Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
Слово обозревателю 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 68/25196/12 АПРЕЛЯ 2016 Круг интересов Фото Павла Острякова Первый навсегда X Окончание. Начало на 1-й стр. Космический корабль «Восток» создавался у нас как универсальный. В пилотируемом варианте он летал шесть раз. Его модификация «Восход» позволила отправить впервые в космос экипажи, состоявшие из двух-трёх космонавтов. С борта «Восхода-2» Алексей Леонов осуществил первый в мире выход в открытый космос. А другие модификации этого корабля использовались в качестве спутника фоторазведки («Зенит») и для про- ведения научных исследований и экспериментов («Фотон», «Бион»). Заложенные ещё в конце 50-х годов прошлого века технические решения позволяют применять этот космиче- скийкорабль и в наши дни. Так, в 2014 году был выполнен длительный полет корабля «Фотон-М4», в ходе которого были осуществлены биологические эксперименты по изучению влияния невесомости на живые организмы. К запуску в 2019 году готовится очеред- ной корабль этой серии. Но наибольшего успеха мы до- бились в создании универсального космического корабля «Союз», пред- назначенного как для автономных полетов на орбиту вокруг Земли с научными и прикладными целями, так и для доставки экипажей на борт орбитальных станций. Этот корабль в различных модификациях летает и сегодня, он показал свою надежность ихорошие эксплуатационные качества и является в настоящее время един- ственным средством доставки экипа- жей на Международную космическую станцию. Американскаямногоразовая космическая система «Спейс Шаттл», продемонстрировав высочайший уро- вень инженерной мысли, оказалась слишком дорогой в эксплуатации, не оправдала надежд с точки зрения упрощения доступа человека в космос и безопасности космических полетов. Поэтомупосле 30лет эксплуатацииона была закрыта. Гонка за облаками Пилотируемая космонавтика во все времена играла очень важную полити- ческую роль. Ведь она демонстрирует всему миру экономический, научный, технологический потенциал стран, осу- ществляющих такие проекты. Неслу- чайно то, что созданием пилотируемых кораблей занималась и Европа. В 90-е годы прошлого века был практически готов кполетам европейскийпилотиру- емыймногоразовый крылатый корабль «Гермес». К сожалению, анализ его стоимости,востребованностииотдачиот эксплуатации показал, что перспектив у такого аппарата на данном этапе нет. Вот почему он так в космос ине взлетел. Другим путем в пилотируемой кос- монавтике пошел Китай. В 2003 году на орбиту стартовал «Шеньчжоу-5», на борту которого находился первый китайский космонавт Ян Ливей. Кста- ти, «Шеньчжоу» внешне очень похож на наш «Союз». Это далеко не копия легендарногокорабля, хотяиявляется, по сути, повторением классической, проверенной многими десятилетиями схемы. Просто оказалось, что для ре- шения задач на околоземной орбите ничего лучшего придумать нельзя. На сегодняшний день Китай имеет опыт стыковки и создания на орбите экспе- риментальнойпилотируемой станции, готовится к запуску вторая орбиталь- ная лаборатория «Тянгун», на которой планируетсяужедлительная, околоме- сяца, работа китайских космонавтов. А к 2020 году КНР намерена создать полноценный орбитальный комплекс, состоящий из нескольких модулей и снабжающийся всемнеобходимымдля длительнойработыкосмонавтов транс- портным грузовымкосмическимкора- блем. Другими словами, Китайидет по нашему пути, повторяя основные его этапы. Но там уже заявили, что их це- льюявляетсяЛуна, на поверхность ко- торойвконце следующего десятилетия должен ступить китайскийкосмонавт. В новой, только что утвержденной правительствомФедеральнойкосмиче- ской программе России на ближайшие 10летпредусматриваютсядальнейшие работы по наращиванию российского сегментаМКСнаучнымии энергетиче- скимимодулями.После 2024 года, ког- да должна завершиться ее эксплуата- ция, Россия продолжит эксперименты на околоземной орбите, используя уже имеющиеся возможности– грузовые и пилотируемые транспортные космиче- ские корабли «Прогресс» и «Союз». Но уже сейчас ведутсяработыпо созданию нового корабля, которому предстоит доставлять экипажи на Луну и воз- вращать их из космоса на Землю. А отправлять его в далекие путешествия будетноваяракета-носитель «Ангара», испытания которой уже начались. Правда, из-за экономических проблем экспедиции к нашей небесной соседке стартуют чуть позже, чем планирова- лось. Однако от такой амбициозной цели Россия не отказывается, к концу следующего десятилетия и наши кос- монавты должны ступить на лунную поверхность. А примерно к 2035 году на Луне может появиться российская постоянная обитаемая научная база. На Дальнем Востоке завершается строительство первой очереди нового российскогокосмодрома«Восточный». Уже в апреле там намечено провести первый пуск ракеты-носителя «Союз» с научными спутниками. В 2017 году начнется строительство стартового комплекса для тяжелой ракеты-носи- теля «Ангара». Рядом с космодромом уже появился новый современный го- родЦиолковский. Тамже планируется создать российский центр подготовки космонавтов длядальнихкосмических полетов. До встречи, Марс! А впереди уже явно проглядыва- ются перспективы отправки землян на Марс. И у нас в России, и в США к этому прилагаются определенные усилия. Так, все наши космонавты, возвращаясь из полугодовых экспеди- ций на МКС (а Михаил Корниенко из годовой), уже на Земле проходят цикл различных испытаний, цель которых — определить их способность после длительного пребывания в невесо- мости управлять космическим кора- блем, совершающим посадку на Марс, осуществлять выходы в специальных скафандрах на его поверхность. Недавно в институте медико-био- логических проблем успешно завер- шился полуторагодовой эксперимент «Марс-500» по имитации полета кос- монавтов Красной планете. Шестеро человек-добровольцев из России, Франции, Италии иКитая, находясь в замкнутомпространстве лаборатории, отрабатывали все процедуры такой экспедиции: перелет кМарсу, посадку и работу на его поверхности, взлет и возвращение на Землю. Причем ко- мандовать посадочным модулем было доверено нашему земляку, уроженцу Данкова Александру Смолеевскому. Он выполнил три «выхода» на ими- татор поверхности Марса, а также отработал процедуры «спасения» по- павшего в беду итальянца. Уже сейчас мы приобретаем бесценный опыт для будущих дальних полетов в Солнечной системе. Здоровье с доставкой на дом В Липецкой области стартовал « Кардиомаршрут -2016» Ирина Смольянинова Выездная акция «Кардиомаршрут-2016» является частью большого профилактического проекта «На- встречу долголетию», осуществляемого региональным управлением здравоохранения, цель которого — сни- жение смертности от сердечно-сосудистых болезней и увеличение продолжительности жизни населения Липецкой области. В этом году «Карди- омаршрут» стартовал с центральной площади го- рода Усмани. Перед на- чалом профилактической акции, в рамках Дня здо- ровья, организованного администрацией района, волонтеры из числа уча- щихся усманских педаго- гического и медицинско- го колледжей провели массовую зарядку. Они также распространяли буклеты по профилактике наркомании, алкоголизма, курения и сердечно-сосу- дистых заболеваний. Оздо- ровительные мероприятия прошли вместномЛедовом дворце, в бассейне и на площадке перед медицин- ским колледжем. Чтобы убедить людей в необходимости вести здоровый образ жизни и напомнить об ответствен- ности за свое здоровье, специалисты областного центра медицинской про- филактики, областных и городских медицинских учреждений подготовили ряд информационных и профилактических ме- роприятий. В разверну- том на площади перед усманскимДКпалаточном городке можно было отве- дать чай из лечебных трав, получить рекомендации по здоровому образу жиз- ни, проверить содержание угарного газа в легких и поучиться у специалистов центра последипломно- го образования, как ока- зывать первую помощь пострадавшему в ДТП или просто потерявшему сознание человеку. Для юных посетителей пала- точного городка был орга- низован конкурс детских рисунков на асфальте, посвященный здоровому сердцу. В поликлинике Ус - манской межрайонной больницы, где проводили консультативный прием местные и липецкие вра- чи-кардиологи, в этот день яблоку негде было упасть. В развернутых отдель- но «Кардиогородке для взрослых» и «Кардиого- родке для детей» во время обследования проходило подробное анкетирова- ние пациентов, измерение давления, пульса, снятие антропометрических дан- ных, электрокардиогра- фия и эхокардиография по показаниям. Как рассказала глав- ный кардиолог области Алла Тихонова, выездные акции «Кардиомаршру- та» включают в себя про- ведение профилактиче- ских осмотров с целью выявления факторов ри- ска развития сердечно- сосудистых заболеваний, раннюю их диагностику, а также медико-профи- лактические консульта- ции по здоровому образу жизни. Во время таких осмотров также выявляют пациентов, нуждающихся в оказании высокотехно- логичной медицинской помощи на базе регио- нальных сосудистых цен- тров. Впервые подобные вы- ездные акции были прове- дены в 2015 году в рамках областного профилактиче- ского проекта «От сердца к сердцу». С апреля по сентябрь прошедшего года специалисты 17 медицин- ских учреждений региона побывали в девяти районах Липецкой области. Было обследовано около 4000 человек. В этом году марш- рут профилактической акции проляжет через Елецкий, Краснинский, Тербунский, Лебедянский, Липецкий, Воловский и Грязинский районы. Глава администрации области Олег Королёв при- дает большое значение повышению уровня ока- зания медицинской по- мощи жителям области и формированию у них приверженности к здо- ровому образу жизни. С этой целью в регионе была создана и оснащена совре- менным оборудованием сеть сосудистых центров. Разработанная в 2015 году областная програм- ма, включавшая целый ряд мероприятий, направ- ленных на профилактику заболеваний системы кро- вообращения, позволила Липецкой области войти в число лучших регионов при подведении итогов все- российского Года сердца. Маршрут акции привычен: к здоровому образу жизни. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Дело , начатое в 1961 году Юрием Гагариным , будет продолжено . На сегодняшний день в космосе побывали 547 космонавтов различных стран . В будущем число людей , видевших родную Землю с космических высот , будет расти , профессия космонавта перестанет быть редкой . Но Юрий Гагарин останется первым навсегда . И мы должны помнить об этом , бережно относиться к своей истории , передавать это поистине великое наследие тем , кто идет вслед за нами . Ар-деко на задворках Виктор Страхов Много лет прошло, а ощущение такое, будто все случилось только вчера. Жаркие и длин- ные июньские дни. Красивая Меча. Под голубым килем байдарки светлая искрящаяся от солнца и ветра вода. На крутых берегах буйство красок и коньячный аромат полевых цветов. Мы сплавляемся уже пятый день. Позади изумитель- ные сказочные места. Стреми- тельные бурляще-гремящие перекаты и загадочные тихие плесы. Крошечные каменистые пляжи и утренняя тяжелая от росы трава по пояс. Чудом сохранившиеся древние церквушки и почти такие же огромные отполированные тысячелетиями глыбы песчаника. Они и в русле реки, и на высоких косогорах, и на отвесных скалах, и даже на деревенских огородах. В прочем, все эти красоты и приключения нам и обе- щали лоции знакомых туристов-водников, уже сплавлявшихся здесь и настойчиво рекомендовав- ших живописную «тульскую Швейцарию» под Шилово. ИШилово, и«Швейцария», иКрасиваяМечавверховьях, могу повторить, произвели на нас самое романтическое, какое-то горное и поэтому ошеломляющее впечатление. Но запомнилась река и в своем нижнем течении уже в Липецкой области. Раннее утро. Безветрено. Туман клочьями. Все более близкий шум падающей воды. Очередной перекат, дога- дываемся мы. И вдруг над водой, над дымкой появляется будто парящий в зыбком свете белый дворец. —Ар-деко, тридцатые годы,—сходупытаетсяопреде- лить архитектурный стиль сооружения и дату его первого явления народу штурман, закончивший когда-то инже- нерно-строительный институт. — Сергиевская ГЭС, начало пятидесятых, — флегма- тично уточняет командор экспедиции. Нам бы остановиться, оглянуться, сойти на берег, по достоинствуоценить советскийар-деко, тогдаещенеплохо сохранившийся, равно каки австрийские репарационные турбины. Но воды было много, струи мощные, и мы адре- налину ради проскочили рукотворный бетонный порог. Через несколько километров с минимальной разведкой и опять же максимальным адреналином форсировали ТроекуровскуюГЭС.Инаночлег остановилисьлишьнепо- далеку от устья Красивой Мечи, на мощных ровных, как стол, известняковых плитах в створе еще одной бывшей ГЭС — Кураповской. Нам было хорошо. Мы преодолели довольно сложные по байдарочным меркам препятствия. И только много лет спустя, специ- ально приехав на ГЭС в Сергиевское и Троекурово, я понял, какмногомыпотеряли. Ведь в своем первом походе по Красивой Мече мы, по сути, не обратили внимания на главные ее достоприме- чательности. Нет ГЭС в региональных тури- стических анналах и се- годня. Зачем они, спро- сите? Мол, что общего у гидроэнергетики с туризмом? А то же, что и у ветряных мельниц. Это я о том, что один мой приятель, возвратившись из Амстердама, заметил: «Если бы в Голландии не было ветряныхмельниц, ихстоило быпридуматьипостроить». И он не бредил, а понимал, что в том числе и благодаря ветряным мельницам Голландия стала великой туристи- ческой державой. Впрочем, ничуть не хуже понимают это и сами голландцы. А вот понимаем ли мы? Вроде бы да, поскольку тоже претендуем на туристско-рекреационные лавры. И в ка- честве особых экономических зон уже утвержденыЕлеци Задонск, вчислепретендентовусадьбаНечаева-Мальцовас ШуховскойбашнейвПолибино, кластеры «Ораниенбург» и «Добрый». Все это, конечно, хорошо. Но мало. А кроме того, на все это нужны деньги. Где их взять? Или хотя бы какминимизировать затраты?Ответына вопросыотчасти в амбициозных бизнес-планах, в которых и пятизвездоч- ные отели, и загородные развлекательные комплексы, и уже приевшиеся СПА-салоны с фитнес-центрами. Вот только на кого все это рассчитано? На интуристов с евро, долларами,фунтамиилинахудойконецнановыхрусских с длинным рублем? Не спорю, круговорот деловых людей на мировом, в томчисленаелецком, добровском, данковском, чаплыгин- ским или липецком, рынке сегодня норма. А раз так, то и «джентльменскийнабор», ориентированныйнапублику с доходамивыше среднего, необходим.Новсе-такине будем забывать, что и рестораторы, и отельеры, равно как и их основнойконтингент—это еслиитуризм, то самаяверши- на айсберга. Массовый же туризм начинается не здесь, а, скорее, вшколах, вузах,колледжах.ВСоветскомСоюзеэто прекрасно понимали, а потому экскурсионные автобусы в Спасское-ЛутовиновоилиЯснуюПолянубылимаршрутом традиционным.Нотогдаиценыбылидругими,итурклубы работали. Аони как раз и поощряли туризм внутренний и даже самодеятельный. В турклубах можно было за вполне умеренную плату взятьнапрокативелосипед,ибайдарку,ипалаткусоспаль- никами, и топоры с канами, и ледорубы с репшнурами, стропамиикарабинами.Ивконсультациях, самыхподроб- ныхибесплатных, недостаткане было. Сегодняже, говоря оразвитиивнутреннеготуризма,мыпытаемсянемедленно превратить его в бизнес. Но бизнес трудно взращивать на пустом месте. Нужна хоть какая основа, толчок. Я вовсе не случайно начал разговор с живописных «тульско-швейцарских» пейзажей, мегалитов, чудных церквушек, а потом перешел к каскаду ГЭС. Небольшой отрезок реки от бывшей Сергиевской до Кураповской ГЭС и впадения в Дон — клондайк во всех этихсмыслах. Здесь средоточие оченьмногихпамятников и интересов. Образовательных, исторических, экологиче- ских,краеведческих, энергетических.Нескольколетназад шла речь даже о восстановлении Сергиевской и других гидростанций. Специалистыутверждали, что закрытые некогда из-за своей неконкурентоспособности, сегодня они могут быть даже более выгодными и рентабельными, чем гигантские ГЭС.Хотябыпотому, чтоиспользуютпрактическивечный источникэнергии, не создаютэкологическойопасности, не требуют обслуживающего персонала и, как голландские ветряныемельницыилинорвежскиеиавстрийскиемалые ГЭС, вполне могут стать магнитом для туристов. Хотя почему могут? Уже становятся. Никто ведь не считал, сколько пешеходов, водников, велосипедистов бывает здесь ежегодно. И сколько может быть, если попытаться сложить и вложить в развитие территории капиталы всех заинтересованных сторон. Массовый же туризм начинается в школах, вузах, колледжах. В Советском Союзе это прекрасно понимали, а потому экскурсионные автобусы в Спасское- Лутовиново или Ясную Поляну были маршрутом традиционным ” Об умении задавать вопросы Коллега отмечает юбилей Хорошо пишет тот, кто хорошо думает, сказал когда-то один из лучших советских журналистов. Виктор Страхов, наш товарищ, обозреватель «Липецкой газеты», принадлежит именно к таким авторам. Он завоевывает читателя не игрой слов, не стилистическими бантиками и завитушками, а умением размышлять, задавая точные вопросы и самому себе, и своим собеседникам, чтобы добраться до сути дела. Виктор приехал в Липецк после журфака и с пер- выхжепубликацийпродемонстрировал этокачество, отпущенное не каждому даже весьма профессиональ- ному газетчику. Начинал он в молодежке, в ту пору называвшейся «Ленинец». Вскоре стал одним из ведущих ее сотрудников. Его не соблазняли громкие сенсации, он предпочитал не развлекать, а увлекать читателей. Для Виктора Константиновича нет проходных материалов, безликой «обязаловки». Он все делает творчески, не экономит себя. Так было, когда он отправлялся в своеобразную экспедицию по реке Воронеж, чтобы потом рассказать о ней, о наших местах и людях в репортажах, где живые наблюде- ния подкрепляли экологическую аналитику. Так происходит, когда он встречается с теми, кто зани- мается любимым делом, кто владеет информацией — производственной, экономической, социальной, политической. Не случайно с Виктором Страховым на равных беседуют и московский профессор-поли- толог, и крупный руководитель-производственник, и специалисты в самых разных отраслях. После «Ленинца» ему довелось работать в за- помнившейся многим в эпоху перестройки меж- региональной газете «Выбор». Как всегда Виктор Константинович и там не делил материалы на те, которые надо писать с полной самоотдачей, и те, которые журналисты порой позволяют себе делать вполсилы. Сегодня Виктор Константинович один из самых ярких и авторитетных журналистов «Липецкой газеты». Уверенно ориентируясь в экономической тематике, он способен в любой момент переключить- ся на иные сферы, связав воедино экономику, нрав- ственность, злободневные политические проблемы. У Виктора Страхова немало почетных профес- сиональных наград и отличий. В их числе — звание лауреата премииСоюзажурналистовСССР. Вту пору получить его было нелегко. Оно свидетельствовало о действительно высокомпрофессионализмеиталанте. С возрастомВиктор Константинович остается все та- кимже неравнодушным газетчиком, знающим цену и силу печатного слова. Он по-прежнему не устает задавать вопросыи настойчиво ищет на них ответы. Вчера у Виктора Страхова был юбилей. Но, гото- вясь к нему, он нашел время, чтобынаписать очеред- ную, на наш взгляд, любопытную «колонку» для любимой нашими читателями рубрики «Тема». И мы решили, что будет правильно, если она появится на странице рядом с нашимпоздравлениемюбиляру. С днем рождения, дорогой Виктор Константи- нович! Здоровья тебе, хорошего настроения и твор- ческих удач. Мы вместе с читателями ждем твоих новых публикаций. Журналисты «Липецкой газеты», Союз журналистов Липецкой области P.S. Портрет юбиляра см. в колонке «Тема»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz