Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Слово обозревателю 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 84/25212/6 МАЯ 2016 Круг интересов Инновационная мотыга Школьные учителя учатся изобретать Ольга Шкатова — В учебнике по технологии есть раздел, посвященный творческим проектам от научного исследования до готового изделия. На курсах повышения квалифика- ции мы подробнее проработали эту систему на примере имеющихся изобретений, — рассказывает учитель технологии 16-й липецкой школы Александр Кукин. —Мой проект посвящен носилкам. Все существующие варианты этой необходимой в хозяйстве вещи имеют недостатки. Я попробовал вариант со складными ручками. Александр Валентино- вич прошел курсы повы- шения квалификации, ор- ганизованные преподавате- лями кафедры технологии и технического творчества Института естественных, математических и техни- ческих наук ЛГПУ, поста- вившими задачу научить учителей организовывать инновационнуюпроектную деятельностьшкольников. — Впервые в этом году такие курсыпрошли и учи- теля начальных классов, — рассказывает доктор педагогических наук, про- фессор ЛГПУ Вячеслав Тигров. — Не скрою, педа- гоги поначалу к этой затее отнеслись с опасением. Но мы сумели переломить их психологическуюинерцию по поводу способности к изобретательству. Как вы- яснилось, интерес к нему есть и у ребят, и у учителей. В результате мы запустили долгосрочный проект, ин- новация которого заклю- чается в том, что он объеди- няет учителя, школьника, студента и преподавателя вуза. Самое главное — де- ятельность. Мыпробудили в детях интерес, который и учителя поддерживают. Кроме того, есть студен- ты, пробующие на педаго- гической практике свои силы в этом направлении, и преподаватели вуза, при- нимающие самое активное участие в обучении студен- тов и учителей. Продолжением этой ра- боты станет учебное посо- бие с творческими разра- ботками учеников началь- ной школы. Их авторы, занимающиеся сегодня в школьном кружке изо- бретателей, потом смогут расширять свои знания в молодежном научно-тех- ническом инновационном центре «Новатор», — по- дытожил Тигров. По словам профессора, за две недели обучения учи- теля успели пройти курс по рождению инновационной идеи и, проанализировав недостатки уже имеющих- ся в базе Роспатента из- делий, предложить свои варианты их усовершен- ствования. В результате на пятьиз десятиинновацион- ных идей, разработанных в период занятий, будут оформлены заявки на по- лучение патентов. Одна из них принадлежит учителю начальных классов 29-й липецкой школы Оксане Ивановой, предложившей свой вариант мотыги. — Прототипом моего инструмента является изо- бретение Александра Ней- мана. Он отличается от предыдущих аналогов тем, что не имеет металличе- ской детали треугольной формы, к которой мы при- выкли,—посвящает в под- робности Оксана Юрьевна. — Ее заменяет пружина, к которой крепится натяну- тая леска. Трение о землю небольшое, поэтому в про- цессе прополки прилагают- ся минимальные усилия. Но если меняется ширина междурядья, леску надо снимать, а это, как выяс- нилось, очень трудоемкий процесс. В этом недостаток мотыгиНеймана.Япредла- гаю установить на мотыгу вторую аналогичную де- таль, и в случае изменения ширины междурядья до- статочно будет повернуть ручку. Коллега Оксаны Ива- новой Ольга Покачалова, исследовав соответствую- щий аналог, разработала универсальные грабли, которыми можно и мусор собирать, и сено ворошить. — Первые шаги в изо- бретательстве я сделала с одним из моих учени- ков, который занимает- ся в кружке «Новатор», открытом в нашей шко- ле, — не скрывает Ольга Николаевна. — Парень принимал участие в раз- работке модели лопаты, которая сама очищается от земли. Я помогала ему готовиться к защите этого проекта на научной и ин- женерной выставке «Шаг в будущее. Центральная Россия» в ЛГТУ. Теперь и сама увлеклась новатор- ством. Этот процесс до- казывает, что нет предела совершенству. Поможет «Домашняя гавань» В Ельце появился необычный клуб по интересам Милада Федюкина — Осторожно, Катюша, здесь будет несколько ступенек. Одна… вторая… — социальный работник Галина Мосина, бережно поддерживая под руку незрячую девушку, проводит ее в центр социальной защиты населения. Та, полностью доверившись женщине, уверенно преодолевает короткий подъем. Обе спешат на заседание Клуба молодых инвали- дов. Этот клуб — для Ельца идея новая. Принадлежит она члену президиума Все- российского общества ин- валидов Галине Мосиной. Ей очень хорошо знакомы проблемы людей с ограни- ченными возможностями здоровья. Знает соцработ- ник, как очень часто вме- сте с физическим нездоро- вьем гнетет ее подопечных одиночество душевное. Ограниченные четырьмя стенами, они замыкаются в себе. В начале болезни им, быть может, еще зво- нят бывшие однокашники, интересуются знакомые, а с годами внимания оста- ется все меньше. В корне изменить ситуацию спо- собны различные клубы по интересам, которые, например, в большом ко- личестве существуют при центре соцзащиты. Но хо- дят туда люди примерно одной возрастной катего- рии, какправило, старшего возраста. А тем временем в Ельце проживает четы- реста молодых инвалидов. Они, как правило, нигде не работают, сидят дома в одиночестве. Галина Ивановна убеж- дена: им тоже нужен клуб. Только свой. Где можно было бы общаться по ин- тересам, чему-то учиться и учить других. Это ведь очень неправильно гово- рить «человек с ограничен- ными возможностями». Не возможности ограничены, а условия, в которых жи- вут инвалиды, делится своими мыслями Мосина. В доказательство приводит конкретные примеры. Ее подопечная Екатери- на с раннего детства писа- ла музыку, побеждала на самых престижных кон- курсах. А потом девушка замкнулась в себе, что-то в ней самой изменилось. Ис- чезло вдохновение. Такмо- жет, клуб и станет новым импульсом, новой стра- ничкой и в этой судьбе, и в сотнях других, таких же разделенных «барьерными средами». «Мы очень на- деемся на сотрудничество и поддержку властей города, предпринимателей, гото- вых заняться трудоустрой- ством наших подопечных. Надеемся на понимание и соучастие в работе», — го- ворит Галина Мосина. Объединение пока еще не имеет своего помеще- ния. Но у него уже есть название: «Домашняя га- вань». Таким, по замыслу Галины Мосиной, должен стать этот клуб. Не откла- дывая в долгий ящик она уже активно работает над воплощениемзадуманного. На первое заседание пришло не так и много че- ловек, но зато эти ребята оказались очень инициа- тивные и деятельные. Чем они могут помочь друг дру- гу? Участница велопробега инвалидов по маршруту Липецк — Страсбург — Париж Елена Окорочкова, узнав о создании клуба, тутже предложила различ- ные варианты кружковой деятельности. Но глав- ным посылом стал призыв воспрянуть, не унывать. «Меня поставил на ноги спорт. Сегодня я чемпион области среди инвалидов, у меня и самой есть свои ученики, ставшие призе- рами-международниками. Все, что в моих силах, я буду стараться делать. И убеждена, благодаря но- вому клубу можно будет решить главную проблему большинства: научить не стесняться своей инвалид- ности», — говорит она. Ребята, пришедшие в клуб, готовы делиться своими умениями. Катя, подопечная Галины Мо- синой, смогла бы обучать таких же, как она, незря- чих людей компьютерной грамотности. Дело в том, что, оставив (надеемся все- таки, временно. — Прим. автора ) композиторскую деятельность и не заканчи- вая никаких курсов, Ека- терина вслепую (в прямом смысле) полностью изучи- ла компьютер, теперь сама устанавливает систему. По телефону помогает самым разным людям. Еще одна девушка за- мечательные изделия из бисера создает. Эти работы выставляются на выстав- ках, но, к сожалению, не приносят какой-либо при- были. Так вот на первом за- седании клуба ей сразу же предложили возможность продавать сувенирнуюпро- дукцию ручной работы. Кстати, тема трудо- устройства молодых инва- лидов стала центральной на этой встрече. Пригла- шенные к разговору ди- ректор центра занятости населения Виктор Щепе- тильников и заведующая отделением психолого- педагогической помощи №2 соцзащитыЕльца Оль- га Дронова рассказали об особенностях трудоустрой- ства, примерах дополни- тельных профессий. Ще- петильников отметил, что центр на протяжении пяти последних лет работает по федеральным и областным программам содействия и трудоустройства неза- нятых инвалидов. За это время работодателямиЕль- ца во взаимодействии со службой занятости было трудоустроено более семи- десяти человек. Много это или мало? Так сразу и не скажешь, но за каждым конкретным примером стоит большая проделанная работа, а так- же обустройство рабочих мест, адаптация инфра- структуры. И в этом году данные целевые програм- мы будут продолжены. Фото Анатолия Евстропова В «Новаторе» идет очередная защита проектов. Им тоже нужен клуб. Только свой. Где можно было бы общаться по интересам, чему-то учиться и учить других. Это ведь очень неправильно говорить «человек с ограниченными возможностями» ” КСТАТИ Как считают специалисты , такие курсы важны для педагогов . Они заставляют мыслить по - другому . Нельзя останавливаться на достигнутом , как и в самой педагогике , являющейся также творческим процессом . Чем шире кругозор у педагога , тем интереснее с ним детям . Сейчас против нас, в сущности, ведется идеологическая операция «Барбаросса». Стране хотят привить беспамятство. На Руси это называют грубо, но точно: проверка на вшивость. Поддадутся русские или устоят? ” Прививка беспамятства Исаак Розенфельд Чем дальше отодвигается от нас та страшная война, чем меньше ее живых свидетелей и участников, тем упорнее и злее становятся попытки навязать нам фальшивые, оскорбительные для России пред- ставления о цене и ценности Вели- кой Победы. Г итлеровский план нападения на СССР имел кодовое название «Барбаросса». Он провалился. Но сейчас против нас, в сущности, ведется идеологическая операция «Барбаросса». Стране хотят привить беспамят- ство. На Руси это называют грубо, но точно: проверка на вшивость. Поддадутся русские или устоят? Примут чужую ложь или защитят, сохранят свою правду, свою историю народного подвига? Ответы на эти вопросы, похоже, разделяют общество резче и сильнее, нежели потихоньку разрушающиеся баррикады между «красными» и «белыми». Одни (и та- ких пока все-таки подавляющее большинство) ощущают кровную связь с поколением фронтовиков-победителей. И не моды ради выходят на марш «Бессмертного полка» с портретами отцов, дедов, прадедов, людей, что спасли Москву, разорвали душившуюЛенинград удавку блокад- ного кольца, брали в железные клещи армию Паулюса на Волге, освобождали Киев и Варшаву, Вену и Прагу, расписывались на стенах рейхстага. Другие твердят, что Гитлер и Сталин стоили друг друга, и пересчитывают наши потери с мазохистской надеждой получить в результате число пострашнее. Они оправдывают предательство Власова и говорят, что со- ветские генералы не смогли сделать ничего иного, кроме какутопить немцев в русскойкрови, завалить их трупами русских солдат. А героизм бойцов объясняют страхом перед заградотрядами. Ч то, однако, всего симптоматичнее: подобные анти- русские, антисоветские игры с историей сплошь помеченыиностранными лейблами. Впервуюоче- редь, «Made inUSA».Когданынешниежутко свободомыс- лящие отечественные историки, публицисты, политики еще под стол пешком ходили, эти наветы, эти лживые стереотипы уже вовсю звучали на Западе. Их заготовили впрок и для, так сказать, внутреннего употребления, и на экспорт. Авось и среди русских отыщутся охотники их подхватить и растиражировать. Так, в американских книгах, посвященных войне, обстоятельно расписывают десятки сражений в Север- ной Африке, Европе, на Тихоокеанском побере- жье. А о крупнейших победахКраснойАрмии —молчок. Исключения делались разве что для разгрома немцев под Москвой, для Сталин- града и штурма Берли- на. Про Курскую дугу, форсирование Днепра, наступление в При- балтике, освобождение Польши, Венгрии, Ру- мынии, Чехословакии, Австрии ни слова. Точ- но это были не судь- боносные события, а нечто незначительное, третьесортное. Впрочем, исследователям в США случалось иной раз какбудтобыподробноизлагатьпроисходившеенаВосточ- ном фронте. Где-то полвека назад некий пентагоновский ученый издал том, на обложке которого значилось: «От Сталинграда до Берлина». Но и в нем автор привычно за- памятовал о ключевых операциях советских войск. А о другихрассуждал с позиций гитлеровского генералитета, разбираясь, отчего полководцы рейха терпели неудачу за неудачей. Оригинальный, согласитесь, подход. Он копался в ошибках немцев, рассуждал об упущенных ими возможностях и игнорировал главное: талантливую стратегию и тактику советского командования и самоот- верженность, бесстрашие советских солдат и офицеров. Н икому, разумеется, не запретишь с попугайским усердием повторять с чужого голоса враждебную России полуправду и откровенное вранье. Но ведь существует все-таки и настоящая, неисковерканная, не пораженная склерозом правда. Когда я натыкаюсь в очередной раз на «ужастики» о сталинских заградотрядах, то в качестве противоядия от этой отравыперечитываюписьма фронтовиков. В былые годы подлинные историки и архивисты их находили, собирали, публиковали. Одно из самых пронзительных —завещание офицера Леонида Силина. Он предчувство- вал, что ему не суждено дожить до Победы. И, стараясь утешить близких, писал: «Я умер, как подобает муж- чине, защищая своих детей, свою жену, свой дом, свою землю». Скажите, господа, при чем тут заградотряды, энкэвэдэшники, бдительные политруки?Кто стоялрядом с автором этого послания, кто заглядывал цензорским оком ему через плечо? Кто мог заставить его вывести на бумаге эти строчки? Летпятнадцатьназаджурналисты«Липецкойгазеты» вместе с сотрудниками архива выпустили книжку «Об- ратный адрес: полевая почта». В основу ее также легли письма фронтовиков и письма фронтовикам. «То, о чем я мечтал, свершилось! Свершилось. Здесь необходимо это торжественное и, может быть, несколько высокопарное слово. Мы уже далеко за Вислой. ...Такого количества убитых немцев я еще нигде не видел. Против нас было, помимо минных заграждений и нескольких рядов про- волоки и спирали Бруно, семь линий траншей. Третья и четвертая линии буквально доверху завалены трупами... Очень много немцев, побросав технику, ушли в лес и те- перь целыми полками идут на запад. Не уйдут. Ну пока. Следующего письма скоро не жди. Очень некогда». Это письмо родным Б. Устинова, офицера, в мирное время —журналиста. Вот еще маленький отрывок—ефрейтор Владимир Пономарев обращается к матери. «Долго вам не писал, обстановка не позволяла. Шли жаркие бои. НедавноМосква еще раз салютовала нам за блестяще про- веденнуюоперацию. Сегоднямне исполняется 21 год... А сколько пережито за эти три года!» Подчеркну еще раз, господа: перед нами — письма, а не пропагандистские листовки, не передовые «Правды». Ихписалиперед боем, понимая: вражескаяпуля, снаряд, осколоквлюбоемгновениемогут оборватьжизнь. Втакой обстановке не лукавят, не притворяются, а говорят о том, что думают, чувствуют, во что верят. К то внушает потомкам этих защитников Отечества, чтоихпредкибыли«пушечныммясом», разменной монетой бесчеловечного режима, бессовестно лжет. Это нужно знать. Тогда прививка беспамятства, любая отрава, приготовленная новыми власовцами и бандеров- цами, будет для России бессильна. По законам сцены Лицеисты пробуют себя на театральных подмостках Ольга Васильева Пришедших в Липецкий акаде- мический театр драмы им. Л.Н. Толстого школьников ждал сюрприз: на дневной спектакль на малую сцену их приглашал сам Александр Сергеевич Пушкин. В этой роли выступил актер театра Эмин Мамедов, один из участников культурно-образовательного творческого проекта «Театр и лицей», осуществленного в рамках социального партнер- ства театра и липецкого лицея № 66 имени Героя Советского Союза С.П. Меркулова. Этот проект позволил лицеи- стам открыть школьные музеи Александра Пушкина и Андрея Белого, провести конкурс чтецов «Литературный слова звук», на- конец, поставить литературно-му- зыкальнуюкомпозицию«Жизнь. Война. Любовь», в работе над которой приняли участие режис- сер Николай Чебыкин и артисты театра. Показуспектаклянамалойсце- не предшествовало торжественное закрытие акции лицея «Литера- турный венок России, или Лицей, читай! Познавай! Исследуй! Дей- ствуй!», где чествовали призеров конкурсачтецов. Вподарокребята получиликнигиспроизведениями русских классиков. Победители читалистихиЮрияЛевитанского, Евгения Евтушенко, Ивана Буни- на, Иосифа Бродского, Ильи Сель- винского, Роберта Рождествен- ского, Анны Ахматовой, Николая Гумилева,КонстантинаСимонова, Николая Рубцова. — Этот проект как результат творческого сотрудничества ва- жен и для лицея, и для театра, — убеждена руководитель лите- ратурной части театра Елена Бо- рисова. —Ребята получили опыт работы с профессиональными артистами и режиссером, игрына сцене, узнали ее законы. Театр нуждается в таком заинтересо- ванном зрителе, как лицеисты, которые не пропустили ни одной премьеры. Сегодня молодежь все чаще отдает предпочтение другим видам развлечений и от- дыха, уходя от театра. Поэтому мы стараемся воспитывать своего зрителя со школьной скамьи. —В свое время наш театр про- славился липецким эксперимен- том, когда труппа, возглавляемая народнымартистомРоссииВлади- миром Пахомовым, взяла на себя миссию работать с детьми, —под- черкнула директор театраТатьяна Горелова.—Эта традициявозрож- дается, приобретая новые формы взаимодействия. Пример тому — сотрудничество с 66-м лицеем. Его учащиеся активно посещают наши спектакли, проводят встре- чи с актерами и режиссерами. Но такой полномасштабный проект мы осуществили впервые. Наши актеры с воодушевлением при- няли предложение поучаствовать в нем. Читая стихи на одной пло- щадке с ними, старшеклассники, наверное, попытались попробо- вать себя в роли актеров. Это хо- роший опыт для будущей жизни. Работу с детьми театр будет продолжать и дальше. В мае стартует семейная акция. 8 мая на спектакль «Старомодная ко- медия» с участиемнаших лучших актеров по одному билету смогут пройти и ребенок, и родитель. Так мы надеемся возобновить традицию семейного просмотра спектаклей, — заключила Татья- на Горелова. Картина на гастролях Виктор Романов Монументальная картина «Лев Толстой на голоде в Данковском уезде», вышед- шая четверть века назад из-под кисти заслуженного художника РСФСР Андрея Плотнова, выставлена в областном краеведческом музее. «Гастроль» шедевра, при- надлежащего картинной гале- рее Данкова, стала возможной благодаря сотрудничеству, налаженному музейщика- ми в рамках празднования 100-летнего юбилея мастера. Любопытно, что живший в Москве АндрейПлотнов явля- етсяуроженцемдеревниВерх- няя Павловка Полибинского сельсовета, расположенной неподалекуот селений, где для голодающих крестьян и орга- низовывал столовые русский классик. А еще художник-земляк считаетсяоснователемданков- ской «Малой Третьяковки», которой подарил несколько творений. Так провинция и обрела коллекцию живописи, полотна которой до сих пор интересны зрителям. Увидеть творение Андрея Плотнова в областной «столи- це» можно до конца июня.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz