Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
СДЕЛАНО В ЛИПЕЦКЕ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 80/25208/ 28 АПРЕЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 Машина для бега В областном центре живет изобретатель оригинальных велосипедов НИНА ВОСТРИКОВА — Я изобрел велоси- пед, имею на это патенты, — таким неожиданным телефонным сообщением озадачил недавно сотруд- ников редакции 92-лет- ний ветеран Великой Отечественнойвойнылип- чанин Алексей Самохин. «Не надо изобретать вело- сипед!» — наверняка вам не раз приходилось слышать эту фразу. Говоря так, обычно хо- тят подчеркнуть всюпростоту дела, когда любые отклоне- ния лишь усложняют, но не ускоряют его. Подкупало, однако, то, что АлексейАлек- сеевич не искал славы, а хотел принестипрактическуюполь- зу своим соотечественникам. Он позвонил в надежде, что его очередная оригинальная конструкция велосипеда при- влечет интерес поклонников этого в последнее время столь популярного вида транспорта и кто-то пожелает помочь ему завершить сборку трехколес- ной модели. — Здоровье мое оставляет желать лучшего, — добавил собеседник. — Мне нужно собрать велосипед для по- ездок по резко пересеченной местности. Помогите найти помощников и единомыш- ленников. Ижурналисты«Липецкой газеты» приехали домой к липецкому изобретателю ве- лосипедов. Быстро, легко, на колесах Живет Алексей Самохин на городской окраине в мало- габаритной квартире. Она же в последние годы служит ему и мастерской. На полу разло- жены запчасти и инструмен- тыдля сборки трехколесника. — Изобретение мое, на- верное, уже последнее, как видите, в стадии полуфа- бриката, — грустно сказал Алексей Алексеевич. — Все- го же я сконструировал два оригинальных велосипеда. Один двухколесный случайно уничтожен при порезке гара- жа на металлолом. Другой находится в запасных фондах Липецкого областного крае- ведческого музея. Удивительно то, что Алек- сей Самохин не имеет ни высшего, ни даже средне- специального образования, но умеет грамотно исполнять чертежи и, как выяснилось позже, действительно патен- тообладатель. — Родился я в селе Сыр- ское в 1924 году. В тот день, когда меня крестили, по отцу, участникуГражданской войны, справили поминки. Семья была небольшой: мать — колхозница и сестра-инва- лид. Закончил я семилетку, и война началась, — рассказы- вает собеседник. В 1943 году 19-летнего Алексея Самохина призвали в армию и на фронт, обучили на радиотелеграфиста. — Война закончилась для меня под Кенигсбергом, — вспоминает АлексейАлексее- вич. — Мне повезло: выжил, ранений не было. Но тяжело заболел туберкулезом. После демобилизации в 1947 году долго лечился в госпиталях. Меня вылечили, но к 30 годам я, инвалид по статусу, прак- тически не имел трудового стажа. Сначала Алексей устроил- ся в артель инвалидов, потом несколько лет был кладов- щиком и заведовал базой пчеловодства. Продавал ульи, мед, вощину. Еще несколько лет трудился за фрезерными станками на станкострои- тельном заводе. В начале 70-х окончил курсы кочегаров и до 55 лет работал в привок- зальной котельной. После выхода на пенсию Алексей Самохин устроился сторожем в садоводческое товарищество «Ветеран труда». — Много лет я занимался пчеловодством. Автобус до- везет до конечной, а в поле, где стояли ульи, приходилось несколько километров идти пешком. Вот и подумывал я о том, как бы быстрее и легче добираться до пасеки на коле- сах, —рассказывает Алексей Самохин. Именно так родилась идея о создании уникального ком- пактного велосипеда. Лишь один вопрос беспокоил изо- бретателя: где брать исход- ный материал? Как это часто бывает, решение подсказала сама жизнь. Садоводство, где работал сторожем Алексей Самохин, находилось в черте города, а недалеко от его са- дового участка была свалка, куда выбрасывали и старые велосипеды. Исполненное предназначение Алексей Самохин расска- зал, что он — человек, имею- щий семью, всегда чувствовал себя одиноким. Возможно, одиночество и заставило ма- стера-самоучку возиться с велосипедными деталями, пе- рекраивать их на свой лад, переделывать и менять первоначаль- ные проекты. Снача- ла изобретатель вы- полнял чертежи, по- том воплощал идею. Как признается сам мастер, на бумаге все выглядело гладко и ровно, а вот в металле не всегда. Он часто переделывал запчасти, упрямо возвращаясь к заду- манному. Печатал описание п р о е к т а н а с т а - ренькой п е ч а т - ной машинке и возвращался к шестеренкам, пе- далям, звездоч- кам. Порой над странным техна- рем- одиночкой подсмеивались коллеги с образо- ванием. —Почти сорок лет я занимался изобретением сво- их велосипедов, — говорит Алек- сей Алексеевич, — и вот теперь не страшно умирать: предназначение свое я выполнил. И даже несколь- ко лет поездил на компактном двухколесном с возвратно-посту- пательным пере- мещением педа- лей. При подъеме или неровностях дороги я тянул руль на себя, и скорость добавлялась мышечными усилиями рук. Прибавка ско- рости с помощью рук и веса в моей модели ощущалась более значительно, чем при традиционной конструкции. Когда я заходил со своим детищем в автобус, люди смо- трели на меня с удивлением. Велосипед был без сиденья, с необычными педалями и звез- дочкой в непривычномместе. На вилке ведущего управляе- мого колеса я установилмеха- нический двигатель привода. Вроде и велосипед, а вроде и нет. Для «рождения» трехко- лесного велосипеда Самохин пригласил сварщика на дом. Показывал, в каком месте нужно приваривать детали. Но результат по- лучился неудач- ным. Трехколес- ный так и остался пока что в проекте и заготовках. — Е с л и мне удаст- ся его до- ве сти до ума и до- б и т ь с я экспери- ментальной серии вы- пуска , то липецкие мальчиш- ки и дев- чонки, сев на них, произведут фурор, —мечтательно про- износит Алексей Алексеевич. Чтобы узнать п о д р о б - н о - сти о скромном липецком изобретателе велосипедов, автор этих строк связалась с председателем Липецкого отделения всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, доктором педагогических наук, профес- сором Вячеславом Тигровым. — Алексей Самохин дей- ствительно является изобре- тателем и патентообладате- лем самоходного транспорт- ного средства—компактного велосипеда с возвратно-по- ступательным перемещением педалей и кривошипно-ша- тунной трансмиссией, —под- твердил Вячеслав Петрович. — С самокатами подобные эксперименты проводили, а вот с велосипедами — впер- вые. Если кратко, суть изо- бретения — в максимальном использовании собственного веса во время движения. Вме- сто педалей на велосипеде рычаги. Переставляя ноги, человек движется. Такое тех- ническое решение позволяет создать простое по конструк- ции, недорогое транспортное средство, способное быть как грузовым, так и пассажир- ским. Польза изобретения Самохина еще и в том, что при передвижении на этом транс- портном средстве с макси- мальной нагрузкой работают все группы мышц. Есть ли у проекта будущее? Кстати, велосипеды — не единственное изобретение липчанина. В Роспатенте за авторством Алексея Самохи- на также зарегистрировано помещение для содержания домашних животных с уни- кальным оборудованием для отведения отходов: окнами, накопите- лями, трубами. Эти устройства исклю- чают загрязнение окружающей среды и подземных вод от- ходами животновод- ства. Алексей Само- хин и его экспонаты принимали участие в выставках изобрета- телей в литовском го- роде Шяуляе, Киеве, родном Липецке. — Изобретения Алексея Самохина интересны, однако вряд ли кто-то из предпринимателейЛипецкой области осмелится на их реа- лизацию из-за нехватки фи- нансов, — говорит Вячеслав Тигров. — Конечно, можно попробовать обратиться в спе- циализированные предприя- тия по выпуску велосипедной техники. Со своей стороны готов подготовить статьи из описания патентов и разме- стить их в сборнике научных разработок. Возможно, кто- то и заинтересуется. Ветеран-изобретатель с недостроенным велосипедом. Справка «ЛГ» Как ни парадоксально, об изобретении велосипеда — одно- временно очень простом и очень сложном устройстве — мы знаем очень мало. В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818-м запатентовал первый двухколесный самокат, который он назвал «маши- ной для бега». Первый велосипед, похожий на используе- мые в наши дни, назывался Rover— «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колесами, и водитель сидел между колесами. Производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта, прежде всего автомобилей и самолетов. Этот велосипед находится в запасниках Липецкого областного краеведческого музея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz