Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ № 88/25216/ 12 МАЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 21 “ Очень надеюсь, что картина получится по-настоящему хорошая, достойная той важной для русской истории темы, которая в ней раскрывается ОЛЬГА ЕЛЕЦКАЯ Режиссер Дмитрий Но- вокшонов снимает телеви- зионный фильм о том, как в годы правления Екатерины Великой был присоединен Крым к России. В роли им- ператрицы в этом проекте выступает сотрудник елецкой газеты «Красное знамя» Оль- га Ельникова. О своем опыте кинозвезды она рассказала «Липецкой газете». С чего все началось Огромный зал в полумраке. Я поднимаюсь по ступенькам к тускло поблескивающему трону. Путаюсь в юбке, споты- каюсь и под негодующий воз- глас охранника «Осторожнее!» наконец утверждаюсь на верх- ней ступеньке, поворачиваюсь лицом к пустой и темной гро- маде зала. «Включите свет!» — негромко просит режиссер. Вспыхивают люстры, начи- нают переливаться колонны, лепнина, фризы— все покры- то позолотой, все сверкает и блестит так, что дух захваты- вает. Но любоваться некогда, режиссер кричит: «Держи Манифест! Красиво держи! Читай! Вот так! Мотор!». Ас- систент хлопает хлопушкой. Я начинаю читать: «Божию проспешествующею мило- стию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская…». Читаю, а в голове вертится: «Что за странный сон? Как я, ни разу не актриса, журна- листка из провинциальной газеты, оказалась здесь, в Ан- дреевском зале Кремлевского дворца, да еще и в виде матуш- ки-императрицы?». В самом деле, как? Чтобы рассказать об этом, начать надо с того, что я ак- тивистка движения истори- ческой реконструкции. Как реконструктор со стажем, участвовала в различных фе- стивалях, знакома со многи- ми людьми, разделяющими мое увлечение. А движение реконструкции, надо ска- зать, очень многообразно. Есть люди, которые, как я, занимаются воссозданием эпохи Средневековья — от X до XVII веков, то есть до само- го рубежа Нового времени. Есть и такое направление, как «бальная реконструкция». Его приверженцы воссозда- ют европейскую и русскую культуру эпохи XVIII — XIX веков и даже началаXX. Здесь царят этикет, манеры, знание танцев, языков, салонных игр и прочего в таком роде. И в о т к а к - т о в фе в - рале получаю я письмо от приятельницы-«бальницы»: не желаю ли я, дескать, при- нять участие в съемках филь- ма о присоединении Крыма Екатериной Великой? Нет, отвечаю, нежелаю, поскольку на эту эпоху никогда не шила и планов таких не имею. «А все же разреши показать твою фотографию режиссеру, — не унимается моя подруга, — костюмами тебя в случае чего обеспечат». Вот так я и оказалась на съемках. «Мы, Екатерина Вторая...» Легко ли в наше время сыграть императрицу России О проекте Дмитрий Новокшонов — главный режиссер телеком- пании «Прайд». Он снимает фильмы по большей части исторической и образователь- ной направленности. В 2015 году завершил работу над картиной о Крымской войне, в которой были заняты участ- ники клубов исторической реконструкции, специализи- рующиеся на XIX столетии. А затем решил сделать фильм о том, как Екатерина II присо- единила Крым к Российской империи. Фильм о Екатерине должен рассказать зрителямне только о том, какие сражения при- шлось выиграть в войне с тур- ками, прежде чем императри- ца смогла приехать самолично в Тавриду, как тогда называли Крым, об этих сражениях зна- ют все, кто прилежно изучал историю в школе. Режиссер в большей степени сосредото- чился на политике и дипло- матии. Фильм не игровой, это документальный проект. На экране специалисты рас- сказывают, как было дело в ту эпоху, цитируютисторические документы, а затем возникают реконструированные сцены того, как это могло выглядеть. Как это было Снимали сначала в Гатчи- не, во дворце, построенном Екатериной для графа Орло- ва, а затем принадлежавшем императору Павлу. Затем — в Большом Кремлевском двор- це. Здесь, конечно, ни о какой аутентичности речи нет, по- скольку он построен при Ни- колае II, но зато все интерьеры выдержаны в стиле рококо, поэтому вполне годятся. В Гатчине потрясения на- чались с первых же минут работы. Справившись с плать- ем на кринолине (не совсем исторично выглядит этот кри- нолин, скажу прямо, но зато красиво), пережив процедуру грима и надевания парика (никогда не думала, что это такая сложная и многосту- пенчатая канитель!), выхожу из закутка, который был вы- делен съемочной группе для переодеваний, и на меня тут же налетает ассистент: — Иди скорее, тебя уже ждут. Поднимайся по лестни- це, потом через зал и в откры- тую дверь! Спешу в указанномнаправ- лении, пробегаю через зал, почти не задерживаясь, чтобы полюбоваться скульптурами и картинами, переступаю порог и… вижу перед собой знаме- нитый гобелен «Зебры». Я в тронном зале! Но восторженного крика испустить не успеваю. Ре- жиссер хватает меня за руку, тащит к трону и командует: —Становись сюда! Садить- ся нельзя, просто стой. Оказывается, снимается сцена приема посла Франции. Быстро репетируем. Ниче- го особенного: министр объяв- ляет: «Посол Франции!», два лакея отворяют двери, посол входит и кланяется, я едва заметно киваю головой, посол отходит в сторону. Все. Начали. Режиссер говорит: «Мотор!», хлопает хлопушка (все по-настоящему, как в кино!). Министр объявляет, двери открываются, посол входит. Поклонился и пошел не в ту сторону, куда велено. Начинаем сначала. «Мотор!», хлопушка, двери открыва- ются, посол входит и идет, куда велено, забыв поклонить- ся. Снимаем снова. «Мотор». Хлопушка. Министр. Двери. По- сол входит, красиво кланяется, идет куда надо. Оператор гово- рит: «Батарейки сели, надо переснимать!». Режиссер подробно излагает, что именно он думает по поводу этих батареек и мане- ры начинать работу, не проверив технику. Я же все это время стоюстолбом, и трепет по поводу присутствия в таком месте, да еще и на съемках фильма понемногу улетучи- вается. Началиснова. «Мо- тор!». Хлопушка. Ми- нистр. Двери. Посол входит, кланяется и роняетшляпу. Режис- сер делает героическое усилие и сдержива- ется. У меня затекли ноги. «Мотор!».Хлопуш- ка (как она надоела, сил нет!). Министр призадумывается и пропускает момент, когда он должен объявить посла. Режиссеру несут валерьянку. Мне очень хочется преступить с ноги на ногу, но на помосте у трона шевелиться и шагать туда-сюда совершенно и кате- горически запрещено. «Мотор!». Осточертевшая хлопушка. Министр. Двери. Посол. И тут… я фыркаю и на- чинаю смеяться. Но это совершеннейшие пустяки в сравнении с тем, что происходит, когда на пло- щадке животные. В Гатчине снимали два таких эпизода. Первый, когда Потемкин с умыслом принес на важную дипломатическую встречу обезьянку. Екатерина тут же утратила интерес к послам и стала играть со зверьком. Переговоры были сорваны. Второй, когда тот же Потем- кин появляется на придвор- ном приеме в халате, ведя на поводке добермана. Любил светлейший чудить, ничего не скажешь. Музейщики хорошо знают историю и только поэтому со- гласились на то, чтобы в му- зейных интерьерах появились животные. Но только воспи- танные и только в присутствии смотрителя! Так вот, обезьянка породы капуцин оказалась очень ми- лой и привычной к большому обществу, мгновенно поняла задачу и весело скакала по спинке дивана и плечам им- ператрицы. Затем забралась своими ловкими лапами мне в парик. И тут я увидала лицо гримера, которая, какположе- но, была тут же на площадке, чтобы в промежутке между дублями поправлять, если требуется, грим. Убеднойжен- щины было такое выражение лица, что я подумала: она тут же упадет в обморок. С собакой получилось еще интереснее. Бедный доберман по кличке Арчи насмерть перепугался незнакомой об- становки, людей с камерами и строгихмузейных смотритель- ниц, а пуще всего—Потемки- на, с которым ему надлежало пройтись через параднуюзалу. К тому же на паркете лапы у бедногоживотного стали разъ- езжаться. Вобщем, ни в какую идти на поводке Арчи не со- глашался. Хозяин пытался воздействовать на него то ла- ской, то строгостью,фрейлины угощали его вкусненьким и сюсюкали с ним, но Арчи был непреклонен. Стоило Потем- кину взять поводок, как добер- ман начиналжалобно визжать и упираться всеми четырьмя скользящимипо паркету лапа- ми. Сцену удалось снять лишь после того, как парик и халат Потемкина перекочевали на хозяина пса. Так со спины эту проходку светлейшего через зал с доберманом и снимали. День в Кремле запомнился невероятными строгостями: нас всех дважды проверяли, как в аэропорту, с паспортным контролем, досмотром вещей и прохождением через рамку. Отдельная история случилась сошпагами. Холодное оружие! Внутри нас все время сопрово- ждал охранник, велено было по комнатам не разбредаться и выходить к месту очеред- ной съемки организованно и строго по списку. Это, в общем, понятно. Все-таки Кремлевский дворец — это резиденция президента стра- ны. Там, в Кремле, снимали сцену подписания Екатериной Манифеста о присоединении Крыма и оглашения исто- рического документа. Были также и сцены из придворной жизни, с которыми интерьеры в стиле рококо очень хорошо сочетаются. Вместо послесловия Что-либо говорить о сро- ках окончания съемок сейчас трудно. Предстоит еще поезд- ка в Крым. Дмитрий Новок- шонов хочет снять знаменитое путешествие Екатерины в новые земли, пришедшие под власть русской короны, а по- том фильм нужно будет смон- тировать и озвучить. Так что работа в самом разгаре. Но уже сейчас могу ска- зать: участие в съемках этого проекта — бесценный, чрез- вычайно интересный и новый для меня опыт. Очень наде- юсь, что картина получится по-настоящему хорошая, до- стойная той важной для рус- ской истории темы, которая в ней раскрывается. Ведь что ни говори, а слова «Крым — наш!» звучат по-особому для тех, кто знает, какими колос- сальными усилиями и какой кровью достались Российской империи эти благословенные земли. Неожиданно для себя автор этих строк окунулась в жизнь XVIII века. ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОЛЬГИ ЕЛЬНИКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz