Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 103 /25231/1 ИЮНЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 1316-р ФМС России выделялись бюджетные ассигнования на обеспечение мероприятий, связанных с приемом лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и обратившихся с ходатайством о признании беженцами или с заявлением о предо- ставлении временного убежища на территории Российской Федерации, признанных беженцами или получивших временное убежище, и прибывших с ними членов их семей, в том числе на проведение обязательного медицинского освидетельствования лиц, хо- датайствующих о признании беженцами или подавших заявления о предоставлении вре- менного убежища на территории Российской Федерации, и прибывших с ними членов их семей в установленном объеме требований медицинского сертификата. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 июля 2014 года № 389н «Об утверждении временного порядка проведения обяза- тельного медицинского освидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища» и приказом Управления здравоохранения Липецкой области от 01 августа 2014 года № 814 «Об организации медицинского обслуживания граждан Украины, прибывающих на территорию Липецкой области, подавших заявления о предоставлении временного убежища» между УФМС России по Липецкой области, Управлением здравоохранения Липецкой области и медицинскими учреждениями Ли- пецкой области заключены договоры об оказании медицинских услуг лицам, обратив- шимся в установленном порядке за убежищем в Российской Федерации. После предоставления статуса беженца или временного убежища на территории Российской Федерации все граждане получают полисы обязательного медицинского страхования, гарантирующие получение ими бесплатной медицинской помощи на всей территории страны, срок действия которых соответствует сроку действия полученного статуса. Обеспечение граждан лекарственными средствами осуществляется в рамках реали- зации следующих социальных гарантий: – обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского примене- ния и медицинскими изделиями в рамках программы государственных гарантий бес- платного оказания гражданам медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стацио- нарных условиях; – государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмо- тренная Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной со- циальной помощи», в форме предоставления необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (гражданам, сохранившим за собой право на получение набора соци- альных услуг) в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 2782-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской по- мощи»; – лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан и больных отдельными видами заболеваний, входящих в региональные перечни по обеспечению лекарствен- ными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой при амбулаторно-поликлинической по- мощи, осуществляемое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития меди- цинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоох- ранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; – обеспечение лекарственными препаратами, централизованно закупаемыми за счет средств федерального бюджета, при амбулаторно-поликлинической помощи по 7 высокозатратным нозологиям согласно перечню, утвержденному распоряжением Пра- вительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 2782-р; – обеспечение лекарствами для лечения отдельных социально значимых заболева- ний (в том числе ВИЧ, туберкулез); – реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмо- тренной Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофи- лактике инфекционных болезней». Вакцинация в соответствии с национальным кален- дарем профилактических прививок является расходным обязательством федерального бюджета и обеспечивается соответствующими централизованными закупками. Вакцина- ция по эпидемиологическим показаниям является расходным обязательством бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О госу- дарственной социальной помощи» право на получение бесплатной лекарственной по- мощи имеют 10 категорий граждан, в том числе дети-инвалиды. Дети-инвалиды наряду с другими категориями граждан получают необходимые лекарственные средства в соот- ветствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Феде- рации от 30 декабря 2014 года № 2782-р. Формирование здорового образа жизни детей Формирование здорового образа жизни детей в области строится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 598 «О совершен- ствовании государственной политики в сфере здравоохранения» в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об ос- новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем прове- дения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической куль- турой и спортом. В связи с этим в планы работы учреждений здравоохранения и специалистов обяза- тельно включен раздел пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди насе- ления. В комплекс мероприятий по формированию здорового образа жизни включены: совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы детского населения и обеспечивающих сохранение здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка; реализация про- грамм гигиенического воспитания детей дошкольных и школьных возрастных групп; проведение занятий с родителями, педагогами по вопросам организации занятий фи- зической культурой, закаливания, рационального питания, профилактики травматизма и вредных привычек. В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 08 декабря 2008 года № 519-р «О совершенствовании работы по медицинской профилактике, гиги- еническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни» в области функционирует многоуровневая система медицинской профилактики, включающая об- ластной Центр медицинской профилактики. Центры здоровья проводят комплекс ме- роприятий, направленный на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни: – массовые скрининговые обследования прикрепленного населения с целью выявле- ния факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, в том числе у детей и подростков; – обучают детей и подростков эффективным методам профилактики заболеваний; – осуществляют оценку функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей и разработку индивидуальной программы по ведению здоро- вого образа жизни, в том числе с учетом физиологических особенностей детского воз- раста; – проводят обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотиви- рование их к отказу от вредных привычек; – оказывают помощь при отказе от потребления алкоголя и табака; – проводят информационные общественные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, а также консультирование по сохранению и укреплению здоровья, вклю- чая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкуль- турой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха. Учреждения здравоохранения на основе межведомственного взаимодействия с системой образования в 2015 году реализовали ряд проектов. Информационно-образо- вательная программа для школьников младшего и среднего возраста по обучению осно- вам ведения здорового образа жизни «Здоровая привычка» реализована на базе Домов культуры и Домов детского творчества г. Липецка с участием медицинских специалистов областных учреждений здравоохранения ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики», ГУЗ «Областная стоматологическая поликлиника – стомалотологический центр», ООАУ ДПО «Центр последипломного образования», ГУЗ «Областной врачебно-физкультурный диспансер», ГУЗ «Липецкая областная клиническая инфекционная больница» и ГСКУ «Липецкий областной детский санаторий «Мечта». Проведены «Дни здоровья» в детских поликлиниках по следующим тематикам: «День здорового ребенка», «День профилактики кариеса», «День профилактики простудных заболеваний у детей», «День профилактики ВСД», «День борьбы с детским ожирением», «День здорового питания», «День вакцинопрофилактики», «День здорового зрения», «День профилактики психических расстройств у детей» и т.д. Специалистами детского Центра здоровья ГУЗ «Елецкая городская детская боль- ница» организуются выездные акции, в рамках которых для учащихся образовательных учреждений проводится комплексное обследование организма с целью выявления факторов риска неинфекционных заболеваний, а также проводятся тематические часы и видеолектории по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Основными направлениями коммуникационной кампании в 2015 году были внедре- ние культуры здорового питания, мотивация к ведению активного образа жизни, профи- лактика потребления наркотических средств. Государственной программой Липецкой области «Развитие физической культуры и спорта Липецкой области» на 2014 – 2020 годы предусмотрены мероприятия по форми- рованию здорового образа жизни населения, созданию условий, обеспечивающих воз- можность гражданам различных возрастных категорий, в том числе и детям, системати- чески заниматься физической культурой и спортом. В области развивается инфраструктура для занятий физической культурой и спор- том, ежегодно увеличивается и число физкультурно-оздоровительных мероприятий (2014 г. – 207; 2015 г. – 209), и количество занимающихся физической культурой и спор- том (2014 г. – 329,8 тыс. чел.; 2015 г. – 366,4 тыс. чел.). В соответствии с областной целевой программой «Развитие игровых командных видов спорта в Липецкой области на 2005–2008 годы» во всех муниципальных городах и районах региона были построены по две площадки с синтетическим покрытием для игровых видов спорта. Ежегодно реконструируются спортивные площадки, которые ос- нащаются простейшим оборудованием, местами для игры в мини-футбол, уличный ба- скетбол, волейбол и занятий различными видами спорта. В рамках комплексной жилой застройки микрорайона «Елецкий» (г. Липецк) предусмотрено размещение площадок для занятий физкультурой и спортом. В г. Липецке МБУ «Спортивный город» предоставляет недвижимое имущество по месту жительства (хоккейные коробки, комплексные спортивные площадки), создает ус- ловия для занятий физической культурой и спортом, проведения массовых спортивных мероприятий. В муниципальных образованиях проведена работа по обустройству инфраструктуры спортивных объектов. В зимний период 2015 года в регионе действовало 268 хоккейных коробок, 354 катка, 354 лыжные трассы. В городе Ельце работает молодежная спортивная площадка для экстремальных видов спорта (скейт-парк) на берегу реки Быстрая Сосна, которая позволяет развивать популярные в молодежной среде паркур, скейтборд, скалолазание, велосипедный спорт, велосипедный мотокросс (ВМХ), ролики. Установлены комплексы спортивного обору- дования «Уличные тренажеры» на территории МАУК «Городской парк», на территориях МБОУ средней общеобразовательной школы № 12, физкультурно-оздоровительного комплекса Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, МАУ физкуль- турно-оздоровительного комплекса г. Ельца «Виктория». В 2015 году открыт спортивный комплекс с катком (искусственный лед) в г. Задонске, введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Преображеновка Добровского района. С целью пропаганды здорового, активного образа жизни, привлечения детей к за- нятиям физической культурой в 2015 году согласно календарному плану официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Липецкой области проведены: областной фестиваль по плаванию «Веселый дельфин», областные фестивали по легкой атлетике «Шиповка юных» и «Детская легкая атлетика»; областной турнир юных хоккеи- стов «Золотая шайба», областной турнир юных футболистов «Кожаный мяч»; фестивали бокса, дзюдо, единоборств. В программу Спартакиады трудящихся Липецкой области обязательно включаются семейные соревнованияи. Для детей с ограниченными воз- можностями здоровья проведены областные Паралимпийские игры. Дети вместе с родителями участвовали в массовых физкультурных мероприятиях «Лыжня России», «Кросс наций», «Оранжевый мяч», «Российский Азимут». В областном Фестивале спор- тивной песни присутствует детская номинация. В рамках пропаганды здорового образа жизни, в целях популяризации спорта и физической культуры, освещения новых спортивных направлений, привлечения фото- любителей к освещению событий в сфере физической культуры и спорта проведен от- крытый конкурс спортивной фотографии «Топ-Спорт-Кадр». Участниками конкурса стали учащиеся образовательных организаций и воспитанники центров детского творчества Липецкой области. В ходе проведения конкурса инициирован поиск новых форм работ, пропагандирующих здоровый образ жизни, противодействие употреблению алкоголя и табака. Конкурс призван оказывать содействие творчеству талантливых фотолюбителей, повышать интерес к занятиям физической культурой и спортом. Конкурс «Топ-Спорт- Кадр» пропагандирует важные ценностные установки здоровья, престиж Всероссийско- го физкультурно-спортивного комплекса ГТО, укрепление связи поколений через рас- крытие нравственного и физического потенциала человека. В области организована систематическая работа по формированию в обществе ан- тинаркотического мировоззрения. Традиционно проводятся областные и всероссийские антинаркотические акции: «Сообщи, где торгуют смертью», «За здоровье и безопасность наших детей», «Призывник», «Конкурс по созданию и размещению социальной рекла- мы антинаркотической направленности», «Олимпиада научных и студенческих работ по профилактике наркомании», Областной форум по противодействию наркомании, алкоголизму и иным антиобщественным проявлениям «Липецкая область – здоровый регион» и др. Участниками акций стали обучающиеся системы общего и профессио- нального образования, волонтеры, воспитанники спортивных школ, творческих центров, военно-патриотических объединений. В работе с ними использовался широкий спектр форм организации деятельности: акции, лекции, круглые столы, семинары, спортивные мероприятия, информационные встречи, фестивали, заседания городского антинарко- тического кинолектория и др. В 2015 году в области проведено 583 мероприятия антинаркотической направлен- ности, в том числе 264 – для детей и подростков, в которых приняли участие 27 766 чело- век, в том числе 18 610 детей (таблица 4.13). Таблица 4.13 Количество участников мероприятий, направленных на социальную профилактику наркомании в 2013 – 2015 годах № Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 1. Количество профилактических мероприятий антинар- котической направленности 270 470 394 2. Всего участников, человек 16072 30934 27766 3. Количество участников в возрасте до 18 лет, человек 12722 17916 18610 3.1 Число лиц в возрасте до 18 лет, принявших участие в беседах, лекциях с демонстрацией фильмов и презен- таций, человек 9722 15291 14470 3.2 Число лиц в возрасте до 18 лет, принявших участие в мероприятиях, связанных с вовлечением в занятия физкультурой и спортом, человек 1500 1185 980 3.3 Число лиц в возрасте до 18 лет, принявших участие в иных мероприятиях, человек 1500 1440 3160 Всероссийская антинаркотическая профилактическая акция «За здоровье и безопас- ность наших детей» объединила специалистов системы здравоохранения, физической культуры и спорта, внутренней политики, социальной защиты населения, родительскую, педагогическую общественность. В акции участвовало 23 105 человек, проведено 340 профилактических мероприятий, направленных на профилактику различных форм деви- антного поведения и распространения наркомании, создание системы информацион- но-пропагандистской работы с населением для реализации согласованных действий по формированию здорового образа жизни, предупреждению вовлечения детей и молоде- жи в незаконные потребление и оборот наркотиков. Форум по противодействию наркомании, алкоголизму и иных антиобщественных проявлений «Липецкая область – Здоровый регион» включал 178 профилактических мероприятий антинаркотической направленности и объединил 11 855 человек. В рамках форума проведены 95 лекций антинаркотической направленности для учащейся моло- дежи, 2 семинара для специалистов межведомственного взаимодействия, 11 круглых столов в образовательных организациях системы общего, дополнительного и среднего профессионального образования, 28 собраний для родителей учащихся общеобразова- тельных учреждений, а также для членов опекунских семей с участием представителей прокуратуры, органов внутренних дел, специалистов ГУЗ «Липецкий областной нарколо- гический диспансер», представителей Русской православной церкви. В рамках проведения форума распространено более 1500 средств наглядной агита- ции (плакат «Обращение к жителям Липецкой области», самоклеящаяся листовка «Скажи жизни ДА», визитка с «телефоном доверия»). В период летних каникул проведено 31 профилактическое мероприятие в школьных и загородных летних лагерях Липецкой области («Прометей», «Лесная сказка», «Елочка», «Чайка», «Лукоморье», «Орленок» Грязинского муниципального района, «Спартак», «Сол- нечный», «Клен» Задонского муниципального района, «Звездный», «Олимп», «Березка» Добровского муниципального района, «Белая березка» и «Лидер» Елецкого муниципаль- ного района, палаточных лагерях с. Панкратовка Измалковского муниципального района и п. Тимирязевский Долгоруковского муниципального района, а также школьных лагерях с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ №№ 1, 12, 15 и 97 г. Ельца и МБОУ СОШ с. Становое), в том числе: – лекции для отдыхающих в детских загородных лагерях «Солнечный», «Клен» и «Спартак» Задонского района с участием представителей управления здравоохранения Липецкой области, УМВД России по Липецкой области и волонтеров ГУЗ «Липецкий об- ластной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»; – антинаркотическое профилактическое мероприятие на базе детского оздорови- тельного лагеря «Лукоморье», проведенное совместно с представителями военно-па- триотического казачьего клуба «Кречет»; – конкурс агитбригад «Вместе против наркотиков» на базе детского оздоровительно- го центра с. Аргамач-Пальна Елецкого района; – пресс-конференция ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер», при- уроченная к Международному дню борьбы с наркоманией. В целом в 2015 году проведено 264 мероприятия с участием 18 610 детей, в том чис- ле: – 155 мероприятий в общеобразовательных организациях для 8 575 человек; – 34 мероприятия в организациях среднего профессионального образования для 3 075 человек; – 38 мероприятий в школьных и загородных летних лагерях для 2 735 человек; – 5 мероприятий в государственных учреждениях для 185 детей-сирот и детей, нахо- дящихся в трудной жизненной ситуации; – 32 мероприятия (акции, круглые столы, конференции) для 4 040 человек. Таким образом, на основе межведомственного взаимодействия в области реализу- ются спортивно-оздоровительные программы, проекты и программы, направленные на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни среди населения и культуры здорового питания, профилактику алкоголя и наркотиков, противодействие потреблению табака. Раздел 5. Состояние питания детей Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует гармо- ничному физическому и умственному развитию, высокой работоспособности и успе- ваемости школьника, создает условия для адаптации к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на качество жизни, является необходимым условием формирования и сохранения здоровья детей и подростков. Для детей первого года жизни идеальным продуктом питания является материнское молоко. За последние три года уровень естественного вскармливания детей первого года жизни сохраняется в пределах 28%. Для детей, частично или полностью лишенных материнского молока, используются адаптированные молочные смеси, максимально приближенные к составу женского молока. Для обеспечения детей, находящихся на ис- кусственном и смешанном вскармливании, в Липецкой области функционируют 3 дет- ских молочных кухни. В соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О со- циальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» в 2015 году 2 672 детям из малообеспеченных се- мей (2013 г. – 2 268 детей; 2014 г. – 2 611 детей) предоставлены специальные продукты детского питания на сумму 11,1 млн. рублей (2013 г. – 10,8 млн. руб.; 2014 г. – 12,45 млн. руб.). Для нормального развития и поддержания иммунитета в рационе ребенка необходи- мо наличие биологически полноценных, сбалансированных продуктов питания. К основным группам продуктов детского питания относятся жидкие и пастообразные молочные продукты, сухие молочные смеси, продукты на злаковой основе, продукты на мясной основе, продукты на плодоовощной основе. В Липецкой области осуществляется производство сухих продуктов для детского питания на злаковой основе («Липецкхлебмакаронпром»), которые являются источни- ками пищевых волокон, калия, магния, фосфора, железа, витаминов группы В. Данные продукты регулируют деятельность пищеварительных органов, а также обеспечивают организм энергией. Продукты детского питания на мясной основе (ОАО «Компания «ЮНИМИЛК») служат основным источником полноценного белка, а также минеральных веществ (фосфор, железо, натрий, калий, медь, кобальт) и витаминов (ретинол, каль- циферолы, витамины группы В). Детское питание на плодоовощной основе (ОАО «Про- гресс») обеспечивает детский организм широким спектром витаминов и минеральных веществ. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ок- тября 2010 года № 1873-р «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» для питания детей в дошкольных образовательных организациях используются продукты, обогащенные не- заменимыми компонентами, специализированные продукты детского питания, продукты функционального назначения, диетические (лечебные и профилактические) пищевые продукты. Организация здорового питания обучающихся, воспитанников в образовательных организациях осуществляется в соответствии с требованиями санитарных норм и пра- вил СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», а также в соответствии с совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 года № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания об- учающихся, воспитанников образовательных учреждений». В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания в образовательной организации возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятель- ность. В компетенцию образовательной организации входит создание необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работни- ков образовательной организации (статья 28 Закона). В Липецкой области в целях исполнения требований санитарных правил и норм, соз- дания условий для организации здорового питания обучающихся муниципальных обще- образовательных организаций в системе проводились следующие мероприятия: – создание современной системы организации школьного питания; – повышение квалификации специалистов, связанных с внедрением современных методов управления и технологий в сфере школьного питания; – дополнительное финансирование питания школьников за счет средств областного бюджета; – модернизация материально-технической базы школьных столовых; – организация пропаганды здорового питания детей. Финансирование мероприятий по организации детского питания осуществлялось в рамках: – государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области»; – Закона Липецкой области от 18 декабря 2014 года № 348-ОЗ «Об областном бюд- жете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», муниципальных программ, в том числе программ развития социальной сферы муниципальных образований; – Закона Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной под- держке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»; – распоряжения администрации Липецкой области от 21 января 2014 года № 8-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Рос- сийской Федерации в области здорового питания населения на территории Липецкой области на период до 2020 года»; – муниципальных программ. Система организации школьного питания в Липецкой области представлена двумя моделями. В большинстве муниципальных образований организаторами питания явля- ются сами образовательные организации (184 образовательные организации (70%)). На аутсорсинг передана организация питания 79 образовательных организаций (30%): в городе Липецке 56 школ (ООО «Группа Компаний Фьюжен Менеджмент»), в городе Дан- кове 2 школы (ООО «Горизонт»), в городе Задонске 2 школы (ПО «Задонское»), в городе Ельце 12 школ (ООО «Группа Компаний Фьюжен Менеджмент»), в Добринском районе 3 школы (ООО «Добринский общепит»), в Лебедянском районе 4 школы (ООО «Группа Компаний Фьюжен Менеджмент»). Питание обучающихся осуществляется на базе 338 столовых полного цикла; 17 школьно-базовых столовых (обслуживают несколько школ); 7 доготовочных; 52 буфет- раздаточных. Предоставление услуг общественного питания в общеобразовательных организациях обеспечивают 1 351 работник, в том числе 831 повар (из них повысили свою квалификацию в 2015 году 228 человек) и 520 кухонных рабочих. В 2015 году в целях модернизации материально-технической базы школьных столо- вых проведены косметический ремонт 318 пищеблоков, капитальный ремонт 3 пище- блоков, реконструкция 7 пищеблоков. Объем средств, направленных на проведение ре- монтно-строительных работ в пищеблоках школьных столовых, составил 7 875,207 тыс. рублей (2014 г. – 18 250,0 тыс. руб.), в том числе средств областного бюджета – 254,755 тыс. рублей, местных бюджетов – 7 185,935 тыс. рублей, средств внебюджетных источ- ников – 434,517 тыс. рублей. Осуществлена закупка кухонно-технологического оборудования. Объем средств, направленных на закупку технологического оборудования, составил – 1 947, 294 тыс. рублей (2014 г. – 4 322,0 тыс. руб.), из них средств местных бюджетов – 1 733,682 тыс. рублей, средств внебюджетных источников – 213,612 тыс. рублей. Повышение квалификации специалистов, связанных с внедрением современных методов управления и технологий в сфере школьного питания, в 2015 году осуществля- лось как за счет средств местных бюджетов, так и за средства областного бюджета. В рамках государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липец- кой области» на базе Государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Липецкий торгово-технологический техникум» создана региональная стажировочная площадка, на которой повысили свою квалификацию 80 специалистов, ответственных за организацию питания школьников. Финансирование мероприятия составило 142,0 тыс. рублей средств областного бюджета. По вопросам организации питания обучающихся, формирования культуры питания, здорового образа жизни повысили свою квалификацию 65 руководителей и 1 487 педагогов. Образовательные организации области обеспечивают школьников горячим питани- ем, в том числе двухразовым (таблица 5.1) Таблица 5.1 Охват горячим питанием учащихся муниципальных общеобразовательных организаций в 2013 – 2015 годах Доля учащихся, получающих одноразовое горячее питание в муниципаль- ных общеобразовательных организациях, % Доля учащихся, получающих двухразовое горячее питание в муниципаль- ных общеобразовательных организациях, % 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 92,6 93,4 93,0 46,9 48,0 53,22 В питании школьников используется принцип многоканального финансирования: средства областного бюджета, средства родителей, овощи и фрукты, выращенные на пришкольных участках. С 01 сентября 2015 года на реализацию Закона Липецкой области от 30 декабря 2004 года №166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образовательных орга- низаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» дополнительно выделено средств областного бюджета 11 871,0 тыс. рублей, размер социальной выплаты на пита- ние школьников увеличен на 3 рубля. В соответствии с вышеуказанным законом для обучающихся в муниципальных обще- образовательных организациях и в частных общеобразовательных организациях, имею- щих государственную аккредитацию, из малообеспеченных семей, посещающих группы продленного дня, и из многодетных семей; обучающихся с ограниченными возможно- стями здоровья в муниципальных и областных общеобразовательных организациях (за исключением обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении), в частных общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию; студентов с ограниченными возможностями здоровья областных профессиональных образовательных организаций установлены социальные выплаты на питание из расчета на одного обучающегося в день 35 рублей; для обучающихся в муниципальных общеоб- разовательных организациях, в частных общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, для студентов областных профессиональных образова- тельных организаций, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, за исключением студентов с ограниченными возможностями здоровья, – 15 ру- блей. Социальные выплаты на питание предназначены для частичной компенсации стоимо- сти питания. Финансовые средства на питание предусматриваются в областном бюджете органам местного самоуправления. Общая сумма затрат областного бюджета в 2015 году составила 288 784,0 тыс. рублей (2013 г. – 249 466,527 тыс. руб.; 2014 г. – 251 004,950 тыс. руб.). В 2015 году на питание школьников израсходовано 301 700,0 тыс. рублей средств родителей. В сравнении с прошлым годом стоимость двухразового горячего питания учащихся увеличилась на 12,2 рубля и составила в среднем по области 55,62 рубля. Изучение общественного мнения, проведенное в 2015 году в муниципальных обще- образовательных организациях, показало, что работа школьной столовой устраивает 92,1% обучающихся, 88,5% родителей, 95% педагогов. Реализация мероприятий в области здорового питания осуществляется в рамках подпрограмм по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, развитию первичной медико-санитарной помощи государственной программы «Разви- тие здравоохранения Липецкой области на 2013 – 2020 годы». Основные мероприятия направлены на проведение информационно-просветительской работы среди различных групп населения по вопросам здорового питания и профилактики заболеваний, связан- ных с нарушениями питания. Для формирования культуры здорового питания у обучаю- щихся в общеобразовательных организациях введены как отдельные, так и интегриро- ванные курсы по формированию культуры здорового питания как важнейшей составной части общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Раздел 6. Образование, воспитание и развитие детей (в том числе детей-мигрантов и детей-инвалидов) Доступность дошкольных образовательных организаций В целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение об- щедоступного и бесплатного дошкольного образования в Липецкой области продолжает развиваться и совершенствоваться сеть организаций, реализующих основные образо- вательные программы дошкольного образования. Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 постановлением администрации Липецкой области от 15 апреля 2013 года № 189 утвержден План меро- приятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Липецкой области на 2013 – 2018 годы» (далее – План), предусматривающий комплекс мероприятий в сфере дошкольного образования, направленных на обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования, ликвидацию очередности в детские сады. Реализация мероприятий Плана осуществлялась в рамках: – государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области»; – муниципальных целевых программ. На исполнение полномочий муниципалитетов по реализации муниципальных про- грамм, предусматривающих мероприятия по созданию дошкольных мест, предоставля- лась субсидия из областного и федерального бюджетов на основании Порядков, утверж- даемых ежегодно постановлением администрации Липецкой области. В течение 2013 – 2015 годов по области создано более 4,7 тыс. мест: построено 12 детских садов, проведена реконструкция 15 зданий, открыты 54 дополнительные группы в действующих детских садах, создано 29 дошкольных групп в общеобразовательных организациях. На эти цели направлено более 2 млрд. рублей (2013 г. – 614,4 млн. руб.; 2014 г. – бо- лее 800,9 млн. руб.), из них из федерального бюджета – более 994,3 млн. рублей. В том числе в 2015 году на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в части строительства и реконструкции детских са- дов направлена субсидия из федерального бюджета в размере 212,5 млн. рублей, из об- ластного бюджета – более 395,4 млн. рублей, из местных бюджетов – 36,9 млн. рублей. В итоге в 2015 году создано более 1 570 дополнительных мест (2013 г. – 1 688 мест; 2014 г. – 1709 мест) в организациях дошкольного образования за счет: – строительства 4 детских садов в с. Долгоруково (110 мест), в микрорайоне «Алек- сандровский» г. Ельца (120 мест), в микрорайоне «Елецкий» г. Липецка (260 мест), в 32, 33 микрорайонах г. Липецка (260 мест); – реконструкции и капитального ремонта 8 зданий детских садов (672 места); – пристроек к 4 зданиям действующих детских садов и школ (148 мест). В областном бюджете на возмещение затрат по реализации программы дошколь- ного образования негосударственным дошкольным образовательным организациям предусмотрена субсидия в размере 25,6 млн. руб. За 2015 год затраты организациям возмещены в объеме 25,4 млн. рублей. На воспитание и обучение в детских садах детей-инвалидов за 2015 год бюджетам муниципальных образований предоставлена субвенция в объеме 41,4 млн. рублей. Родителям детей, посещающих дошкольные образовательные организации, ежеме- сячно за счет средств областного бюджета выплачивалась компенсация родительской платы (за 2015 г. – 142,7 млн. руб.). В целях снятия социальной напряженности родителям детей в возрасте от 3 до 7 лет, не обеспеченных местами в муниципальных детских садах, за счет средств консо- лидированного бюджета области продолжается выплата ежемесячной субсидии на воз- мещение затрат по воспитанию детей на дому в размере 5 тыс. рублей. В 2015 году 303 человека (2013 г. – 573 чел.; 2014 г. – 555 чел.) из Долгоруковского, Елецкого, Задонско- го, Измалковского, Лебедянского, Липецкого муниципальных образований и г. Липецка получили субсидии, на что было направлено из областного бюджета 21,0 млн. рублей (2013 г. – 112,0 млн. руб.; 2014 г. – 57 млн. руб.). В соответствии с региональной Программой переселения Липецкой области оформ- ление и прием детей участников Государственной программы в детские сады осущест- вляются на основании общей очередности, как и для граждан Российской Федерации. В дошкольные образовательные организации приняты 823 ребенка по заявлению лиц, признанных беженцами либо получивших временное убежище на территории Россий- ской Федерации. В результате проведенной работы в сфере дошкольного образования в 2015 году функционировало: 329 муниципальных детских садов (45,8 тыс. чел.); 118 муниципаль- ных школ с 225 дошкольными группами (4,1 тыс. чел.); 14 частных организаций, филиа- лов и индивидуальных предпринимателей в сфере дошкольного образования, из них: 6 частных детских садов с 3 филиалами, 2 индивидуальных предпринимателя, 3 частные школы с дошкольными группами (692 чел.). Увеличился охват детей дошкольным образованием по области до 66,5% (2013 г. – 63,3%; 2014 г. – 65,4%). На конец 2015 года по области обеспечена доступность до- школьного образования для детей 3 – 7 лет на 100%. Дальнейшее развитие системы дошкольного образования нацелено на сохранение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и принятие комплекса мер для обеспечения доступности дошкольного образования для детей в воз- расте от 0 до 3 лет. Общее образование Региональная система общего образования представлена 260 образовательными организациями с 121 филиалом (в 53 образовательных организациях создана доступная среда); 38 малокомплектными школами, 133 школами с дошкольными группами. Кроме того, особые образовательные потребности обучающихся обеспечивают 3 муниципаль- ные коррекционные школы, 4 вечерние (сменные) общеобразовательные школы, 7 не- государственных общеобразовательных организаций. Для наиболее эффективного использования ресурсов образовательных организаций в сельской местности продолжается создание и развитие сети базовых школ, обеспе- чивающих организацию образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом образовательных потребностей участников образовательных отношений. Продолжается преобразование малокомплектных школ, в которых реализуются программы начального и основного общего образования, в филиалы общеобразовательных организаций среднего общего образования. В муниципальных общеобразовательных организациях в 2015 – 2016 учебном году обучается 107 857 школьников (в 2013 – 2014 учебном году – 102 001 чел., в 2014 – 2015 учебном году – 104 875 чел.). В образовательных учреждениях Липецкой области детям соотечественников на равных условиях с гражданами Российской Федерации, проживающими на данной тер- ритории, обеспечен доступ к услугам общего образования. В общеобразовательных организациях по программам начального общего, основного общего и среднего обра- зования обучается 1 020 человек из числа лиц, признанных беженцами либо получивших временное убежище на территории Российской Федерации. Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях области составила в городских школах 25,5 человека, в сельских школах – 12,4 человека (2013 г. – 25,1 чел. и 11,8 чел.; 2014 г. – 25,3 чел. и 12,2 чел. соответственно). Обеспечена транспортная доступность образовательных организаций, включающая в себя организацию бесплатной перевозки для 9 969 обучающихся до школ и обратно 271 единицей школьного автотранспорта. Школьники перевозятся по 429 маршрутам (в 2014 – 2015 учебном году – по 425 маршрутам) в 137 школ и 60 филиалов. Для осуществления безопасного подвоза обучающихся, мониторинга транспортных средств на всех школьных автобусах установлена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, в соответствии с действующим законодательством – тахографы. В соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 25 февраля 2015 года № 93 из областного бюджета предоставлены субсидии размере 8 440,00 тыс. рублей на условиях софинансирования (90%) местным бюджетам Воловского, Добрин- ского, Измалковского, Усманского, Хлевенского муниципальных районов на реализацию мероприятий муниципальных программ, направленных на приобретение автотранспорта для подвоза детей в общеобразовательные организации. При этом проведение проце- дуры закупок 5 автотранспортных средств и заключения муниципальных контрактов по- зволило сэкономить 297,21 тыс. рублей. За средства местных бюджетов приобретено 4 автотранспортных средства на сумму 6 291,0 тыс. рублей: в Добринском районе 2 ПАЗ 32053-70 (на сумму 3350,0 тыс. руб.) и в Липецком районе 2 ГАЗ NEXT (на сумму 2941,0 тыс. руб.). Таким образом, в 2015 году приобретено для замены школьных автобусов, срок экс- плуатации которых истек, 9 автотранспортных средств на сумму 14 434 тыс. рублей. Продолжение на 10-й стр. Продолжение. Начало на 5–8-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz