Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ПСИХОЛОГИЯ 21 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 83/25211/ 5 МАЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 Память поколений Без прошлого не может быть будущего ЕЛЕНА БРЕДИС Нетолькоте, комудовелось идти в рядах «Бессмертного полка», но и те, кто наблюдал это шествие всего лишь со стороны, немогут вспоминать увиденное без слез. Нам бы запомнить имена тележурна- листов из Томска Сергея Ла- пенкова, СергеяКолотовкина и Игоря Дмитриева, которым четыре года назад пришла в головуидеяпровестивродном городе такую акцию. Тогда в ней участвовали всего шесть тысяччеловек. На следующий год акция была проведена в 120 городах и селах России, а в 2014 году «Бессмертный полк» прошел в 500 городах в семи странах. Впрошлом году «Бессмертный полк» шество- вал уже в 15 странах мира, а также в республиках на юго- востоке Украины. Если бы в общественном самосознании не назрелажиз- ненная потребность в этой идее, в этой акции, вряд ли бы она так быстро приобрела столь всенародное звучание. Особенно поражает то, что в рядах «Бессмертного полка» мы видим людей самых раз- ных поколений: от малышей, которых несут на руках роди- тели, до стариков ветеранов. А еще поражают одухотво- ренные лица подростков и молодых людей, которых мы привыклиобвинять в потреби- тельскомотношениикжизни. Такчтоже произошло внашей психологии, наскольковажны эти перемены для будущего российского народа? Об этом и многом другом наша беседа с психологом, психоаналити- ком Екатериной Антоновой. Сопричастность подвигу —Недавно возникшая тра- дицияшествия«Бессмертного полка», на мой взгляд, чрез- вычайно важна. Потому что это родовая память, которая должна передаваться из поко- ления в поколение именно как память, а не как комплексы. —Поясните, что выимеете в виду. — Ну, как пример. После войны вернулось мало муж- чин, многие из вернувшихся былиискалеченыили больны. И у некоторых женщин воз- никала внутренняя установка на то, что мужчину надо жа- леть. Он ведь такой бедный, он столько пережил, так на- страдался. Что происходит в итоге? Постепенная инфан- тилизациямужчин.Мужчина сам начинает считать себя жертвой, он становится безы- нициативным, за этим может последовать алкоголизация. Но самое страшное то, что этот комплекс, этот семей- ный сценарий передается ребенку. Девочка, следуя ма- миной установке, будет, став взрослой, искать мужчину, которого можно и нужно жа- леть.Мальчик с пеленок будет усваивать, что мужчина не должен принимать никаких решений, не должен брать на себя никакой ответственно- сти.Поверьте, с послевоенных лет этот комплекс «надо жа- леть мужчину» передавался из поколения в поколение у многих наших женщин. — Так в чем же психоло- гическое отличие акции «Бес- смертный полк»? — Здесь передаются не комплексы, а глубинный смысл Победы, память о фи- зическом и духовном подвиге предков. А эта память в свою очередь формирует у молодых ощущение собственной сопри- частности этому подвигу. — На бытовом уровне мы все прекрасно понимаем, для чего необходима такая па- мять. Но интересно было бы услышать аргументациюпро- фессионального психолога. — Когда нам сегодня то и дело повторяют: «Ищите опору в самих себе», это от- части правильно, но только отчасти. Далеко не всегда и не во всех сложных ситуациях человек может опереться ис- ключительно на себя самого. Бывают случаи, когда высто- ять и все пережить помогает именно ощущение своей при- надлежности к роду, к своему народу. Послушайте людей, переживших войну, блокаду Ленинграда. Послушайте их рассказы о том, что такое голод. Согласитесь, после этого просто стыдно и смешно жаловаться на то, какие мы нынче несчастные и голодные из-за роста цен на продукты. Потому как родовая память хранитинформациюо том, что естьподлинныйголод.Икогда вы прикасаетесь к этой ин- формации, вам гораздо легче пережить ваши собственные нынешние невзгоды и неуря- дицы. — Но ведь память о той страшной войне будет неиз- бежно травмировать психику людей… — Во-первых, не только травмировать, но и пробуж- дать неизбежное чувство гор- дости за свой народ, победив- ший фашизм, и за свою при- надлежность к этому народу. Во-вторых, а кто сказал, что переживать эти мучительные эмоции исключительно вред- но? Куда вреднее вычеркнуть их из своей родовой памяти. Вот вам современный яркий пример — Украина. Там на уровне верховной власти ре- шили вымарать из истории страны, истории народа па- мять о Великой Отечествен- ной войне, память о подвигах предков. Не было этих под- вигов, не было беспримерного героизма и мужества, не было тех страшных лет. И что в результате? Официальное забвение той войны ввергло страну в войну новую. Потому что история не прощает таких вымарываний, она будет по- вторяться вновь и вновь, пока народ не усвоит ее уроки, пока не встроит эти уроки в свое коллективное бессознатель- ное. А пока что будут гибнуть люди, будут искалеченные судьбы, дети-сироты, разва- ленная страна на краю ката- строфы. Вот вамитог забвения собственного прошлого. Материальное и духовное — Вам не кажется, что потребительская психоло- гия, которую нам усиленно навязывают и которая, увы, успешно проникает в созна- ние наших людей, мешает выстраиваниюэтихмежпоко- ленческихсвязей, обрывает ту родовуюпамять, о котороймы говорили? — Безусловно! Ведь что такое идеальныйпотребитель, которого такмечтал воспитать наш бывший министр образо- ванияФурсенко? Это человек, озабоченный исключительно собственным комфортом и благоденствием. Он живет только в отрезке сегодняшнего дня, здесь и сейчас. Если он и строит планы на будущее, то они, опять же, касаются его лично и близкого ему круга людей. Такой человек не мо- жет быть благодарен своим предкам, не может гордиться их подвигами, ведь он убеж- ден, что собственным благо- получием обязан самому себе и никому больше. Почему? Да потому что все его запросы лежат в сфере исключительно материального, но не духов- ного. Он не станет омрачать свое существование мыслями о том, что кто-то когда-то шел под пули, замерзал в окопах, бросался с гранатой под танк ради того, чтобы он сегодня мог нежиться в джакузи. Это же может разрушить его уют- ный мирок. — Я заметила, что наши телеканалы обожают повто- рять комедии военных лет, но не потрясающие фильмы вроде «Летят журавли» или «Восхождение»… — Опять же, на потребу обывателю, который хочет отгородиться от трагической правды, который боится на- рушить свой эмоциональный покой. — Вы заговорили о ма- териальном и духовном. Простите меня за такое по- строение фразы, но сегодня духовность, можно сказать, в моде. Вы не считаете, что наконец-то произошел пово- рот в нужную сторону? — Увы, следование моде и истинный духовный путь, как правило, не совпадают. Я с уважением отношусь к людям, занимающимся вос- точными практиками, при- держивающимся вегетари- анства. Ради Бога! Но ведь они, опять же, живут здесь и сейчас, живут только ради себя и собственного спасения. Все эти экопоселения, эти многочасовыемедитацииради своего личного просветления и внутренней гармонии, эти благостныепризывы: «Ребята, давайтежить дружно!». На са- момделе этилюди, чаще всего, тоже отрезают память о про- шлом, потому что она мешает сосредоточиться на медита- ции, они внутренне отрицают минувшую войну, потому что в ней были кровь и страдания, а их идеал—это всеобщее бра- тание и слияние в экстазе. Так можно ли серьезно говорить о том, что они выбралина самом деле путь духовного роста и совершенствования? Сомне- ваюсь. Без прошлого не может быть будущего. Формализму — бой — Вот вы говорите о том, что родовая память, в том числе иоВеликойОтечествен- ной войне, — это как цепь, из которой нельзя безнаказанно выбросить ни одного звена, потому что в таком случае она неизбежно порвется. А разве православная вера не может сегодня сыграть роль таких связующих скреп? — Истинная вера, конечно же, может. Но беда в том, что сегодня и в этой сфере идет мощный процесс формали- зации. Место веры занима- ют ритуалы, причем очень мало осознанные. Я как-то была приглашена на крести- ны, долго и серьезно к этому таинству готовилась. После обряда поехали домой, и дру- гие приглашенные, включая крестных, стали рассказывать похабные анекдоты с ненор- мативной лексикой. Верите, я была в шоке. Спрашивается, зачемтогда все это надо было?! Только потому, что нынче так принято? Принято венчаться, пусть даже за плечами уже два развода и два венчания?! О ка- ких же духовных скрепах тут можно говорить?! Это не вера предков, это все та же мода. — Скажите, а вы не допу- скаете, что со временем, когда срединас уже не будет нивете- ранов, ни детей войны, и сама акция «Бессмертный полк» можетстатьпростоежегодным ритуалом, формальностью? —Увы,мыс ваминеможем исключать такой опасной воз- можности.Потомучто сегодня видимостьвсебольшезаменяет подлинную сущность, и это происходит повсеместно. — Знаете, моя знакомая учительница истории еже- годно при изучении Великой Отечественной войны один урок посвящает демонстра- ции фильма «Обыкновенный фашизм». Она говорит, что подростки бывают просто по- трясены увиденным. —Вот! Еслимыс вами сами не скатимсявформализм, если не начнем просто «отбывать номер»иисполнять ритуал, то унас есть всешансысохранить нашу родовую память и пере- дать ее потомкам. Есть шанс сохранить ту связьпоколений, без которой почва неминуемо уйдет из-под ног. И тогда по- следствия непредсказуемы. В акции «Бессмертный полк» глубинный смысл Победы, память о физическом и духовном подвиге предков. Эта память формирует у молодых ощущение сопричастности этому подвигу “
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz