Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ЕЛЕНА БРЕДИС Что изменилось после того, как в России прошел Год рус- ского языка? Набрал силу «Тотальный диктант», распростра- нившийся по всему земномушару. Правда, количество «отлич- ников» в этом году в области сократилось вдвое: на «пятерку» диктант написал только один процент участников, а в прошлом году таких было аж два процента. Все чаще стали звучать го- лоса, требующие обязать всех чиновников участвовать в этой проверке: попросту, как говаривал Петр Первый, «дабы дурь каждого видна была». Наверное, такое нововведение весьма способствовало бы повышению общей грамотности в стране. Впрочем, не уверена, что на это решатся. Ну а пока процесс деградации великого и могучего русского языка продолжа- ется. На эту не слишком веселую тему беседа с кандидатом педагогических наук, отличникомпросвещения, членомСоюза журналистов России Наталией Семенюченко. КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ № 99/25227/ 26 МАЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Интернет — это один из могильщиков русского языка “ — Несмотря ни на что, я не могу сказать, что интерес к русскому языку утрачен. Шестьлетназадвместе с редак- цией областной газеты «Золо- той ключик» и ее редактором Еленой Митиной мы затеяли проект по занимательной ор- фографии, подробнее о нем я скажу чуть позже. Но суть в том, что я рассчитывала на учеников четвертых-шестых классов, а неожиданно актив- но включились школьники со второго по одиннадцатый класс. Оказалось, что им это очень интересно и нужно. Признаться, это было дляменя полной неожиданностью. Вот так из газетных публикаций родилась книга «Путешествие по Земле Русского Языка» с главной героиней тетушкой Орфографушей. И сейчас, чи- тая лекции в ЛИРО, я узнаю, что учителя с удовольствием используют еена своихуроках, адетямнравитсяизучать орфо- графиюименно в такойформе. Главные критерии — Но это — крошечный оазис любви к русской словес- ности.АпоТВмыслышим, как телеведущиепутаютсяв согла- сованиях, не правильно упо- требляют предлоги, падежи. В советское время такое и пред- ставить себе былоневозможно: на телевидении звучала эта- лонная литературная русская речь, по которой можно было выверять собственное произ- ношение, исправлятьошибки… —Увы, эти времена канули в Лету. Правильное произ- ношение числительных стало уже чем-то запредельным. Даже от официальных лиц то и дело слышишь: «В двух тыщ шестнадцатом». Сегодня мы на ТВ сталкиваемся и с не- правомерным использованием английских слов, и с откровен- нымижаргонизмами.Почемув популярнойпередаче«Модный приговор» нам сообщают, что в нынешнем сезоне «в тренде леопардовые принты»? Разве нельзяпросто сказать, чтомод- на леопардоваярасцветка?Что касается жаргонизмов, то это просто ужасно, поскольку раз- рушает самиосновыкультуры. Раньше слово «откинуться» оз- начало только одно: опереться спиной на что-либо. А сейчас уже первоклассник знает: «от- кинуться» — это выйти на свободу после отбытия нака- зания в колонии. Благодаря криминальным телесериалам словаиз «фени»легкои быстро перебрались в лексикон нор- мальных людей. Но не только мысль выражается в речи, есть и обратное влияние. И чем больше «зоновского» жаргона Сказки о русском языке Как повысить общую грамотность Тетушка Орфографуша (она же Наталья Семенюченко, справа) награждает знатоков русского языка. перекочевывает в наш язык, тем более маргинализованным становится и наше мышление. —Нопочемужепроизошел такой слом в нашем родном языке? — В первую очередь, это связано с разрушением систе- мы образования, которая в советское время была на очень высоком уровне. Я ведь много лет проработала в школе, от учителя до директора. Тогда у нас были обязательные уроки выразительного чтения, куль- туры речи, этому уделялось огромное внимание! — А сегодня с первого класса детей учат «читать на скорость»: количество слов в минуту — главный критерий. О какой выразительности может идти речь, о каком по- нимании смысла?! —Аэто сегодня никого и не волнует. Тем более что часы на русскийязыкилитературунеу- клонно сокращались. Введение ЕГЭ окончательно «добило» эти предметы. Необходимость поставить «галочку» в нужном квадратике равнозначна тому, чтобыпредложитьобезьяневы- брать из трех коробок ту, в ко- торой спрятан банан. Вообще, «натаскивание» на ЕГЭ — это «нашпиговывание» ученика готовыми знаниями: кладем в рот и ждем, пока прогло- тит. Сегодня мы утратили то, что было раньше, — развитие мышленияшкольника. Все эти «компетенции», о которых так модно стало говорить, к мыш- лению никакого отношения не имеют. Дети не умеют думать, не умеют выражать своимысли —вотнастоящая трагедия. Вот чего мы добились, фактически ликвидировав такой школь- ный предмет, как литература. Старое новое сочинение — Да, но сейчас в школы вернули сочинение. Вы не считаете, что этоможет спасти положение? — Тут нет однозначного ответа. Если речь идет об учи- телях старойформации, то они все эти два десятка лет продол- жали учить детей писать сочи- нения, начиная с пятого клас- са. Дляих учеников написание итоговой работы не станет не- преодолимымпрепятствием.А вот для тех, у кого литература давным-давно стала второ- сортным предметом, кто был «заточен» исключительно на сдачу ЕГЭ по русскому, тре- бование письменно изложить свои мысли по поводу того или иного произведения может стать колоссальной пробле- мой. А если опять вернуться к проблеме грамотности, то у нас почему-то забыли о роли зрительной памяти, которая развивалась впроцессе чтения. — Да, мы ведь зачастую писали без ошибок, даже не используя правил, — просто зрительно из книг помнили, что писать надо именно так… —Об этом я и говорю! А мы быстро и легко смирились с тем, что чтение нынче — «не в тренде». Зачем читать тол- стенные романы, когда есть «краткое содержание» и даже вариант в комиксах? Когда я задаю студентам вопрос, что такое русскийязык, то лучшие из них робко отвечают, что это «набор правил». Представля- ете, не средство общения, не возможность выразить тончай- шие оттенки чувств и эмоций, не язык величайших произ- ведений нашей литературы, а просто набор правил! Вот вам результат системы ЕГЭ. —О какой передаче чувств и эмоций при помощи языка вы говорите, когда в Интер- нете для этого давным-давно предусмотрен набор «смайли- ков»! И «заморачиваться» не надо, подбирая слова… —Да, Интернет— это один из могильщиков русского язы- ка. Яуже не говорюпро приня- тый в чатах нарочито искоре- женный язык, про «рожицы», отучившие нашу молодежь выражать свои эмоции в пись- менной речи. Меня потрясает непрофессионализм интернет- журналистов. Посмотрите, как подаются интервью: как дословнаярасшифровкадикто- фонной записи. Но ведь устная иписьменнаяречь—вещисуть разные! В устной речи человек может не закончить мысль, перескочить с одной мысли на другую, может «досказать» ее интонацией. Но в письменном виде это должно выглядеть адекватно, должно точно пере- даватьмысли собеседника. Так вот этого делать никто даже и не пытается! А молодежь читает и убеждена, что все нор- мально, что такидолжно быть. Про знаки препинания я уже молчу. Но когда небрежность, неряшливость в языке стано- вятся нормой — это признак того, что язык тяжело болен. Тетушка Орфографуша — Вы хотели подробнее рассказать о проекте «Путе- шествие по Земле Русского Языка»… — Да, энтузиазм участни- ков проекта настолько зара- зил меня, что я поняла: надо продолжать. Если на первом этапе у нас была тётушка Ор- фографуша, то на втором уже появились госпожа Пунктуа- ция и господин Синтаксис. И опять — огромное количество участников, неподдельный интерес. Знаете, почему? По- тому что моим учителем был Сталь Анатольевич Шмаков —великий выдумщик, знаток детской души, учивший нас самое сложное превращать в увлекательную игру. А писать учебники училЕфимИзраиле- вичПассов, руководившийтог- да Центром межкультурных коммуникаций. Что говорить, мне очень повезло. У меня была потрясающая учитель- ница русского и литературы, у моих родителей на первых по- рах почти не было мебели, зато была домашняя библиотека. И я стараюсь убедить ребят, что русский язык — это невероят- ноинтересно.Благодаряим, их родителям и учителям из про- екта родилась книга — «Исто- рии тётушки Орфографуши». Вместе с ее главными героями —Колей иОлей—школьники преодолевают всевозможные препятствия, разгадывают шарады, сражаются с Ошиб- ками, которые пытаются все испортить. Но это не просто игры и забавы, это серьез- ное изучение русского языка. Кстати, после окончанияобоих этапов мы провели настоящие театрализованные праздники с награждением победителей. Вообще, «Золотой ключик»— уникальная газета, подобной в России нет. И теперь мы уже задумалитретийэтап, который будет касаться культурыречи. — Вы говорили, что вашу книгу «Истории тётушки Ор- фографуши» могут использо- вать не только дети, но и учи- теляприподготовкекурокам… — И уже используют! Тем более что методической лите- ратуры издается очень мало. Издательство «Просвещение» этим просто не занимается. К счастью, находятся частные издательства, которые, не за- думываясь о прибыли, берутся за это. С одним из таких из- дательств я регулярно сотруд- ничаю. Понимаете, систему образования сломала еще иры- ночная экономика. Всоветское время обязательные курсы по- вышенияквалификациина са- момделе былиничеминымкак непрерывным образованием, которое мы сейчас вдруг при- нялись придумывать. Не надо изобретать велосипед! Верните эти курсы в бесплатном виде, как это было при Союзе. По- чему люди должны платить за то, что государство нуждается в квалифицированных специ- алистах? — Вы верите в то, что лю- бовь к русскому языку можно возродить? — Я оптимист. Смотрите, сколько людей включается в Тотальныйдиктант,какможно увлечь ребят родным языком, если подойти к этому нефор- мально. Да и обязательное сочинение лет через пять не- пременнодаст своирезультаты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz