Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
«Метель» в июне Новую постановку готовит Липецкий государственный театр кукол Елена Панкрушина В июне отмечается 217 лет со дня рождения великого поэта Александра Сергееви- ча Пушкина. Для России — это ежегодный праздник русского языка, нашей национальной литературы. А для липчан, которые являются земляками предков русского гения, — сохранение памяти о поэте, пропаганда его творчества, можно сказать, священный долг. В этом году интересное событие в этой связи готовят артисты Липецкого государ- ственного театра кукол. — Пушкинский фести- валь в Кореневщино Добро- вского района в канун дня рождения поэта стал хоро- шей традицией, — расска- зывает директор кукольного театра Олег Пономарев. — В этом году мы решили подго- товить постановку не только к этой дате, но и для даль- нейших показов. Идея была одобрена управлением куль- туры и искусства Липецкой области. Кукольники взялись за инсценировку повести «Ме- тель». Режиссером выступил Олег Пономарев. Автором пьесы—сотрудница куколь- ного театра Елена Корабли- на, впервые попробовавшая себя в роли сценариста. В основе постановки сама по- весть, но в устах героев будут звучать стихи Пушкина о зиме, о событиях той эпохи, о взаимоотношениях людей. — В нашей жизни всегда есть место любви, и даже дети испытывают симпатию к окружающим, взрослым и сверстникам, так что это чувство ведомо зрителю лю- бого возраста, —уверен Олег Витальевич. — Спектакль, конечно, не рассчитан на малышей, но для ребят от двенадцати лет и старше он будет понятен и интересен. К тому же в этом произведении речь идет не столько о любви, сколько о ее последствиях при беспечном к ней отноше- нии, что присуще молодым людям всех времен. И о том, что за каждый свой поступок рано или поздно приходится нести ответственность. Спектакль построен на сочетании игры актеров и те- атра теней. Его липецкие ку- кловодыиспользуют на своей площадке впервые. К такому способу передачи сюжета они обратились, чтобы ввести в постановку пушкинские «по- метки на полях». Создатели постановки ре- шили на этот раз отказаться от музыки композитора Геор- гия Свиридова, традиционно используемойв одноименных спектаклях. Ее готовит за- ведующий музыкальной ча- стью театра Антон Холопов. Это, к слову, его первая ра- бота в Липецком кукольном театре. Премьера «Метели» состо- ится 4 июня в 18.00. Зрите- лей в этот день в театре ждет не только спектакль, но и ли- тературныйбал. Вего органи- зации и проведении примут участие студенты второго курса Липецкого колледжа искусств имени К.Н. Игум- нова и танцевальные коллек- тивы. В атмосфере поместья ХIХвека ведущие предложат почитать пушкинские произ- ведения. Подобное действо состо- ится и в Кореневщино перед открытием фестиваля. Но основнымподаркомот театра для ценителей пушкинского творчества станет все-таки сама «Метель». Артисты уверены, что с поставленной перед собой задачей — по- казом зимы на летней пло- щадке, да еще и с театром теней в светлое время суток — справятся. Танцуют все В Липецке прошел седьмой областной фестиваль массовой хореографии Ольга Васильева В масштабном шоу на площади перед областным Центром культуры, народного творчества и кино выступили представители сорока коллективов, испол- нив один за другим под музыку из популярных кино- фильмов вальс, танго, польку, буги-вуги и хоровод. Конкурсная же часть фестиваля, в которой приняли участие танцевальные коллективы образовательных организаций и учреждений культуры, прошедшие рай- онные и зональные этапы, состоялся в театральном зале центра. Одним из главных кри- териев оценок жюри стала массовость. Ею отлича- ются коллективы из Тер- бунского, Становлянского и Добринского районов, ставшие победителями фе- стиваля в этом году. За активное участие в нем также отметили Добров- ский, Долгоруковский, Усманский иКраснинский районы. — Не пропустили ни одного хореографического фестиваля, — рассказала директорЦентра культуры и досуга села Пально-Ми- хайловка Становлянского района Татьяна Стахович, создавшая семь танцеваль- ных коллективов, в ко- торых занимаются более 70 детей. — Сегодня на площади выступили наши «Забияки», принявшие участие в фестивале уже в третий раз. Этим кол- лективом руководит моя ученица Надежда Кобзева. В другом ее объединении, под названием«Фиксики», занимаютсядети с трехлет. Мы влюбили в танцы все население нашего села. А в Грязинском районе в фаворитах — ансамбль парного танца «Вдохно- вение» под руководством Татьяны Успешной. В конкурсной программе с композицией «Непогода» состязались самые юные ее воспитанники, завоевав для коллектива диплом одного из лучших участ- ников фестиваля. Между прочим, этот самый боль- шой хореографический коллектив в регионе (в нем танцуют 34 пары) спонси- рует местный культива- торный завод. Диплом победителя фе- стиваля вручили и образ- цовому ансамблю танца «Эдельвейс» из Тербунов, созданному четверть века назад Оксаной Минаевой. На суджюриее подопечные представили джайв и каза- чий танец. 3 № 92/25220/18 МАЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Конкурс как провокация Елена Бредис Рассуждать об итогах «Евровиде- ния-2016» нет никакого смысла: тут уже, как говорится, разве что ленивый не потоптался. Это уже давно не «Евровидение», а «Политвидение». Лично на мой взгляд, после того как на конкур- се победило нечто под псевдони- мом Кончита Вурст, россиянам вообще не надо было туда ездить. Хотя бы ради уважения собствен- ных национальных и культурных ценностей. А хотите участвовать в политизированном фарсе — тогда будьте готовы к результа- там и перестаньте бурно возмущаться. Е вропа с ее«либеральными»установкамиужедалеко не та, что рукоплескала «Танцующим Эвридикам» в исполнении Анны Герман. Ей нынче подавай на сцене бородатых женщин или хотя бы воющих волков. Та же выступавшая за Украину крымская татарка по происхождениюДжамала исполнила песню «1944», чем и потрясла профессиональное жюри. Понятно, что это, с позволения сказать, произведение было якобы посвяще- но трагическому событию: депортации крымских татар в Узбекистан. Хотя в телефонном разговоре с нашими пранкерами Вованом и Лексусом, представившимися помощниками президента Порошенко, певица честно призналась, что имелось в виду присоединение Крыма к России: «Но мы это с вами знаем по секрету. Когда я ска- жу это громко, они снимут эту песню. Надо быть очень мудрым и аккуратным». Всем понятно, что этой песней Украина показалаРоссиифигу в кармане.Но в данной си- туации меня интересуют не «секреты» Джамалы с адми- нистрацией Порошенко, а как раз прозвучавшая песня. По словам самой певицы, если бы она назвала ее «Крым-2014», то песню просто не пропустили бы, испу- гавшись открытойполитизированности. Но почемуже на ура прошла песня «1944»? Не потому ли, что кому-то на Западе до сих порПарадПобедынаКрасной площадикак кость в горле? Что очень хочется перемазать грязью Со- ветскийСоюз и его реальнуюроль в уничтожениифашиз- ма и спасении мира от коричневой чумы? Дескать, вот они, освободители, которые целый народ депортировали. Можно после этого испытывать к ним благодарность? Н у для начала несколько фактов. Так, в Судакском районе в 1942 году группой самооборонцев-татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при этом самооборонцами были пой- маны и сожжены живьём 12 советских парашюти- стов. В феврале 1943 года крымско-татарские добро- вольцы из селений Бешуй иКоушзахватили четырёх партизан, которые были зверски убиты: исколоты штыками, уложены на ко- стрыи сожжены. Особенно обезображенным оказался труп казанского татарина Х.К.Киямова, которого ка- ратели, видимо, приняли за своего земляка. Доходи- ло до того, что, спасаясь от расправы, русскоязычное население обращалось за помощью к немецким вла- стям — и получало у них защиту! По свидетельствам крымчан, местных татар они боялись больше, чем румынских оккупантов. А вот еще цитата из газеты «Азат Крым» 1943 года: «Великому Гитлеру — освободителю всех народов и ре- лигий! 2 тысячи татар деревни Коккозы и окрестностей собрались для молебна… в честь германских воинов. Не- мецкиммученикам войнымы сотворили молитву…Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даём слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!..» Никто не говорит, что крымские татарыне сражались стойко в рядах Красной Армии против немецко-фашист- ских захватчиков, что среди них не было героев. Но и все вышеупомянутое тоже было. Добавьте, что в сорокпервом году из Советской армии дезертировали 20 тысяч татар, большинство из которых перешло на сторону врага. Да, это трагедия, что переселению подвергся весь народ. Но, кстати, не на Колыму и не в Магадан. Была ли альтер- натива такому решению? Только наказание по закону: расстрелять двадцать тысяч предателей, полностью кон- фисковав их имущество. Но разве это не более жестоко? А еще бы мне хотелось немного охладить пыл Джа- малы относительно благородных и милосердных господ с Запада. Втехже США президент Рузвельт подписал указ о выселении из западных штатов всех без исключения лиц японской национальности. По всей стране без всяких обвинений были арестованы граждане Америки японского происхождения, включая тех, кто в своихжилахимел хотя бычетверть японскойкрови. Аре- стованных препроводили в концлагеря, где эти жертвы продвинутой демократии работали в рудниках. Вместе с детьми таких несчастных набралось около 120 тысяч. Не отставала от США и страна туманного Альбиона. Как только в 1940 году первые немецкие бомбы упали на территорию Англии, власти без тяжких раздумий повя- зали семьдесят четыре тысячи выходцев из государств, находящихся в состоянии войны с Великобританией, и посадили их на лагерную пайку. Неважно, за что. Аможно и углубиться в историю. ВПервуюмировую войну власти Австро-Венгерской империи осуществили массовые перемещения русинов. Причем депортацию австрияки совместили с расстрелами и повешениями. Из трех с половиной миллионов русинов, подданных Австро-Венгрии, было расстреляно, повешено, замучено в концлагерях более 160 тысяч, из них три тысячи право- славных священников. Н аверное, стоит еще раз сказать, что не ангажи- рованные зрители отдали свои голоса Лазареву, присудив ему пальму первенства. Причем среди тех, кто ставил ему максимальный балл, были жители и Украины, иПрибалтики.Ноянеонем, аоДжамале.Стоит ли превращать скорбь по своему народу в шоу, вынося ее наконкурснуюплощадкувесьма сомнительного, снекото- рых пор, качества? Если, конечно, это подлинная скорбь, а не беспроигрышная карта, припрятанная в рукаве. Чтоже касаетсяЛазарева, то я бы вообще на его месте отказалась выступать, зная заранее, о чем будет петь Джамала. Стоит ли превращать скорбь по своему народу в шоу, вынося ее на конкурсную площадку весьма сомнительного, с некоторых пор, качества? Если, конечно, это подлинная скорбь, а не беспроигрышная карта, припрятанная в рукаве ” ДОСЛОВНО — В регионе не менее 300 танцевальных коллективов . Для них ежегодно проводится целый ряд смотров и конкурсов . Фестиваль массовой хореографии особый , потому что собирает вместе лучших представителей танцевального искусства , — отметил начальник отдела областного управления культуры и искусства Федор Катрич . — Но у него очень непростая организационная часть . Самый первый фестиваль проводился на площади Ленина , где выступило около 500 пар . Без этой массовой части он не имеет смысла . Сегодня на площади продемонстрировали свое мастерство 250 пар . К сожалению , сложности с перевозкой детей помешали многим коллективам приехать в Липецк . Самое подходящее время для проведения фестиваля , конечно , май , когда тепло и можно выступать на открытой площадке . Но сейчас идет подготовка к выпускным экзаменам , и старшеклассники уже не могут отвлекаться на другие мероприятия . Все же надеемся , что наш фестиваль , целью которого являются развитие и популяризация хореографического искусства , повышение художественной культуры населения , организация содержательного досуга жителей области , будет жить . Тридцать три мгновения весны Очередная встреча с творчеством Виктора Сорокина И. Неверов Уж если для кого у природы и не было плохой погоды, так это для художника Виктора Сорокина. Он жил с ней в гармонии, дорожа тихим осенним пейзажем не меньше, чем многоцве- тьем, роскошью летнего сада или леса. Прозаический мотив с невзрачной деревенской избой, обнесенной покосив- шимся частоколом, узкие улочки люби- мого им Ельца, прозрачность зимнего утра, тропинка к речке, затерянной среди высоких трав, все, мимо чего мы чаще всего проходим, не замечая, на что не умеем откликнуться сердцем, у Сорокина обретало смысл, глубину, при- тягательность. Быть может, к картинам этого жи- вописца как эпиграф, как творческая программа, как философское, а вернее натурфилософское кредо лучше, чем пространные эстетические, искусство- ведческие рассуждения подходят четыре тютчевских строчки: Не то, что мните вы природа, Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык. Душу природы Виктор Семенович понимал как мало кому дано. И говорил на ее языке легко, свободно, артистично, переводя молчание деревьев, безмолвие цветка и облака в голубеющем небе на язык мазков, ложившихся на холст как бы случайно, спонтанно, нерасчетливо, даже небрежно. Но в действительности цена этоймнимойнебрежности, непредна- меренности особенно высока, поскольку опять-таки прав поэт, чье самонаблюде- ние неопровержимо: «И чем случайней, тем вернее стихи слагаются навзрыд». Да, Сорокин был природный человек. И, наверное, закономерно, что когда его произведения выдвинули на награждение золотой медалью Российской академии художников, то не придумали назвать серию их иначе, чем «Времена года». В музыке — «Времена года» Вивальди, Чайковского. В живописи — «Времена года» Сорокина. Кстати, медали этой наш земляк, выражаясь на лексиконе спортив- ных комментаторов, в острейшей борьбе с другими талантливыми претендентами был удостоен. И все-таки именно весна, ее перемен- чивость, мятежность, нарастание тепла, солнца, зелени, появление первых несме- лых цветов вызывали у Сорокина особые чувства. Как большинство художников скупой на слова, привыкший даже на сво- их вернисажах избегать красивых речей и долгих объяснений (обычно, подходя к микрофону, он коротко, по-библейски просто приглашал публику: «Идите, смо- трите».), овесеннихдняхинастроенияхон мог говорить как большой литератор мас- штаба Бунина или Пришвина. Десятиле- тиямиизучавшая сорокинское творчество искусствовед Татьяна Нечаева, словно Эккерман за Гете, спешила без искаже- ний и редактуры записывать сказанное мастером. И вот фрагмент одного его «ве- сеннего» пассажа: «Изнутри становишься чище и пишешь. Ждешь Пасху. В апреле набухают почки. Другойколорит.Множе- ство птиц, и все в работе, вьют гнезда. И такая не всякому заметная жизнь кипит. А писать хочется более всего, когда про- бивается первая зелень, когда черемуха цветет. Трудно ее писать, не знаешь, как к ней подступиться — нежная очень». «Не знаешь, как подступиться...» Не зря знатоки считают, что настоящий творец каждый раз творит как бы с нуля, словно бы впервые взяв в руки кисть. Сорокину удавалось передавать эту неж- ность, это недолгое цветение, это начало вечного весеннего возвращения природы из холодного мира зимы в просторное многоголосье больших и маленьких ве- сенних чудес. Тридцать три работы Мастера пред- ставлены в Галерее Назарова, где откры- лась замечательная выставка «Сорокин- ские весны». Многие холсты, хранив- шиеся в частных коллекциях, чуть ли не впервые становятся доступныпублике. И, поверьте, здесь есть сюрпризы даже для людей, хорошо знакомых с творчеством Виктора Семеновича. Допустим, в цен- тре выставки — недавно обнаруженная картина «Ранняя весна». Она написана в шестидесятые годыминувшего века, ког- да манера Сорокина вроде бы заметно от- личалась от его поздних холстов, экспрес- сивных, смелых по технике исполнения. Но, оказывается, он уже тогда виртуозно владел арсеналом средств, роднящих его с импрессионистами, Константином Ко- ровиным и другими представлявшимися официальным судьям сомнительными, если не крамольными «формалистами». Закончив «Раннюю весну», по выраже- нию придумавшей нынешнюю выставку Татьяны Нечаевой, выплеснувшись, он без колебаний использовал картину для... утепления прихожей, скрыв от посторон- них, чужих глаз. И вот теперь ее увидят все, кто любит поэзию сорокинской жи- вописи. На мастер-класс в… музей X Окончание. Начало на 1-й стр. Но у Татьяны Ивановны есть единомышлен- ники и помощники, которые так же, как и она, болеют душой за сохранение истории родных мест. Это ее коллеги из библиотеки, педагоги Школы искусств, сотрудники Дома культуры, школьные учителя. Сотрудниче- ство с ними помогает привносить в жизнь музея новые веяния. Взять хотя бы учителя рисования школы № 1 Ирину Князеву, про- должающую традицию изготовления добро- вской глиняной игрушки, очень наивной и красочной. Свое мастерство Ирина Станис- лавовна передает школьникам на мастер- классах в музее. Кстати, первый музей в Добром появился в 72-м году благодаря стараниям учителя рисо- вания бывшей восьмилетней школы Алексея Сметанина и его учеников. Экспозиция была настолько хороша, что ее в 1978-м рискнули показать на ВДНХ. Там избу крестьянского быта, обустроенную добровскими школьни- ками, отметили серебряной медалью. Сегодня часть той экспозиции представлена в сельском музее, а дети здесь — самые частые гости. — Каждый экспонат вызывает у ребят не- поддельный интерес,—рассказывает Татьяна Ивановна. —Хочется, чтобы они больше зна- ли, как жили их предки. Поэтому появилась задумка установить в музее прялку, которую в народе называют снапряхой, и показывать ребятам, как пряли шерсть их прабабушки. Многое о том, как жили люди раньше и во что верили, может поведать и тряпичная кукла, которую дети смогут сделать своими руками. С этого и начнем, как только закончится ре- монт. 250 пар встретились на площади Ленина в хореографическом «марафоне». Фото Павла Острякова Одна из работ мастера Премьера «Метели» состоится 4 июня в 18.00. Зрителей в этот день в театре ждет не только спектакль, но и литературный бал ”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz