий Коли- чество победи- телей, чел. Доля по- бедителей от общего количества участников, % Количество победите- лей, чел. Доля по- бедителей от общего количества участников, % Центр дополнительного образования 352 29 190 53 9 31 Спортивно-туристский центр 214 125 58,5 ЭкоМир 390 41 198 51 31 75,6 Итого 956 70 513 54,4 40 53,3 Четвертый год в соответствии с Календарем Всероссийских мероприятий с обучаю- щимися ГБОУ ДО «Центр дополнительного образования Липецкой области» организует и проводит Всероссийские соревнования по ракетомоделизму среди обучающихся и Пер- венство России по ракетомодельному спорту среди юношей. Центр дополнительного образования «ЭкоМир» Липецкой области стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую организацию летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи «ЛЕТО-2015» в номинации «Оздоровительные лагеря, обеспечивающие лет- ний отдых и занятость детей-сирот». Впервые организована областная экспедиция «Малые реки Липецкой области», благодаря которой Липецкая область стала пилотным регионом для апробации обще- ственного мониторинга малых рек. Центр награжден почетной грамотой Всероссийского общества охраны природы. Центр дополнительного образования «ЭкоМир» Липецкой области включен в перечень образовательных организаций, которые под научным руко- водством Федерального института развития образования в 2016 году будут проводить апробацию профессионального стандарта «педагог дополнительного образования де- тей и взрослых». В системе дополнительного образования детей совершенствовалась инфраструкту- ра, развивались технические направления, внедрялись современные дополнительные образовательные программы и технологии; совершенствовался механизм взаимодей- ствия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности обучающихся. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья В целях реализации права каждого человека на образование создаются необхо- димые условия для получения без дискриминации качественного и доступного об- разования, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках мероприятий областной целевой программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы за счет федеральных, региональных средств и средств муниципального бюджета улучшены условия для обучения детей в 29 общеобразовательных организациях области. Всего в общеобразовательных организациях и коррекционных школах области обу- чается 2 038 детей-инвалидов: – 1 099 детей-инвалидов – в общеобразовательных организациях (из них на дому – 711 человек); – 939 детей-инвалидов – в специальных (коррекционных) образовательных органи- зациях и классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети-инвалиды зачисляются в общеобразовательные организации в порядке, уста- новленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образо- вательные организации. Обучение детей-инвалидов осуществляется в рамках обще- образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в щадящем режиме. Выдается документ государственного образца о соответствующем образовании. Инди- видуальная программа реабилитации в части обучения в школе и на дому реализуется для всех детей-инвалидов. В общеобразовательных организациях создаются условия для функционирования специальных медицинских групп. Адаптацию к условиям обуче- ния детей-инвалидов в общеобразовательных организациях области обеспечивают 101 психолог, 45 логопедов, 63 социальных педагога. Для детей-инвалидов, обучающихся на дому (2013 г. – 685 детей; 2014 г. – 704 ребен- ка, 2015 г. – 711 детей), образовательная организация: – предоставляет бесплатные учебники, учебную, справочную, специальную и другую литературу на время обучения; – обеспечивает, в случае необходимости, сурдопереводчиками, специалистами из числа педагогических работников образовательных организаций, реализующих общеоб- разовательные программы, ближайших к месту жительства ребенка-инвалида; – осуществляет методическую и консультативную помощь, необходимую для освое- ния общеобразовательных программ. В целях обеспечения равного доступа к услугам общего образования детей незави- симо от состояния здоровья организовано дистанционное образование детей-инвали- дов. В 2009 году на базе областной школы-интерната III – IV вида был открыт Центр дис- танционного образования детей-инвалидов (ЦДО). В настоящее время в Центре дис- танционного образования детей-инвалидов Липецкой области обучаются 173 ребенка- инвалида (2013 г. – 202 ребенка-инвалида, 2014 г. – 183 ребенка-инвалида). Для учащихся организованы автоматизированные рабочие места, которые под- ключены к сети Интернет. Обучение детей-инвалидов в Центре организовано по инди- видуальным учебным планам, согласованным с родителями и учитывающим интересы каждого ребенка, включая состояние здоровья в соответствии с рекомендациями специ- алистов областной психолого-медико-педагогической комиссии. В Центре используются такие формы работы с обучающимися, как: обучение «очно- школа», обучение «очно-дом», очно-дистанционные занятия (chat-занятия), дистанцион- ное обучение (web-занятия), обучение с помощью дистанционных технологий (образова- тельная организация + дистанционное обучение (смешанная форма обучения). Для всех школьников составлено расписание, согласованное с родителями. Кроме уроков, оно включает коррекционные и развивающие занятия, в том числе осуществля- ется обучение плаванию в специально оборудованном для данной категории детей бас- сейне. ЦДО работает в режиме 5-дневной учебной недели. В рамках 6-го (субботнего) дня реализуются программы дополнительного образования. В регионе продолжается работа по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Доля детей с ограничен- ными возможностями здоровья составляет 3,2 % от общего числа обучающихся. Для 3 664 детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) пред- ставлены вариативные условия для получения образования: – около 2 тыс. детей (52%) обучаются в специализированных (коррекционных) обра- зовательных организациях (2014 г. – 60%); – более 1,7 тыс. детей (48%) – в общеобразовательных организациях (2014 г. – 40%). Обучение детей с ОВЗ в школах организовано по двум моделям: 22,5% обучается в специальных (коррекционных) классах, 77,5% – в обычных классах с детьми, не имеющи- ми нарушений развития. Сеть учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Липецкой об- ласти представлена 9 отдельными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (табли- ца 6.5). Таблица 6.5 Сеть отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в 2013 – 2015 годах Организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным програм- мам 2013 г. 2014 г. 2015 г. Для глухих и слабослышащих детей 1 1 1 Для слабовидящих и незрячих детей 1 1 1 Для детей с тяжелыми нарушениями речи 1 1 1 Для детей с задержкой психического развития 1 1 1 Для детей, имеющих умственную отсталость 5 5 5 Итого 9 9 9 В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптирован- ным основным общеобразовательным программам, в 2015 году обучалось 1 304 челове- ка (2013 г. – 1 413 чел.; 2014 г. – 1 257 чел.) (таблица 6.6). Таблица 6.6 Контингент обучающихся отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в 2013 – 2015 годах Организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам Количество обучающихся, человек 2013 г. 2014 г. 2015 г. Для глухих и слабослышащих детей 68 70 68 Для слабовидящих и незрячих детей 544 516 508 Для детей с тяжелыми нарушениями речи 57 55 53 Для детей с задержкой психического развития 130 119 110 Для детей, имеющих умственную отсталость 614 497 565 Итого 1413 1257 1304 В школах-интернатах Липецкой области обучается и воспитывается 693 ребенка-ин- валида, которые имеют разные формы инвалидности и отдельные классы заболеваний. Ежегодно сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах (таблица 6.7). Таблица 6.7 Контингент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2013 – 2015 годах Наименование организации 2013 г. 2014 г. 2015 г. ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска» 1 - - ОАУ С(К)О школа-интернат III – IV вида 32 28 16 ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка» 25 20 16 ГБ(О)СКОУ С(К)О школа-интернат 109 82 58 ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида № 1 22 10 9 ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида № 3 12 3 2 ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида № 4 1 - - ГБ (О) С(К)ОУ С(К) школа-интернат VIII вида № 5 100 96 82 ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Вторые Тербуны» 121 95 64 Итого 423 334 247 Продолжение на 11-й стр. Продолжение. Начало на 5–9-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz