Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
Слово обозревателю 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 69/25197/13 АПРЕЛЯ 2016 Круг интересов Фото Анатолия Евстропова Краски вечного детства Из частной коллекции в выставочный зал И. Неверов Не всякий даже весьма искусный в своем ремесле художник возьмется за изображение детей. Липецкий неутомимый коллекционер живописи Анатолий Нехорошев не раз с этим сталкивался, заказывая портреты дочери и сына разным мастерам и в родном городе, и в Москве, и где-нибудь в Тюмени. Темне менее среди вось- ми сотен собранныхимпро- изведений десятки холстов посвящены детству. И это не только портреты Ани и Паши Нехорошевых. Художники настойчиво пытаются найти средства, чтобы поведать о том, как начинается жизнь чело- века, как он становится частицей нашего прекрас- ного и тревожного мира. Сегодня эти работы из со- брания Анатолия Ники- форовича экспонируются в выставочном зале детской художественной школы № 2 имени Сурикова. Выставки из нехоро- шевской коллекции давно и органично вписались в хронику культурной жиз- ни региона. Но такой не- обычный тематический вернисаж предлагается публике впервые. На пре- зентации, естественно, больше всего было воспи- танников школы, которые сами пробуют силы на творческом поприще. И у них появился повод за- думаться, отчего зрелые авторы с опаской решают- ся сделать своими героями детей. Да, разумеется, нелег- ко заставить маленьких непосед попозировать на сеансе хотя бы несколько минут. Нехорошев с юмо- ром вспоминал, как кто-то из художников, отчаяв- шись, нарядил в детские костюмчики манекены из соломы. И лишь на завер- шающей стадии работы уговорил малышей, пусть совсем недолго, посидеть неподвижно. Однако куда сложнее другая задача: избежать сентиментальности, умиль- ности, слащавости. Не пре- вратить ребенка в гламур- ного ангелочка. Передать в красках непосредствен- ность и энергию юных пер- сонажей, поэзию детства. И этический посыл, и пластический лейтмотив многих отобранных для выставкикартин—чувство защищенностималенького человека любовью взрос- лых. Укаждого художника они звучат и воплощаются по-своему. У кого-то осо- бенно отчетливо и ясно, как, допустим, в коллек- тивном портрете Николая Углова, назвавшего свою композицию «Под крылом матери», или в небольшом этюде Олега Кузина, ва- рьирующего вечную тему мадонны с младенцем. Но, конечно, спектр настроений, пережива- ний, состояний, которые вдохновляли мастеров, этим не ограничивается. У старейшины цеха ли- пецких живописцев Евге- ния Сальникова детство разворачивается словно сказочная феерия. Саль- никовский праздник цвета и света пропитан ритмами воздушного танца, вольно- го полета, ощущения сча- стья без конца и края. Того ощущения, что тускнеет, истончается, исчезает, ког- да ты взрослеешь. Пред- вестие неизбежного про- щания с детством придает тайный драматизм работе замечательного елецкого художника Николая Кли- мова. Трое мальчиков, уже считайте, подростков. Их отношения с реальностью больше отнюдь не безоб- лачны. В экспрессивно выполненныхфигурах уга- дываютсянастороженность инапряжение, потребность в самостоятельности и не- зависимости. Анатолия Нехорошева всегда интересовало в пер- вуюочередь творчество зем- ляков. Он хочет, чтобы его собрание какможно полнее отражало то, что создано липецкими живописцами, графиками, скульпторами. Однако «детский» раздел стал исключением. В нем представлены и москвичи, и петербуржцы, и худож- ники Костромы, Владиво- стока, Донецка. Без этого, вероятно, какие-то краски детства были бы упущены, какие-то мотивы остались бы за пределами и коллек- ции, и только что открыв- шейся выставки. Соревнования по-взрослому Спартакиада « Быстрее ! Выше ! Сильнее !» выявила самых сильных липецких дошколят Елена Панкрушина Ева, Ирина, Артем и Дима ходят в одну группу 134-го детского сада областного центра. Они вместе играют, гуляют, занимаются творчеством. А еще их объединяет спорт — ведь они, как лучшие из лучших среди сверстников, вошли в сборную от своего образо- вательного учреждения для участия в 16-й город- ской Спартакиаде до- школьников «Быстрее! Выше! Сильней!». Настав- ники к выбору команды подошли с особой тща- тельностью: ребят должна была отличать не только хорошая физическая подготовка, но и понима- ние ответственности за соревнования. — Нашим ребятам не надо объяснять, что такое настрой на победу, — уве- рена их тренер Наталья Иванова. — Они и сами готовы выложиться на все сто ради лидерства. Меда- ли для них лучше любых подарков. С ними они по- том по несколько дней не расстаются: носят в садик, даже спят с ними. В своих подопечных физруки из этого садика не ошиблись. Ребятиш- ки сумели завоевать два «золота» — в плавании и ритмической гимнастике, установить несколько лич- ныхикомандныхрекордов. Только вот в итоговых со- ревнованиях по основным видам движений не смогли они подняться выше тре- тьей ступеньки пьедестала почета, разделив это место с юными спортсменами из 122-го детсада. Лидером же оказалась команда 14- го сада. Судьи соревнований по- старались отметить всех участников, показавших выдающиеся результаты. Шуткалипрыгнуть вдлину на 1,6 метра (норматив 5-го класса) или проскакать за минуту 77 раз на скакалке (норма для третьеклассни- ков)! — Олимпиада проходит ежегодно с 2001 года, и каждый раз мы отмечаем улучшение показателей по сравнениюспредыдущими, —рассказал главный судья соревнований и инициатор ихпроведения, заместитель директора по учебной рабо- те института физической культуры и спорта ЛГПУ Андрей Чеботарев. — Это говорит о том, что систе- ма физвоспитания в до- школьномсектореЛипецка успешно развивается. Организаторами со- ревнований выступили департамент образования администрации города и Липецкий государствен- ный педагогический уни- верситет. По мнению спе- циалистов, Спартакида дошкольников является своего рода трамплином к новым спортивным дости- жениям, системой отбора будущих чемпионов. В свое времяименнона этихсостя- заниях свои первые медали выиграли чемпион Европы по легкой атлетике Андрей Ефремов, мастер спорта по стрельбе Вячеслав Чудо- творов и другие известные спортсмены. «Звездочкам» нынешних соревнований тоже будет предложено всерьез заняться спортом и записаться в какую-либо секцию. —Из победителейСпар- такиадыбудут отобраныне- сколько человек для сдачи нормативов первой ступени комплекса «Готов к труду и обороне», — добавил на- чальникдепартаментаобра- зованиягородаЛипецкаЕв- гений Павлов, посетивший финальные соревнования во Дворце спорта «Моло- дежный».—Уверен, ребята и здесь сумеют завоевать значки отличия. Также поприветство- вать ребят, дошедших до финала, прибыл вице-мэр города Антон Курочкин, который пожелал юным землякам по жизни дру- жить со спортом и здоро- вым образом жизни. Путь к победе начинается с преодоления себя. КСТАТИ В общей сложности в соревнованиях приняли участие четыреста воспитанников из 64 дошкольных учреждений Липецка . Победителям были вручены кубки , грамоты и спортивные призы . Неспортивный азарт Исаак Розенфельд Начну я мои невеселые заметки все-таки с оптимистической цита- ты: «О спорт, ты— справедливость! Ты указываешь прямые, честные пути, которые ищут люди для достижения целей, поставленных в жизни». Кто, однако, вспоминает нынче это заклинание великого энтузиаста и идеалиста Пьера де Кубертена, возродившего Олим- пийские игры? Кто искренне, без горькой улыбки или циничной ухмылки, может повторить вслед за ним: «О спорт, ты— мир!»? З ато в СМИ все чаще мелькает сравнение «большого спорта» с войной. Собственно, тут нет ничего нового. Еще в классическом советском фильме тридцатых годовзвучалбодрыйпризыв: «Эй, вратарь, готовьсякбою, часовым тыпоставлен у ворот. Тыпредставь, что за тобой полосапограничнаяидет».Но в тупору воинственная тер- минологиявспортевоспринималаськакметафора.Сейчас не то.Спортивнаяжизньивправдувсебольшенапоминает войну. Подкуп судей на соревнованиях самого высокого ранга. Договорные матчи, ставшие рутиной. Скандал с ФИФА, начадившийна весь земнойшар.Многосерийная допинговая эпопея. В нее вовлекаются все новые фигу- ранты из разных стран. Упорные поиски в этих громких сенсациях политической подоплеки. Иные комментаторы обнаруживают не видимую без микроскопа грань, разделяющуюзлоупотребления запре- щеннымипрепаратами, предположим, вВеликобритании и в России. Там, у них, просто нечестные спортсмены и совративший их врач. Здесь, у нас, чемпионов и ре- кордсменов в мельдониевый капкан подталкивали чуть ли не само государство, коррумпированное и дрожащее за своидолжности спортивное начальство. Доказательств этому ноль. Однако такая версия хорошо работает на мифы о бесстыдстве и коварстве нецивилизованных мо- сковитов. Впрочем, горячо выгораживать и защищать наш отечественныйистеблишмент, отвечающий за спорт, как- то неохота. Бабушка надвое сказала, что хуже: корысть, побуждающая закрывать глаза на нарушение правил, или недальновидность, халатность, некомпетентность. Попробуй поспо- рить с Александром Тихоновым, легендой советского биатлона. Он недавно начертил, по модному выража- ясь, «дорожную кар- ту», что позволила бы исключить любые конфликты со Всемир- ным антидопинговым агентством. Если с января злополучный мельдоний попадал под запрет, необходи- мо было уже осенью неформально работать с руководством феде- раций, медиками, спортсменами, тренерами. И непре- менно передать в агентство список тех, кто принимал лекарство до его запрета. Но потребовать исследований, в какие сроки оно выводится из организма. А если уж все прозевали, то надо хотя бы сейчас отстаивать свою правду, объединившись с другими странами, попавшими в мельдониевую ловушку. Т олько наша спортивная «верхушка» уцепилась за простенькое объяснение: мол, российских гениаль- ных фигуристов и хоккеистов боятся, вот и выши- бают их из игры. Ладно. Пусть так оно и есть. Тогда тем более следовало действовать умно, просчитывая все на десять шагов вперед. Однако при одном условии: цвета российского флага должны защищать ответственные спортсмены, озабоченные не зарубежными контрак- тами, а честью своей страны. Что таких у нас не очень густо, мы убедились еще в «лихие девяностые». Тогда ребята, спрятав подальше свои медали и кубки, пошли в услужение к крутым бизнесменам, и еще хорошо, если не напрямую в ОПГ. Даже прекраснодушный Пьер де Кубертен предви- дел появление отвратительного (его эпитет!) племени спортсменов-профессионалов, которым будут важны лишь деньги. Его предчувствие сбылось. Честолюбивых индивидуалистов растят уже в спортивных школах. Однажды я был на внутришкольных соревнованиях по спортивной гимнастике. Какие страсти бушевали в то- щенькихвосьми-десятилетнихдевчушках!Какнадеялись они, чтоподружки-соперницыоступятся, сорвут элемент, вывихнут ногу. Понаблюдав за ними, мы тут же забрали изшколысвоюдочь, ужеуспевшуюполучитьпервыйюно- шескийразряд.Упасиее, Господи, от этогонеспортивного азарта, недоброжелательства, привычки смотреть на всех как на соперников, чей провал становится твоей удачей. Не будем путать «большой спорт» со здоровым об- разом жизни. Здоровая жизнь с душой, отравленной жаждой славы и миллионных гонораров, исключена. Кстати, меня настораживают и признания, допустим, футбольных болельщиков: мы, дескать, во время матча освобождаемся от негативных, агрессивных эмоций. А не лучше ли разрядиться, самому погоняв мяч во дворе и помахав гантелями, чем срывать голос на трибунах, матеря форварда-мазилу и не назначившего пенальти судью? А вдруг кому-то просто поорать маловато будет? Кто, господа, пополняет тусовки фанатов, которые желают выпустить пар, разбивая носы, а то и головы болельщикам-«чужакам»? Н е пора липризнать: спорт приближаетсяк тупику? В победных голах, очках, секундах все заметнее доляхимическихвеществ.Причемих создателине устаютискатьпрепараты, которые черта с два распознают спецы из антидопинговых агентств. А у человеческого организма свои пределы. Переступить через них без тех же препаратов все труднее. О чем, к слову, и напомнил проштрафившийся английский врач Бонар. Я даю спор- тсменам допинг, чтобы уравнять их шансы с соперника- ми, также принимающими аналогичные медикаменты, сказал он. Если продолжить мысль мистера Бонара, то после стопроцентного торжества агентств, расширяющихпере- чень табуированныхпрепаратов, спортивные результаты перестанут расти.Атоипоползут вниз.Ишоу, накотором наваривают миллионы, начнет терять рейтинги. Красивая утопия Пьера де Кубертена разбилась, на- толкнувшись на рыночную стену. На жадность и нераз- борчивость и самих спортсменов, и околоспортивного окружения. Возможно ли спасти мечту инициатора олимпийского движения? Как это сделать? Ответов пока не слышно. Красивая утопия Пьера де Кубертена разбилась, натолкнувшись на рыночную стену. На жадность и неразборчивость и самих спортсменов, и околоспортивного окружения ” Родное и вселенское В Москве прошла международная конференция , посвященная Вячеславу Иванову Сергей Кибальниченко На прошлой неделе в Москве состоялась международ- ная научная конференция «Родное и вселенское: к 150-летию Вячеслава Иванова». Посвящена она была поэту, философу и теоретику символизма, оставивше- му глубокий след в истории отечественной культуры. И хотя в 1924 году писатель навсегда уехал в Италию, в Советском Союзе его имя никогда не было под запре- том. Богатейшее наследие Иванова, тем не менее, долгое время оставалось «неизведанным материком», который только ждал своих первооткрывателей. Иванов был поистине многогранной личностью. Глу- боко изучив творчество Достоевского, он посвятил ему несколько интересных литературно-критических работ. На высказанные в них идеи опирался Михаил Бахтин, когда писал свою выдающуюся книгу «Проблемы поэти- ки Достоевского». Прекрасный знаток древних языков, Иванов опубликовал две глубокие работы, посвященные древнегреческой религии. Отдельного разговора заслу- живают творческие связипоэта-символиста сфилософами Серебряного века — Сергеем Булгаковым, Владимиром Эрном, НиколаемБердяевым иПавломФлоренским. Они обсуждали общие темы, спорили, обогащали друг друга интересными идеями. В нашей стране интерес к наследию поэта-символиста сталпробуждатьсялишьв70-80-е годыпрошлоговека бла- годаря СергеюАверинцеву, филологу с мировым именем. Его блестящие статьи, созвучные масштабам личности Вячеслава Иванова, принесли богатые плоды. Сегодня изучением творчества писателя занимаются серьезные ученые во многих европейских странах. Практически все ониприехаливМосквунамеждународнуюконференцию. Среди них особо стоит назвать Геннадия Обатнина (Хель- синки), Марию Цимборску-Лебоду (Люблин), Андрея Топоркова (Москва), Анджея Дудека (Краков), Елену Та- хо-Годи (Москва), Маризу Денн (Бордо) и многих других. Но, пожалуй, самой интересной фигурой является «русскийитальянец»АндрейШишкин, уже долгое время преподающий русскую литературу в университете города Салерно. В свое время его наставником был известный со- ветский филолог Виктор Мануйлов, один из ближайших учениковВячеславаИванова.По его рекомендациив 1986 году Шишкин отправился в Рим к сыну поэта Димитрию Иванову. СегодняАндрейБорисовичявляетсяхранителем римского архива писателя. Его стараниями все рукописи поэтабылиоцифрованыиопубликованына сайтеv-ivanov. it. На конференции в Москве Шишкин представил инте- ресный доклад «Образ Вячеслава Иванова в портретах за четыре десятилетия». Важно упомянуть и о Светлане Титаренко, крупном ученом из Санкт-Петербурга. Несколько лет назад была опубликована её книга, посвященнаямифопоэтикеВячес- лава Иванова. На сегодняшний день это одна из лучших монографий о его творчестве. В своем докладе, сделанном на московской конференции, Светлана Дмитриевна рас- сказала об английскоммистике, поэте ихудожникеДанте Габриэле Россетти, а также о его влиянии на Вячеслава Иванова. Всего же на конференции прозвучало 60 докладов. В рамках небольшой газетной публикации невозможно рассказать обо всех участниках этого форума, тем не менее нельзя не сказать об ученом из Смоленска Ларисе Павловой, которая уже много лет изучает поэтический языкВячеславаИванова. Этойтеме онапосвятиладесятки интереснейшихработ, в томчисле обстоятельнуюмоногра- фию, посвященную символике животных в лирике поэта. Сегоднякандидатские диссертации защищают уже её уче- ники, так что в Смоленске постепенно складывается своя научная школа, в центре внимания которой творчество Иванова. На конференции в Москве Лариса Викторовна представила интересный доклад, посвященный скрытым ресурсам символа в лирике поэта-символиста. Автор этих строк также стал участником научной конференции. В своем докладе он попытался представить новую трактовку заключительной сцены трагедии Вячес- лава Иванова «Прометей». Что русскому хорошо… В елецком « Бенефисе » ставят Лескова Сергей Малюков «Обещания исполняют по обстоятельствам!». Вот и немецкий инженер Гуго Карлович Пекторалис обещал построить в русской деревушке паровую машину и подчинить себе всё, что только можно на чужбине, да не тут-то было… «Железная воля» — знаменитый сатирический рассказ Николая Лескова о непреодоли- мой пропасти в национальных характерах русского человека и «чужеземца». Он вдохновил главного режиссера Елецкого драматического театра «Бенефис» Радиона Букаева на новую работу. Инсценировку произ- ведения классика напи- сала молодой драматург, выпускница мастерской Николая Коляды — Ири- на Васьковская из Ека- теринбурга. Бережно со- хранив идею и настроение оригинала, она создала емкую и изобилующую деталями пьесу. Основная сложность, как и в работе над любым спектаклем, — осовременить и актуа- лизировать, преподнести в новом свете для зрителя выбранныйматериал. Син- тез подчеркнуто абстракт- ного, временамициркового и вполне реалистичного бытового — главный при- ем, который по части сце- нографии осуществляет художник театра Всеволод Громовиков. Отдельную миссию в работе над «рус- ским духом» постановки выполняет писатель, фоль- клорист и гармонист Алек- сандр Новосельцев. Как рассказала «Ли- пецкой газете» заведую- щая литературно-драма- тической частью театра Анастасия Казарян, быт русской глубинки со своим мировоззренческим усто- ем, «подводными камня- ми» и даже философией является мощным лейтмо- тивом всего спектакля, на фоне которого происходя- щие события приобретают гротесковуюостротуидаже абсурдность. Классика ста- новится актуальной как никогда. «… И железная-то у них воля, и поедят они нас по- едом… Ну, железные они, так и железные, а мы тесто простое, мягкое, сырое, не пропечённое… вы бы еще вспомнили, что и тесто в массе топором не разру- бишь, а, пожалуй, еще и то- портампотеряешь».Вспек- такле играют заслуженный артист России Владимир Громовиков, ЕвгенийЕрма- ков, ДмитрийГолобородов, Кира Оборотова, Андрей Скоров. В роли Пекторали- саГугоКарловича—Сергей Приставко. Премьера «Железной воли» состоится 14 и 15 апреля. Художники настойчиво пытаются найти средства, чтобы поведать о том, как начинается жизнь человека, как он становится частицей нашего прекрасного и тревожного мира ” «А ЧТО ТАМ?». Т. ЖЕБЫЛЕВА, ХОЛСТ, МАСЛО, 2008 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz