Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЫСЛИ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 11/25139/ 21 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 «Аватар» против «Войны и мира» К некоторым итогам Года литературы ЕЛЕНА БРЕДИС Вот и закончились триста шестьдесят пять дней, отве- денные нам на чтение хоро- ших книг, на неожиданные открытия для себя новых пи- сателей или новых смыслов в классическихпроизведениях, давно уже читанных-перечи- танных, на упоение музыкой стихов. Закончился Год лите- ратуры. Как сказал наш собе- седник, известныйроссийский филолог, автор множества монографий, профессор Иван Есаулов: «Все, теперь начина- ем смотреть кино» . Иллюзия ярче реальности — Ясно, что объявлением очередного года Годом лите- ратуры любовь к чтению не вернешь. Лично для меня все это кампанейщина, не более. Смешно надеяться, что чтение нон-стоп в эфире на разные го- лоса романа-эпопеи «Война и мир» сподвигнет кого-то взять в руки том Толстого. Увы, тут ведь не чисто российская тен- денция, а мировая. — Вы можете это как-то объяснить? —Конечно. У современно- го человека появился выбор между книгой и возможно- стью получить очень мощное воздействие от тех же филь- мов в 3D. Я однажды из лю- бопытства посмотрел фильм «Аватар» и был просто оше- ломлен спектром ощущений! Полная иллюзия, что вокруг тебя летают бабочки, рядом проходят животные. Навер- няка скоро кроме визуальных эффектов появятся еще и обо- нятельные, осязательные. Это будет иллюзия, которая ока- жется ярче реального мира. Но если я, зрелый взрослый человек, был поражен, то что же говорить о молодых людях? Понятно, что чтение книги не может дать им таких ощущений. — То, что вы описываете, уже сродни какому-то нар- котическому эффекту! Но ведь эти ощущения даются в готовом виде, здесь не под- ключается воображение, нет процесса сотворчества… — Безусловно, это уже процесс потребления, не тре- бующий от человека никакого напряжения — ни эмоцио- нального, ни интеллектуаль- ного. Раньше в книгах нам был ценен именно тот мир, который создавали мы сами, причем у каждого этот мир был свой. — Когда, на ваш взгляд, в нашей стране был последний всплеск интереса к чтению? — Знаете, когда я смотрю на свою библиотеку, то об- наруживаю, что самое инте- ресное было куплено в конце восьмидесятых — начале девяностых. Именно тогда какими-то невероятными тиражами стали издавать ту литературу, которая была нам недоступна в советские годы, которую можно было прочесть только в самиздате. Но этот всплеск длился пять- шесть лет. — Полагаю, что просто издательский рынок сориен- тировался… — Безусловно, но сейчас тоже рынок, а полки книж- ных магазинов забиты откро- венной макулатурой. Из чего мы можем сделать вывод, что именно эта продукция поль- зуется спросом. Мало ведь просто радоваться тому, что молодежь начала читать, надо смотреть, что именно она чи- тает. А это отнюдь не то, чего хотелось бы нам, филологам. О чем говорить, если нынче Акунин считается вершиной интеллектуального чтения. Без домашних библиотек — А как вы относитесь к тому, что нынче любую книгу можно найти вИнтернете, что лишает смысла домашние библиотеки? — Я, будучи редактором трех образовательных ин- тернет-порталов, сам читаю только бумажные книги. И меня очень пугает исчезно- вение домашних библиотек. Книга — это же не просто материальный объект, она обладает своей энергетикой, она влияет на ауру в доме. А сейчас подход стал чисто праг- матический: зачем в квартире место занимать, зачем пыль на полках собирать, когда все в Интернете найти мож- но. Люди не понимают, что когда в руки берешь книгу, то включаются и тактильные ощущения, и обоняние, и масса ассоциаций. Без этого происходит душевное, эмоци- ональное обеднение. ВМоскве последние пятнадцать лет я наблюдаю страшное явление: от домашних библиотек из- бавляются, просто выбрасы- вают. — В Липецке сейчас и в библиотеках, и в вузах стоят шкафы, куда ты можешь по- ставить свои книги и взять те, которые тебя интересуют. Причем можно не возвра- щать. —Ну, это вымолодцы! Для меня книги на помойке — это святотатство. Но сейчас есть и другой перекос. Я знаю коллег, которые начинают демонстрировать тебе книги стоимостью пять, шесть ты- сяч: переплет из натуральной кожи, бумага — чуть ли не пергамент. То есть книга под- черкивает твой социальный статус, становится объектом престижа. Не более того. Иэто тоже страшно. — Вы можете сделать какой-то прогноз? — Я полагаю, что в обо- зримом будущем читателями серьезной литературы станут духовные аристократы. И все зависит от того, сколько их будет.Намойвзгляд, человек, имеющийуниверситетское об- разование, обязан быть таким читателем. В рабстве навязанных потребностей — Вы не допускаете, что сейчас в Политехническом музее могли бы собираться такие поэтические вечера, как в шестидесятые? — Увы, нет. Потому что если в одном зале будет читать новые стихи Евтушенко, а в другом станут показывать «Аватар», то люди повалят на фильм. Это заблуждение, что люди стали более свободны, на самом деле они еще бо- лее закабалены, чем раньше. Они находятся в рабстве тех потребностей, которые им навязывают со всех сторон. Им диктуют моду, диктуют то, «чего они достойны». Это иллюзия, что умолодого чело- века есть выбор: читать книгу или пойти в кино. Современ- ные технологии не оставили ему этого выбора, зомбируя его сознание! —И чем это чревато? —Сегодня палитра чувств, которую способна передать наша культура, во много раз скуднее, чем во времена Карамзина, в эпоху сенти- ментализма. Вспомните, как тогда человек мог описать свое эмоциональное состоя- ние! А сейчас? Эта палитра ограничивается количеством «смайликов», услужливо предложенных в Интернете. Зачем напрягаться? Вставил «рожицу», и все. — Среди знакомых я се- годня замечаю, что даже чи- тающие интересуются ис- ключительно специальной литературой, нужной дляпро- фессии. Такой вот западный прагматизм… — Я как-то ехал в поезде с молодым человеком, который читал серьезное филологи- ческое исследование. Я даже решил, что он мой коллега, но оказалось — технарь, мосты строит. А читает, потому что ему интересно. Когда он мне перечислил, что ему интерес- но, я всерьез стал его уважать. Потому что именно эти «по- сторонние» вещи, которыми интересуется человек, как раз и определяют уровень общей культуры. И сегодняшняя ка- тастрофа заключается в том, что этот уровень неуклонно падает. Возможно, это созна- тельный курс на понижение. Ведь что от вас требуется? Бытьактивнымпотребителем: брать кредит, делать очеред- ную покупку, выплачивать банку проценты. Тогда вы — социализированная личность. Впротивном случае, что от вас толку? Только будучи рабом банка, ты помогаешь эконо- мике. А чтобы быть рабом, надо не иметь критического мышления. Система против образованности — В чем еще проявляется курс на понижение? — Вернувшись в Россию, я принял однажды решение пу- бликовать свои новые работы в провинциальных вузовских сборниках—вПетрозаводске, в Ельце, в Липецке. Чтобы поддержать талантливых уче- ных из российской глубинки своим участием, чтобырасше- велить одаренных студентов. И что? Я узнаю, что составлен реестр изданий, публикации в которых будут «засчитаны» в актив не только автору, но и кафедре, вузу. Понятно, эти сборники в него не входят. Они не «ваковские». Ладно, мне самому это уже не нуж- но, я и так доктор наук, но получается, что я «подвел» коллег, вуз. «Понизил» его «показатели», уменьшил «эф- фективность». Стану ли я еще там публиковаться? Работает система, которая отсекает огромную массу народа от по- следнихдостиженийнауки, от современнойдуховнойжизни. — А школьный учитель не может восполнить этот пробел? — Нет, потому что в Ми- нистерстве образования есть установка на вульгарно по- нимаемую эффективность, на выработку единого алгорит- ма. По их мнению, неважно, талантливый учитель или бездарный, — подберем ал- горитм, и все будет отлично. Отсюда бесконечные иннова- ции, которые выливаются в огромный вал «бумажек». Но если хирург будет три четвер- ти рабочего времени точить скальпель и только четверть оперировать, то очень быстро он перестанет быть професси- оналом. — Российскому образова- ниюкатастрофическиневезет на министров… —Да неважно, кто стоит во главе министерства, — вы все равно не найдете авторов этих «проектов». Они двадцать лет зарабатывают, эксперимен- тируя на наших детях. Кто автор стандартов по литера- туре? Тишина. Загадочные, анонимные «они». По какому принципу и кого туда отбира- ли? Вы же говорите о полной прозрачности! Так дайте воз- можность профессиональному сообществу определить состав этой группы, определять в це- лом вектор образования. Ведь речь идет о будущем страны. Это иллюзия, что у молодого человека есть выбор: читать книгу или пойти в кино. Современные технологии не оставили ему этого выбора, зомбируя его сознание “ Иван Есаулов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz