Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

КЛУБ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ФОТО ЛЕБЕДЯНСКОГО ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ № 88/25216/ 12 МАЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 10 P. S. Напоследокдавайте еще раз вспомнимДанилуПлужнико- ва. Он сказал одну очень важнуюфразу: «Что есть, то уже есть, от этого никуда не денешься. Но я принял себя. Если бы я этого не сделал, я бы просто не вышел на эту сцену, постеснялсябы». Когда тыне похожна остальных, помочь тебе принять себя могут только взрослые, опытные люди с неравнодушной душой. Только они способны открыть в ребенке неизвестные никому, да и ему самому, таланты. Ведькакзнать, бытьможет, обделивегоздоровьем, Господь взамен наградил каким-нибудь уникальным даром. Праздничный утренник собрал вместе в лебедянском Центре и взрослых, и малышей. Вместе — ради детей Сообща взрослые могут сделать очень многое ЕЛЕНА БРЕДИС Победа на проекте «Голос. Дети» Данилы Плужникова по- трясла всю страну. И не потому, что на сцене был мальчик-ин- валид, а потому что победа эта была абсолютно заслуженной. Невозможно было себе представить, откуда в этом маленьком, искалеченномболезньютеле берется такаямощная энергетика, такая страсть, такой эмоциональныйнакал. Когда онпелпесню ВалерияКипелова«Ясвободен», тона самомделе освобождался от оков бреннойплоти, отпускална волюсвоючистую, сильную, несломленную душу. В последнее время, беря пример с Запада, у нас за- говорили о необходимости внедрения инклюзивного об- разования. Иными словами, надо, дескать, детей с огра- ниченными возможностями обучатьвобычныхшколахдля более активнойих социальной адаптации. Будто унас в таких школах есть специально под- готовленные профессионалы, поголовно все школьники способны на сострадание и добросердечие и у нас везде оборудована безбарьерная среда. Кслову, тогожеДанилу родители были вынуждены перевести на домашнее обуче- ние, да и общается он только с одним своим ровесником, который оказался способен оценить и душевные качества Данилы, и дружбу с ним. Помощь специалистов Когда в семье рождает- ся ребенок, чьи физические возможности ограничены, ребенок, который отличается от остальных своих здоровых ровесников, то первой реак- цией родителей бывает шок и полная растерянность: как с этим дальше жить, где искать выход?! И помочь преодолеть этодепрессивноеидеструктив- ное состояние может только сотрудничество с квалифици- рованными специалистами. Сегодня можно уже с ра- достью констатировать, что именно такие специалистыра- ботают в лебедянском Центре помощи детям с проблемами в развитии. Уже больше года его сотрудники реализуют социальный проект «Вместе — ради детей» под эгидой Мо- сковского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Точнее сказать,Центрполучил грант, выиграв конкурс, организо- ванный Фондом. Еще совсем недавно ле- бедянский Центр назывался специализированным кор- рекционным детским домом. Как вы понимаете, тут давно уже отработаны методики за- нятий с детьми, страдающими темиилиинымипроблемамив развитии. Какиеже перемены произошли в рамках нового проекта? Теперь получать ре- гулярную помощь смогут не только воспитанникиЦентра, оставшиеся без попечения ро- дителей, но и дети, живущие в семьях — как родных, так и приемных. Причем не только в Лебедянском, но и в Дан- ковском, Добровском, Крас- нинском и Лев-Толстовском районах. Еще совсем недавно детям с диагнозом ЗПР или детям- инвалидам грозило расти в детдоме до совершеннолетия. Но в последние годы ситуация стала меняться. Почему люди перестали бояться брать в приемные семьи нездоровых ребят? Потому что в нашей области стали развивать спе- циализированную помощь таким семьям. И оказалось, что «задержка психического развития» на самом деле не- редко является задержкой педагогического развития. Что если вовремя обратитьсяк логопеду или дефектологу, то малыш быстро нагонит своих ровесников. А в лебедянском Центре в довершение ко всему со всеми детьми занимаются еще и творческим развитием. Но, как я уже говорила, здесь оказывают помощь и семьям, в которых родные дети родились не вполне здо- ровыми. Вот что рассказывает женщина, чей ребенок с апре- ля прошлого года является участником проекта «Вместе — ради детей». Мальчик Юра — В течение всего этого года с Юрой занимаются учи- тель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, воспита- тели. Первое, что заметно улучшилось—эторечьнашего мальчика. Она стала более активной и понятной. Юра теперь охотно повторяет сло- ва, словосочетания и полные предложения. Когда он хочет попросить о чем-то, рассказать что-то, то пользуется речью, а нежестами, как было раньше. У Юрочки очень улучшилась память, в томчисле и зритель- ная. Для меня очень важно, что сыннаучилсяиграть с дру- гими детьми, чего в детском саду не наблюдалось.Юру там не понимали, ион был в одино- честве.Асейчас онохотноидет на контакт не только со взрос- лыми, но и с детьми. Дома со своей сестрой, которая старше его на полтора года,Юра игра- ет в сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Дочки-матери», «Парикмахерская». Ядаже не ожидала, что занятиявЦентре так разовьют его фантазию и воображение. Благодаря уси- лиямспециалистовизаданиям надомуЮрызаметноулучши- ласьмелкаямоторика: он стал уверенно держать карандаши ручку в руке. Длянас особенно ценно то, что сын стал более усидчивымиорганизованным. Он теперь выполняет задания за столом не только в Центре, но и дома. А вообще и мне, и сыну оченьнравится, что боль- шая часть занятий проходит в игровой форме и совсем не утомляет. В то же время раз- вивающие настольные игры подстегивают мышление, что называется, на глазах. Наша семья очень благодарна всем педагогам и мечтает только об одном: чтобы проект продол- жал свою работу. Это ведь очень важно: об- наружить, что твой ребенок уже умеет считать до десяти и обратно, узнавать цифры и геометрические фигуры, различать цвета и читать от- дельные слоги. Это же такое счастье для родителей! А еще большее счастье видеть, как он из пугливого и одинокого существа становится общи- тельным, контактным и жиз- нерадостным мальчишкой. Увы, но во многих районах Липецкой области пока нет специализированных детских садов или групп для детей- инвалидов или детей с огра- ниченными возможностями здоровья. А их пребывание в обычном детском саду не всег- да дает нужныйрезультат, так как в больших группах просто нереально уделять должное вниманиетакимдетямсособы- мипотребностями. Вдошколь- ных организациях до сих пор мало таких специалистов, как педагоги-психологи, дефекто- логи, которые могут работать с детьми, у которых есть нару- шения интеллекта. Да что там говорить, во многих детсадах нет даже банальныхпандусов, не созданы условия для без- барьерной среды, о которой сегодня так модно говорить. Конечно, чрезвычайномно- го зависит от людей, которые собрались в коллективе. Мало просто быть высококвалифи- цированным специалистом, надо всейдушойлюбить детей, чувствовать их боль и боль их родителей, искренне хотеть помочь. Вот вам такой показа- тельный пример: еще до того, как коррекционный детский дом в Лебедяни стал Цен- тром, выиграл грант и начал работать по проекту «Вместе — ради детей», его директор Ольга Петровна Шовская раз- решилажительницеЛебедяни Ольге Кнутовой приводить ее дочь Дашу на занятия к пе- дагогам. Казалось бы, зачем брать на себя лишнюю, да еще и неоплачиваемую работу? Зачем возиться с еще одним ребенком, который даже вос- питанником детдома не яв- ляется? Человек, который трудитсяисключительно ради зарплаты, никогда не найдет ответа на этот вопрос. Социальное сопровождение Рассказывает Ольга Лео- нидовна: — Мы постоянно обща- емся со всеми педагогами, они оказывают нам индиви- дуальную консультативную помощь по самым разным вопросам, связанным с раз- витием и обучением наших детей.Мыобсуждаем, какпра- вильно выполнять домашние задания, ведь это тоже очень важный момент и тут надо знать и иметь в виду массу особенностей.Можно сказать, что мы тоже учимся быть для своих детей и психологами, и логопедами, и педагогами. Я поражена тем, насколько в рамках этого проекта учи- тываются самые мельчайшие нюансы! Судите сами: для нас, родителей, приглашают специалистовизДомаремесел, изДетско-юношескогоцентра, и они проводят с нами мастер- классы, чтобыпотоммымогли самостоятельно заниматься с нашими ребятишками. Как сухо звучит: «соци- альное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными воз- можностямиздоровья».Аведь на самомделе это очень тесные человеческие отношения, это дружба взрослых и детей, это совместное преодоление труд- ностей, которое невозможно без совместного проживания жизни. Пусть даже занятия длятся всего несколько часов в первой половине дня. На- верное, стремление делать добро «заразительно», потому что в лебедянском Центре работают не только штатные специалисты, но и волонтеры. И я не знаю, для кого важнее это участие: для детей или для самих волонтеров. С уверен- ностью можно сказать только одно: после такой «прививки» доброты и сострадания они уже никогда не станут эгоцен- тричнымииндивидуалистами, никогдане смогутжить только для себя. Мало просто быть высоко- квалифицированным специалистом, надо всей душой любить детей, чувствовать их боль и боль их родителей, искренне хотеть помочь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz