Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
№ 6/24884/ 15 ЯНВАРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 ВЗГЛЯД Музей — это не вещи Репортер «ЛГ» побывал среди уникальных экспозиций ФОТО СЕРГЕЯ ЛИТАВРИНА ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВ О музее региональной прессы в Задонске говорят как о случившемся явле- нии, хотя де-юре его еще нет. И говорят одно и то же: ничего подобного еще не видели… Вкакомещемузее вывстре- тите прямо у входа… набитую скомканной бумагой мусор- нуюкорзину, да еще вкачестве одногоиз главных экспонатов? Только не подумайте, что это оплошность уборщицы. Рядом на стеллаже под стеклом—на- стоящие раритеты: «Требник» 18 века, газета «Нива» конца 19-го, редкие книги, Указ государя императора об от- мене крепостного права… А корзина… Читайте подпись: «Трудно представить, во что превратился бы мир, если бы не эта корзина…» Действи- тельно… Да вот тут, кстати, в рамочке рукопись Пушкина со словами: Как уст румяных без улыбки Без грамматической ошибки Я речи русской не люблю… Исторические лица Александр Сергеевич в му- зее представлен достойно. Или точнее будет сказать, что это именно он представляет экс- позиции нетленными, грею- щимидушу всякого пишущего словами: «Сословие журна- листов есть рассадник людей государственных». Поэт знал что говорил, ведь он тоже в известном смысле был газет- чиком, печатаясь в журналах своего времени… Портреты в золоченых рамах Екатерины ВеликойиПетраПервого здесь тоже не случайны: первая издавала литературные жур- налы (к тому же именно госу- дарыня императрица дала ста- тус города Задонску), второй вообще был родоначальником российской прессы, повелев издавать первую в Отечестве газету «Ведомости» (она тут тоже представлена). А начинается музей с экс- позиции «К Тихону». Слава задонского угодника живет века. Это учтено при оформ- лении раздела. Группа мане- кенов изображает исповедь. Вот босяк стоит на коленях перед батюшкой. Ждут своей очереди казак с женой, ино- киня, генерал с эполетами, а за ним уже люди нашего вре- мени: молоденький лейтенант и девушка…Исповедь—явле- ние вневременное, поэтому и генерал, и нищий нисколько «не мешают» друг другу. А вот другая тема: на скамеечке сидит первый летописец За- донского Богородицкого мо- настыря иеромонах Геронтий (реальное историческое лицо), в руках у него гусиное перо, за спиной ряд икон и лампады. Это предтеча современной пишущей братии, среди кото- рых тоже есть летописцы, их книги, издаваемые в рамках областного проекта, рядом, на полочке. Каждый раздел «представ- ляет»итематическисвязывает манекен (их в музее около пя- тидесяти!), «напоминающий» посетителям: дело происходит в Музее прессы. Припорошен- ный снегом дворник с метлой и впрямь считает, что «газета живет один день», она длянего мусор. Ямщик у верстового столба, видно, думает иначе, он, между прочим, в кармане бекеши держит «Ниву» — на- верное, почитывает на облучке в свободное от транзитных пассажиров время. А вот и купец, заявившийся в редак- цию с претензией на критику. Редактор Эпельман слушает посетителя стоя, а «мальчик по зализыванию конвертов» (были раньше при редакциях такие) примирительно про- тягивает купцу свежий номер «Задонского листка»… В какую-то минуту с насто- ящего телеграфного столба из старого репродуктора звучит самое страшное в двадцатом веке сообщение Левитана — о вероломномнападении Герма- нии на нашу страну. Далее: об- ращение к советскому народу Молотова и знаменитое «Бра- тья и сестры…» — Сталина. Это главный, пожалуй, раздел музея, где много уникальных экспонатов, но завершает- ся он на трагической ноте: у обшарпанной кирпичной стены возле громадной лужи вас провожает тоскливым взглядом инвалид на тележке с «утюжками». Их было много после войны, «самоваров», бывших комбатов и рядовых- орденоносцев, не вписавшихся в мирную жизнь, и создатели музея очень настойчиво напо- минают нам об этом. Шаги союзного масштаба Далее посетителей ожида- ют кого воспоминания, кого открытия. Улыбающийся на первых страницах газет Гага- рин, покорившиеся целина, БАМ и рядом обычный ру- комойник, примус, керогаз, дровяной утюг — все то, с чем жили наши отцы и матери. Мы были тогда первыми и в космосе, и под водой, а жили в нужде. И не роптали! Так подчеркнут контраст. Каждая деталь говорит о трудной, но по-своему счастливой жизни. Уверенные шаги области, большие, союзного масшта- ба, стройки, успехи липец- кой деревни... Эту хронику иллюстрируют газеты той поры—и тут же молоденький корреспондент на мотоцикле ИЖ-49 (послевоенный, на- стоящий!). Парень в раздумье стоит у столба с дорожными указателями: «колхоз «Авро- ра», «свинокомплекс», «МТФ № 2», но сейчас перекурит и отправится туда, куда велел редактор… А вот у старень- кого радиоприемника сидит в синем трико с пузырями на коленяхпростойобыватель, он слушает «вражеские голоса», запивая новости чаем в под- стаканнике. Конечно, посетителей здесь ознакомят со всеми тонко- стями редакционной жизни и полиграфии, для этого под- готовлены экспозиции: «Ради нескольких строчек в газете»; «Опечатка»; «Командировка в горячую точку»; «Первая по- лоса»; «В газету не попало…»; «От гусиного пера до планше- та» и другие. Есть здесь раз- делы, посвященные истории фотографии, развитию теле- видения в области. Не забыли музейщики-газетчики и о своих верныхпомощниках-по- чтовиках: «для них» выстроен газетный киоск с очередью! Отдельное место выделено для районных газет. Открытые двери Вообще областной музей прессы — он не о прессе толь- ко. Все значимые события в стране и крае прежде всего попадали на газетную полосу. Так что правильнее будет на- звать егомузеемисторииобще- ства, отраженной на пожел- тевшей странице, на старой фотографии, на видеокассете. Характерная особенность экспозиций — острая публи- цистика. Здесь есть вещи, которые понуждают думать, размышлять, спорить. Более того, в каких-то инсталля- циях «прячутся»… ошибки, опечатки, оговорки — это для наблюдательного посетителя. Формируется раздел «Мы, русские, Европыне спросясь». Эти слова Тютчева предваряют подборку, приглашающую к соучастию, — «Присоединяй- ся к классикам, скажи свое слово о России». Очень важно, что посте- пенно приходит понимание того, что самому Задонску (как центру туризма) рекре- ационных объектов нужно иметь с дюжину. Эту тему на днях обсуждали посетившие музей депутаты райсовета. Всяческиподдерживают идею глава администрации За- донского района Григорий Мосолов и мэр города Влади- мир Калугин. Ведь речь идет об уникальной структуре, которая будет создавать под заказ экспозиции и целые му- зеи для газет, предприятий, школ, частных лиц. …Удивительно: экспози- ции только формируются, а посетители уже стучат в две- ри. Активную и деятельную помощь в создании музея региональной прессы оказы- вают руководство области, региональное управление по делам печати, телерадиове- щания и связи, Союз журна- листов Липецкой области, Издательский дом «Липецкая газета», депутаты и руково- дители ряда предприятий и организаций областного центра. Были преподаватели Липецкого политехническо- го университета, причем с подарками (привезли старую вычислительную технику), учителя липецких школ, делегации из Ростова-на- Дону, Москвы, Воронежа. К слову, представлена в музее и зарубежная пресса: амери- канские, турецкие, сербские, французские газеты. Практический аспект Формирование музея чет- вертой власти (еще один вари- ант названия) завершается. Однако один вопрос требует от- вета: почему областной музей создается в провинциальном Задонске? Ответить на него однозначно не получится. Инициаторыже с готовностью загибают пальцы, но начина- ют тоже с вопроса: а почему, собственно, областной музей должен располагаться только в областном центре? Не пора ли ему начать делиться полно- мочиями с территориями? Далее. Первая газета, как прообраз районной прессы, появилась именно в Задонске в 1901 году. А как не вспом- нить, что именно Задонск с 2006 года является центром туризма Липецкого края? Вот журналисты собственными руками и помогают админи- страции областиируководству района раскручивать рекреа- ционную зону «Задонщина», подтверждая историческую данность. К слову, это первый опыт согласованного участия газетчиков, телевизионщиков и Союзажурналистов в подоб- ном проекте. Есть и чисто практический аспект. Именно в Задонске на- шлись помещение и средства на его ремонт. В Липецке ни- кто такого желания не выка- зывал. Да и содержать такие площади в областном центре было бы накладно. Наконец, де-факто музей в Задонске практически со- бран, причем это вовсе не га- зеты-журналы-фотографии, а именно экспонаты — более трех тысячштук.И—главное. Музей—это не вещи или даже артефакты. Прежде всего это идеи, философия, фантазии, если угодно. А областной му- зей в Задонске — это идея на вырост. Постепенно он будет заполняться экспонатами из разных СМИ. ОТРЕДАКЦИИ. Поскольку музей только формируется, ему нужна ваша, читатели, помощь. Любую примем с благодарно- стью и общими усилиями сбережем для наших детей Историю и Память.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz