Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ № 83/25211/ 5 МАЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 После операции — Алла Ивановна, это правда, что сотрудники вашей кафедрывладеют уникальны- миметодиками реабилитации и обучают им студентов? — Ну, может, не стоит го- ворить об уникальности, но об этих методиках в Липецке мало знают. А о некоторых не знают даже в соседних регио- нах. Скажем, если речь идет о резекции молочной железы, связанной с онкологией, или резекции предстательной же- лезы. —А после таких операций необходима какая-то особая реабилитация? — Конечно! Само по себе удаление молочной железы ведет неизбежно к изменению осанки, а в дальнейшем — к проблемам с позвоночни- ком. И необходим совершенно особый набор упражнений, который бы помог все это ис- править. И такие комплексы у нас разработаны. Дальше. Как правило, удаляют ведь не только молочнуюжелезу, но и прилегающие лимфатические узлы, при этом перерезаются лимфатические сосуды. Как следствие — лимфостаз, ко- торый выражается в сильней- ших отеках руки, в появлении трофических изменений на коже. На сегодня нет фармако- логических средств, которые бы доказали свою эффектив- ность в лечении лимфостаза любой природы. Несчастные женщины просто смиряются со своими физическими муче- ниями, которым сопутствуют еще и психологические. А у нас всяреабилитация сводится к протезированию: сделали тебе бюстгальтер, иживи даль- ше как знаешь. Но с лимфоста- зом можно успешно бороться припомощи определенныхма- нипуляций! Мы официально прошли обучение этойметоди- ке у специалиста из Германии, получили сертификати готовы делиться своими знаниями. —Ачто касается резекции предстательной железы? — О, у мужчин проблем не меньше, где-то даже больше. Очень часто при таких опера- циях вынужденно затрагива- ется сфинктер, результатом чего является недержание мочи. А если учесть, что рак предстательной железы зна- чительно «помолодел» в по- следнее время, то вы можете себе представить, к каким жутким физическим и пси- хологическим проблемам это приводит. На самомделе суще- ствует комплекс упражнений, тренирующий нижние, глубо- кие мышцы таза, который по- могает успешно восстановить контроль над этим процессом. И этот комплекс у нас есть. Только человек, переживший все это, может понять, какое это счастье — отказаться от трубочки с мешком, от под- гузников. А я знаю людей, которые после такой реабили- тации возвращались к полно- ценной жизни, возвращались на работу. — Вы в самом начале ска- зали, что готовы делиться своими знаниями. Правильно ли я поняла, что они пока не очень востребованы? — Увы, это так. Точнее сказать, эти знания очень вос- требованылюдьми, вот только получить такую помощь они не могут. Официально мы имеем право только обучать, а не лечить. По идее, зани- маться этим должны были бы врачи ЛФК. Мы пошли в онкодиспансер, но там нам объяснили, что их главная задача — остановить рак, сделать операцию, провести лучевую или химиотерапию. В принципе, так оно и есть. В поликлинике мы увидели вра- чей, заваленных карточками и бумажной работой. Им не до новых методик, это понятно. Коллективный подход —А человека самого мож- но научить всем этим упраж- нениям и манипуляциям? — Да, безусловно. В прин- ципе, такие курсыможно было бы организовать прямо у нас. Но хотелось бы, чтобы был какой-то контроль врача, хотя бы на стадии направления к нам. Ведь мы не знаем, какие есть сопутствующие заболева- ния, какихосложненийнужно опасаться. Да, у меня есть ме- дицинское образование, нояне вела этих больных, у меня нет полного анамнеза. Опять же, есть психологические нюансы. Одно дело, когда человек при- шел, обучился, ушел домой и опять остался один на один со своей страшной проблемой. Совсем другое, когда люди за- нимаются в группе, когда они понимают, что рядом такие же, как ты, с подобными про- блемами, что можно не стес- няться и не комплексовать. Мне рассказывали про один западный реабилитационный центр, где главное «оборудо- вание» — это гвозди, вбитые в стену. Оказывается, на эти гвозди люди вешают свои про- тезыи остаются такими, какие они сейчас есть, после травм и операций. А потом общаются, поют, придумывают какие-то игры. Именно так они избав- ляются от ощущения собствен- Вернуть полноту жизни В Липецке разработаны новейшие методики реабилитации онкобольных ЕЛЕНА БРЕДИС Мы очень часто оказываемся в сложнейших, даже траги- ческих ситуациях. И самое страшное то, что никто от них не застрахован—бедаможет прийти в любой дом, в любуюсемью. Не сердитесь на меня за такое пессимистичное начало — по- верьте, дальше речь пойдет как раз о том, как с этими бедами справляться. Да, мы будем говорить о вещах мучительных и неприятных, но наберитесь терпения. На самом деле главная проблема заключается в том, что рядом есть люди, которые могут помочь, а мы о них не знаем. Я думаю, что сегодняшний наш разговор с доцентом кафедры адаптивной физкультуры Института спорта и физической культуры ЛГПУ Аллой ПЕТ- КЕВИЧ для многих станет настоящим откровением. ной неполноценности, именно так происходит настоящая социализация, происходит принятие самого себя. А ведь это очень важно для того, что- бы заболевание не развивалось дальше. Мы вот все говорим об инклюзивном образовании, когда на всюшколу будет один ребенок-инвалид, который, скорее всего, будет чувство- вать себя дико ущербным. А куда важнее проводить с таки- мидетьми групповуюреабили- тацию, чтобы они знали, что рядом есть такие же, что они не остались со своей трагедией один на один. — Вы обучаете своих сту- дентов новым методикам, они их как-то используют в своей практике? — Да, обязательно. При- чем нашим ребятам это очень нравится, и они с удоволь- ствием проходят практику в коррекционных школах или специализированных детских садах. Вот в Липецке есть садик, который посещают слабовидящие детки. А мы, как специалисты, прекрасно знаем, что очень многие про- блемы со зрением связаны с шейным отделом позвоночни- ка, поэтому разработали спе- циальную методику, вкючаю- щуюмассажс использованием морской соли, растворенной в масле. Наши студенты за- нимаются с детками в этом садике и за полгода добивают- ся прекрасных результатов по улучшению зрения. Но ведь потом ребенок из сада уходит, и с ним уже никто не работает дальше, результатытеряются. Это ведь тоже неправильная, ненормальная ситуация. Все это надо продумать и ввести в какую-то систему. Быть мо- жет, наладить курсыобучения родителей такому массажу. Или организовать группы со специально обученными спе- циалистами. Но, согласитесь, что-то же надо делать. Один наш дипломник провел инте- ресную работу: он исследовал, насколько у слабовидящих детей развиты остальные ана- лизаторы. Выяснилось, что у них значительно снижены и слух, и мышечная сила. Зна- чит, надо одновременно ра- ботать и над этим, используя развивающие методики. Вы знаете, что даже поперечное плоскостопие влияет на раз- ные анализаторы, а не только на проблемы с ногами? И с этим тоже можно работать, только начинать желательно как можно раньше. Помощь рядом —Яне очень представляю, о какой реабилитации с вашей стороныможет идти речь у де- тей с задержкой психического развития? — Представьте себе, одной психологией проблемы этих деток не решить. Им, с их гиперактивностью, просто необходимыопределенныефи- зические нагрузки, одновре- менно помогающие развивать и психическую деятельность. Наши ребята занимаются с ними, организуют и проводят соревнования. И знаете, успе- хи есть! — А есть ли какие-то ме- тодики, позволяющие помочь слабослышащим детям? — Да, конечно. Есть целый ряд таких методик, и наши студентыпо нимработают. Для таких детишек очень важно постоянно слышать какой-то ритм, концентрироваться на звуках. Бытует мнение, что лучшеужбытьглухим,чемсле- пым. На самом деле это не так: благодаря слуху мы получаем гораздо больше информации, нежели при помощи зрения. С глухимиработать вообще очень тяжело, поскольку они предпо- читают жить в своем закрытом сообществе,вкотороеснеохотой допускаютслышащих.Нуразве что ты освоишь язык жестов. Такая вот «Страна глухих». — А возможно ли как-то помочь детям, родившимся с диагнозом ДЦП? Это же настоящая проблема для ро- дителей, если не сказать — трагедия. — Возможно, но чем рань- ше невролог обнаружит па- тологию, тем больше шансов на успешную реабилитацию. Для таких детей у нас тоже есть специальные методики. Но для того чтобыначать зани- маться с таким ребенком, нам необходимо получить меди- цинское заключение, полный результат всех обследований. Ведь нарушения у таких деток очень разные, значит, и мето- дику надо подбирать индиви- дуально, здесь универсальных подходов быть не может. — Давайте вернемся к на- чалу нашего разговора. Полу- чается, что при всем много- образии методик, которыми вы владеете, у вас все равно остается ощущение невостре- бованности… — Того, что делают наши студенты в рамках практики и волонтерской работы, кате- горически мало. Я надеюсь, что нашим разговором за- интересуются специалисты, отвечающие за реабилитацию больных людей. “ Такие курсы можно было бы организовать прямо у нас. Но хотелось бы, чтобы был какой-то контроль врача, хотя бы на стадии направления к нам ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz