Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 103 /25231/1 ИЮНЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Таблица 2.9 Количественные и качественные характеристики пенсий пенсионеров по инвалидности, имеющих иждивенцев, в 2012 – 2014 годах Одного Двух Трех и более Год Числен- ность Средний размер, руб. Год Числен- ность Средний размер, руб. Год Числен- ность Средний размер, руб. 2013 5577 6382,25 2013 1809 7056,05 2013 354 8056,72 2014 5233 6690,44 2014 1719 7534,52 2014 356 8586,31 2015 4751 7401,32 2015 1574 8443,71 2015 350 9810,95 В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О госу- дарственной социальной помощи» территориальные органы Пенсионного фонда Рос- сийской Федерации осуществляют установление федеральной социальной доплаты к пенсии, с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в со- ответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Величина прожиточного минимума пенсионера в Липецкой области в целях установления социальной доплаты к пенсии в 2015 году со- ставляла 6 530 рублей (2013 г. – 5 800 руб.; 2014 г. – 6 100 руб.). Государственная социальная помощь малоимущим семьям Социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми, одиноких родителей, а также малоимущих граждан осуществляется в соот- ветствии с законодательством Липецкой области в виде денежных выплат и натуральной помощи. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О госу- дарственной социальной помощи» и Законом Липецкой области от 29 марта 2005 года № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи» малоимущих семей, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточ- ного минимума, оказывается государственная социальная помощь. Размер социально- го пособия устанавливается в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина, но не более 300 рублей в месяц в расчете на одного человека. В 2015 году государственная социальная (адресная) помощь оказана 24 080 гражда- нам с детьми на сумму 42,9 млн. рублей, что составляет 111,2 % к уровню прошлого года (2013 г. – 24 906 гражданам на сумму 41,2 млн. руб.; 2014 г. – 21 640 гражданам с детьми на сумму 39,6 млн. руб.) Мониторинг предоставления государственной социальной помощи семьям с детьми показывает, что, по сравнению с 2014 годом, в 2015 году возросло количество получате- лей государственной (адресной) социальной помощи на 11,2 % с 21 640 человек до 24 080 человек. Причинами роста, в числе прочих, являются повышение в 2015 году про- житочного минимума (на 19,4 % по сравнению с 2014 годом), увеличение рождаемости в многодетных семьях. Определенное влияние оказала и миграция в Россию лиц, вы- нужденно покинувших территорию Украины за последние два года (по данным УФМС РФ по Липецкой области, по состоянию на 31 декабря 2015 года в область прибыло 17 063 человек). Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые хотят предпринять активные действия по преодолению бедности и выйти на постоянный самостоятельный источник дохода, на основании Закона Липецкой области от 11 дека- бря 2013 года № 225-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О государ- ственной социальной помощи»» с 2014 года осуществляется более весомая материаль- ная поддержка в случае заключения социального контракта и принятия индивидуальной программы социальной адаптации. В числе мероприятий, которые граждане обязуются выполнить в рамках социального контракта, могут быть: поиск работы; профессиональ- ное обучение и дополнительное профессиональное образование; занятие индивидуаль- ной предпринимательской деятельностью; ведение личного подсобного хозяйства. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предо- ставляется в виде единовременного или ежемесячного социального пособия. Единовре- менное социальное пособие устанавливается в размере 25 000 рублей и предоставля- ется на реализацию одного из мероприятий: ведение личного подсобного или крестьян- ского (фермерского) хозяйства; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Ежемесячное социальное пособие устанавливается в размере 1 000 рублей на каждого члена семьи, но не более 3 000 рублей и предоставляется на поиск работы, прохождение профессиональной подготовки или переподготовки. Практика применения государственной социальной помощи на основании социаль- ного контракта расширяется. В 2015 году заключено 193 социальных контракта на сумму 4,7 млн. рублей (за 2014 г. заключено 23 контракта на сумму 560,0 тыс. руб.). Чаще всего граждане заключают социальный контракт на ведение личного подсобного или крестьян- ского (фермерского) хозяйства. В ходе реализации социального контракта специалисты органов социальной защиты осуществляют сопровождение семьи, помогают вести поиск работы, консультируют в ходе прохождения профессиональной подготовки и переподготовки; оказывают помощь при осуществлении предпринимательской деятельности, сопровождают в процессе ме- роприятий социальной адаптации. Всесторонняя поддержка семей, заключивших социальный контракт, дала им воз- можность повысить доходы, успешно справиться с трудной жизненной ситуацией. Дополнительные меры поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей ее жизнедеятельность, которую семья не может преодолеть самостоятельно, определе- ны Законом Липецкой области от 02 декабря 2004 года №141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области». Материальная помощь предоставляется гражданам: – в случае имущественных потерь, причиненных пожаром, стихийными бедствиями, катастрофами и другими ситуациями чрезвычайного характера, в размере 10 000 руб- лей; – в случае экстренного ремонта жилых помещений граждан, принадлежащих им на праве собственности, находящихся в аварийном состоянии, в размере стоимости ре- монтных работ, но не более 10 000 рублей; – в случае экстренного ремонта находящихся в аварийном состоянии систем водо- снабжения, водоотведения, отопительной системы жилых помещений граждан, при- надлежащих им на праве собственности, в размере стоимости ремонтных работ, но не более 8 000 рублей; – на возмещение расходов, связанных с проживанием за пределами области лиц, сопровождающих граждан на лечение по направлению исполнительного органа госу- дарственной власти области в сфере здравоохранения, в размере стоимости расходов по найму жилого помещения, подтвержденных документами, в случае их отсутствия – в размере 550 рублей в сутки и расходов на выплату суточных в размере 100 рублей за каждый день проживания, но не более 8 000 рублей; – на приобретение бытовой техники (холодильники, газовое оборудование) в целях удовлетворения личных бытовых нужд в размере стоимости бытовой техники, но не бо- лее 8 000 рублей; – на приобретение одежды и обуви, в том числе для подготовки детей к школе, в раз- мере возмещения расходов или стоимости одежды и обуви, но не более 5 000 рублей; – на реабилитационный период после перенесенных заболеваний, на приобретение средств санитарии и личной гигиены в размере возмещения расходов, но не более 5 000 рублей; – на приобретение предметов первой необходимости (постельных принадлежно- стей, туалетных принадлежностей, стирально-моющих средств) в размере 1 000 рублей; – на приобретение продуктов питания в размере 1 000 рублей или при обращении граждан, имеющих на иждивении несовершеннолетних или нетрудоспособных членов семьи, в размере 1 000 рублей на каждого члена семьи, но не более 3 000 рублей; – на возмещение транспортных расходов гражданам, находящимся на амбулаторном лечении программным гемодиализом, в размере 8 000 рублей. За 2015 год данную помощь получили 7 094 семьи на сумму 28,1 млн. рублей, что составляет 86,5 % к уровню получателей 2014 года (2013 г. – 8 365 семей на сумму 20,5 млн. руб.; 2014 г. – 8 200 семей на сумму 22,2 млн. руб.). При этом семьям с детьми предоставляются следующие дополнительные меры под- держки: – обучающимся муниципальных образовательных организаций (за период с сентя- бря по июнь), студентам очной формы обучения учреждений среднего и высшего про- фессионального образования (за период с сентября по июль) из малообеспеченных семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, уста- новленного в области в расчете на душу населения, место учебы и место жительства которых расположены в разных муниципальных образованиях, предоставляется ежеме- сячная денежная выплата на проезд в автомобильном транспорте межмуниципального сообщения в размере 250 рублей. За 2015 год выплата произведена 1 724 обучающимся на сумму 2,4 млн. рублей, что составило 99,1 % к уровню получателей 2014 года (2013 г. – 1 865 обучающихся на сумму 2,9 млн. руб.; 2014 год – 1 739 обучающихся на сумму 2,6 млн. руб.); – детям от 0 до 18 лет, имеющим медицинские показания для обеспечения протез- но-ортопедическими изделиями, бесплатно предоставляются: ортопедическая обувь (2 пары обуви в год); корсеты (одно изделие в год); реклинаторы (одно изделие в год); шины Виленского (2 изделия в год); стремена Павлика (2 изделия в год); туторы верхних и нижних конечностей (одно изделие в год); аппараты верхних и нижних конечностей (одно изделие в год); – детям-инвалидам, многодетным семьям предоставляется субсидирование про- центной ставки по банковским кредитам, полученным в кредитных организациях на территории области на приобретение товаров, работ и услуг в целях удовлетворения личных бытовых нужд, общей стоимостью до 20 тыс. рублей. Меры поддержки многодетных семей Согласно Закону Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демогра- фической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Феде- рацией и Липецкой областью» многодетной семьей считается семья, которая имеет в своем составе родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей), трех и более детей в возрасте до 18 лет (в том числе переданных на воспитание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью) и детей в возрасте до 24 лет, являю- щихся учащимися очной формы обучения в образовательных учреждениях, и в возрасте до 21 года, проходящих военную службу по призыву. За последние три года в Липецкой области отмечается положительная динамика ро- ста количества многодетных семей (ежегодное увеличение количества многодетных се- мей составляет 9 %). По состоянию на 01 января 2016 года в органах социальной защиты населения Липецкой области состоит на учете 10 523 многодетные семьи, в которых проживают 34 584 ребенка (таблица 2.10). Таблица 2.10 Количество многодетных семей в Липецкой области в 2013 – 2015 годах 2013 г. 2014 г. 2015 г. Количество Количество Количество семей детей семей детей семей детей 8864 29155 9659 31775 10523 34584 В соответствии с действующим законодательством многодетным семьям предостав- ляются следующие меры социальной поддержки: – единовременная социальная выплата при рождении троих или более детей одно- временно в размере 1 200 тыс. рублей; – единовременная денежная выплата на приобретение транспортного средства в размере 900 000 рублей многодетным семьям, имеющим 10 и более детей (установлена с 01 апреля 2015 года); – единовременная социальная выплата в связи с рождением (усыновлением) третье- го и последующих детей или детей-близнецов (областной материнский капитал) в раз- мере 50,0 тыс. рублей; – ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет семье, среднедушевой доход которой не превышает среднедушевого дохода, сложившегося на территории области на дату обращения, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, в размере величины прожиточного минимума на детей в возрасте от 0 до 6 лет, установленной нормативным правовым актом администрации области на соответствующий период; – ежемесячное пособие на детей из малоимущих многодетных семей; – оплата в размере 50 процентов стоимости газификации малоимущим многодет- ным семьям, нуждающимся в газификации жилья; – компенсации стоимости подключения жилого помещения, принадлежащего на пра- ве собственности, к централизованной системе холодного водоснабжения малоимущим многодетным семьям в размере 50 процентов от фактических затрат, но не более 20 тыс. рублей; – оплата за жилое помещение (в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного в области) и коммунальных услуг (холод- ного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, газоснабжения и электро- снабжения) в размере 30 процентов для семей с тремя детьми, в размере 50 процентов для семей с 4 – 6 детьми и в размере 100 процентов для семей с 7 и более детьми; – оплата в размере 30 процентов топлива, приобретаемого в пределах норм, уста- новленных для продажи населению, многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления; – предоставление бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на городских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте детям из многодетных семей – обучающимся муниципальных общеобразовательных организаций и частных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию; – субсидирование процентной ставки по банковским кредитам до 20 тыс. рублей на приобретение товаров, работ и услуг в целях удовлетворения личных бытовых нужд. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 года № 775 многодетные родители и усыновители, достойно воспитывающие семерых детей, награждаются орденом «Родительская слава», а воспитывающие четырех детей – меда- лью ордена «Родительская слава». За счет средств областного бюджета лицам, награж- денным орденом «Родительская слава», предоставляются следующие меры социальной поддержки: – денежные выплаты в размере 100 процентов оплаты жилого помещения и комму- нальных услуг; – ежемесячная денежная выплата на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на городских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте в размере 250 рублей; – компенсация в размере 50 процентов стоимости газификации жилого помещения. Лицам, награжденным медалью ордена «Родительская слава», предоставляется еди- новременное денежное вознаграждение в размере 50 тыс. рублей. Ежегодно 25 лучшим многодетным семьям области, обеспечивающим надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном разви- тии детей, полное и гармоничное развитие их личности, подающим пример в укреплении института семьи и воспитании детей, присуждается областная премия в размере 50 тыс. рублей. Реализация государственной программы «Социальная поддержка граждан, реа- лизация семейно-демографической политики Липецкой области» на 2014 – 2020 годы позволяет обеспечить повышение уровня жизни семей с детьми за счет сохранения положительной динамики основных показателей социальной поддержки и введения дополнительных льгот и гарантий семье; совершенствования технологий оказания госу- дарственной социальной помощи на основе адресности, комплексности, использования социального контракта, ориентированного на развитие внутренних ресурсов семьи, по- вышение ответственности за воспитание ребенка. РАЗДЕЛ 3. Жилищные условия семей, имеющих детей Обеспечение жильем молодых семей, имеющих детей Поддержка семей с детьми в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Липецкой области. Государственная под- держка жителей области в приобретении и строительстве жилья оказывается в рамках подпрограмм «Ипотечное жилищное кредитование», «Свой Дом», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Ли- пецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, со- циальной инфраструктурой и услугами ЖКХ». Государственная поддержка оказывается путем предоставления социальных выплат на приобретение и строительство жилья за счет средств федерального и областного бюджетов. В рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» социальные выплаты могут использоваться для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, договора строительного подряда на строительство жилого дома, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобрете- ние жилого помещения или строительство жилого дома, полученным до 01 января 2011 года. В целях стимулирования рождаемости и повышения доступности жилья для семей с детьми участникам подпрограмм «Ипотечное жилищное кредитование», «Свой Дом», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» за счет средств областного бюджета предоставляется социальная выплата на погашение ипотечного целевого займа (кредита) при рождении (усыновлении) одного и каждого следующего ребенка. Целевой заем (кредит) погашается из расчета стоимости 18 квадратных метров общей площади приобретенного жилого помещения на каждого ребенка, родившегося (усыновленного) после получения ипотечного кредита. В 2015 году в рамках реализации указанных подпрограмм улучшили жилищные условия 896 семей. Социальную выплату на приобретение или строительство жилья получили 655 человек, на погашение целевого займа (кредита) на приобретение или строительство жилья при рождении (усыновлении) ребенка – 241 семья. На эти цели из- расходовано 431,4 млн. рублей средств областного и федерального бюджета, в том чис- ле: 391,9 млн. рублей – областного бюджета и 39,5 млн. рублей – федерального бюджета (таблица 3.1). В 2015 году жителям области предоставлено 655 социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, из них 340 – молодым семьям (2013 г. – 260 семей; 2014 г. – 33 се- мьи); 129 семей (2013 г. – 19 семей; 2014 г. – 141 семья) получили социальные выплаты на погашение целевых займов (кредитов) на приобретение или строительство жилья при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» и 112 семей за счет средств подпро- грамм «Ипотечное жилищное кредитование» и «Свой Дом» (таблица 3.1). За 2013 – 2015 годы в ходе реализации подпрограмм «Ипотечное жилищное креди- тование», «Свой Дом», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липец- кой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» 1427 семей улучшили свои жилищные условия, на что было затрачено 75 2021,9 тыс. рублей (таблица 3.1). Таблица 3.1 Социальные выплаты на приобретение и строительство жилья в рамках подпрограмм «Ипотечное жилищное кредитование», «Свой Дом», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» в 2013 – 2015 годах Год Подпрограмма «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» Предоставлено социаль- ных выплат на погашение целевых займов (кредитов) на приобретение или строи- тельство жилья при рождении (усыновлении) ребенка по подпрограммам «Ипотечное жилищное кредитование», «Свой Дом» за счет средств областного бюджета Предоставлено социаль- ных выплат на приобре- тение или строительство жилья за счет средств областного и федераль- ного бюджетов Предоставлено социаль- ных выплат на погашение целевых займов (креди- тов) на приобретение или строительство жилья при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета семей тыс. руб. семей тыс. руб. семей тыс. руб. 2013 260 162493,2 19 8274,0 77 34098,9 2014 33 17835,9 141 67371,6 316 142105,7 2015 340 203611,1 129 61406,6 112 54824,9 Итого 633 383940,2 289 137052,2 505 231029,5 Обеспечение жильем многодетных семей Многоплановая помощь семьям с детьми – приоритет государственной социальной политики. Улучшение жилищных условий многодетных семей реализуется в соответ- ствии с комплексом мер, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1119-р. В ходе реализации государственной про- граммы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» в 2015 году 43 многодетным семьям предоставлены социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и по- вышению качества жилищно-коммунальных услуг» обозначены ключевые приоритеты и конкретные поручения, направленные на достижение целевых показателей социально- экономического развития России, в том числе обеспечение многодетных семей земель- ными участками с необходимой инфраструктурой. В целях реализации поручений Президента Российской Федерации на территории области действует Закон от 07 сентября 2011 года № 552-ОЗ «О бесплатном предостав- лении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной соб- ственности, гражданам, имеющим трех и более детей», согласно которому земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), а также огородни- чества, ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок), дачного хозяйства, садоводства, однократно бесплатно предоставляются в собственность или в аренду по выбору граждан, имеющих трех и более детей. Законом Липецкой области от 01 июля 2015 года № 428-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О бесплатном предоставлении земельных участков, находя- щихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей»» введены требования к нуждаемости в улучшении жилищных условий при предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для строительства жилья, а также о постоянном проживании граждан, имеющих трех и более детей, на территории Липецкой области более трех лет. Действие Закона области в новой редакции распространяется не только на граж- дан, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но и на граждан, имеющих основания для постановки на такой учет. Требование о нуждаемости в жилых помещениях не предъявляется к гражданам, имеющим трех и более детей, при предо- ставлении им земельных участков для личного подсобного хозяйства (полевой участок), дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строитель- ства или для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, после завершения строительства и государственной регистрации права собственности на жилой дом одно- кратно бесплатно приобретаются в собственность. На период строительства земельный участок предоставляется в аренду сроком на три года. По истечении указанного срока по заявлению гражданина орган, предоставивший земельный участок в аренду, продлевает договор аренды на три года. Суммарный срок аренды земельного участка с учетом прод- ления срока аренды не ограничен. Земельные участки, предназначенные для огородни- чества, ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок), дачного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность. В целом по Липецкой области количество граждан, обратившихся с заявлением о бесплатном предоставлении земельных участков в порядке, установленном Законом, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 6 244 человека, из них 4 475 граждан обеспечены земельными участками, в т.ч. 1 024 семьи – в 2013 году, 1797 семей – в 2014 году, 422 семьи – в 2015 году. В очереди на получение земельных участков состоит 1 769 многодетных семей. Обеспечение жильем семей вынужденных мигрантов В целях помощи соотечественникам в адаптации на новом месте жительства функ- ционирует областное бюджетное учреждение «Центр временного размещения соотече- ственников» (далее – ЦВР), которое объединило на праве оперативного управления 10 зданий. За последние четыре года в ЦВР проживало около 6,5 тыс. человек. В 2015 году учреждение предоставило услугу по первичному обустройству и временному прожива- нию 1 410 участникам Государственной программы и членам их семей. Однако при постоянно растущей численности прибывающих в Липецкую область переселенцев дополнительных мероприятий по созданию более благоприятных условий для их жилищного обустройства (обеспечение доступа к ипотечному кредитованию, вы- деление жилых помещений для временного размещения соотечественников, полное или частичное компенсирование арендной платы за жилье, предоставление жилья в рас- срочку, выделение земельных участков на льготных основаниях) не предусмотрено. В съемном жилье проживают 92 % граждан, приобрели жилье в собственность только 5 %. Многодетные семьи переселенцев в соответствии с Законом Липецкой области от 07 сентября 2011 года № 552-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, име- ющим трех и более детей» имеют возможность бесплатно получить земельный участок и использовать его под жилищное строительство или для ведения личного подсобного хозяйства, под огороды или дачу. На первом этапе участок для строительства жилья оформляется в аренду, затем выделяется в собственность. С 2006 года государственная помощь в обеспечении жильем вынужденных пере- селенцев осуществляется в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жи- лище» путем предоставления им государственных жилищных сертификатов. За период 2013–2015 годов обеспечены жильем 33 семьи переселенцев (103 человека). Всего на сегодняшний день в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» включено 109 семей. В целях осуществления приема и обустройства граждан Украины, прибывающих в область в связи со сложной внутриполитической ситуацией, распоряжением админи- страции Липецкой области от 25 июля 2014 года № 303-р на территории региона созда- ны пункты временного размещения (далее – ПВР). В 2014 году функционировало 28 ПВР, в которых проживали и получали питание около 3 тысяч граждан Украины, в том числе дети. В дальнейшем число ПВР сокращалось пропорционально потоку лиц, прибываю- щих в экстренном порядке, и по состоянию на 01 января 2016 года действует 3 пункта (в г. Липецке – 2, в Усманском районе – 1), где проживают 116 человек, из них 49 детей. Для организации приема граждан Украины в каждом ПВР созданы соответствующие группы обеспечения: приема и размещения, учета и регистрации, медицинского обеспечения, охраны общественного порядка, противопожарного обеспечения. Финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обу- стройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения (800 рублей в сутки на содержание одного человека), в 2015 году осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1502 «О предоставлении в 2015 году из феде- рального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-быто- вому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения» и от 31 октября 2015 года № 1177 «О внесении изменений в Правила предоставления в 2015 году из фе- дерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-быто- вому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения». Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Государственные гарантии жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), установлены статьей 8 Федерального за- кона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные зако- нодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и частью 2 статьи 57 Жи- лищного кодекса Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года № 72-р утвержден актуализированный комплекс мер по предоставлению жилья детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2015 – 2017 годов. В комплекс мер включены мероприятия, направленные на выявление проблем правоприменительной практики и устранение правовых пробелов в сфере обе- спечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, такие как проведение ежегодного мониторинга по: – исполнению судебных решений в части предоставления жилья детям-сиротам и лицам из их числа; – оказанию мер социальной поддержки в виде оплаты аренды жилых помещений, либо предоставления временного жилого помещения лицам из числа детей-сирот, име- ющим правовые основания и не обеспеченным жилыми помещениями в установленном порядке; – осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, находящихся в соб- ственности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; – реализации мероприятий по принудительному обмену жилых помещений, занима- емых детьми-сиротами по договору социального найма; – привлечению внебюджетных источников для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа. В Липецкой области обеспечение детей-сирот жильем осуществляется в рамках государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реа- лизация семейно-демографической политики Липецкой области на 2014 – 2020 годы» (подпрограмма № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, остав- шихся без попечения родителей, и лиц из их числа»). Подпрограммой предусмотрено формирование специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми по- мещениями по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В рамках данной программы в 2015 году на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот было выделено 253,3 млн. рублей (федеральный бюджет – 65,3 млн. руб., областной бюджет – 188,0 млн. руб.) (2014 г. – 186,3 млн. руб.). В соответствии с Законом Липецкой области от 06 июня 2007 года № 54-ОЗ «О по- рядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области» был сформирован сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного жилищного фонда. По состоянию на 01 апреля 2015 года список содержит 2 416 очередников, из ко- торых у 1 295 человек наступило право на предоставление жилья (исполнилось 18 лет). В 2015 году на приобретение 297 жилых помещений для детей-сирот (2013 г. – 271; 2014 г. – 179) затрачено 346,2 млн. рублей (диаграммы 3.1, 3.2). Детям-сиротам предо- ставлено 215 квартир жилья специализированного фонда (2013 г. – 164; 2014 г. – 58) и 82 жилых помещения по судебным решениям (2013 г. – 107; 2014 г. – 121). Заключенное Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и администрацией Липецкой области, в рамках которого обязательством Липецкой области является обеспечение 91 человека жилыми помещениями специали- зированного жилищного фонда, выполнено полностью. Диаграмма 3.1 Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2013 – 2015 годах 297 271 179 0 50 100 150 200 250 300 350 2013 г. 2014 г. 2015 г. Диаграмма 3.2. Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам в 2013 – 2015 годах, млн. рублей 58,9 65,6 65,4 215,4 217,1 280,8 0 100 200 300 400 2013 г. 2014 г. 2015 г. Ф ед ерал ьны й бюджет Обл ас тной бюджет На строительство 152 жилых помещений, заложенных в 2014 году, в 2015 году было предусмотрено 141,6 млн. рублей средств областного бюджета. На конец года 124 квар- тиры переданы в управление ЖКХ для заселения. В соответствии с Законом Липецкой области от 18 декабря 2014 года № 348-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» из областного бюджета были предусмотрены субсидии органам местного самоуправления на испол- нение судебных решений по предоставлению детям-сиротам жилых помещений по до- говорам социального найма в размере 101,7 млн. рублей. На эти средства в 2015 году приобретены и предоставлены 82 жилых помещения (2013 г. – 107; 2014 г. – 121). В соответствии с законодательством в 2015 году установлены факты невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в отношении 167 детей-сирот, которые были в установленном порядке поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых поме- щениях специализированного жилищного фонда (2013 г. – 112 фактов; 2014 г. – 153 факта). В соответствии с Законом Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных уч- реждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» в 2015 году произведены выплаты 63 детям-сиротам (2013 г. – 84 чел.; 2014 г. – 65 чел.) на ремонт жилого помеще- ния на сумму 1 898,3 тыс. рублей (2013 г. – 2 523,0 тыс. руб.; 2014 г. – 1 958,9 тыс. руб.). Реализация государственной программы Липецкой области «Обеспечение населе- ния Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» позволяет создать условия для улучшения жилищных условий молодых и много- детных семей, обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Раздел 4. Состояние здоровья женщин и детей (в том числе детей-инвалидов и детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) Оценка состояния здоровья женщин и детей Реализация государственной программы «Развитие здравоохранения Липецкой об- ласти на 2013 – 2020 годы» предусматривает комплекс мер, направленный на профилак- тику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жиз- ни, организацию обеспечения детей лекарственными препаратами, специализирован- ными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. Состояние репродуктивного здоровья женщин В общей численности населения области (1 157,9 тыс. чел.) женщины составляют 54,4 % (629,7 тыс. чел.), в том числе женщины фертильного возраста – 23,3 % (142,9 тыс. чел.). Сокращение численности женского населения репродуктивного возраста за последние три года составило 3,3 % (2013 г. – 279,1 тыс. чел.; 2014 г. – 274,2 тыс. чел.; 2015 г. – 270,0 тыс. чел.). Последовательно реализуется комплекс мер по повышению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным за счет развития перинатальных технологий, укрепления материаль- но-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства. В области функционирует 6 акушерско-гинекологических межмуниципальных центров, продолжено укрепление материально-технической базы ГУЗ «Липецкий областной перинатальный центр», в котором организован второй этап выхаживания новорожденных на 6 коек, про- должено строительство нового корпуса перинатального центра. Служба родовспоможения области на сегодняшний момент времени представлена 469 койками в 12 родильных стационарах (отделениях): на муниципальном уровне – 84 койки, на межмуниципальном уровне – 285 коек, на областном уровне (перинатальный центр) – 100 акушерских коек. В 2015 году в условиях стационаров принято 13 614 родов (2013 г. – 13 297; 2014 г. – 13 543). Количество маломощных родильных отделений (с ко- ечной мощностью менее 30 коек) составляет 69,2 %. За последние годы принят ряд организационных и практических мер по профилакти- ке гинекологических заболеваний у девочек-подростков, что обусловило снижение уров- ня заболеваемости сальпингитами и оофоритами на 67 %; расстройств менструальной функции – на 74 % (таблица 4.1). Таблица 4.1 Гинекологическая заболеваемость подростков (девушек) в 2013 – 2015 годах (на 1000 соответствующего населения) Нозологические формы 2013 г. 2014 г. 2015 г. абс. число показа- тель абс. число показа- тель абс. число показа- тель Сальпингит и оофорит 239 15,3 81 5,4 79 5,3 Расстройства менструаций 852 54,6 423 28,3 225 15,0 В 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечается улучшение здоровья женщин и уменьшение показателей заболеваемости по позициям: бесплодие (в 3,1 раза), саль- пингит и оофорит (на 13,2 %), расстройства менструального цикла (на 22,9 %) (таблица 4.2). Таблица 4.2 Гинекологическая заболеваемость женщин в 2013 – 2015 годах (на 1000 соответствующего населения) Нозологические формы 2013 г. 2014 г. 2015 г. абс. число показатель абс. число показатель абс. число показатель Сальпингит и оофорит (на 1000 женщин старше 18 лет) 6512 10,3 6069 11,4 5230 9,9 Эндометриоз (на 1000 женщин старше 18 лет) 4425 7,0 3522 6,6 3749 7,1 Эрозия и эктропион шейки матки (на 1000 женщин старше 18 лет) 5816 9,2 4006 7,5 4097 7,7 Расстройства менструации (на 1000 женщин 15 – 49 лет) 6014 21,1 5212 19,0 4019 19,3 Женское бесплодие (на 1000 женщин 15 – 49 лет) 4019 14,1 2791 10,2 894 3,3 Продолжение на 8-й стр. Продолжение. Начало на 5–6-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz