Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
Красный командир впереди... « Детям войны » в наследство достались мир и страна , на благо которой они служили и работали Надежда Белая В прошлом выпуске «Читатель-га- зета» (см. номер от 20 апреля) было опубликовано письмо отца и сына Меркуловых о встрече с ребятами в Доме детского творчества «Лира» на Сырском Руднике. Отметив, что там очень много делается для патриотического воспитания детей, Меркулов-стар- ший, Борис Григорьевич, поделил- ся своими планами побывать в гостях у ребят еще раз. Ведь нам, признался он загадочно, есть о чем рассказать... Жизнь бросала в бой —Я почти ничего не знаю о своем отце, — говорит Борис Григорьевич. — Кроме того, что он был красным командиром, в Гражданскую войну потерял ногу и умер в 1928 году, когда мне исполнилось семь месяцев. Растили, воспитывали Бориса Меркулова мама и бабушка. Но даже исключительно женское воспитание не подавило в нем мужское, герои- ческое начало, которое наверняка сформировалось и подпитывалось легендарным образом отца. Естьтакаяхорошаяпесня, называ- ется она «Красный командир». Герой в ней погибает: «И лишь холод в гру- ди... Красныйкомандир впереди!»От имени его потомка—сынаилипросто наследника «красной»идеи—впесне говорится так: И куда бы жизнь ни бросала нас в бой, Мне всегда казалось, что рядом со мной В кожаной тужурке и бант на груди Красный командир впереди. Вот такой«красныйкомандирвпе- реди» незримо всегда присутствовал и в жизни Бориса Меркулова. Для нынешних молодых, которых всё чаще называют «поколением боль- шого пальца»—из-за привязанности к сотовым средствам телефонной связи, — слово «красный» не ассоци- ируется с армией, со службойРодине. Это просто цвет — и больше ничего. Для поколения 20-х годов, которому предстояло вывести страну из после- военной разрухи, красным был цвет крови, которую проливали их отцы и деды за освобождение Отчизны. Первым делом самолеты Окончив вБийске автомобильный техникум, Борис Меркулов работал на авторемонтном предприятии. Затем армия, школа младших авиа- ционных специалистов в Ачинске (Красноярский край), служба меха- ником на самолете ТУ-4. В 1951-м он поступил вВысшее военное инженер- но-авиационное училище в Риге. А потом была служба — инжене- ром авиаполка Ли-2 (военно-транс- портная авиация) на Дальнем Восто- ке, вГермании—на вертолетахМи-4, Ми-6, затемна истребителеМиГ-21, в Молдавии, где ему доверили важное секретное задание. А именно: во время войны между ИзраилемиСирией, Египтом, Иорда- нией в 1967 годуБорисМеркулов был назначен старшим группы по пере- даче истребителейМиГ-21 сирийской стороне. Самолеты расстыковали, за- грузили их в большой транспортный самолет, на которомбыли закрашены звезды, —и полетели в Алеппо, где и сейчас идут военные действия. Там самолеты разгрузили, собра- ли, наши летчики их облетали и пере- дали сирийцам. После этой команди- ровкиБорисМеркуловполучилстатус ветерана боевых действий. Но под- робнее об этой операции и о том, как помогали сирийцам восстанавливать разбитые самолеты после нападения на аэродром, он старается не распро- страняться. Хоть и давно это было. В 1970 году его перевели на препо- давательскую работу в то самое Выс- шее военное инженерно-авиационное училище в Риге, откуда он когда-то вышел. Курсантамончиталкурс о си- стемах обеспеченияжизнедеятельно- стиэкипажейлетательныхаппаратов. Казалось бы, на этом его военная карьерамоглаи завершиться. Однако он срочно понадобился в... Ираке: его направили туда военным советни- ком. Три года он помогал местным специалистам и летчикам осваивать наши самолеты. В 1982 году подполковник Борис Меркулов вышел в отставку. Работал начальником штаба ДНД — была в Советском Союзе такая структура: добровольная народная дружина — до самого 1991 года, когда страна в результатеперестройкирассыпалась. И из Риги Меркуловы переехали в Липецк. Быть на посту Если первым делом самолеты, то чтобы от них не отвлекаться, нужен крепкий семейный тыл. Борису Гри- горьевичу повезло: у него всю жизнь была однажена. Они прожили вместе 50 лет. К сожалению, несколько лет назад ее не стало. Но сын, внуки, правнуки — продолжение их любви и верности. Почетной домохозяйкой назы- вает ее Борис Меркулов. Гарнизон- ная жизнь не давала возможности реализоваться в профессиональном качестве. Она ждала его из Сирии, служила «офицерской женой» в Германии, в Ираке. Сегодня, когда ее уже нет, онпродолжает служить— старейшиной Липецкого городского Казачьего общества. Сын его, Александр Борисович, заместитель атамана Липецкого го- родского казачества, окончил то же инженерно-авиационное училище в Риге, тоже дослужилсядоподполков- ника. И оба они, потомки красного командира, считают своим долгомпо мере сил и возможностей стоять на посту, поддерживать казачьюформу и традиции. Историческая ценность Сохраняя наследие прошлого В нашей стране сельских населенных пунктов пример- но в 140 раз больше, чем городов. В каждом восьмом не осталось постоянных жителей. В четверти — их не более десяти человек. Есть села, превосходящие по населению города. А есть не столь большие, но храня- щие в себе частицу истории. Об одном таком месте рассказал наш читатель Николай Королев. —По правую сторону от трассы Липецк—Добринка расположилось село Новочеркутино, бывшее в свое вре- мя крупным волостным центром и славившееся своими ярмарками, и особенно Троицкой. Есть сведения о том, что в 1781 году эти земли были куплены у предков Александра Пушкина генерал-ан- шефом Николаем Салтыковым, воспитателем будущего императора Александра I и его брата Константина. Граф Салтыков переселил сюда из села Черкутино Владимир- ской области 80 семей. 22 из них осели вНовочеркутино, которое, видимо, тогда и получило свое название, осталь- ные расселились в Плавице и Пушкине, в Сергеевке, Дмитровке. В дальнейшем все эти деревни перешли к князьям Голицыным. Русский музыкант Николай Борисович Голицын был женат на внучке графа Елене Салтыковой. Николай Голицын был знаком с Александром Пуш- киным и переводил его стихи на французский язык. Он был сторонником отмены крепостного права, а также соединения православной и католической церквей. Все это принесло князюопалу и ссылку в Тамбовское имение. Его сын Юрий Голицын прославился как хоровой дири- жер и композитор. В имении он организовал певчий хор из крепостных крестьян, который приводил в восторг ценителей и знатоков музыки из Москвы, Петербурга и даже заграницы. За время существования села Новочеркутино в нем были построены школа, Троицкая церковь, больница, почтовое отделение, ветряная мельница, маслобойня, клуб, «молочная», где производились масло, сыры, мо- роженое. Жители были довольны. Когда я был еще мальчишкой, то своими глазами видел остатки былого благоустройства. Помню места, где добывали глину и песок, чтобы делать кирпич и стро- ить крепкие дома. После революции в Новочеркутино создали четыре колхоза, и все «добро» было поделено между ними. Слово обозревателю Игра в куличики Елена Бредис В одном из самых престижных лицеев в соседнем регионе родителям первоклашек объявили, что если они хотят, чтобы их дети получали более серьезные знания по математи- ке и русскому языку, необходи- мо ежемесячно платить по тысяче шестьсот рублей. За это детки будут иметь в неделю два дополнительных урока русско- го и три урока математики. А учатся в этом лицее, между прочим, не только отпрыски богатых родителей, но и те, кто к нему просто территориально относятся и для семейного бюджета которых такая плата — ноша серьезная. А еще директриса этого лицея рассказала на первом общем собрании, что в самомближайшембудущем они, следуя путем инноваций, вообще перейдут на дистанционное обучение. Представляете, какая пре- лесть? Дети сидят дома, получают на электроннуюпочту задания, отсылают назад учителю на проверку. И нервы педагога в полном порядке, и никаких карантинов по гриппу. Что касается изучения новых тем, то все не- обходимые материалы тоже будут рассылаться через Интернет. Бесконечное реформирование, которому наше образо- вание подвергается уже больше четверти века, это отнюдь не просто чье-тожелание подзаработать деньжат на новой линейке учебников или на внедрении каких-нибудь со- временных технических прибамбасов. Это был бы наи- более безобидный вариант. Увы, все гораздо серьезнее. Реформа российского образования — это четкий план западных политтехнологов, нацеленный на то, чтобы в конечном итоге произвести кардинальные изменения в сознании наших детей. Еще Роберт Лей, высокопостав- ленный чиновник Третье- го рейха, завещал: «Ин- новации — главный ваш инструмент. Под маркой экспериментов и заимство- ваний иностранного опыта смело наносите удары ло- мом». Вот таким ломиком по советской системе обра- зования и прошлись. Спрашивается, зачем это было надо, если си- стема эта во всем мире признавалась однойиз луч- ших? Если даже сегодня современная Финляндия сочла необходимым по- заимствовать ее? Да все очень просто: советская система была укоренена в национально-культурных традициях. В тех самых традициях, которые по- зволили нашему народу победить в Великой Отече- ственной войне и в кратчайшие сроки вывести страну на уровень мировых супердержав. Стало быть, ломать надо было самые основы — школьное образование, причем начиная с первого класса. В от как в Воронеже: отсечем всех тех, чьи родители не смогут вносить дополнительнуюплату. Потом в ту же «мусорную корзину» пойдут те, у кого дома нет ноутбука с Интернетом, или чьи родители принци- пиально не хотят, чтобы их дети увязали в «мировой паутине». Этих традиционалистов тоже надо за борт. Следующий шаг — сведем к минимуму роль учителя и его воздействие наюное поколение. Впринципе, учителя можно даже в лицо не знать, достаточно иметь его элек- тронный адрес. А то ведь, не дай Бог, попадется патриот и будет «замусоривать» детяммозги великими достиже- ниями их предков. Или же окажется учитель географии либо литературы харизматической личностью, да и со- бьет с толку подростков, которых родители нацеливают на карьеру юриста или экономиста. Поэтому на всякий случай разорвем эту связь с самого начала. Что там у нас еще осталось? Осталось целостное, си- стемное восприятие мира, которое постепенно, с первого по десятый класс формировалось в советскойшколе. Так сказать, от «мама мыла раму» и пестиков с тычинками до строения мироздания. Остались еще мучительные по- иски себя, своего места и своей роли в этом мироздании. Но зачем все это человеку, чьей главной ближайшей цельюдолжна быть покупка престижной иномарки? Все это станет «обременением» на пути к этой цели. Зачем счастливому обладателю иномарки знать, как работает двигатель внутреннего сгорания? Он в любой момент по телефону вызовет автомеханика или эвакуатор. А авто- механику абсолютно не нужна астрономия, поскольку над головой он преимущественно видит не звездное небо, а днище автомобиля. М аленькие дети обожают спрашивать не только «что это?», но и «а почему это?». Так чтобы при- чинно-следственные связи не возникали, их сле- дует планомерно разрушать вшколе. Пример?Моя мама помогает соседской девочке делать уроки по математике. На одном уроке в шестом классе проходят наименьшее общее кратное, на следующем — уже масштаб. Потом — диаметр и окружность, систему координат. Затем не- ожиданно возникают вероятностные и комбинаторные задачи. На каждую тему один-два урока, домашние задания мизерные и учителем не проверяются. Геоме- трия как предмет не существует. К моменту появления таинственных лично дляменякомбинаторных задач наи- меньшее общее кратное, понятно, забыто. На что рассчи- тано такое перемещение галопом по Европам? Реально ли разложить полученную информацию по полочкам и систематизировать? Нет, она так и останется в мозгу в виде пикселей-точек, ничем друг с другом не связанных. К чему это приведет? Вот как пишет об американцах ректорМосковского гуманитарного университета Игорь Ильинский: «У меня часто возникало ощущение, что я разговариваю с седыми и полысевшими детьми, для которых мир — это песочница, в которой они до сих пор лепят куличи. Когда я чуть отрывался от «земли», в их глазах тут же возникал немой вопрос: «О чем это вы?..» «Маленькие» люди, чуждые больших дел, которые они отдают в руки «больших» людей, надеясь, что те поза- ботятся о них. Наивно и печально, но факт». Д умаю, всем понятно, каким именно «большим людям» выгодно превратить наш народ в детей- несмышленышей, бездумно и беззаботно лепя- щих куличики в своей песочнице. Есть новая машин- ка, новое ведерко, новый совок — что еще нужно для счастья? 3 № 79/25207/27 АПРЕЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Всем понятно, каким именно «большим людям» выгодно превратить наш народ в детей- несмышленышей, бездумно и беззаботно лепящих куличики в своей песочнице. Есть новое ведерко, новый совок — что еще нужно для счастья? ” ЧИТАТЕЛЬ — ГАЗЕТА: тематический выпуск Казаки Меркуловы. ПОСТСКРИПТУМ Сегодня Новочеркутино живет и развивается . Недавно в нем была построена новая школа , а до этого — клуб . Но от времен Голицыных и Салтыко - вых не осталось и намека . А ведь можно было бы сберечь это наследие , хотя бы как пример заботли - вого отношения к людям , умения думать не только о своем благополучии . И если в области еще остались такие приметы прошлого , призываем оберегать их как историческую ценность . Разрушенные барьеры Инвалиды по слуху получили полный доступ к госуслугам Сергей Кибальниченко В сентябре 2015 года в лебедянском офисе «Мои документы» появилось специальное окно, где расположилась видеоте- лефонная диспетчерская служба. Она заметно облегчила жизнь прожи- вающим в здешних краях 35 инвалидам по слуху. Теперь они, столкнув- шись с бытовыми трудно- стями, сразуже связывают- ся по скайпу с диспетчером ОксанойРолдугиной,чтобы она позвонила их родствен- никам, вызвала врача на дом или же подала заявку коммунальщикам. Интер- нетом пользуются практи- чески все инвалиды, тем не менее нередко они лично приходят в офис «Мои до- кументы». Приводит их сюда потребность в живом человеческом общении. Ведь диспетчер не только свободно изъясняется со своими подопечными, но и каждому из них стремится уделить больше времени. Еще в детстве Оксана по самоучителюосвоила язык жестов, который позво- лил ей общаться с семьей глухих, проживающей в соседнем доме. В прошлом году она прошла курсы, позволившие узнать все тонкости сурдоперевода. Новоиспеченному специ- алисту пришлось также внимательно изучить, ка- кие государственные и муниципальные услуги предоставляются в много- функциональном центре. В этом ей помогла руково- дитель лебедянского офиса «Мои документы» Лариса Докиенко (на фото) . Досконально во всем разобравшись,Оксанащед- ро делится полученными знаниями со своими подо- печными. Неудивительно, что слабослышащие граж- данесталинамногочащеоб- ращаться в многофункцио- нальный центр. Здесь они оформляют льготыи субси- дии,подаютзаявкинаполу- чение технических средств реабилитации. Сюда ин- валиды приходят и тогда, когданужно записатьдетей вдошкольныеучреждения, заменить паспорт, прокон- сультироваться по юриди- ческим вопросам. — Работать с инвали- дами по слуху мы стали благодаря президентскому гранту, который на кон- курсной основе получило региональное отделение Всероссийского общества глухих, — рассказывает руководитель лебедянско- го офиса «Мои документы» Лариса Докиенко. — Мы с радостью поддержали это начинание. Ведь для людей, лишенных спо- собности воспринимать звучащуюречь, сурдопере- водчикбольше чемсобесед- ник. Лебедянский район стал пока что единствен- ным муниципалитетом, где на базе офиса «Мои документы» организована видеотелефонная диспет- черская служба. Немалую помощь в реализации этого проекта оказали муници- пальные власти. По инициативе Лари- сы Докиенко на базе офи- са стали ежеквартально проводиться семинары для инвалидов по слуху. Деятельное участие в них принимает председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих Максим Барсуков. К каждому такому меро- приятию сотрудники офи- са готовят специальные буклеты, позволяющие ин- валидампо слухуполучить исчерпывающуюинформа- цию о государственных и муниципальных услугах. Рядовые «Бессмертного полка» Для человека на фронте было очень важно , чтобы о нем не забывали на родине В детстве я донимал деда-фронтовика расспро- сами: как там все было — на войне? Чаще всего он просто отмахивался, но некоторые его немного- словные рассказы оста- лись в памяти до сих пор. Мой дед, Андрей Ива- нович Воробьев, родился в 1890 году в селе Березовка тогда Рязанского, а ныне Данковского района Ли- пецкойобласти.Окончилна «отлично» церковно-при- ходскуюшколу.Исчитался потемвременамграмотным человеком, работал в кол- хозе счетоводом. С первых дней войны по повестке из военкомата он ушел защи- щать Родину. Почти одно- временно с ним на фронт был призван и его старший сын, Владимир Воробьев. Андрей Иванович сна- чала попал в Мордовию, где формировались артил- лерийские части на конной тяге. Он был зачислен в состав артиллерийского расчета, а через некоторое времячасть быланаправле- на на фронт через Москву. Солдатские письма с фронта были скупына опи- сание ратных подвигов, зато сколько в них было тоски по оставленным се- мьям, по роднымместам. И летели после жарких боев «треугольники» с приве- тами и поклонами родите- лям, женам и детям, всем другим родственникам и односельчанам, потому что для человека на войне было очень важно, чтобы о нем помнили, чтобы егождали. Помню, дед рассказы- вал такой случай. Во время очередного фашистского артобстрела товарищ ска- зал ему: «Давай спрячемся в воронку. Два раза в одно место снаряд не попада- ет!» И прыгнул в яму. Но Андрея Ивановича словно само провидение хранило, не пошел он за приятелем, и, как потом оказалось, правильно сделал: какраз в эту воронку и попал второй снаряд… Я все допытывался у деда: а ты домой 9 мая пришел? — Нет. Я еще целый месяцпослеПобедынемцев кашей в Берлине кормил, — отвечал дед, улыбаясь в усы. И это была правда. По приказу советского командования солдатские полевые кухни, к которой был прикомандирован мой дед, кормили гражданское немецкое население в раз- громленной вражеской столице. Когда Андрей Ивано- вич Воробьев возвращался поездом домой, на гимна- стерке его блестели меда- ли. Добрался до станции Политово, где его встречал на лошади родственник Иван. Маленький сын деда Николай, в будущем мой отец, которого не взяли в повозку, побежал пешком встречать отца на стан- цию. Километров за шесть до Берёзовки он встретил повозку. Дед мой, увидев подросшего за четыре года войны сына, не узнал его. — Чей это мальчик бе- жит? — спросил он. — Да это ж твой сын Коля… Но дома деда ждала не только радость встречи, но и горестное известие: в возрасте 19 лет умер в го- спитале от ран его старший сын — Владимир. Дед Андрей Иванович прожил 76 лет, у него было еще трое детей, 8 внуков и 6 правнуков. А теперь уже и 4 праправнука. Награжден медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина». Владимир Воробьев, с. Частая Дубрава. Фото из домашнего альбома КСТАТИ За прошедшие шесть месяцев инвалиды по слуху по до - стоинству оценили весь спектр услуг , предоставляемый многофункциональным центром . Они стали широко ис - пользовать возможности современных информационных технологий . Двенадцать инвалидов по слуху , например , зарегистрированы на портале государственных услуг . Еще семнадцать человек подали заявления на получение универсальной электронной карты . И это только начало …
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz