Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 103 /25231/1 ИЮНЯ 2016 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА детей-инвалидов. В соответствии с Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» 2 370 неработающим трудоспособным родителям (усы- новителям), опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, производились ежемесячные выплаты в размере 5 500 рублей и 1 648 другим лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, – в разме- ре 1 200 рублей. Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей В Липецкой области активно реализуется государственная семейная политика, направленная на поддержку, укрепление и защиту семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, профилактику и пре- одоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. Для решения этих задач в области создана и постоянно совершенствуется правовая база, позволяющая оказывать всестороннюю помощь и поддержку семьям с детьми, по- вышать качество жизни детей и подростков, увеличивать количество предоставляемых социальных услуг. За 2015 год в законодательство Липецкой области внесены существенные измене- ния и дополнения, которые позволили увеличить не только размеры пособий на детей, расширить перечень видов мер поддержки семье, но и закрепили социальные гарантии семей и детей, установили систему поощрений и стимулирования достойного воспита- ния детей. Поправки по предоставлению мер социальной поддержки малообеспеченным се- мьям с детьми были внесены следующими Законами Липецкой области: – от 31 марта 2015 года № 388-ОЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Липец- кой области “О ежемесячном пособии на ребенка”»: внесено изменение об увеличении размера ежемесячного пособия на ребенка на 10%; – от 31 марта 2015 года № 389-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти “О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью”»: введены новые меры поддержки; • многодетным семьям, имеющим 10 и более детей, предоставляется единовре- менная денежная выплата на приобретение транспортного средства в размере 900 000 рублей; • многодетным семьям предусмотрена мера социальной поддержки по оплате за жилое помещение (содержание и текущий ремонт жилья, вывоз твердых и жидких быто- вых отходов, взнос на капитальный ремонт) в размере 30 процентов для семей с тремя детьми, в размере 50 процентов для семей с 4 – 6 детьми и в размере 100 процентов для семей с 7 и более детьми; • малоимущим семьям предоставляется компенсационная выплата в размере 1300 рублей в месяц на ребенка, на возмещение затрат за оказанные областными и муници- пальными физкультурно-спортивными организациями платные услуги по физической и/ или спортивной подготовке детям в возрасте от четырех до восемнадцати лет по сле- дующим направлениям: обучение плаванию; оздоровительное или коррекционное пла- вание; эстетическая гимнастика; спортивная гимнастика; художественная гимнастика; танцевальный спорт; единоборства (вступил в силу с 01 января 2016 года); – от 11 ноября 2015 года № 459-ОЗ «О внесении изменения в статью 4.2 Закона Липецкой области “О государственной социальной помощи”»: введен новый пункт – го- сударственная социальная помощь на организацию сельскохозяйственного потреби- тельского кооператива и (или) вступление в сельскохозяйственный потребительский кооператив (вступил в силу с 01 января 2016 года). Кроме того, во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2015 году приняты регламенты предоставления семьям с детьми государственных и муниципаль- ных услуг по: – выдаче удостоверения многодетной семьи; – назначению и выплате ежемесячной социальной выплаты малоимущим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет; – предоставлению компенсации стоимости подключения жилого помещения к цен- трализованной системе холодного водоснабжения малоимущим многодетным семьям; – предоставлению компенсации стоимости газификации жилого помещения лицам, награжденным орденом «Родительская слава»; – предоставлению ежемесячной денежной выплаты на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на городских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте лицам, награжденным ор- деном «Родительская слава»; – предоставлению материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жиз- ненной ситуации; – назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка; – назначению и выплате единовременной социальной выплаты при рождении троих или более детей одновременно; – назначению и выплате государственной социальной помощи в виде социального пособия; – предоставлению бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на городских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте детям из многодетных семей – учащимся му- ниципальных общеобразовательных организаций и частных общеобразовательных орга- низаций, имеющих государственную аккредитацию; – назначению и выплате единовременной социальной выплаты лицам из числа де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с рождением ребенка (детей). Также утвержден Порядок выплаты отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, компенсаций, пособий и иных выплат. Действующее законодательство по социальной поддержке семей, в том числе мало- обеспеченных, носит комплексный характер и предусматривает более 40 видов денеж- ных выплат. На поддержку семей с детьми и организацию деятельности учреждений социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, из консолидированного бюджета было выделено 1 784,7 млн. рублей, в том числе 614,0 млн. рублей – из федерального бюджета и 1 170 млн. рублей – из областного бюджета, что на 112,1% выше, чем в 2014 году (таблица 2.2). Таблица 2.2 Материальная поддержка семей с детьми, учреждений социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, за 2013 – 2015 годы, млн. рублей Вид бюджета 2013 г. 2014 г. 2015 г. % к 2014 г. Областной бюджет 865,2 1066,0 1170,7 109,8 Федеральный бюджет 443,3 525,5 614,0 116,8 Консолидированный бюджет 1308,5 1591,5 1784,7 112,1 В 2015 году в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» за счет средств федерального бюджета обеспечена выплата государственных пособий в связи с рождением и воспита- нием детей: – единовременного пособия при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обя- зательному социальному страхованию, в размере 14 497,800 рублей 2 665 гражданам на сумму 38,5 млн. рублей, что составляет 114,0% к уровню получателей 2014 года (2013 г. – 2713 гражданам на сумму 35,4 млн. руб.; 2014 г. – 2 538 гражданам на сумму 34,9 млн. руб.); – ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет лицам, не подлежа- щим обязательному социальному страхованию, в размере 2 718,35 рублей на первого ребенка, 5 436,67 рублей на второго и последующих детей 10 851 гражданину на сумму 369,7 млн. рублей, что составляет 99,0% получателей к уровню 2014 года (2013 г. – 10 827 гражданам на сумму 338,3 млн. рублей.; 2014 г. – 10 641 гражданину на сумму 342,8 млн. руб.); – единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего во- енную службу по призыву, в размере 22 958,78 рубля 31 женщине на сумму 0,71 тыс. рублей, что составляет 86,0% к уровню получателей прошлого года (2013 г. – 48 женщин на сумму 0,98 млн. руб.; 2014 г. – 36 женщин на сумму 0,78 млн. руб.); – ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную служ- бу по призыву, в размере 9 839,48 рубля 123 детям на сумму 9,1 млн. рублей, что на 5,0% меньше, чем в 2014 году (2013 г. – 183 ребенка на сумму 11,0 млн. руб.; 2014 г. – 130 детей на сумму 9,0 млн. руб.). Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществлялась в размерах, проиндексированных на 1,5% исходя из установленного в Российской Феде- рации прогнозного уровня инфляции на 2015 год. Законом Липецкой области от 02 декабря 2004 года №142-ОЗ «О ежемесячном по- собии на ребенка» обеспечивается гарантированная поддержка семьям с детьми, имею- щим доход ниже величины прожиточного минимума, определенного в области. С 1 апре- ля 2015 года увеличен базовый размер ежемесячного пособия на ребенка: с 220 до 242 рублей на детей одиноких матерей; с 440 до 484 рублей – на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; с 330 до 363 рублей – на детей военнослужащих, про- ходящих военную службу по призыву. Кроме того, сверх определенных федеральным за- конодательством категорий получателей ежемесячного пособия на ребенка, в Липецкой области данное пособие выплачивается детям-инвалидам в размере 605 рублей и детям из многодетных семей в размере 363 рубля ежемесячно. За 2015 год пособие назначено и выплачено 41 584 детям на сумму 176,97 млн. рублей, что составляет 110,2 % к уровню получателей 2014 года (2013 г. – 38 291 ребенок на сумму 143,7 млн. руб.; 2014 г. – 37 705 детей на сумму 153,4 млн. руб.). Мониторинг предоставления данной меры социальной поддержки семьям с детьми показывает, что экономическая ситуация, складывающаяся в России, отразилась и на количестве получателей выплат, зависящих от прожиточного минимума. По сравнению с 2014 годом на 10,2 % (с 37 705 чел. до 41 584 чел.) возросло количество получателей ежемесячного пособия на ребенка (диаграмма 2.1). Диаграмма 2.1 Количество получателей ежемесячных пособий в 2013 – 2015 годах 38291 37705 41584 22875 22202 23912 0 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000 45000 2013 г. 2014 г. 2015 г. Кол ичес тво д етей Кол ичес тво мал оимущих с емей В целях улучшения положения семей, имеющих детей, обеспечения условий для их полноценного воспитания, развития и образования в дополнение к федеральному законодательству в области разработана система мер социальной поддержки. В соот- ветствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демогра- фической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Феде- рацией и Липецкой областью» произведены: – единовременная социальная выплата в связи с рождением третьего и последую- щих детей и в связи с рождением детей-близнецов («материнский капитал») в размере 50 тыс. рублей 2 185 семьям на сумму 116,0 млн. рублей, что составляет 106,9% к уров- ню прошлого года (2013 г. – 1 921 семья на сумму 106,3 млн. руб.; 2014 г. – 2 043 семьи на сумму 109,5 млн. руб.); – единовременная социальная выплата в связи с рождением ребенка у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 20 тыс. рублей 71 гражданину на сумму 1,4 млн. рублей, что составляет 86,6 % к уровню прошлого года (2013 г. – 90 граждан на сумму 1,8 млн. руб.; 2014 г. – 82 гражданина на сумму 1,6 млн. руб.); – ежемесячная социальная выплата малоимущим семьям на ребенка от 1,5 до 3 лет в размере 1 000 рублей 9 597 гражданам на сумму 67,2 млн. рублей, что составляет 98,4% к уровню прошлого года (2013 г. – 10 395 граждан на сумму 69,0 млн. руб.; 2014 г. – 9 754 гражданина на сумму 69,1 млн. руб.); – предоставление путевки стоимостью 36,2 тыс. рублей на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям 6 беременным женщинам из малоимущих моло- дых семей на сумму 217 тыс. рублей (2013 г. – 20 беременных женщин на сумму 665 тыс. руб.; 2014 г. – 13 беременных женщин на сумму 455 тыс. руб.). С 2013 года предоставляется эффективная мера поддержки многодетных семей в связи с рождением третьего и последующих детей в виде ежемесячной денежной вы- платы до достижения ребенком возраста 3 лет. На финансирование указанной выплаты из консолидированного бюджета в 2015 году направлено 401,6 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 205,6 млн. рублей, федерального бюджета – 196 млн. рублей. Ежемесячную денежную выплату в 2015 году получили 5 320 человек, что составляет 168,3% к уровню прошлого года (2013 г. – 1 321 человек на сумму 44,3 млн. руб.; 2014 г. – 3 160 человек на сумму 185,8 млн. руб.). Целевой показатель эффектив- ности по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 104,7% при плановом задании в 103,95%, согласно соглашению с Министерством труда и социальной защиты Россий- ской Федерации. Выплата осуществляется в размере прожиточного минимума, установленного в об- ласти на ребенка в возрасте от 0 до 6 лет, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает среднедушевого дохода, сложившегося на территории области на дату обращения по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Размер выплаты в четвертом квартале 2015 года со- ставлял 8 024 рубля, что на 21% больше, чем в четвертом квартале 2014 года (6631 руб.). Меры социальной поддержки семьям мигрантов оказываются в рамках действующих нормативных актов области, определяющих порядок их предоставления. В течение 2015 года в рамках подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом» Государственной про- граммы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 16 октября 2013 года № 465, регион принимал соотечественников из-за рубежа; соотечественников, имеющих разрешение на временное или постоянное проживание в области; граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и получивших статус временного убежища на территории Российской Федерации. Семьям участников региональной Программы переселения, имеющим детей, органами социальной защиты населения предоставляют- ся по упрощенному порядку обращения услуги по: – выплате ежемесячного пособия на ребенка; – выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет; – выплате единовременного пособия при рождении ребенка; – выплате социального пособия малообеспеченным семьям, имеющим детей в воз- расте от 1,5 до 3 лет; – оказанию адресной помощи; – оформлению путевок в детские оздоровительные лагеря области. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О до- полнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» осущест- вляется государственная поддержка семей, имеющих детей, в виде материнского (се- мейного) капитала, размер которого в 2015 году составил 453 026 рублей. В 2015 году материнский (семейный) капитал получили 7 294 человека (2013 г. – 6 136 чел.; 2014 г. – 6 022 чел.). С заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала обратились 20 641 человек. В 2015 году наибольшее число семей, получивших сертификаты, подали заявление об использовании средств материнского (семейного) капитала на получение едино- временной выплаты (13 925 чел.); 3 315 семей – на улучшение жилищных условий (2013 г. – 5 603 семьи; 2014 г. – 6 348 семей). За последние три года увеличилось количество обращений по направлению средств материнского капитала на оказание платных обра- зовательных услуг: 2013 год – 335 заявлений, 2014 год – 398 заявлений, 2015 год – 416 заявлений. Меньше всего получателей материнского (семейного) капитала направляют средства на формирование накопительной части трудовой пенсии (таблица 2.3). Таблица 2.3 Распределение заявлений в Пенсионном фонде Российской Федерации по основным направлениям использования материнского (семейного) капитала в 2013 – 2015 годах 2013 г. 2014 г. 2015 г. Количество выданных сертификатов на материнский (семейный) капитал 6136 6022 7294 Подано заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на: – погашение ипотечных кредитов, взятых на приобретение (строи- тельство) жилого помещения 3073 3402 3315 – улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств 2530 2946 2984 – оказание платных образовательных услуг 335 398 416 – формирование накопительной части трудовой пенсии 1 1 1 – проведение единовременной выплаты - - 13925 Итого 5939 6747 20641 В области реализуются меры социальной поддержки детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях. Продолжает увеличиваться количество приемных семей и детей, воспитывающихся в них (диаграмма 2.2). На содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в се- мьях опекунов и приемных семьях, вознаграждение приемным родителям в 2015 году было затрачено 263 506,5 тыс. рублей из областного бюджета. Диаграмма 2.2. Количество приемных семей и детей в этих семьях в 2013 – 2015 годах 484 501 537 740 797 860 0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 2013 г. 2014 г. 2015 г. Кол ичес тво приемны х с емей Кол ичес тво д етей в приемны х с емьях В соответствии с заявкой Липецкой области на бюджетное ассигнование в 2015 году на выплату из федерального бюджета единовременного пособия при передаче детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи произведе- ны выплаты единовременного пособия в размере 14 497,80 рубля на 298 детей, в разме- ре 110 775 рублей – на 10 детей на общую сумму 5 428,094 тыс. рублей. На предоставление областной единовременной выплаты при передаче в семью ре- бенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 7 лет, ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья было потрачено 10 100 тыс. рублей и осуществлено 202 выплаты по 50 тыс. рублей. В соответствии с Законами Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных уч- реждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» и от 5 июля 1997 года № 72- ОЗ «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области» денежное по- собие на содержание детей, воспитывающихся в семьях под опекой (попечительством) и в приемных семьях, в 2015 году составляло: – на детей от 0 до 7 лет – 4 558 рублей; – на детей от 7 до 11 лет – 5 059 рублей; – на детей от 11 до 18 лет – 5 316 рублей. На каждого приемного ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, хронически боль- ного приемного ребенка (детей), приемного ребенка с отклонениями в психическом и физическом развитии размер вознаграждения приемным родителям увеличивается на сумму 1 601 рубль; выплата на каждого приемного ребенка-инвалида – на сумму 2 851 рубль. Оплата труда приемного родителя составляет от 4 389 рублей до 20 371 рубля в за- висимости от количества детей в приемной семье. Предусмотрена материальная поддержка приемных и опекунских семей для обеспе- чения комфортных бытовых условий. Приемным семьям ежемесячно выплачиваются де- нежные средства на приобретение предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 681 рубль; предоставляются льготы по оплате коммуналь- ных услуг в виде ежемесячных выплат: в городе – 378 рублей, в селе – 198 рублей; про- изводятся ежемесячные выплаты в размере 228 рублей на оплату услуг бытового обслу- живания и текущий ремонт жилого помещения. Дети из приемных и опекунских семей ежемесячно получают по 318 рублей на проезд и культурно-массовые мероприятия и по 159 рублей – на личные расходы, а также имеют право один раз в год получить бесплат- ную путевку в загородный оздоровительный лагерь. При передаче ребенка в приемную семью выплачивается 27 560 рублей на приобретение мебели (таблица 2.4). Таблица 2.4 Меры социальной поддержки детей-сирот и замещающих семей в 2015 году Выплата Минимальная сумма, рублей Максимальная сумма, рублей Единовременные выплаты при устройстве ребенка-сироты Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью 14498 160775 Единовременная выплата на приобретение мебели - 27560 Ежемесячные выплаты на одного ребенка Ежемесячная выплата на содержание приемного ребенка 4558 5316 Ежемесячная выплата на приобретение предметов хозяйственно- го обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг 681 681 Ежемесячная выплата приемному ребенку на личные нужды 159 159 Денежные средства на проезд в городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, а также на посещение культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий 318 318 Денежные средства приемным детям на оплату услуг бытового обслуживания 228 228 Денежные средства приемным детям на текущий ремонт жилого помещения 228 228 Вознаграждение приемным родителям 4389 20371 Итого 10759 14548 В соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О со- циальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» опекунским и приемным многодетным семьям вы- плачивается компенсация родительской платы за пребывание ребенка в детских садах в размере 100%; предоставляются льготы подопечным детям-инвалидам: – 50% компенсация оплаты жилья и коммунальных услуг; – бесплатное содержание в муниципальных дошкольных образовательных учрежде- ниях; – бесплатное санаторно-курортное лечение; – бесплатный проезд к месту лечения и обратно; – обеспечение лекарственными препаратами или компенсация их денежным содер- жанием. Обучающиеся муниципальных образовательных организаций из многодетных семей получают социальную поддержку для: – обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий в размере 2 500 рублей один раз в два года; спортив- ной формой для посещения школьных занятий в размере 2 010 рублей ежегодно; – бесплатного посещения областных государственных учреждений культуры и искус- ства, музеев, театров и выставочных залов (один раз в месяц); – бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования на город- ских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транс- порте (на период с сентября по июнь). В целях совершенствования материальной поддержки семей с детьми, в том числе малообеспеченных, приемных и опекунских семей, 30 декабря 2015 года приняты Зако- ны Липецкой области: – № 485-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области по во- просам предоставления мер социальной поддержки детям и о признании утратившими силу некоторых законов Липецкой области»; – № 488-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области “О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области”»; – № 489-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области “О социальных, по- ощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографи- ческой политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федера- цией и Липецкой областью” и Закон Липецкой области “О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению дея- тельности по опеке и попечительству в Липецкой области”». В результате принятых изменений с 01 января 2016 года увеличен на 10% размер всех выплат на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов/попечителей; размер денежного вознаграждения приемным роди- телям и надбавок за воспитание детей-инвалидов, детей с особыми возможностями здоровья, размер социальных выплат на питание. Установлена новая мера поддержки граждан, которые усыновят детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, – ежемесячная выплата в размере 8 тысяч рублей до достижения усыновленным ребенком совершеннолетия. Таким образом, действующая система мер социальной поддержки граждан, имею- щих детей, обеспечивает материальную поддержку семьи, что приводит к повышению социально-экономического потенциала семьи, созданию благоприятных условий для воспитания и развития детей. Меры налоговой поддержки семей, имеющих детей В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации реализуется ком- плекс мер, направленных на снижение налоговой нагрузки для лиц с семейными обязан- ностями. Согласно пункту 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ доходы работников, име- ющих детей, уменьшаются на сумму стандартных налоговых вычетов в размере: 1 400 рублей – на первого ребенка; 1 400 рублей – на второго ребенка; 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка; 3 000 рублей – на каждого ребенка-инвалида. Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Сумма предоставленных стандартных вычетов на детей за 2013 год составила 2784 млн. рублей, за 2014 год – 2793 млн. рублей. За 2015 год окончательные данные о суммах предоставленных стандартных вычетов на детей в налоговые органы поступят только после 01 апреля 2016 года. Наряду с указанными стандартными вычетами на детей ст. 219 Налогового кодекса установлены социальные налоговые вычеты: – в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в размере не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя); – в сумме, уплаченной за услуги по лечению детей (в том числе усыновленных) в воз- расте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет. Социальные налоговые вычеты за обучение и лечение предоставляются гражданам налоговыми органами на основании представляемых деклараций. За 2015 год социаль- ные налоговые вычеты за обучение детей по очной форме обучения предоставлены 2,4 тыс. гражданам на сумму 99,3 млн. рублей (2013 г. – 3,2 тыс. гражданам на сумму 124,0 млн. руб.; 2014 г. – 2,2 тыс. гражданам на сумму 87,7 млн. руб.). Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: – государственные пособия, в том числе по беременности и родам; – суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осу- ществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка; – стипендии обучающихся; – средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посе- щающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотренной Феде- ральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских до- школьных и общеобразовательных организациях, имеющих соответствующую лицензию; – доходы в виде благотворительной помощи, получаемые детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума; – доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, предусмотренных Федеральным законом от 29 дека- бря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и принятыми в соответствии с ним законами Липецкой области, муни- ципальными правовыми актами. В Липецкой области с 2011 года дополнительно предоставляется льгота по транс- портному налогу одному из родителей (усыновителей) в многодетной семье. Данной льготой уже воспользовалось 2709 граждан, а сумма налога, от уплаты которой граж- дане были освобождены, за 2013 год составила 3,8 млн. рублей, за 2014 год – 11,5 млн. рублей. Освобождаются от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство родители и опекуны детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. За 2013 год данная льгота предоставлена 2098 гражданам на сумму 2,7 млн. рублей, за 2014 год – 2102 гражданам на сумму 2,9 млн. рублей. Пенсионное обеспечение семей, имеющих детей, государственная социальная помощь, денежные выплаты семьям с детьми-инвалидами Пенсионное обеспечение детей в Липецкой области в 2015 году регулировалось Фе- деральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которому осуществляется пенсионное обеспечение детей-инвалидов, детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возрас- та, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в орга- низациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до дости- жения ими возраста 23 лет, потерявших одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери. Социальные пенсии в 2015 году получали 3 996 детей-инвалидов, 6 929 детей, по- терявших одного из родителей, и 989 детей, потерявших обоих родителей или одинокую мать, средний размер пенсий вырос на 10,3% по сравнению с 2014 годом (таблица 2.5). Таблица 2.5 Количественные и качественные характеристики социальных пенсий в 2013 – 2015 годах Год Численность получателей Средний размер, руб. Социальные пенсии, установленные детям-инвалидам 2013 4035 8861,54 2014 4098 10375,73 2015 3996 11445,68 Социальные пенсии детям, потерявшим одного из родителей 2013 6877 3692,35 2014 6944 4323,74 2015 6929 4769,09 Социальные пенсии детям, потерявшим обоих родителей или одинокую мать 2013 943 7384,72 2014 951 8647,51 2015 989 9538,20 В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О стра- ховых пенсиях» дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возрас- та 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осу- ществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, имеют право на установление страховой пенсии по случаю потери кор- мильца. В области за последние три года увеличилось количество получателей страховой пенсии по случаю потери одного из родителей; при этом снизилось количество детей, потерявших одного из родителей, старше возраста 18 и не достигших 23 лет, обучаю- щихся по очной форме (таблица 2.6). Таблица 2.6 Количественные и качественные характеристики страховых пенсий по случаю потери кормильца в 2013 – 2015 годах Год Численность получателей Средний размер, руб. Страховые пенсии детям, потерявшим одного из родителей, не достигшим возраста 18 лет 2013 2899 4029,33 2014 3413 4093,35 2015 3543 4491,02 Страховые пенсии детям, потерявшим одного из родителей, старше возраста 18 и не достигшим 23 лет, обучающимся по очной форме 2013 1633 4453,81 2014 1018 4626,14 2015 856 5015,70 Страховые пенсии детям, потерявшим обоих родителей или одинокую мать 2013 105 9627,10 2014 115 9803,04 2015 108 9809,99 Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, имеют дополнительные меры го- сударственной поддержки. В 2015 году в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федера- ции» 3 998 детям-инвалидам производилась ежемесячная денежная выплата в размере 2 240,74 рубля (таблица 2.7). Таблица 2.7 Ежемесячная денежная выплата детям-инвалидам в 2013 – 2015 годах Год Численность Средний размер, руб. 2013 4035 2022,78 2014 4100 2123,92 2015 3998 2240,74 В целях поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, которые проживают с родите- лями, принят Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В целях реализации пункта «в» на- званного Указа принят Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», которым установлены ежемесячные выплаты нерабо- тающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в воз- расте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 5 500 рублей, другим лицам – в размере 1 200 рублей. Введение данной меры материальной поддержки семей с детьми-инвалидами по- зволило усовершенствовать созданную систему социальной защиты неработающих трудоспособных граждан и повысило уровень материальной обеспеченности семей, имеющих детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы. По состоянию на 01 января 2016 года уход за детьми-инвалидами осуществляют 2 271 родитель, 99 опекунов (попечителей), 1 648 других лиц. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О стра- ховых пенсиях» осуществляется материальная поддержка пенсионеров по старости, имеющих иждивенцев. В соответствии с нормой Закона лицам, являющимся получате- лями страховой пенсии по старости (инвалидности), на иждивении которых находятся дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположен- ных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности. В 2015 году пенсии получали 8 620 пенсионеров по старости, имеющие иждивен- цев (2013 г. – 8 790 чел.; 2014 г. – 8 851 чел.), и 6 675 пенсионеров по инвалидности, имеющие иждивенцев (2013 г. – 7 740 чел.; 2014 г. – 7 308 чел.) (таблицы 2.8, 2.9). За последние три года наблюдается снижение на 1,9 % численности получателей пенсий, имеющих иждивенцев и на 13,8 % – численности пенсионеров по инвалидности, имею- щих иждивенцев. Таблица 2.8 Количественные и качественные характеристики пенсий пенсионеров по старости, имеющих иждивенцев, в 2013 – 2015 годах Одного Двух Трех и более Год Числен- ность Средний размер, руб. Год Числен- ность Средний размер, руб. Год Числен- ность Средний размер, руб. 2013 8013 10076,05 2013 648 10238,60 2013 129 10820,61 2014 8038 10306,00 2014 677 10514,05 2014 136 11840,40 2015 7867 11375,04 2015 643 11639,13 2015 110 12449,20 Продолжение на 7-й стр. Продолжение. Начало на 5-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz