Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 87 /25215/11 МАЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 очередей, однако существует реальная проблема записи к узким специалистам. Иногда, чтобы попасть на прием к врачу узкого профиля, например, к аллергологу, необходимо ждать очередь до 1 месяца и более. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области порекомендовал управле- нию здравоохранения региона взять на контроль вопрос длительной очереди на прием к узким специалистам, и создать необходимые условия для предупреждения возникнове- ния данной ситуации. В 2015 году принято решение о создании современного педиатрического кластера в г. Липецке на базе детского санатория «Восход». Ситуация с санаторно-курортным учреждением «Восход» приобрела широкий обще- ственный резонанс после визита Уполномоченного при Президенте РФ по правам ре- бенка Павла Астахова в Липецкую область. Руководители и сотрудники «Восхода» обращались к детскому омбудсмену с прось- бой сохранить санаторий, где проходят реабилитацию дети с заболеваниями опорно- двигательного аппарата со всей страны. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации в этом году федеральный детский санаторий «Восход» передан в собственность Липецкой области. В этой связи в регионе разработан комплексный план модернизации педиатриче- ской службы в связи с увеличением ее инфраструктуры за счет дополнительных мощно- стей, принадлежащих «Восходу». На базе зданий и сооружений «Восхода» будут доступны не только санаторно-ку- рортное обслуживание, как это было и раньше, но и многопрофильная амбулаторная, стационарная и реабилитационная медицинская помощь. В дополнение к круглосуточным коечным мощностям запланировано развертывание дневного стационара с возможностью лечения и оздоровления до 60 маленьких паци- ентов в день. В отделениях с круглосуточным пребываем детей по медицинским показа- ниям будет организовано совместное пребывание ребенка с родителем по типу «Мать и дитя». Возможности для этого есть, так как санаторий «Восход» изначально проектиро- вался мощностью на 300 с лишним коек. Благодаря такой схеме организации педиатрической помощи областной центр полу- чит стационарно-поликлинический комплекс, по своим возможностям сопоставимый с Областной детской больницей. На базе нового учреждения будет обеспечено квалифи- цированное сопровождение ребенка на всех этапах диагностики, лечения, медицинской реабилитации, оздоровления и профилактики. В четвертом квартале 2015 года начато переформатирование «Восхода» в новый педиатрический кластер. Завершить все организационные мероприятия планируется в 2016 году. На одном из последних заседаний Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в Северо-Западном федеральном округе Уполномоченный при Пре- зиденте РФ по правам ребенка Павел Астахов подчеркнул, что оказание медицинской, реабилитационной помощи и социальная поддержка детей-инвалидов – приоритет работы на всех уровнях. Однако нельзя не отметить существующие проблемы. Один из актуальных и острых вопросов – снятие инвалидности с несовершеннолетних. Уполно- моченный обратил внимание на рост поступающих в его адрес обращений по вопросам неправомерности снятия учреждениями медико-социальной экспертизы с ребенка ка- тегории «инвалид», что лишает несовершеннолетнего права на различного рода меры социальной поддержки (бесплатное предоставление лекарств, технических средств ре- абилитации, оплата проезда к месту лечения и обратно, санаторно-курортное лечение и др.), которые являлись для семей, имеющих детей-инвалидов, реальной помощью. В этой связи Павел Астахов обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность разработки Государственной программы по со- финансированию из средств федерального бюджета региональных программ обе- спечения лекарственными препаратами лиц, страдающих орфанными заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний. Также он направил обращение главе Министерства здравоохранения РФ о необходимости принятия мер по совершенствованию диагностики у детей по выявлению редких заболеваний, обеспечению своевременности и доступности соответствующих исследований с целью снижения инвалидизации больных. Сегодня институт Уполномоченных по правам ребенка выступает за изменение кри- териев присвоения инвалидности. Детским правозащитникам уже удалось добиться того, что больным детям будут бесплатно предоставлять медикаментозное и санаторно- курортное лечение независимо от инвалидности – соответствующий приказ по предло- жению Уполномоченных разработан Минтрудом России. В Липецкой области в 2015 году снизилось количество детей-инвалидов на 2% по сравнению с предыдущими годами (4097 – в 2013 году; 4108 – в 2014 году; 4015 – в 2015 году) за счет меньшего количества детей, которым впервые установлена инвалидность и увеличения почти в два раза количества детей-инвалидов, у которых снята инвалидность (таблица 5) Таблица 5 Сведения о детях-инвалидах за 2013-2015 годы Количество детей-инвалидов 2013 г. 2014 г. 2015 г. 1. Количество детей-инвалидов 4097 4108 4015 2. из них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 126 187 148 3. Количество детей-инвалидов, которым впервые установлена инвалидность 417 447 400 4. Количество детей-инвалидов, которым снята инвалидность 15 82 154 Однако в большинстве случаев поступают жалобы о снятии с ребенка инвалидности, т.к. по результатам проведенных реабилитационных работ ребенок по состоянию здо- ровья перестал быть инвалидом, но является лицом с ограниченными возможностями здоровья. В Липецкой области создаются условия для оздоровления детей-инвалидов. На базе областного государственного бюджетного учреждения «Реабилитационно-оздорови- тельный центр «Лесная сказка» еще в 2011 году открыто отделение для детей-инвалидов на 46 койко-мест, работающее в круглогодичном режиме. За 2015 год отдохнули и оздо- ровились 162 ребенка-инвалида. Уполномоченный по правам ребенка в регионе Людмила Куракова 27–28 апреля 2015 года представила Липецкую область на XI Съезде Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, который состоялся в г. Ульяновск и собрал около 1,2 тыс. человек. В работе съезда приняли участие представители профильных ведомств: Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования и науки, Мини- стерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета РФ, региональные Уполномоченные по правам ребенка, пред- ставители общественных организаций. В рамках работы XI съезда Уполномоченных по правам ребенка состоялись панель- ные дискуссии на трех площадках. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой об- ласти Людмила Куракова приняла участие в первой площадке, посвященной проблеме защиты прав детей на охрану здоровья и полноценное развитие. Ключевые темы дис- куссии: защита прав детей с редкими заболеваниями, профилактика отказов от ново- рожденных, право ребенка на охрану психического здоровья, охрана здоровья детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Бурное обсуждение у участников съезда воз- никло по поводу установки специальных контейнеров для детей-подкидышей в городах России. Приемники, получившие название «Бэби-бокс», устанавливаются в роддомах, на станциях скорой помощи и в детских больницах. Нерадивая мамаша, родившая неже- ланного ребенка, может тайно принести сюда младенца, который полностью перейдет под опеку государства и, возможно, станет желанным в приемной семье. По мнению от- дельных специалистов, «бэби-боксы», конечно, не решат проблему, но зато дадут горе- родителям шанс не лишать жизни своих нежеланных детей. По мнению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Аста- хова, установка устройств для анонимного оставления новорожденных детей нарушает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, устанавливающей, что ребенок регистрирует- ся сразу после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка предложил активизировать усилия в борьбе с базовыми причинами, которые приводят к отказу от новорожденных, включив в эту борьбу корректное психологическое консультирование и социальную под- держку в случае незапланированной беременности, оказание необходимой помощи женщине, желающей отказаться от ребенка. В целях решения проблемы отказов от новорожденных детей Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка предлагает активно реализовывать на региональном уровне комплекс мер, обеспечивающих создание условий для воспитания ребенка в родной семье и предупреждения отказов от детей, в том числе направленных: – на обеспечение профилактики семейного неблагополучия, включая его раннее выявление, оказание индивидуализированной адресной помощи каждой семье, находя- щейся в трудной жизненной ситуации; – организацию на межведомственной основе системы раннего выявления социаль- ного неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними (при участии орга- нов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечи- тельства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи; – обеспечение беспрепятственного доступа беременных женщин и семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мо- бильных бригад, кризисных центров для детей, пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка; – обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми; – создание на местах центров оказания помощи несовершеннолетним мамам до и после рождения ребенка, в том числе по уходу за ребенком, дальнейшему жизнеустрой- ству, сохранению семьи; – организацию в системе общего и профессионального образования подготовки старшеклассников и студентов к семейной жизни, формирование у них уважения к ма- теринству, отцовству и детству, ответственного отношения к рождению и воспитанию детей, выполнению своих будущих семейных и родительских обязанностей. Эти вопросы находят отражение в деятельности всех структур и ведомств, направ- ленных на защиту прав и законных интересов детей в регионе. Уполномоченный по пра- вам ребенка в Липецкой области содействует на региональном уровне реализации ком- плекса мер, обеспечивающих создание условий для воспитания ребенка в родной семье и предупреждение отказов от детей. 2.3. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Международное законодательство в области закрепления права детей с ограничен- ными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувеко- вую историю развития. Это и Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и Конвенция о правах инвали- дов от 13 декабря 2006 года. Статья 28 Конвенции ООН закрепляет за ребенком право на образование. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклю- зивного образования» и механизмов его реализации. Особое место в работе Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в 2015 году было уделено инклюзивному образованию 1 детей с ОВЗ (ограниченными воз- можностями здоровья) 2 и инвалидов. Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной по- литики в области образования, является Федеральный закон «Об образовании в Россий- ской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностя- ми и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с огра- ниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качествен- ного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Фе- дерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных организациях органы управления образования и образовательные организации обеспечивают с согласия родителей обу- чение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной програм- ме на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными норматив- ными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательства- ми бюджетов субъектов Российской Федерации. Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента РФ № 761 от 01 июня 2012 года) признает социальную уязвимость таких категорий детей, как дети-инвалидыи дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящие- ся в социально опасном положении. На сегодняшний день в Липецкой области проживает 207496 детей в возрасте от 0 до 17 лет, из них 4015 детей-инвалидов, что составляет 1,9% от общего количества дет- ского населения. Образовательными услугами в 2015 году воспользовались 2038 детей-инвалидов на базе образовательных организаций, 674 ребенка обучаются на дому, 175 детей охвачены дистанционными формами обучения (рис. 9.). Рис. 9. Сведения обеспеченности образовательными услугами детей-инвали- дов за 2013-2015 годы Анализируя данные сведения в динамике с 2013 года по 2015 год, мы констатируем, что, несмотря на общее снижение количества детей-инвалидов и соответственно умень- шение количества детей-инвалидов, обучающихся на дому и охваченных дистанционны- ми формами обучения, увеличилось число детей-инвалидов, фактически обучающихся в образовательных организациях, что свидетельствует о практическом применении ин- клюзивного образования в Липецкой области. В Липецкой области на протяжении последних трех лет количество общеобразо- вательных школ, реализующих инклюзивное образование, стабильно (2013 год – 256; 2014 год – 262; 2015 год – 260), при этом увеличивается количество обучающихся в них детей с ограниченными возможностями здоровья (в 2015 году на 80 детей с ОВЗ стали обучаться в общеобразовательных организациях больше по сравнению с 2014 годом) (таблица 6) Таблица 6 Сведения об инклюзивном образовании в Липецкой области за 2013-2015 годы № Количество 2013 г. 2014 г. 2015 г. 1. Количество общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование 256 262 260 2. Количество обучающихся в них детей с ограниченными воз- можностями здоровья 1100 1123 1203 Сегодня на федеральном и региональном уровнях к защите прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья приковано большое внимание. Организованный Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области Людми- лой Кураковой расширенный «круглый стол» на тему «Инклюзивное образование как один из процессов трансформации современного образования» состоялся 24 ноя- бря 2015 года в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. Мероприятие было посвящено Всемирному дню ребенка, который ежегодно отмечается 20 ноября, и направлено на улучшение благополучия детей, укрепление работы, проводимой в инте- ресах детей всего мира. В заседании « круглого стола » приняли участие руководители и представители реги- ональных управлений здравоохранения, образования, социальной защиты, физической культуры и спорта; директора общеобразовательных школ, школ-интернатов, учреж- дений здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта; руководители регио- нальных общественных организаций, общественные помощники и члены Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области, средства массовой информации. Главной темой « круглого стола » стала организация инклюзивного образования в до- школьных, общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных обра- зовательных организациях Липецкой области. На мероприятии присутствовали родители «солнечных деток» – детей с синдромом Дауна. Они говорили о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в непростом воспитании своих детей. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Людмила Куракова считает: «Инклюзивное образование необходимо начинать в дошкольном возрасте. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо в первую очередь для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией послед- них. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное об- разование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчет сверстников, которые волею судьбы являются не таки- ми, как все». В настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный за- прос и, шире, как траектория развития гуманистического общества. Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в образовательных организациях Липецкой области, увеличивается и охватывается разными ступенями образования: дошкольными образовательными орга- низациями (2748 детей), общеобразовательными (1357 детей), специальными (коррек- ционными) классами в общеобразовательных организациях (335 детей), школами-ин- тернатами (1304 ребенка), специальными (коррекционными) образовательными органи- зациями для детей с ограниченными возможностями здоровья (610 детей) (таблица 7). Таблица 7 Информация о количестве детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях Липецкой области на разных ступенях образования за 2015 год Количество детей-инвалидов и детей с ограниченны- ми возможностями здоровья дети-инвалиды дети с ОВЗ всего 1. Количество детей-инвалидов и детей с ограниченны- ми возможностями здоровья, посещающих дошколь- ные учреждения 355 2393 2748 2. Количество детей-инвалидов и детей с ограниченны- ми возможностями здоровья, посещающих общеоб- разовательные организации 154 1203 1357 3. Количество детей, обучающихся в специальных (коррекционных) классах для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях 58 277 335 4. Количество детей-инвалидов и детей с ограниченны- ми возможностями здоровья, обучающихся в школах- интернатах 693 611 1304 5. Количество детей, обучающихся в муниципальных специальных (коррекционных) образовательных орга- низациях для детей с ограниченными возможностями здоровья 188 422 610 Однако существует ряд проблем при организации инклюзивного образования: – зачастую педагоги даже не подозревают, что в их классе (группе) обучается ребе- нок-инвалид; – различные опросы подтверждают, что не только педагоги бывают не готовы к об- учению ребенка-инвалида, но и сами родители испытывают трудности в социальной адаптации своего особенного ребенка – они стесняются его, боятся обсуждений и осуж- дений. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо создать максимально благоприятные условия для непрерывного развития интеллекту- ального и творческого потенциала, так как все дети талантливы, а задача педагога – по- чувствовать, определить и развить талант ребенка. Основная работа по развитию творческих способностей детей с ограниченными воз- можностями здоровья сконцентрирована в коррекционных школах, школах-интернатах Липецкой области, в которых обучается почти 67 % детей данной категории. В настоящее время в области определились два лидера по использованию новых направлений и методик развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями – это областная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей в г. Липецке и специализированная школа-интернат, где обучаются глухие и слабослыша- щие дети в г. Задонске. В Липецком интернате успешно реализуется проект «Одаренные дети», направлен- ный на выявление таланта у детей с помощью родителей, педагогов и различных тестов; диагностику детей, учитывая их склонности и интересы; работу педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способ- ностей; перевод процесса обучения, воспитания и развития одаренных обучающихся на мелкогрупповые и индивидуальные формы работы. При выборе направления деятельности воспитанникам предоставляется полная свобода. По желанию они могут выбрать несколько видов деятельности или менять их в соответствии со своими потребностями. Темпы продвижения по образовательным про- граммам дополнительного образования у детей различны и зависят от возможностей, уровня развития и возраста. В интернате работают 23 творческих коллектива дополнительного образования, из которых 10 – музыкальных, 9 коллективов, занимающихся изобразительным и декора- тивно-прикладным творчеством; 2 – хореографических и 2 – театральных. Внеурочной деятельностью охвачены 98% обучающихся, 80% из которых посещают 2 и более круж- ков и секций. В среднем ежегодно каждый учащийся школы-интерната участвует в 10 различных фестивалях, конкурсах, смотрах. В школе-интернате г. Задонска для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья создан Образцовый детский театр «ДАР» под руководством Ивановой Светланы Александровны, которая использует методику театральной игры как своеобразную форму приобщения ребенка к будущей взрослой жизни, как школу человеческих отношений, где устанавливаются контакты, формируются нравственные и моральные основы. Выполнение при подготовке спектаклей различных творческих заданий способствует интенсивному развитию мимики, жестикуляции, вооб- ражения, тренирует произвольное внимание. Образцовый детский театр «ДАР» является номинантом Международной премии «Филантроп»; лауреатом III, IV и VII Межрегионального фестиваля детских театральных коллективов «Маска»; победителем областных фестивалей детских театральных коллек- тивов; занесен в реестр особых театров России «Протеатр». Об этом опыте нашего региона Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой об- ласти Людмила Куракова поделилась на XII съезде Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в г. Псков и представила доклад «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями. Опыт Липецкой области». 27 мая 2015 года Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Людмила Куракова приняла участие в заседании Координационного совета по реализации Нацио- нальной Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которое состоялось в г. Рязани. Повестка дня съезда была посвящена реализации прав детей с ограниченны- ми возможностями здоровья, интеграции детей – инвалидов в общество. Дополнительное образование и социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья Существующая в регионе система дополнительного образования способствует реализации поставленной задачи создания условий для непрерывного развития интел- лектуального и творческого потенциала для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. На конец 2014/2015 учебного года в детских школах искусств обучалось 15087 уча- щихся. Из них 128 детей-инвалидов, что составляет 0,85 %. Это дети, имеющие наруше- ния опорно-двигательного аппарата, испытывающие отставания в умственном развитии, учащиеся с нарушением речи, слуха, слабовидящие дети, дети с нервными заболевания- ми, заболеваниями сердечно-сосудистой системы и др. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возмож- ность на бесплатной основе посещать мероприятия и концертные программы, прово- димые областным Центром культуры и народного творчества. При посещении платных мероприятий в учреждениях культуры области детям-инвалидам предоставляются льго- ты или бесплатное посещение. Одним из новейших направлений в сфере дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья стало обучение танцам. В 2007 г. при Муни- ципальном автономном учреждении дополнительного образования детей Дом детского творчества «Городской» имени Сталя Анатольевича Шмакова под руководством Лемак Елены Александровны создан интегрированный ансамбль танца «Параллели» для детей и молодежи с ограниченными физическими возможностями. Значимость профессиональной деятельности Лемак Е.А. была отмечена на феде- ральном уровне. По поручению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Людмила Кура- кова вручила ей благодарственное письмо. Идея создания коллектива по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья инклюзивным танцам появилась в 2002 году, когда руководитель коллектива при поддержке администрации Липецкой области стала участницей международного се- минара в г. Волгограде, проводимого английскими педагогами из всемирно известной труппы «КендукоДанс Компани». Коллектив реализует два направления: «Танцующие колеса»– танцы для инвалидов- колясочников и «Танцующие в тишине» – инклюзивные танцы с глухонемыми детьми. В ансамбле дети проходят обучение по авторской образовательной программе «Слушай прикосновением!». Название «Слушай прикосновением!» подсказали принципы и при- емы «танцевальной терапии» и методики «танцующие колеса», «танцующие в тишине»: через прикосновение рук слышать стук сердца партнера по танцу, научиться доверять ему и «праздновать жизнь» в волшебном мире музыки и танца. Актуальность образова- тельной программы очевидна и подтверждается ее соответствием социальному заказу общества и современным тенденциям развития российского образования. О высоком качестве образования свидетельствуют многочисленные награды и побе- ды на международных и всероссийских фестивалях и соревнованиях. Но главная победа – широкое признание коллектива и присвоение звания «Народный». Примеры социальной адаптации инвалидов с помощью инклюзивных танцев в дан- ном коллективе: Воспитанник младшей группы Арсений Киреев, диагноз правосторонний спастиче- ский тетрапарез – правая рука почти на 80% не функционировала. Пройдя двухлетнюю программу обучения по технике на коляске, Арсений стал прекрасно владеть своей па- рализованной рукой. Воспитанница старшей группы Галина Рыжкова пришла в коллектив, не имея не малей- шего знания о танцах на колясках. Спустя семь лет Галина является Чемпионкой мира по спортивным танцам на колясках и признана лучшей танцовщицей мира на коляске. С самыми маленькими воспитанниками танцуют их родители, что позволяет детям- инвалидам лучше усваивать программу обучения и чувствовать себя защищенными. С 2015 года Елецкое отделение ансамбля позволяет детям с ограниченными возмож- ностями из районов Липецкой области приобщаться к искусству танца. В 2015 году свое пятилетие отметила Липецкая Региональная Общественная Органи- зация детей с ограниченными возможностями здоровья «Школа Мастеров». Центр социальной реабилитации «Школа Мастеров» предоставляет возможность детям и подросткам с нарушениями интеллектуального и психического развития зани- маться в специализированных группах. Здесь ребята проходят социальную реабилита- цию, осваивая основы ручного труда, художественного творчества, овладевая бытовыми навыками, участвуя в праздниках. На сегодняшний день услугами «Школы Мастеров» пользуются 300 детей, половина из которых не посещают образовательные учреждения в связи со сложной патологией развития. Благодаря средствам, выделенным из федерального бюджета в 2015 году, 36 ребят получили возможность заниматься в центре бесплатно. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Людмила Куракова выра- зила слова благодарности основателям «Школы мастеров» (руководитель организации Марина Репникова является общественным помощником Уполномоченного), поздрави- ла педагогов и детей с днем рождения их организации, пожелала дальнейших успехов и, конечно, передала полезные подарки, необходимые для реабилитации и развития физи- ческой активности детей. В Липецкой области спорт для детей-инвалидов становится доступнее В региональных учреждениях дополнительного образования детей спортивной на- правленности занимаются 220 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностя- ми здоровья. В преддверии Дня знаний Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области посетила Государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительный центр (спорта и туризма)». Директор организации Валов Виталий Борисович (общественный помощник Упол- номоченного по правам ребенка в Липецкой области) рассказал, что в текущем году у них будут обучаться около 1400 ребят, всего 95 учебных групп. Центр был создан на базе бывшей детско-юношеской спортивной школы олимпийскогорезерва по боксу и рабо- тает в регионе уже 10 лет. Здесь профессиональные тренеры обучают детей самым раз- личным видам спорта: от баскетбола, бокса и спортивной гимнастики до краеведения, шашек и шахмат, всего – более 15 спортивных дисциплин. Педагоги Центра преподают во всех муниципальных районах Липецкой области. В учреждении занимаются как обучающиеся общеобразовательных организаций, так и воспитанники учреждений для детей-сирот и специальных (коррекционных) образова- тельных организаций. Воспитанники учреждения неоднократно становились победите- лями и призерами Всероссийских соревнований. По рекомендации Уполномоченного по правам ребенка Людмилы Кураковой в Цен- тре уделяется особое внимание созданию условий для детей с отклонениями в состоя- нии здоровья: улучшение доступа для детей-инвалидов на коляске к спортивным залам; наличие пандусов; увеличение шрифта на всех инструкциях и информационных стендах для детей с отклонениями зрения. 21 мая 2015 года во Дворце спорта «Молодежный» города Липецка стартовали об- ластные детские паралимпийские игры, посвященные 70-летию Победы в Великой Оте- чественной войне. На торжественной церемонии открытия соревнований присутствовала Уполномочен- ный по правам ребенка в Липецкой области Людмила Валентиновна Куракова. Принять участие в паралимпийских играх приехало более 150 юных спортсменов. Дети с поражениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха и зрения, проблемами интеллектуального развития, представляющие города и районы Липецкой области, боролись за победу в соревнованиях по легкой атлетике, настольному теннису, пауэрлифтингу, армрестлингу и общей физической подготовке. Людмила Куракова: «Вы сегодня уже лучшие, вы уже победители! На вас будут рав- няться все дети-инвалиды нашей области, а это около четырех тысяч человек. Мне бы очень хотелось, чтобы эта цифра сокращалась, чтобы все дети были здоровы и счастли- вы!» Детские паралимпийские игры организованы региональным управлением физиче- ской культуры и спорта в рамках государственной программы «Социальная поддержка, реализация семейно-демографической политики Липецкой области». 15 сентября 2015 года в г. Липецке на стадионе «Динамо» состоялась VI областная летняя Параспартакиада детей и молодежи «Мир без границ». В соревнованиях приняли участие 300 детей с поражением опорно-двигательного аппарата, ментальными отклонениями, а также с нарушением слуха и зрения из всех районов и городов Липецкой области. В торжественной церемонии открытия Параспартакиады приняла участие Уполномо- ченный по правам ребенка в Липецкой области Людмила Куракова, которая обратилась к участникам соревнований со словами: «Сегодня в области спорт для детей-инвалидов становится все доступнее. Я бы очень хотела, чтобы такие яркие мероприятия проходили чаще. Для каждой категории инвалидности можно подобрать соответствующий вид спорта. Развитие физической культуры и спорта детей с ограниченными возможностями здоровья является непременным условием их всесторонней реабилитациии социальной адаптации». Соревнования проходили в возрастных группах 12-14 и 15-18 лет. Программа Пара- спартакиады включила в себя состязания по легкой атлетике, дартсу, гребле на тренаже- рах «Концепт», метанию флаинг-дисков и петанку 1 . Главная цель проведения Параспартакиады – популяризация и развитие адаптивной физической культуры и спорта, пропаганда здорового и активного образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, массовое привлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями к регулярным занятиям физической культурой и спортом. «Задача органов власти – создать хорошие условия для детей, нуждающихся в особом внимании. Чтобы они могли развиваться, самосовершенствоваться, укреплять свое здоровье. Я выражаю огромную благодарность родителям, тренерам, педагогам, организаторам за эти соревнования. И это не разовое мероприятие, а нормальная ста- бильная работа, которая проводится в нашем регионе», – отметила Людмила Куракова. В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области поступают обра- щения и по вопросам образования обычных детей. По количеству обращений граждан Липецкой области в аппарат Уполномоченного по правам ребенка вопросы образования стоят на четвертом месте. Это вопросы устрой- ства детей в дошкольные образовательные организации; прием детей в первые классы, проживающих на территории, закрепленной за образовательной организацией; возмож- ность посещения детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами цен- тров дополнительного образования детей; получение профессионального образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д. – всего 34 обращения, что со- ставляет 10,3% от общего количества обращений. Продолжение на 8-й стр. Продолжение. Начало на 5–6-й стр. 1 Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающих- ся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 2 Обучающийся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 3 Петанк— провансальский национальный вид спорта, бросание шаров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz