Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
Имена и судьбы Липецкий писатель Владимир Петров представил публике новую книгу Людмила Сатарова, доктор филологических наук, профессор ЛГТУ Эта книга необычна. Читателя, который ее откроет, ждет чрезвычайно актуальное, полезное, интересное, живое приобщение к судьбам писателей, философов, политиков и богословов, имеющих отношение к липец- кому краю. Автор с поистине энциклопедическим размахом сумел дать картину напряженной духовной жизни многих деятелей русской культуры, которые целью своего труда имели одно — благо родной стра- ны, стремление сохранить ее неповторимый бытовой и религиозный уклад, неповрежденной соборную душу народа. В книге «Имена» рас- сказывается о трудах и днях св. Феофана Затвор- ника, о. Афанасия (Мед- ведева), Льва Толстого, Грибоедова, Розанова и многих других выдающих- ся деятелей. Несколько работ посвященоМихаилу Лермонтову. И не только потому, что недавно мы отметили его 200-летний юбилей. Писателя интере- сует в творческой судьбе поэта главное — тема Рос- сии и русского человека. Многие исследователи отмечали, чтоуЛермонтова было врожденное чутье и понимание эстетикинарод- ной, «низовой» культуры. Очевидно, безорганической причастности к народному мировоззрению было бы невозможносозданиетаких шедевров, как«Бородино», «Песня про купца Калаш- никова», «Казачья колы- бельная» и других произ- ведений.Поэт признавался в любви к Родине, которую называл «странной», его волновалаивдохновлялане только чарующая держав- ная мощь Императорской России, ноиее сокровенная сущность, скрытая в по- вседневности. Она понятна и близка — «дрожащие огнипечальныхдеревень», «дымок спаленной жни- вы», «пляска с топаньем и свистом под говор пья- ных мужичков». Такой образ России — открытие Лермонтова, он знал и по- любил ее с детства. Каким же образом, задается во- просом автор «Имен», в наследие Лермонтова втис- нута фальшивка, где облик нашей страны предстает прямо противоположный —«немытая страной рабов и господ»? Писатель спра- шивает: «Икто«немытый» в ней—народ?» Стоит отметить некото- рые опорные точки в рабо- тах Владимира Петрова, позволяющие раскрыть концепцию его взглядов на великих сынов России. Интереснообращениекпро- блеме отцовства в очерке, посвященномромануИвана Бунина «Жизнь Арсенье- ва», к образу отца Ивана Алексеевича. Тема России, воскрешение ее прошлого во всем богатстве и цве- тущей сложности — цен- тральная в этом творении. Образ отца в романе связан с борьбой полярных начал в русском национальном характере, который до кон- ца дней волновал Бунина. С одной стороны, живой, образный ум, «энергиче- ский»картинныйязык, по- рывистый, решительный, открытыйивеликодушный характер, простота идобро- та. А с другой — роковая страсть к самоистреблению (вино,карты),котораяобер- нулась полнымоскудением дворянского гнезда. Но Бу- нин всю жизнь вспоминал его с «несказанной любо- вью», мучаясь вопросом: как примирить, снять эти антагонистические начала в русской душе? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, отражен и в работах, по- священных православному духовенству. Настоящим открыти- ем стало жизнеописание о. Афанасия (Медведе- ва), покойного настоятеля Успенской церкви на Мо- настырке, православного подвижника, просиявшего на липецкой земле. Особо значимым является крым- ский период его пастыр- ского служения, плодом трудов которого стала кни- га «Благословенный лик Тавриды» (1993 г.). А вот в очерке о св. Фе- офане Затворнике («Рев- нитель веры») в его образе и трудах найден ответ на «проклятые»или«вечные» вопросы русской жизни. Перед нами — идеал рус- ского человека, образец святости.Онзнал, чтотакое истиннаядуховнаяжизньи как обратиться к ней. Книга написана пре- красным русским языком с неповторимой интонаци- ей, которые отличают пи- сательскую индивидуаль- ность Владимира Петрова. Вопрос ребром на деликатную тему Как решить проблему туалетов без помощи Билла Гейтса ? Надежда Белая Одно время в «Липецкой газете» много писали об отсутствии в Липецке (а тем более в райцентрах) приличных туалетов. Хотя тогда еще не очень принято было даже говорить вслух на такую деликатную тему. А мы говорили. И даже делали запросы в соответствую- щие управления, откуда, помнится, получали ответы, весьма обнадежи- вающие по поводу этих «жизненно важных», как выразился тогда один из чиновников, мест. Ивот сегоднятемаобще- ственных туалетов опять оказывается злободневной. Впрочем, она никогда и не переставала быть таковой, но с развитием региона и общимподъемомкультуры быта в стране и области эта «деликатная» проблема встает с новой остротой. Интересное письмо о не- хватке туалетов в Липецке прислал в редакцию наш постоянный автор Юрий Бакланов . Но приводить его целиком мы не будем. Уже хотя бы потому, что написано оно в рифму, а стихи или нечто похожее на них, да еще на туалет- ную тему в формат нашей газеты не вписываются. Но в главном автор прав — общественных туалетов в городе не хватает. Вер- нее, их практически нет. Были они возле ЦУМа, на Театральной площади, кое-где еще. Но теперь и тех не стало. Вспоминая, как лет десять назад он был на встрече избирателей с кандидатами в депутаты, ЮрийБакланов пишет, что людиеще тогда вопрошали: «Когда же в центре будет туалет? Придешь туда с детьми гулять, покупки мерить, водичкою поить, мороженым кормить, за- тем искать спасение в кустах. И стыдно вроде нам, а не стыднее ль вам, начальникам и депута- там?..» Ну, и так далее. В своем письме автор приводитвпримерТюмень, где теперь «новые туалеты гостяммосковскимнестыд- но показать». Впрочем, про столичные «достижения» в этой сфере у Юрия Бакла- нова тоже есть интересный пассаж: там «даже в ГУМе, где народу — тьма и очень много помещений, оста- вили один лишь туалет ценою в 100 рублей за по- сещение. И в соцсетях уже звучит вопрос: а сколько надо съесть в одном из гу- мовских трактиров, чтоб в радость посидеть в элит- ном сортире?» Что касается Европы, где, кстати, туалеты по- явились позже, чем в Рос- сии, то там, судя по всему, умеют заботиться о физио- логических потребностях людей. Потому что у нас как они были сортиры, так ими и остались: дере- вянные, в лучшем случае пластмассовые зловонные будки. А там это уже ци- вилизованные, нашпи- гованные электроникой, пахнущие парфюмом су- перзаведения. Хотя есть, есть и у нас прорывы в туалетном «деле». Но это явление единичное. Однакоизападныйопыт не всегда нужно копиро- вать. Юрий Бакланов, к примеру, одобрительно от- носится к голландскому ре- шениютуалетного вопроса. Там в многолюдных местах — на станциях, например, — установлены сотни пис- суаров, скрывающих лишь нижнююполовинусправля- ющихмалуюнужду людей. Но мы не в Амстердаме, уж тогда и впрямь — лучше в кусты, чем практически у всех на виду. Такая европейская «простота» уже сняла за- преты со всего интимного вжизни человека. Давайте лучше строить современ- ные комфортные обще- ственные туалеты, соз- давать и поддерживать в них чистоту и порядок, а не кивать в сторону кафе, магазинов, культурных учреждений, куда, мол, всегда можно забежать. Каждому свое, как го- ворится. Можно и в музей ворваться с криком: «Где у вас тут туалет?!» Однако о каком тогда уровне эконо- микиикультуры, развитии туризма можно говорить? СЛУШАЕМ ВАС! Нерентабельные? —Здравствуйте!Меня зовутЮлия Николаевна, яживу в областномцен- тре, в микрорайоне тракторостроите- лей. И хочу обратиться к вам с такой нуждой... — Юлия Николаевна, по пово- ду нужды мы уже получили письмо от одного нашего автора. Что у вас произошло? — А у нас нет бани. Какое-то вре- мя она работала уже по сокращен- ному графику: три раза в неделю, потомдва.Апотомивовсе сталонегде помыться. — А где вы живете? Ведь счи- тается, что все у нас обеспечены удобствами, моются дома, содержать общественные бани теперь нерента- бельно. — Да, именно так нам и говорят, что нерентабельно. А почему? По- тому что люди реже стали ходить в баню, помывка в ней стоила уже 180 рублей. Может, для кого-то это недо- рого, а у меня пенсия 8 тысяч рублей. Умножьте 180 на четыре раза, плюс оплата проезда. Получается около тысячи рублей в месяц. Могу я себе позволить потратить восьмую часть пенсии только на баню? А говорят, нерентабельно. Да мы уже и сами нерентабельные. Живу я с 90-летней мамой в частном секторе. Приходит- ся мыться в тазике. —Конечно, свой санузел обустро- ить вам не под силу... —Нет унас ниденег таких, нивоз- можностей. Дом старый, без канали- зации. Это надо и ванну или душевую кабину купить, и помещение при- способить, и яму выгребную вырыть большую. Нет-нет, не получится. Мы уже и коллективное письмо писали депутатам, чтобы помогли. Ну разве это дело — в баню на Неде- лина добираться в нашем-то возрас- те? Да и так у нас много любителей попариться. Помогите, этоже самый настоящий социальный вопрос, на- селения касается... — Хорошо, Юлия Николаевна, вышлем эту публикацию как офи- циальный запрос в банно-прачеч- ное хозяйство города Липецка, в департамент ЖКХ, в администра- цию областного центра. Хотя и так понятно, что коммунальные услуги, аренда дорогие, работать в убыток нельзя бесконечно. Но и закрыть все общественные бани тоже не вы- ход. Попытаемся узнать, что дума- ют по этому поводу ответственные люди. 3 № 94/25222/20 МАЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Генералы и лакеи Исаак Розенфельд Историю свою мы изрядно запутали. И сами в ней запута- лись. Факты, конечно, упря- мая вещь. Но толкование их пластично и податливо. Лепи как тебе выгодно. Чем азартно и занималось полстраны в девяностые годы. В сущности, тогда началась, да и сейчас продолжается новая гражданская война. Слава Богу, без пальбы и бар- рикад, но все равно ожесточенная. По сходному поводу Леонид Леонов когда-то написал: «На каждом уличном углу, в каждом семействе, в каждой голове установился фронт». Сражаемся между собой. Сражаемся сами с со- бой. Спор идет, но рождается ли в нем истина? Многие уже с трудом различают, кто герой, кто негодяй, кто предатель, кто праведник. Прагматики, правда, находят выход. Липецкийфило- лог рассказывал: попал он однажды по важному делу в высокиймосковскийкабинет. Разговор случайнокоснул- ся Бородинского сражения. Провинциальный профессор назвал его славной вехой в тысячелетней истории. Сто- личный чиновник иронически приподнял бровь: что еще за тысячелетняя история? Про нее пора забыть. России чуть больше двадцати лет. Она появилась в 1991 году. А что? Отрекшись от советского времени, якобы сплошь кровавого, постыдного, отчего бы не отречься и от всего остального? Разве там мало было жестокостей, поражений, провалов? Ведь сколько проблем сразу сни- мается! Будем равняться не на отечественный опыт, а на успешный, цивилизованный, западный. Х озяин казенного кресла не сам до этого додумал- ся. Такие настроения замаячили еще в эпоху горбачевской перестройки. Раз у нас сейчас Год кино, припомним главный перестроечный фильм — «Покаяние». Там подросток яростно сбрасывал с обрыва труп деда. Режиссер, показав кощунственный по всем человеческим меркам поступок, желал, чтобы публика ему аплодировала. Дед-то был палачом с внешностьюБе- рии—бритая голова, интеллигентское пенсне, коварная ухмылка плотоядных губ. С минувшим, где бал правил этот монстр, надо безоглядно порвать. После «Покаяния» судыи расправынад покойниками превратились в обычное дело. Не забудем: войну с памят- никами первыми затеяли не поляки, не болгары, а мы— сперва в Советском Союзе, затем в России. Совершавшие подобные подвиги борцы с тоталитаризмом гордились собой, лезли на трибуны, на ТВ, в депутаты и министры. И не догадывались: победа над мертвыми на подвиг не тянет. А вот в Древней Руси это понимали. В «Былине о Добрыне» сказано: «Сонного убить—что мертвого, нет в том славы богатырской, нет заслуги молодецкой». А главное-то в заросший бурьяном обрыв, потре- нировавшись на партноменклатурщиках, сталкивали уже всех подряд. Не ща- дили ни красногвардейцев гражданской, ни солдат Победы. Десоветизация обернулась дегероизацией. Героизм признавался бес- смысленным и непрактич- ным.Матросов проявил не- практичность, бросившись на немецкую амбразуру. Ленинград обороняли зря. На целину ехали глупень- кие романтики. Полеты космонавтов не увеличили количество колбасы в ма- газинах. Один небездарный беллетрист злорадно подсчитал: производительность труда комсомольцев, что прокла- дывали в романе «Как закалялась сталь»железнодорож- ную ветку, чтобы подвозить дрова в замерзающий Киев, ни к черту не годилась. Павка Корчагин сотоварищи работали из рук вон плохо. Может, они были тайными пособниками белых? Тот же сюжет тогда же вдохновил некоего телевизионного шута. Он весело спародировал, что творилось на строительстве узкоколейки. Но жажда разорвать связь времен настигла не всех. Пока кто-то потешался над Корчагиным, в уже украин- ском Крыму в школе-интернате сохранили народный музей Николая Островского. Он назывался «Павкиной школой». Роман о Корчагине, решительно изъятый из программ по литературе, помогал людям жить, когда на Украине уже пышно распускались русофобия и не- нависть к собственной истории. Либеральных цивилизаторов раздражала не только память обо всем советском. Они удивлялись, зачем пред- ки так нерасчетливо защищали и Российскуюимперию, а до того — Московскую и Киевскую Русь. Вот и опять, по любимому выражению передовых публицистов, в России наступают на те же грабли. Ну никак не желают подужаться с расходами на оборону. Е ще в конце минувшего века этот агитпроп дал свои плоды. На пике «Семибанкирщины» моло- дой липчанин прислал в нашу редакцию письмо: он не хочет служить в армии, ведь она будет стоять на страже богатств олигархов. Ему ответил бывалый офи- цер советской выделки. А пожалуй, можно бы просто привести слова путешественника за три моря Афанасия Никитина: «А Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской зем- ли и не добры. Но да устроится Русская земля и будет в ней справедливость». Вот так. Бояре у нас добротой и честностью никогда не отличались. Но и новгородский купец Минин, и не понаслышке знавшие, что такое ла- герная неволяКоролев и Рокоссовский, и несправедливо раскулаченные крестьяне, и недоедавшие работяги в городах знали: Родину надо сберечь. А с боярами раз- беремся сами, без польских панов, без наполеоновских гренадеров, без гитлеров и геббельсов. С этой-то традицией и не в силах примириться люди, требующие, чтобыих считалиправильнымипатриотами, ане«пятойколонной».Онистарательновытравляют гены героизма. Открываюжурнальчик с заманчивымназвани- ем «Запретная история». А там — статейка о Скобелеве. Легендарный белый генерал, победитель турок... Но со- чинителя интересует другое. С интонациями дворовой сплетницы он сообщает о пристрастии военачальника к «прекрасному полу»: а вы в курсе, что ваш генерал даже помер во время любовных утех с дамой легкого поведе- ния? Вот вам и великий полководец без страха и упрека. Журналисту не стыдно так зарабатывать гонорар. Хотя ему наверняка знакомо классическое наблюдение: для лакея нет героев. Онже видит и бесстрашного воина, и гениального ученого в ночном колпаке, домашних та- почках... Ижелает, чтобывся страна смотрела на людей, которыми привыкла гордиться и восхищаться, тем же лакейским взглядом. В «Былине о Добрыне» сказано: «Сонного убить — что мертвого, нет в том славы богатырской, нет заслуги молодецкой» ” ЧИТАТЕЛЬ — ГАЗЕТА: тематический выпуск 50-17-33 ✆ КСТАТИ В конце письма Юрий Бакланов приводит такую справку . По данным ВОЗ и Всемирной туалетной ассоциации ( ВТО ), в мире сейчас более 2 миллиардов людей вынуждены справлять нужду в антисанитарных условиях , из - за чего широко распространяются различные болезни вроде дизентерии , диареи ( от которой умирают ежегодно почти 700 тысяч детей в возрасте до 5 лет ), глистные инвазии и другие . Поэтому в ноябре 2001 года в Сингапуре был учрежден Всемирный день туалетов . В этой связи ситуацией в отстающих странах Африки и Азии озаботился даже Билл Гейтс . Но хочется думать , что при желании городского руководства и интересе предпринимателей проблему туалетов в Липецке удастся решить и без американского миллиардера . Хорошо иметь домик в деревне Размеренный уклад жизни способствует долголетию На фоне тревожных писем наших авторов о трудностях городской жизни— дороговизне и невысоком качестве коммунального обслуживания, необходимости оплачи- вать общедомовые услуги и взнос на капитальный ремонт, обилии автомобилей во дворах и на дорогах, где вечные пробки, и так далее — весточки из сел бывают настолько идиллическими и светлыми, что действуют как лекарство на истерзанные нервы горожан. Вот что, к примеру, пишет о своем житье-бытье Анна Никитина из села Бутырки Грязинского района. —Яродилась и всю своюжизнь проживаю в сельской местности. Моя родина—прекрасное русское старинное село Бутырки. Здесь я проработала почти четыре десятка лет на разных должностях, в томчисле в сельскомСовете. А вот мои близкие родственники живут в Липецке. И хотя считается, что в городе забот меньше, а по вечерам только и сиди себе у телевизора или компьютера, но де- ревенскаяжизнь куда приятнее и полезнее для здоровья. Вот и у моего племянника Алексея, живущего в го- роде, родился младший сынок Миша (назвали его так в честь прапрадедушкиМихаилаФилипповичаНикитина — семья наша чтит память своих предков и гордится ими), и малышу сразу же понадобилось диетическое козье молоко. Потому что от детских смесей, которыми его стали прикармливать, у ребенка появились красные пятнанащечках: аллергияилидиатез.Куда обращаться? Конечно, в деревню, к тетке. А у меня здесь красота. В моем небольшом хозяйстве были курочки, кролики, а еще собачка и котик, общение с которыми тоже благотворно влияет на самочувствие. Стали подыскивать козочку. И тут такой случай подвер- нулся. В село перебралась не так давно городская семья, купили они себе для развлечения двух козлят. Козлята, конечно, хорошенькие, но их нужно кормить, они же не из компьютера, а самые настоящие, живые. Закончились эти игрыплачевно: козочка подросла и окотилась, за ней надо было ухаживать, доить, но хозяева то лине умели, то ли не захотели с ней возиться. Козленочек погиб, а козоч- ку — худую, слабенькую — мы успели у них выкупить. Это для нее оказалось спасением: я ее доила, лечила, выхаживала как могла. Чуть окрепла, ходили с ней на лужок, где онащипала витаминнуютравку. Иотплатила нам сторицей: племянник по два-три раза в неделювозил козье молочко для маленького Миши.Щечки у малыша залоснились, пятна исчезли. А когда ему пошел второй годик, он стал приезжать в гости и очень подружился с козочкой Маней, которую всегда старается погладить. ЛечитМаня именя: от изжоги, например. Но главное, что мы с ней теперь всегда вместе, куда я—туда и она со мной. Это тоже очень греет душу. Скоро у нее появятся козлятки — второй раз обычно их бывает по двое, и я готовлю ей место для окота. Мои городские родственники с удовольствием бы- вают у меня в гостях. Племянник привозит всю семью и охотно помогает мне с заготовкой кормов, в огороде. Чувствуется, что сельская работа ему тоже в радость. А его домочадцы любят общаться с животными на моем подворье. Мне и самой общение с милыми, добрыми, наивными животными очень помогает. Я, конечно, понимаю, что все не могут перебраться в село, но, может быть, кого-то это мое письмо подтолкнет к решению уехать из города, приобрести домик в деревне, завести курочек, козу. Не пожалеете: свежий воздух, раз- меренная, в посильных трудах, жизнь, диетическое козье молочко, исцеляющееималыхдеток, ивзрослых, ипожи- лых людей, способствуют здоровью и долголетию. Прове- ренона себе, поэтомуза экспериментручаюсьполностью... Изошутка Андрея Исупова Фото из домашнего альбома
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz