Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ № 99/25227/ 26 МАЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 Монте-Кристо из Лебедяни Он был баснословно богат и мог позволить себе едва ли не любой каприз ВИКТОР СТРАХОВ ВНицце его называли русскимМонте-Кристо. Ив общем-то вполне оправданно. Он был действительно баснословно богат. Но на Лазурный Берег, безумно популярный в XIX веке у рус- ской аристократии, включая и августейшее семейство Романо- вых, Павла Дервиза привел не минутный порыв, и не красоты природы, и темболее не сладкаяжизнь, которуюобещал гостям модный европейский курорт, а суровая необходимость. Дети Дервиза, Владимир и Андрей, умерли от малоиз- вестной болезни. Врачи насто- ятельно рекомендовали семье сменить климат, и Дервиз, пытаясь спасти сына Сергея, дочь Варю, а также родивше- гося позже — Павла, оставил дела, купил живописный участок побережья в Ницце и построил на нем роскошную виллу «Вальроз». Говорят, на закладном камне, уложенном в основание великолепного дворца, он оставил короткие строки: «Я русский, родился в России, люблю Россию и не нашел бы никакой надоб- ности устраиваться в другом месте, если бы не находился в положении исключительном по состоянию здоровья детей моих». Этим рассказам можно верить. Дервиз открыто гор- дился, что виллу для него строили русские зодчие, и не однажды утверждал, что его замок «Вальроз» (или в прямом переводе «долина ветров», переименованная из-за буйства цветов в парке в «долину роз»)—«памятник и русской архитектуре, и рус- скому богатству». Немец с русской душой Крупный промышленник, железнодорожный магнат, действительный статский советник и меценат Павел Григорьевич Дервиз родился в Лебедяни 31 января 1826 года. Своим именем он обя- зан… особенностям русской фонетики и немецким пред- кам. Точнее одному из них — Иоганну Адольфу Визе, приехавшему на службу в Россию и получившему в короткое царствование Пе- тра III чин юстиц-советника, дворянскуюприставку «фон» и артикль «дер» перед фа- милией. Однако «великий и могучий» трансформировал фон дер Визе в более корот- кое фон Дервиз и тем самым зафиксировал появление на Русинового дворянского рода. Впрочем, недлинное дво- рянство особого благоден- ствия Павлу Дервизу не при- несло. Тем не менее именно оно позволило ему получить прекрасное образование в частном английском пансио- не, а потом с золотой медалью окончить элитное император- ское училище правоведения, открывавшее путь на любые административные высоты. Ине случайно окончивший то же самое училище младший брат Павла Дмитрий Дервиз дослужился до чина действи- тельного тайного советника, был сенатором и членом Гос- совета. Павел фон Дервиз, начав- ший восхождение по служеб- ной лестнице еще раньше, тоже имел отличные шансы стать большим сановником. Однако карьера чиновника не привлекала его. Умный, деятельный, честолюбивый, он — сотрудник одного из сенатских департаментов, а затем военного ведомства — стремительно двигался вверх. Однако получив к 30 годам чин статского советника, не- ожиданно оставил службу и переехал в Москву. Здесь он стал, как сказали бымысегод- ня, менеджеромна строитель- стве железных дорог. Выбор пути Любое предприниматель- ство, даже во времена распада крепостного права, считалось занятием сомнительным и недостойным не только ари- стократа, но и чиновника. Однако Дервиз был далек от сословных предрассудков. Он умелмыслить свежо, широко, масштабно, перспективно. Он понимал, что России, чьютех- ническую и экономическую отсталость столь явно про- демонстрировало поражение в Крымской войне, требуется немедленный промышлен- ный рывок, нужна серьезная инженерная инфраструктура. Но она продолжала созда- ваться в Англии, других стра- нах Европы. Россия же, по его мнению, непозволительно медлила. Государство, кажет- ся, пребывало в другом изме- рении. Император Николай I пытался следовать примеру ведущих стран и Старого, и Нового Света, и стимулировал развитие России. Однако кос- ная бюрократическаямашина империи, если и двигалась, то с огромным трудом. История создания у нас железных до- рог—пример показательный. В то самое время, когда в Европе открывались первые пассажирскиежелезнодорож- ные линии, ведомство путей сообщения пришло к выводу, что строительство железных дорог у нас нецелесообразно из-за «трудности содержания оных в зимнее время». Прошло 10лет, прежде чем комиссия под председатель- ством Главноуправляющего рассмотрела предложение ав- стрийского инженера и пред- принимателяФранцаГерстне- ра построитьжелезнуюдорогу из Петербурга в Москву и, ре- шительно отвергнув большой проект, все-таки дала дозво- ление на сооружение малой пригородной опытной дороги для изучения особенностей ее эксплуатации в зимних усло- виях. Так, в 1837 году была построена Царскосельская ветка. Однако потребовалось еще несколько лет, чтобы само- держец, не согласившись с мнением большинства членов комиссии, в очередной раз вы- ступивших против строитель- ства дороги Петербург — Мо- сква, принял волевое решение о сооружении магистрали. В этих условиях Павел Дервиз и занял должность секретаря правленияМосков- ско-Саратовской железной дороги. Опережая время Новое кресло Дервиза трудно было назвать теплым. Он это прекрасно понимал. Однако ничуть не хуже по- нимал и то, что дорогаМосква — Саратов абсолютно необхо- дима хлебному Поволжью, что замысел правительства, решившего привлечь на ее прокладку частные средства, тоже не лишен смысла. Дер- виз хотел доказать, что проект не только разумениреален, но и рентабелен. Правда, стар- товые условия хуже некуда. Предшественники Дервиза «провалились». Акционерное общество, созданное для стро- ительства дороги, пребывало в глубоком кризисе. Инициативный секретарь рискнул, предложив себя в председатели правления общества. Но шаг оказался абсолютно точным. Его под- держали акционеры, по сути, развязав руки для жестких, энергичных, немедленных действий. Признаваясь, что вращался в кругах воротил- казнокрадов, «только потому не попадающих на скамью подсудимых, что кому-то нужна их воровская деятель- ность», профессиональный юристДервиз принципиально играл по правилам. Он ста- рался соблюдать все правовые табу. При этом разрабаты- вал четкие бизнес-схемы, позволяющие строить дороги быстро, качественно и с мак- симальной выгодой для всех участников проекта. Дервиз стал генератором идей и мозгом творческого, как сказали бы сегодня, кол- лектива. Он распустил АО Московско-Саратовской и создал Общество Московско- Рязанской железной дороги, которое взяло подряд на стро- ительство ветки от Коломны до Рязани. Проложенная в очень короткие сроки, маги- страль сразу же начала при- носитьприбыль. Еще быстрее, всего за несколько месяцев, была построена Рязано-Коз- ловская железная дорога. Результат обоих проектов был признан образцовым. Дервиз получил концессию на прокладку Курско-Киев- ской железной дороги. Успех сопутствовал ему. Набирало обороты железнодорожное строительство во всей стране. С думой о России Огромный капитал, зара- ботанныйДервизом, вызывал зависть илихорадку. За новые концессии сражались десятки предпринимателей. Входшли все средства. До заоблачных высот взлетели «откаты» и взятки, и очереднойподряд на строительство дороги от Коз- лова до Воронежа «играющий по правилам» Дервиз не полу- чил. Возможно, видя в этом знак судьбы и, оказавшись перед жестокой дилеммой — выгодныйбизнесилиздоровье детей, он выбрал последнее. Для семьи он построит сказку из камня в Ницце. При этом он оплатил строи- тельство мест- ной школы и ее содержание, благоустрой- ство городских улиц. Даже в в о д о в о р о т е бурных желез- нодорожных с о б ы т и й о н размышлял о благе народа. Написал про- странное со- чинение о пу- тях развития государства. Он считал не- о б х о д и м ы м воодушевить в с е х лю д е й идеей служе- ния стране, на- роду, делу. В Европе он не мог забыть о семейной трагедии, написав московскому генерал-губер- натору князю В. А. Долго- рукову: «В Москве проведе- ны мною лучшие годы моей общественной деятельности. Посему исключительно там, и ничеминым, как устройством образцовой Детской Боль- ницы, я желал бы почтить память всех старших детей, утраченных мною в России». Оплачивая строительство лечебных корпусов, Дервиз поставил три условия: боль- нице должно быть присвоено имя Святого Владимира, она должна образцово содержать- ся и в ней должно быть 100 бесплатных мест для сирот и детей беднейших родителей. Он много думал о России, о ее просвещении, о более рациональном устройстве жизни. В письме к влиятель- ному политику Константину Победоносцеву он указывал: «Задумал я пожертвовать большую сумму денег (пол- миллиона рублей, а коли нужно — и больше) на уч- реждение в России такого учебного заведения, которое имело бы специальную задачу и преимущественно народную цель». Однако новым боль- шим планам уже не суждено было сбыться. Павел Григо- рьевич фон Дервиз получил телеграмму о смерти любимой дочери. Чтобы встретить гроб с ее телом, он поехал на вокзал. Здесь горе в буквальном смыс- ле убило его. Отца и дочь по- хоронили в семейном склепе в Москве. В следующем номере «ЛГ в чет- верг» читайте о крупномлипецком заводчике Юрии Степановиче Не- чаеве-Мальцове. „ Павел фон Дервиз „ Вилла «Вальроз» в Ницце „ Железные дороги Павел Дервиз строил быстро и качественно „ История в лицах и фактах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz