Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 74 /25202/20 АПРЕЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Продолжение. Начало на 5—8-й стр. — консультирует субъектов предпринимательской деятельности по вопросам избрания необходимых форм и методов защиты их нарушенных прав; — участвует в проверках субъектов предпринимательской деятельности в рамках госу- дарственного или муниципального контроля (надзора); — осуществляет выезды в муниципальные районы Липецкой области в целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи в оформлении жалоб (обращений) на имя Уполномоченного; — обеспечивает участие Уполномоченного в судах; — осуществляет при оценке регулирующего воздействия анализ проектов норматив- ных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и ин- вестиционной деятельности; — осуществляет экспертизу действующих нормативных правовых актов органов госу- дарственной власти и местного самоуправления Липецкой области; — осуществляет взаимодействие с экспертами «рro bono publico» Уполномоченного; — осуществляет взаимодействие Уполномоченного с органами законодательной и ис- полнительной власти, органами местного самоуправления, судами, правоохранительными органами, прокуратурой; — обеспечивает взаимодействие Уполномоченного с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его аппаратом; — ведет документооборот в аппарате; — осуществляет координацию деятельности и взаимодействие Уполномоченного с общественными, правозащитными и иными организациями; — подготавливает проведение Уполномоченным официальных мероприятий («круглых столов», конференций, семинаров) по вопросам защиты прав и законных интересов субъ- ектов предпринимательской деятельности; — подготавливает проекты соглашений о взаимодействии Уполномоченного с орга- нами власти, правоохранительными органами, контрольно-надзорными органами, обще- ственными структурами; — ведет администрирование официального сайта Уполномоченного; — осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченно- го; — сопровождает Уполномоченного при посещении им учреждений, в которых отбывают наказание субъекты предпринимательской деятельности; — осуществляет взаимодействие Уполномоченного во СМИ; — подготавливает пресс-релизы об участии Уполномоченного в мероприятиях; — представляет Уполномоченного на мероприятиях, организуемых региональными уполномоченными других субъектов РФ; — осуществляет иные обязанности, закрепленные в должностных инструкциях сотруд- ников аппарата. В связи с большим объемом работ, выполняемых аппаратом, а также в связи с постоян- но расширяющимся кругом задач, стоящих перед Уполномоченным, вопрос об увеличении штатной численности аппарата Уполномоченного является одним из ключевых. Только его скорейшее разрешение гарантирует выполнение всего объема задач, по- ставленных Президентом РФ Путиным В.В. перед институтом уполномоченных по защите прав предпринимателей. 5. Краткосрочный период нахождения Уполномоченного в должности В настоящее время в Липецкой области институт уполномоченных представлен Упол- номоченным по защите прав предпринимателей в Липецкой области, Уполномоченным по правам человека в Липецкой области и Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области. Ст. 9 Закона Липецкой области № 155-ОЗ от 27 августа 2001 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» и ст. 5 Закона Липецкой области № 523-ОЗ от 18 августа 2011 г. «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» предусматри- вают назначение уполномоченных на должность сроком на 5 лет. В то время как п. 1 ст. 2 Закона Липецкой области от 5 июня 2014 г. № 290-ОЗ «Об Упол- номоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области», Уполномоченный на- значается на должность сроком на 3 года. В связи с этим Уполномоченный считает необходимым внести изменения и изложить п. 1 ст. 2 Закона Липецкой области от 5 июня 2014 г. № 290-ОЗ «Об Уполномоченном по за- щите прав предпринимателей в Липецкой области» в следующей редакции: «Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федера- ции, не моложе тридцати лет, постоянно проживающее на территории Липецкой области, имеющее высшее образование, сроком на пять лет . Одно и тоже лицо не может быть на- значено Уполномоченным более чем на два срока подряд». Раздел 3. Оценка условий осуществления предпринимательской деятельности в Липецкой области. Предложения по улучшению правового положения субъектов предпринимательской деятельности 3.1. Оценка условий осуществления предпринимательской деятельности в Липецкой области Высокие рейтинги, присвоенные Липецкой области ведущими рейтинговыми агент- ствами и компаниями, положительная динамика по всем показателям реального сектора экономики и социальной сферы свидетельствуют об устойчивом социально-экономиче- ском развитии региона, благоприятном инвестиционном климате и оптимальных условиях для осуществления предпринимательской деятельности на территории региона. Мировой лидер в области присвоения кредитных рейтингов международное рейтинго- вое агентство Fitch Ratings (Фитч Рейтингз) подтвердило рейтинги Липецкой области: дол- госрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «В» и национальный долгосрочный рейтинг «AA-(rus)». Про- гноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный». Также эксперты агентства подтвердили рейтинги приоритетных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рын- ке, на уровнях «ВВ» и «AA-(rus)», что отражает улучшение бюджетных показателей Липецкой области. По данным рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) Липецкая область вошла в тройку регионов Российской Федерации с минимальным уровнем инвестиционного риска (2 место). Согласно данным исследования Аналитического центра МСП Банка, Липецкая область вошла в число регионов-лидеров по качеству условий для развития малого и среднего биз- неса. Регион получил рейтинг «А» — «Очень высокое качество условий для МСП». Также Липецкая область входит в число лидеров в ЦФО по объему инвестиций (1 место) и по обороту на 1 малое предприятие (7 место). По данным Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъ- ектах Российской Федерации 2015 года, проведенного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Липецкая область вошла в число регионов- «хорошистов». Причем, как свидетельствуют данные, в регионе особенно эффективны работа организационных и информационных механизмов поддержки бизнеса и непосред- ственно поддержка предпринимательства. По оценке в 2015 году объем валового регионального продукта области сохраняет по- ложительную динамику и составил 455,4 млрд. руб., или 100,3% в реальном выражении к уровню 2014 года. В структуре валового регионального продукта обрабатывающие производства занима- ют 41,4%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 12,2%, строительство — 10%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 9,1%. Индекс промышленного производства в 2015 году составил 100,7% к 2014 году, объем промышленного производства составил более 559 млрд. руб., превысив в стоимостном выражении уровень 2014 года почти на 75 млрд. руб., или на 15,5%. Область занимает лидирующие позиции по объему продукции обрабатывающих произ- водств на душу населения: 2 место в ЦФО и 2 место в Российской Федерации. Область является одним из крупнейших экспортеров. По объему экспорта область за- нимает 3 место в ЦФО и 19 — в России. Продукция липецких производителей поставляется в 80 стран мира. Внешнеэкономическую деятельность осуществляют 156 участников. В регионе осуществляется активное развитие трехуровневой системы привлечения инвестиций: 1) особая экономическая зона федерального уровня «Липецк»; 2) особые экономические зоны регионального уровня (ОЭЗ РУ). Всего создано 10 ОЭЗ РУ (4 — промышленно-производственного типа, 2 — туристко-рекреационного типа, 1 — технико — внедренческого типа, 3 — агропромышленного типа). На территориях ОЭЗ федерального и регионального уровней всего зарегистрировано 87 резидентов и участников с объемом заявленных инвестиций — более 200 млрд. руб.; 3) частные индустриальные парки. Всего создано 3 индустриальных парка: «Кузнецкая слобода», «Рождество» и «Созидатель». Повысилась заинтересованность российских инвесторов в аграрном бизнесе. На каж- дый рубль вложенных государственных инвестиций в агропромышленный комплекс при- влечено 2,5 руб. средств частных инвесторов. Активная инвестиционная политика, проводимая в области, способствует динамичному росту инвестиций. В 2015 году инвестиции в основной капитал составили 116,6 млрд. руб., или 100,7% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах. В целях активизации инвестиционных процессов и снижения возникающих рисков осу- ществляется региональная поддержка хозяйствующих субъектов области, реализующих инвестиционные проекты в форме: 1) предоставления налоговых льгот (льготы по налогу на имущество организаций и по- нижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет) в рамках закона Липецкой области от 25 февраля 1997 г. № 59-ОЗ «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области»; 2) предоставления в залог активов, находящихся в распоряжении залогового фонда области, в рамках закона Липецкой области от 29 сентября 2004 г. № 127-ОЗ «О залоговом фонде Липецкой области»; 3) государственных гарантий области по инвестиционным проектам для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений; 4) предоставления субсидий из областного бюджета; 5) предоставления информационной поддержки. В целях минимизации влияния на экономику области негативных внешних и внутренних факторов, распоряжением администрации области утвержден «План первоочередных ме- роприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Липецкой области в 2015 году и на 2016 — 2017 годы», в соответствии с которым в 2015 году реализованы мероприятия по повышению эффективности расходования бюджетных средств, обеспечению конкурентоспособности и финансово-экономической стабильности хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, созданию условий для развития малого предпринимательства и другие мероприятия. Все это свидетельствует о том, что в Липецкой области созданы максимально благопри- ятные условия для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. В целях анализа эффективности созданных условий для осуществления предпринима- тельской деятельности проведено анкетирование предпринимателей Липецкой области. 3.2. Итоги анкетирования субъектов предпринимательской деятельности в Липецкой области В целях оценки влияния административной и регуляторной среды на развитие малого и среднего бизнеса в Липецкой области, аппаратом Уполномоченного в январе — феврале 2016 года был проведен социологический опрос «Административный климат в Липецкой области». В опросе приняли участие предприниматели города Липецка и Липецкой области. Объем выборки составил 100 респондентов из 10 муниципальных образований Липецкой области (г. Липецка, г. Ельца, Данковского, Добровского, Добринского, Лебедянского, Лев Толстовского, Липецкого, Краснинского, Тербунского районов). Среди опрошенных 94% составили руководители и владельцы предприятий. Большинство опрошенных респондентов свою деятельность отнесли к категории мало- го бизнеса — 83%, к категории среднего — 2%, остальные — к категории индивидуальное предпринимательство (без найма сотрудников) — 15% (рис. 1). Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой из предложенных вариантов наиболее соответствует вашей организации с точки зрения размера компании?» Более 68% опрошенных респондентов являются опытными предпринимателями, так как осуществляют предпринимательскую деятельность более 4-х лет, в том числе более 8-ми лет — 31% (рис. 2) . Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как давно вы занимаетесь бизнесом?» Ниже представлено распределение респондентов по видам осуществляемой ими де- ятельности, основными из которых являются: оптовая и розничная торговля, консалтинго- вые, бытовые услуги, строительство и другие виды (рис. 3) . % Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Укажите основной вид деятельности вашей организации?» Таким образом, в целом опрашиваемая группа респондентов является референтной для оценки регуляторной и административной среды. Статистическая погрешность выбор- ки по результатам исследования составляет не более 4%. Анкета опроса представлена в «Приложении 2» к настоящему докладу. На первый вопрос анкеты об осведомленности респондентов об институте Уполномо- ченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, две трети респондентов (66%) ответили, что знают или что-то слышали об институте Уполномо- ченного при Президенте Российской Федерации (рис. 4) . Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Знаете ли вы о существовании института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей?» Из числа осведомленных респондентов о существовании института Уполномоченного, треть респондентов считают деятельность регионального Уполномоченного эффективной. При этом более половины респондентов (59%) затруднились ответить на этот вопрос, в связи с тем, что лично не обращались в аппарат Уполномоченного (рис. 5) . Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли вы эффективной деятельность регионального Уполномоченного по защите прав пред- принимателей в Липецкой области?» Таким образом, по результатам опроса необходимо усилить работу, направленную на информирование предпринимателей Липецкой области о целях и задачах института Упол- номоченного с привлечением общественных организаций, исполнительных и муниципаль- ных органов власти Липецкой области. Примером активной популяризации института Уполномоченного является управление по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области, которое на каждом мероприя- тии информирует предпринимательское сообщество о работе института Уполномоченного. Далее представлены ответы респондентов на вопросы о проблемах, влияющих на предпринимательскую деятельность в Липецкой области. Основной проблемой является значительное количество проверок, осуществляемых органами власти различного уровня и прокуратурой. По результатам опроса в 2015 году проверки были проведены более чем у 36% респон- дентов из числа опрошенных. Следует обратить особое внимание на то, что проверки в основном направлены на одно и то же лицо, у 13% респондентов проведено от 4-х до 6-ти проверок, т.е. контрольно-надзорные органы власти продолжают «кошмарить» бизнес (рис. 6) . Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сколько проверок было проведено в вашей компании?» Из числа респондентов, подвергшихся проверкам, только 20% получали уведомления об их начале. Подавляющее большинство респондентов (80%) о проверках узнавали с при- ходом к ним проверяющих (рис. 7) . Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Получали ли вы в 2015 году уведомления по внеплановым проверкам?» В рамках проведенного опроса аппаратом Уполномоченного было установлено, что под проверками предприниматели понимают, в том числе, рейды специалистов ИФНС Рос- сии по Липецкой области и прокурорские проверки, которые не являются внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осу- ществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», но пред- приниматели воспринимают их именно как внеплановые проверки. По результатам опроса более половины респондентов (56%) считают, что проверки проводятся с нарушениями со стороны контрольно-надзорных органов (рис. 8) . Рис. 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли вы, что проверки проводятся с нарушениями со стороны контрольно-надзорных органов?» Более 38% респондентов считают, что инспектор всегда по-разному выбирает кон- кретную санкцию (размер наказания) из предусмотренных законом минимальных и макси- мальных размеров, что зависит, по мнению респондентов, от их поведения по отношению к инспектору (коррупциогенный фактор). При этом только 12% респондентов отмечают, что наказание ограничивается первый раз всегда предупреждением (рис. 9) . Рис. 9. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каким образом, с вашей точки зрения, инспектор выбирает конкретную санкцию (конкретный размер наказаний) из предусмотренных законодательством вариантов?» Ни один из респондентов не отметил, что наказания за последние три года «смягчились значительно» или «смягчились незначительно» (рис.10) . Рис. 10. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как изменились наказания за последние 3 года?» По данным респондентов к ведомствам, создающим максимальные административные барьеры для ведения предпринимательской деятельности относятся: Роспотребнадзор, ФНС России, Ростехнадзор и другие (рис. 11) . % Рис. 11. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Ведомства, создающие, по мнению малого бизнеса, максимальные административные барьеры для ведения предпринимательской деятельности?» Более 43% респондентов считает, что шансы выиграть судебное разбирательство, если оппонентом являются государственные органы власти, являются минимальными или нет никаких (рис.12) . Рис. 12. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы шансы выиграть судебное разбирательство, если вашим оппонентом будут государственные органы власти?» Необходимо обратить внимание, что более половины респондентов (48%) отметили, что знают случаи, когда представители власти используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам, причем это является весьма распространённой практикой (рис. 13) . Рис. 13. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Знаете ли вы о случаях, когда представители власти используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам?» Большая часть респондентов (82%) не получали государственную поддержку, а 42% не планируют ее получать. Необходимо отметить, что респонденты, которые получали го- сударственную поддержку (18%), в дальнейшем не планируют получать ее вновь, так как пояснили, что это влечет дополнительные контрольные мероприятия со стороны главного распорядителя средств областного бюджета и органа государственного финансового кон- троля по проверке соблюдения получателями государственной поддержки условий, целей и порядка ее предоставления (рис. 14) . Рис. 14. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Получала ли ваша компания меры государственной п поддержки?» Бизнес-услуги, консалтинг Бытовые услуги ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) Геология, разведка недр Здравоохранение и физическая культура что-то слышал 27% да знаю, это весьма распространенная практика в регионе 48% да знаю, но в нашем регионе это встречается нечасто 18% 64% Индивидуальное предпринимательство (без найма сотрудников) 3-х 4-х 7-ми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz