Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 92 /25220/18 МАЯ 2016 8 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Глава 3. Характеристика качества законодательства Липецкой области § 1. Участие прокуратуры Липецкой области в законотворческой деятельности Прокуратурой области в 2015 году продолжена работа по осуществлению нормо- творческой деятельности и расширению сотрудничества с законодательными и исполнитель- ными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления в обо- значенной сфере. Прокуроры активно участвовали в заседаниях представительных и исполнительных орга- нов государственной власти и местного самоуправления, разработке проектов нормативных правовых актов, вносили предложения о приведении действующих юридических документов в соответствие с федеральным законодательством. В частности, в минувшем году прокурором области в порядке законодательной инициа- тивы в соответствии с пунктом 5 статьи 29 Устава Липецкой области Российской Федерации в региональный парламент направлены на рассмотрение 8 законопроектов, которые приняты Липецким областным Советом депутатов и подписаны главой администрации области. Проектами законов области «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Липецкой об- ласти» и «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по сбору информации от по- селений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения Регистра муниципаль- ных нормативных правовых актов Липецкой области» предлагалось дополнить законы области от 24 декабря 2008 года № 228-ОЗ «О порядке организации и ведения Регистра муниципаль- ных нормативных правовых актов Липецкой области» и от 31 декабря 2009 года № 349-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области» рядом положений в целях их приведения в соответствие с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», приказами Минюста России от 19 декабря 2008 года № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных право- вых актов» и от 21 октября 2013 года № 196 «О внесении изменений в приказ Минюста России от 19 декабря 2008 года № 298». По результатам рассмотрения приняты законы области от 5 марта 2015 года № 379-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О порядке организации и ведения Реги- стра муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области» и от 5 марта 2015 года № 378-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по сбору информации от по- селений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения Регистра муниципаль- ных нормативных правовых актов Липецкой области». Основанием для внесения проекта закона области «О внесении изменения в статью 7 За- кона Липецкой области «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой обла- сти» послужило следующее. Федеральным законом от 27 мая 2014 года №136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представи- тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде- рации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года изменен круг вопросов местного значения сельских поселений. В частности, ряд вопросов местного значения был закреплен за сельскими поселениями федеральным законодателем, а отдельные вопросы могли быть закреплены законами субъек- та Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального райо- на и уставами сельских поселений. В целях реализации предоставленных полномочий Законом области от 2 октября 2014 года № 322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» опре- делен соответствующий перечень вопросов местного значения сельских поселений. Однако при этом вопросы по осуществлению мер по противодействию коррупции за сель- скими поселениями не были закреплены (пункт 38 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3). В то же время на территории области, по состоянию на 1 января 2015 года, полностью сформирована нормативная правовая база по вопросам противодействия коррупции, частью которой являлись акты, принятые сельскими поселениями в рамках реализации ранее предо- ставленных полномочий. Исключение из круга вопросов сельских поселений осуществления мер по противодей- ствию коррупции влекло бы за собой объемную корректировку актов органов местного само- управления муниципального и сельского уровней. Кроме того, проведение данной работы в рамках действующего федерального законода- тельства, как в сфере местного самоуправления, так и в сфере противодействия коррупции, могло повлечь возникновение правовых коллизий. Так, под противодействием коррупции в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» понимается деятельность, в том числе орга- нов местного самоуправления в пределах их полномочий, правовую основу которой составля- ют, в частности, муниципальные правовые акты. Учитывая, что сельское поселение и муниципальный район являются самостоятельны- ми муниципальными образованиями, имеют свои уставы, независимые органы, наделены полномочиями по принятию муниципальных актов, урегулирование вопросов противодействия коррупции (особенно касающихся муниципальной службы) в границах сельских поселений нормативными правовыми актами муниципального района в настоящее время является за- труднительным. В этой связи депутатам регионального парламента прокурором области было предложено внести дополнения в статью 7 Закона области от 2 октября 2014 года № 322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области», закрепив за сельскими поселениями осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения. По результатам рас- смотрения принят Закон области от 5 марта 2015 № 377-ОЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Липецкой области «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой об- ласти». Законопроект «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О профилактике не- медицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также потребления иных веществ, обладающих воздействием на организм человека, схожим с воздействием наркотических средств и психотропных веществ, в Липецкой области» раз- работан по результатам мониторинга законодательства в целях приведения Закона области от 3 марта 2014 года № 259-ОЗ «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также потребления иных веществ, облада- ющих воздействием на организм человека, схожим с воздействием наркотических средств и психотропных веществ, в Липецкой области» в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в редакции федеральных законов от 25 ноября 2013 года № 313-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 3 февраля 2015 года № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и Федеральным за- коном от 22 декабря 2014 года № 440-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». По результатам рассмотрения представленных материалов принят Закон области от 15 июня 2015 года № 421-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также потребления иных веществ, обладающих воздействием на организм человека, схожим с воздействием наркотических средств и психотропных веществ, в Липецкой области». Проект закона области «О профилактике правонарушений в Липецкой области» разрабо- тан в целях регулирования правоотношений в сфере профилактики правонарушений на тер- ритории региона для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности. По результатам рассмотрения законодательной инициативы прокурора области принят Закон области от 15 декабря 2015 года № 478-ОЗ «О профилактике правонарушений в Липец- кой области». Законопроект «О внесении изменения в статью 32 Закона Липецкой области «Об основах библиотечного дела и обязательном экземпляре документов в Липецкой области» разработан по результатам мониторинга законодательства в целях приведения Закона области от 21 июля 2003 года № 62-ОЗ «Об основах библиотечного дела и обязательном экземпляре документов в Липецкой области» в соответствие с Федеральным законом от 8 июня 2015 № 151-ФЗ «О вне- сении изменения в статью 23 Федерального закона «О библиотечном деле». Так, Федеральным законом от 8 июня 2015 № 151-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О библиотечном деле» уточнена процедура реорганизации и ликвида- ции библиотек в сельских поселениях, а именно – предусмотрено, что решение о реорганиза- ции или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, при- нимается только с учетом результатов опроса жителей данного поселения. По результатам рассмотрения законодательной инициативы прокурора области принят Закон области от 18 сентября 2015 года № 447-ОЗ «О внесении изменения в статью 32 Закона Липецкой области «Об основах библиотечного дела и обязательном экземпляре документов в Липецкой области». Проекты законов области «О внесении изменений в статью 8.10 Кодекса Липецкой обла- сти об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в статью 21.1 Закона Липецкой области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» подготовлены в связи с тем, что Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратив- шим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (рас- пития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе») пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, приравнены к алкогольной продукции. Депутатами приняты законы области от 18 сентября 2015 года № 445-ОЗ «О внесении из- менений в статью 8.10 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях» и от 18 сентября 2015 года № 446-ОЗ «О внесении изменений в статью 21.1 Закона Липецкой области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липец- кой области». Наряду с этим в 2015 году прокуратурой области в органы государственной власти об- ласти направлено 28 информаций о необходимости принятия либо изменения действующих нормативных правовых актов, из них в областной Совет депутатов – 15, в администрацию об- ласти, исполнительные и иные органы – 13. По состоянию на 31 декабря 2015 года, проведена корректировка 19 юридических документов. В частности, Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 285-ФЗ «О внесении из- менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о воз- никновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» введена обязанность лиц, замещающих государственные должности (некоторых других лиц) сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может приве- сти к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. В связи с этим, с учетом информации прокуратуры области, 24 декабря 2015 года на сессии регионального парламента депутатами внесены соответствующие изменения в Закон области от 14 февраля 1995 года № 5-ОЗ «О статусе депутата Липецкого областного Совета депутатов». По предложению прокурора области о приведении нормативно-правовой базы области в соответствие с Указом Президента РФ от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенство- ванию организации деятельности в области противодействия коррупции» приняты распоряже- ния главы администрации области от 14 октября 2015 года № 499-р «О внесении изменений в распоряжение главы администрации Липецкой области от 15 апреля 2015 года № 158-р «Об утверждении Положения об управлении по вопросам противодействия коррупции, контроля и проверки исполнения администрации Липецкой области» и от 14 октября 2015 года № 500-р «Об утверждении состава комиссии по координации работы по противодействую коррупции в Липецкой области», а также Закон области от 15 декабря 2015 года № 477-ОЗ «О внесении из- менений в Закон Липецкой области «О предупреждении коррупции в Липецкой области». Помимо этого, представители прокуратуры области участвовали в разработке законов об- ласти от 15 декабря 2015 года № 481-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления госу- дарственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержа- нию безнадзорных животных», от 15 декабря 2015 года № 476-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов по профилактике коррупционных правонарушений в Липецкой области», от 15 декабря 2015 года № 473-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инва- лидов», от 11 ноября 2015 года № 451-ОЗ «О некоторых вопросах предоставления жилых по- мещений по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования». Органами прокуратуры области проведена правовая экспертиза 177 проектов норматив- ных правовых актов областного Совета депутатов. Замечания высказаны по 32 проектам нор- мативных правовых актов, внесенным в областной Совет депутатов. В прокуратуре области также изучено 149 нормативных правовых акта, принятых Липецким областным Советом депутатов в 2015 году. Активное участие в нормотворческой деятельности принимали и прокуроры городов и районов. Так, в минувшем году в органах прокуратуры проведена правовая экспертиза 7600 про- ектов муниципальных нормативных правовых актов, по результатам которой в 248 из них вы- явлены нормы, противоречащие федеральному законодательству либо содержащие корруп- циогенные факторы. К примеру, прокуратурой Измалковского района в ходе правовой экспертизы проекта решения Совета депутатов Измалковского муниципального района Липецкой области «О порядке установления размера платы за пользование жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности Измалковского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, для нанимателей по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Измалковского муниципального района Липецкой области Российской Федерации» установлено, что документом предполагается установить плату за пользование жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности, для нанима- телей по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. При этом размер платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма устанавливается единый для всех нанимателей жилых помещений. Вместе с тем в силу части 4 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации раз- мер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муни- ципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Кроме того, согласно части 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации граж- дане, признанные в установленном порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользова- ние жилым помещением (платы за наем). Отрицательное заключение прокурора принято во внимание, проект направлен на дора- ботку. В прокуратуре Хлевенского района при проведении правовой экспертизы проекта по- ложения «О звании «Почетный гражданин Хлевенского района» установлено, что документ содержит норму, согласно которой при необходимости почетному гражданину района могут устанавливаться другие льготы или виды материальной помощи решением Совета депутатов Хлевенского муниципального района, что свидетельствовало о наличии в ней коррупциоген- ных факторов, предусмотренных п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной поста- новлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96. В 2015 году прокурорами оспорено 4 нормативных правовых акта, которые приняты орга- нами местного самоуправления при наличии отрицательных заключений по их проектам. Так, прокуратурой Лебедянского района 20 февраля 2015 года подготовлено отрицатель- ное заключение на проект постановления администрации сельского поселения Слободской сельсовет «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по бешенству на тер- ритории с. Слободка», поскольку в силу статей 3.1 и 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» решение данных вопросов отнесено к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В связи с тем, что при утверждении нормативного правового акта позиция прокуратуры учтена не была, на постановление администрации сельского поселения Слободской сельсовет от 25 февраля 2015 года № 4 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по бешенству на территории с. Слободка» прокурором района принесен протест. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования главой местной админи- страции издано постановление от 10 апреля 2015 года № 10 «Об отмене постановления адми- нистрации сельского поселения Слободской сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области от 25 февраля 2015 года № 4 «Об установлении ограничительных мероприя- тий (карантина) по бешенству на территории с. Слободка». За отчетный период в органы местного самоуправления внесено 905 предложений о необ- ходимости принятия или приведения в соответствие с федеральным законодательством муни- ципальных нормативных правовых актов. По результатам их рассмотрения, по состоянию на 31 декабря 2015 года, произведена корректировка 797 юридических документов. В частности, прокурором Лев-Толстовского района в минувшем году установлено, что вопреки Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии кор- рупции» и Закону области от 2 июля 2007 года № 68-ОЗ «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области» в 6 сельских поселениях не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие конкретный порядок предоставления муниципальными служащими сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовер- шеннолетних детей. В связи с этим 24 августа 2015 года в адрес глав данных администраций направлены соответствующие информации. Грязинским межрайонным прокурором 1 декабря 2015 года внесено представление пред- седателю Совета депутатов Ярлуковского сельсовета, поскольку в нарушение Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» представительным органом не был своевременно принят юридический документ, регулирующий вопросы со- общения лицами, замещающими должности муниципальной службы, а также и муниципаль- ными служащими о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. С использованием предоставленного уставами муниципальных образований прокурорам права нормотворческой инициативы за истекший период на рассмотрение депутатского кор- пуса вынесено 68 проектов нормативных правовых актов. Как и ранее, основными причинами недостатков, выявляемых в проектах муниципальных нормативных правовых, продолжают оставаться низкий уровень правовой подготовки муници- пальных служащих и депутатов, несвоевременный мониторинг федерального и регионального законодательства, а также отсутствие финансовой возможности внедрения в работу специ- альных правовых программ («Гарант», «Консультант Плюс» и других) и использования в полном объеме информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с этим в целях оказания практической и методической помощи в органах про- куратуры области для муниципальных образований разработано 46 модельных нормативных правовых актов, с использованием которых, по состоянию на 1 января 2015 года, принято 872 юридических документа. Наряду с этим прокурорами продолжена работа по обеспечению надлежащего взаимо- действия с органами местного самоуправления в сфере нормотворчества, оказанию правовой помощи муниципальным служащим и депутатам местных советов депутатов. Представители прокуратур принимали участие в совместных совещаниях и семинарах, проводимых по вопро- сам нормотворчества, как органами государственной власти области, так и органами местно- го самоуправления. В текущем году органами прокуратуры области будут приняты дополнительные меры по повышению эффективности взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления на рассматриваемом направлении. § 2. Участие Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области в законотворческой деятельности Участие в законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов явля- ется одним из основных направлений деятельности Управления Минюста России по Липецкой области (далее – Управление). В рамках данной работы Управлением осуществляется: проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ли- пецкой области и их проектов на предмет их соответствия федеральному законодательству; разработка и внесение в порядке законодательной инициативы проектов нормативных правовых актов области; участие в работе комиссии, комитетов, рабочих групп областного Совета депутатов. В свою очередь областной Совет депутатов обеспечивает участие представителей Управ- ления в законотворческой деятельности, своевременно направляет областные акты и их про- екты в Управление для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, принимает меры по устранению выявленных несоответствий федеральному законодательству и корруп- циогенных факторов в региональных актах и их проектах. Управление принимает участие в депутатских слушаниях, конференциях, проводимых областным Советом депутатов. За 2015 год специалистами Управления проведено 1017 правовых экспертиз нормативных правовых актов Липецкой области, из которых 177 – на акты Липецкого областного Совета де- путатов. По итогам указанных экспертиз, положений нормативных правовых актов областного Со- вета депутатов, противоречащих федеральному законодательству, а также содержащих кор- рупциогенные факторы, не выявлено. Кроме того, в 2015 году были рассмотрены на предмет соответствия Конституции Россий- ской Федерации и федеральным законам и подготовлены письменные заключения на 173 про- екта нормативных правовых актов областного Совета депутатов, из которых 31 с замечаниями и предложениями. Замечания Управления учитываются разработчиками законопроектов, что позволяет устранить несоответствия нормативного правового акта федеральному законодательству еще на стадии доработки законопроекта. Так, по результатам рассмотрения указанных «отрицательных» заключений 20 проектов нормативных правовых актов были приняты с учетом замечаний и предложений Управления, 10 проектов были сняты с дальнейшего рассмотрения, 1 проект на рассмотрение Липецкого областного Совета депутатов в 2015 году не выносился. Управление активно учувствует в заседаниях комиссии по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, законов области и постановлений областно- го Совета, комитетах и сессиях областного Совета. За 2015 год сотрудники Управления приняли участие в 13 заседаниях комиссии, 23 коми- тетах и в 9 сессиях Липецкого областного Совета депутатов. В рамках осуществления деятельности по разработке и внесению в порядке законодатель- ной инициативы проектов нормативных правовых актов области в 2015 году Управлением на- правлены на рассмотрение областного Совета депутатов 2 законопроекта. Проектом Закона Липецкой области «О внесении изменения в статью 6 Закона Липецкой области «О мировых судьях в Липецкой области» вносились поправки, направленные на уточ- нение процедуры назначения на должность мировых судей в целях приведения к однообразно- му толкованию и применению положений областного Закона. Указанный законопроект принят на сессии Липецкого областного Совета депутатов 23 апреля 2015 года (Закон Липецкой области от 29 апреля 2015 года № 404-ОЗ «О внесении из- менения в статью 6 Закона Липецкой области «О мировых судьях в Липецкой области»). Проект базового Закона Липецкой области «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Липецкой области» был разработан в целях реализации части 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой муниципаль- ный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Россий- ской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений Земельного кодекса Российской Фе- дерации. Законопроект принят на сессии Липецкого областного Совета депутатов 29 октября 2015 года (Закон Липецкой области 11 ноября 2015 года № 460-ОЗ «О порядке осуществления му- ниципального земельного контроля на территории Липецкой области»). Таким образом, участие Управления в законотворческой деятельности областного Совета депутатов способствует дальнейшему совершенствованию законодательства. § 3. Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов В целях выявления положений, не соответствующих федеральному и областному законо- дательству, а также наличия коррупциогенных факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в соответствии с Регламентом областного Совета правовое управ- ление областного Совета осуществляет правовую и антикоррупционную экспертизы всех про- ектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение областного Совета. В 2015 году было подготовлено 174 заключения правового управления по проектам нормативных правовых актов, из которых 148 заключений по проектам законов области, 19 заключений по проектам постановлений областного Совета, 5 по проектам федеральных за- конов, подготовленных Липецким областным Советом депутатов в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Также подготовлены 2 заключения на поправки к проектам законов, принятым в первом чтении об- ластным Советом депутатов. Замечания правового характера были даны к 36 проектам нормативных правовых актов области. По 117 проектам нормативных правовых актов Липецкой области представлены за- мечания редакционного, синтаксического, юридико-технического характера. При доработке проектов нормативных правовых актов указанные замечания были учтены. В 2015 году по результатам антикоррупционной экспертизы законопроектов и проектов постановлений областного Совета правовым управлением областного Совета в заключениях по 21 проекту нормативных правовых актов Липецкой области было указано на наличие 34 коррупциогенных факторов. По всем проектам нормативных правовых актов коррупциогенные факторы были устранены. Помимо правового управления областного Совета депутатов антикоррупционную экспер- тизу проектов законов области и нормативных правовых актов областного Совета осуществля- ет Управление Минюста России по Липецкой области. Наличие коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов проверяется прокуратурой Липецкой области. Кроме того, независимая экспертиза на коррупциогенность проводилась на территории области независимыми экспертами, которые представили заключения по результатам про- ведения независимой антикоррупционной экспертизы 18 проектов законов области, принятых в 2015 году. Независимыми экспертами были выявлены 31 коррупциогенный фактор, которые по результатам рассмотрения заключений независимой антикоррупционной экспертизы были устранены. В соответствии с Законом Липецкой области от 7 октября 2008 года № 193-ОЗ «О пред- упреждении коррупции в Липецкой области» по инициативе граждан, общественных объ- единений либо по собственной инициативе Общественная палата области вправе проводить общественную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов области и их про- ектов. Порядок ее проведения определяется Общественной палатой области самостоятельно. Заключения о результатах общественной антикоррупционной экспертизы носят рекоменда- тельный характер и обязательны для рассмотрения. В 2015 году по 6 проектам законов обла- сти была осуществлена общественная экспертиза Общественной палатой Липецкой области. Часть II. Направления развития законодательства Липецкой области по сферам правового регулирования Глава 1. Развитие законодательства области об административном устройстве области, государственных институтах, институтах гражданского общества § 1. Законодательство об административно-территориальном устройстве Административно-территориальное устройство Липецкой области в 2015 году претерпело незначительные изменения. Необходимость принятия законов области от 1 июля 2015 года № 429-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об установлении границ муниципальных обра- зований Липецкой области» и Закон Липецкой области «Об административно-террито- риальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения», от 11 ноября 2015 года № 463-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области» и Закон Липецкой области «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его из- менения» обусловлена имевшимися расхождениями в наименованиях отдельных населенных пунктов сельских поселений Липецкой области, установленных в законах области от 23 сентя- бря 2004 года № 126-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой об- ласти» и от 28 апреля 2010 года № 382-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения» и Государственным каталогом географических названий, а также приведением норм указанных областных законов в соответствие между со- бой в части наименований ряда населенных пунктов сельских поселений Липецкой области и их статусов. Кроме того, в связи с обращением органов местного самоуправления сельского поселе- ния Шишкинский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Законом области от 1 июля 2015 года № 429-ОЗ изменен административный центр указанного муниципального образования с села Шишкино на поселок Рощинский. Принятие Закона Липецкой области от 30 декабря 2015 года № 492-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об установлении границ муниципальных обра- зований Липецкой области» связано с изменением границы между сельскими поселениями Александровский сельсовет и Краснинский сельсовет Краснинского муниципального района, а именно – между поселком Краснинский и селом Красное. Закон Липецкой области от 30 декабря 2015 года № 495-ОЗ «О некоторых вопросах присвоения наименований географическим объектам и их переименования в Липецкой области» принят в целях реализации предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального за- кона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» полно- мочий субъекта Российской Федерации по установлению порядка рассмотрения предложений о присвоении наименований географическим объектам или переименовании географических объектов, информирования населения соответствующих территорий о необходимых затратах и выявления его мнения о присвоении наименований географическим объектам или переиме- новании географических объектов. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» предложения о присвоении наименований гео- графическим объектам или переименовании географических объектов могут вноситься ор- ганами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федера- ции. Законом области от 30 декабря 2015 года № 495-ОЗ установлен перечень докумен- тов, которые должны быть представлены в областной Совет депутатов при внесении предло- жений о присвоении наименований географическим объектам или переименовании географи- ческих объектов, порядок и сроки направления указанных предложений на заключение главе администрации области, информирования населения соответствующей территории о затра- тах, необходимых для присвоения наименования географическому объекту или переимено- вания географического объекта, выявления мнения населения соответствующей территории о предложениях о присвоении наименования географическому объекту или переименовании географического объекта, а также порядок и сроки рассмотрения указанных предложений об- ластным Советом депутатов. § 2. Законодательство об органах государственной власти «Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан», «Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества, их мужеству и героизму является священным долгом всех граждан». Эти слова стали преамбулами к базовым законам области, которые были приняты в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Законом Липецкой области от 31 марта 2015 года № 397-ОЗ «Об увековечении в Липецкой области памяти погибших при защите Отечества» установлены правовые ос- новы взаимоотношений между органами государственной власти области, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами в области увековечения памяти погибших при защите Отечества и в вооруженных конфликтах, обеспе- чения сохранности и содержания военных могил и воинских захоронений граждан, создания и упразднения охранных (мемориальных) зон на территории Липецкой области. В законе области нашли свое отражение нормы, касающиеся форм увековечения памяти погибших при защите Отечества; учета и содержания военных могил и воинских захоронений на территории Липецкой области; порядка захоронения (перезахоронения) погибших при за- щите Отечества; государственного учета, содержания и благоустройства воинских захороне- ний; обеспечения сохранности воинских захоронений; полномочий органов государственной власти области и органов местного самоуправления в вопросах организации поисковой рабо- ты и правовых основ ее проведения; финансового обеспечения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ответственности за нарушение положений данного закона области. В целях увековечения памяти советских воинов, отличившихся в сражениях в годы Великой Отечественной войны на территории Липецкой области, проявивших мужество, стойкость и массовый героизм, принят Закон Липецкой области от 29 апреля 2015 года № 403-ОЗ «О почетных званиях Липецкой области «Населенный пункт воинской доблести», «Рубеж воинской доблести» . Законом области установлено, что почетное звание «Населенный пункт воинской добле- сти» присваивается населенным пунктам, на территории которых или в непосредственной близости от которых проходили ожесточенные сражения, в ходе которых защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. Почетное звание «Населенный пункт во- инской доблести» присваивается один раз в год не более чем двум населенным пунктам в канун Дня Победы. Почетное звание «Рубеж воинской доблести» присваивается участку местности, по кото- рому проходила линия обороны и велись ожесточенные сражения, в ходе которых защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. Почетное звание «Рубеж воин- ской доблести» присваивается один раз в год в канун Дня Победы. Предложения о присвоении указанных почетных званий могут вноситься органами мест- ного самоуправления, общественными объединениями, гражданами Российской Федерации. Почетные звания присваиваются Липецким областным Советом депутатов по представле- нию главы администрации области. Главе поселения, на территории которого расположен соответствующий населенный пункт, участок местности, удостоенный почетного звания, в торжественной обстановке вру- чается почетная грамота о присвоении почетного звания. На территории населенного пункта, участка местности, удостоенного почетного звания, устанавливается памятный знак (стела) с указанием даты и номера постановления Липецкого областного Совета депутатов о присвое- нии почетного звания. Закон Липецкой области от 31 марта 2015 года № 394-ОЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 9.1 Закона Липецкой области «О статусе депутата Липецкого областного Совета депутатов» принят с целью приведения Закона Липецкой области от 14 февраля 1995 года № 5-ОЗ «О статусе депутата Липецкого областного Совета депутатов» в соответствие с Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдель- ные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции». Согласно внесенным изменениям депутат областного Совета обязан представить сведе- ния о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если общая сумма сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах органи- заций), совершенных в течение отчетного периода, превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Принятие Закона Липецкой области от 30 декабря 2015 года № 496-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О статусе депутата Липецкого областного Сове- та депутатов» также обусловлено внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия коррупции и в Федеральный закон от 6 октя- бря 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель- ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Положения Закона Липецкой области «О статусе депутата Липецкого областного Совета депутатов» дополнены нормами о досрочном прекращении депутатских полномочий в случае непредставления или несвоевременного представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, а также своих супруги (супру- га) и несовершеннолетних детей; об обязанности депутата при наличии оснований и в уста- новленном порядке сообщать о возникновении личной заинтересованности при осуществле- нии своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта; о невозможности участия депутата, работающего на профессиональной постоянной основе, в качестве защит- ника или представителя по административному делу. В целях более детального правового урегулирования отдельных вопросов деятельности областного Совета депутатов принято постановление Липецкого областного Совета депу- татов от 29 октября 2015 года № 1289-пс «О внесении изменений в Регламент Липец- кого областного Совета депутатов». Положения Регламента областного Совета депутатов дополнены нормами, касающимися депутатской этики. Закреплено, что депутат областного Совета депутатов осуществляет свои полномочия с обязательным соблюдением этических норм, основываясь на принципах: соблюдения Конституции Российской Федерации, Устава области, федеральных конститу- ционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Феде- рации, законов и иных нормативных правовых актов области; следования моральным критериям гуманизма, справедливости, порядочности. Деятельность депутата областного Совета депутатов должна быть направлена на развитие и укрепление авторитета Липецкой области с учетом интересов области, муниципальных об- разований области и избирателей. Участвуя в работе областного Совета депутатов, депутат обязан проявлять терпимость к чужому мнению, не допускать неуважительного отношения к другим депутатам областного Совета депутатов и лицам, участвующим в работе областного Совета депутатов, соблюдать порядок выступления на сессии областного Совета депутатов. Депутат областного Совета депутатов не вправе использовать в своих выступлениях в об- ластном Совете некорректные выражения, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, призывать к незаконным действиям. Депутат областного Совета депутатов во взаимо- отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, организаци- ями, общественными объединениями, должностными лицами, гражданами не вправе исполь- зовать в личных целях возможности, связанные со статусом депутата. Регламентирована деятельность комиссии по вопросам депутатской этики и соблюдению Регламента, которая рассматривает вопросы, связанные с нарушением этических норм де- путатами областного Совета депутатов, установлены меры воздействия, которые могут быть применены к депутату областного Совета депутатов, допустившему нарушение этических норм. Регламент областного Совета депутатов также дополнен нормами о порядке корректи- ровки субъектом права законодательной инициативы (права внесения проекта постановления областного Совета) ранее внесенного законопроекта (проекта постановления областного Со- вета). Установлена возможность доработки субъектом права законодательной инициативы (пра- ва внесения проекта постановления) внесенного им законопроекта (проекта постановления областного Совета) в случае наличия отрицательных заключений по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз в течение одного месяца с даты направления ему данных за- ключений. Доработанный законопроект (проект постановления областного Совета) подлежит экспертизе в порядке, установленном статьей 39 Регламента областного Совета депутатов. Урегулирован порядок реализации областным Советом депутатов права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Опре- делено, что проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов вносятся в порядке, предусмотренном Регламентом Государственной Думы. Проекты федеральных конституционных законов и проекты федеральных законов, планируемые к внесению област- ным Советом в Государственную Думу, направляются на экспертизу в порядке, установленном статьей 39 Регламента областного Совета депутатов. Принятие Закона Липецкой области от 18 сентября 2015 года № 439-ОЗ «О вне- сении изменений в Закон Липецкой области «О государственных информационных ресурсах Липецкой области» обусловлено результатами мониторинга правоприменения За- кона Липецкой области от 8 октября 2008 года № 189-ОЗ «О государственных информацион- ных ресурсах» и необходимостью приведения его положений в соответствие с федеральными законами от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информа- ции о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Указанным законом установлен порядок утверждения перечней информации о деятель- ности органов государственной власти области, размещаемой в информационно-телекомму- никационной сети Интернет, в соответствии с которым Липецкий областной Совет депутатов утверждает перечень информации о своей деятельности, администрация области утверждает перечень информации о своей деятельности и о деятельности исполнительных органов го- сударственной власти области, иные государственные органы области утверждают перечень информации о своей деятельности, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При утверждении данного перечня информации указанными органами определяется пе- риодичность ее размещения, за исключением общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления. В целях приведения Закона Липецкой области от 27 августа 2001 года № 155-ОЗ «Об Упол- номоченном по правам человека в Липецкой области» в соответствие с Федеральным законом от 6 апреля 2015 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» принят Закон Липецкой области от 17 июня 2015 года № 423-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Ли- пецкой области» . Продолжение на 9-й стр. Продолжение. Начало на 7-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz