Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 61/24939/28 МАРТА 2015 Домострой Знаете ли вы, что... z Автокруиз по библиотекам рай- она проведут в этом году сотрудники Лев-Толстовскоймежпоселенческой центральной библиотеки в рамках программы «Год литературы: со- храняя традиции, ищем новое», раз- работанной отделом обслуживания централизованной библиотечной системы. В течение года библиоте- кари МЦБ подготовят различные презентации в электронной или устной форме или в виде музыкально-литературных композиций, которые продемонстрируют своим коллегам и читателям сельских библиотек. Все мероприятия будут приурочены к дням рождения известных писателей-юбиляров. Акция пройдет под названием«Чи- тающиймаршрут: Да здравствует литература! Серпантинюбилеев». z «Кемпинг-парк» с развитой инфраструктурой на Силикатных озерах намерены организовать в ближайшие годы три молодых предпринимателя из Липецка. В этом году бизнесмены планируют сосредоточиться на благоустройстве территории: установить кон- тейнеры для мусора на протяжении всей дороги на Силикатные, приобрести несколько био-туалетов, озеленить прибрежную зону красивымирастениями, разбитьцветники. Вдальнейшем взяться за организациюкультурного отдыха на любой вкус: выделить площад- ки для детских спортивных летних лагерей, построить скалодром, пейнтбольный клуб и прочие спортивные развлечения—от дартса, верёвочного городка до настольного тенниса, а также организовать работу инструкторов для новичков. В перспективе—строительство нескольких пирсов для катеров. z Скульптурная композиция «Основателям города» на площади Плеханова установлена внутри дорожного кольца так, что, находясь в любой точке площади, мы всё равно будем смотреть на фасад па- мятника. Вокруг колонны расположено пять фигур в исторических костюмах, символизирующих все участвовавшие в основании города сословия. На верху колоннынаходится ангел, и это не случайно. Он будто корреспондируется с ангелом на Дворцовой площади в Санкт- Петербурге. Ведь Липецк с Санкт-Петербургом—ровесники, и оба являются творениями Петра I. Скульптором данного памятника является народный художник России Александр Вагнер, архитек- тором — Владимир Дмитриев. z ВЛипецке на улице Зегеля (ранее Лебедянская) неподалеку от места, где сегодня находится областное управление здравоохране- ния, была Триумфальная арка . Ее построили в 1911 году в честь100- летия победы над Наполеоном и 300-летия Дома Романовых. Арку, сделаннуюиз дерева, венчали двуглавые орлы, надпись «Боже, царя храни!» и даты «1911» и «1913» на противоположных ее стойках. Триумфальная арка простояла в Липецке до революции, а затем ее снесли как олицетворение царского режима. Кто в доме «начальник» Труд на земле крепко сплачивает большую семью Елена Панкрушина Довольно простое деревенское хозяйство, быт без излишеств, дом, которому уже не одно десятилетие. Но всюду порядок в жилище — уют, на подворье — чисто- та, хотя здесь и скотину держат, и небольшое лесо- пильное производство есть, и несколько соток под огород отведено. Во всем «владении» семьи Найдено- вых в селе Сошки Грязинского района заметна рука хозяина. А сам глава семейства Игорь Александрович говорит, что главное, когда все помогают друг другу, стараются вместе сделать жизнь комфортнее. В Сошки Найденовы переехали из Казахстана четырнадцать лет назад. Оставаться в стране по ряду причин стало совсем невмоготу, вот и продали они все нажитое добро и от- правились искать счастья на прародину. Здесь купи- липолдома, земельныйна- дел и начали потихоньку обживаться. А семья уже тогда была большой — с тремя детьми. Старшей, Насте, всего три года от роду было, среднему — Саше — два, а Тимофею и вовсе девять месяцев. — Непросто жилось первое время,—вспомина- ет Наталья Найденова. — Вновомдоме—без тепла, а все дети со мной—садика- то в селе тоже не было. Самой Наталье Вла- димировне на тот момент двадцать три года испол- нилось. А уже столько забот выпало: неблаго- устроенный быт, малыши, другая страна, все чужое вокруг. Но женщина на все эти трудности смотрела философски: муж в семье главный, и уж если он решил, что они должны переехать, она, как вер- ная жена, согласилась и поддержала его. Может, благодаря такой женской мудрости удалось Найде- новым, несмотря на все перипетии, сохранить те- плые взаимоотношения. А, может, потому что и сам супруг всегда старался изо всех сил, чтобыего родным было хорошо. Старался, невзирая на то, что многое поначалу не получалось. — Как только пере- ехали, взялся я скот раз- водить, — говорит Игорь Александрович.—ВАзии- то у нас 130 голов было. А здесь не задалось: падеж за падежом. Пробовал и пасеку держать, и землю возделывать—трудиться- то умею, всю жизнь в де- ревне прожил, от работы не бегал. Как-то добрые люди посоветовали заняться де- ревообработкой: мол, и для собственных нужд приго- дится, и покупатель всегда найдется. Попробовал — пошло дело. Действитель- но, и для хозяйства свои пиломатериалы — хоро- шее подспорье, и само дело прибыльное. Найденов ни разу не отказал и в помощи школе, когда требовалось то забор у спортплощадки починить, то бордюр де- ревом отделать, то внутри что-то отремонтировать. Да и как отказать, когда там учатся трое собствен- ных мальчишек — пят- надцатилетнийАлександр, тринадцатилетний Тимо- фей и одиннадцатилетний Кирилл? Ребята серьезно увлека- ются спортом, а трениров- ки проходят в той самой школе — в спортзале или на площадке. Лыжами и биатлоном занимаются, в футбол играют, в волей- бол, в настольный теннис. Причем не просто ради развлечения: за участие в соревнованиях Найдено- вы-младшие не раз были удостоены грамот и ди- пломов. При всем этом мальчи- ки не забывают помогать отцу по хозяйству. Когда надо, встанут пораньше с утра, управятся со все- ми делами, и вперед — в школу на занятия. После уроков сменят форму на рабочую одежду—и снова за дело. Ребята и за ско- тиной ухаживать умеют, и за птицей, и трактором управлять. Причем среди своих сверстников толь- ко Найденовы владеют этим навыком, чем, не скрывая, гордятся. Дере- венский труд им по душе. И хотя далеко вперед бра- тья пока не заглядывают, перспектива быть, как папа, фермером, им сим- патична. А вот старшая дочь, Анастасия, сейчас учит- ся на повара-кондитера. Профессию эту выбра- ла сама. В будущем она мечтает получить еще юридическое образова- ние и открыть свое кафе. Родители этот выбор одо- бряют. Знают, что за «пу- стое» дело дочь никогда бы не взялась. Ведь На- стя всегда была самой рассудительной среди прочих детишек. К тому же ей, как старшей, при- ходилось приглядывать за братьями. Так что она с детства научилась при- нимать взвешенные ре- шения. — Дети должны с ма- лых лет привыкать к тру- ду, — рассуждает глава семейства, — и понимать, что в жизни надо уметь за- работать себе кусок хлеба. Даже младшую дочку, трехлетнюю Люду, роди- тели уже потихоньку при- учают к самостоятельно- сти. Она и одевается сама, иигрушки собирает, а если кто-то из взрослых попро- сит что-то принести, обяза- тельно исполнит. У мамы, папы и у старших братьев и сестры малышка — все- общаялюбимица. Все с ней нянчатся, играют. — Это наш маленький «домашний начальник», — с умилением говорят родители. — Но сильно баловаться и ей мы не раз- решаем. Забавно, что имена всем детям в этой семье давал отец. Настей, например, звали любимую бабушку Игоря Александровича. Первый сын был назван в честь отца. Два других — в честьдедушек.АЛюдмилой зовут сестру Найденова. — И я, и супруга из многодетных семей, — рассказывает Игорь Най- денов. — Наталья Влади- мировна была восьмым ребенком у родителей. У меня же — двое братьев и три сестры. Я считаю правильным, когда в се- мье много ребятишек. Это стимул для родителей тру- диться радиних, стараться быть хорошим примером. Да и дети в большой семье с малолетства учатся по- могать друг другу, вместе решать возникающие про- блемы. СейчасИгорьАлександ- рович думает купить еще несколько гектаров земли и взяться за растениевод- ство: когда-то по молодо- сти в Азии несколько лет выращивал хлопок. Так что, уверен, и на здешнем черноземе ему улыбнется удача, а что выращивать — подскажет сама земля. К тому же столько умелых помощниковужеподросло! А если дело пойдет, то, может, получится Найде- новым осуществить одну мечту, общую для всех: очень хочется им побы- вать на своей родине. Ведь даже старшие дети, хотя и появились на свет в Казах- стане, не помнят тех мест. И за четырнадцать лет никому из Найденовых ни разу не удалось съездить туда. Хотя и родных там осталось не так много: все разъехались кто куда… ” Даже младшую дочку , трехлетнюю Люду , уже потихоньку приучают к самостоятельности . — Это наш маленький « домашний начальник », — с умилением говорят родители . — Но сильно баловаться и ей мы не разрешаем . Обозначение состава тканей на разных языках Покупая в магази- не блузку или платье, мычасто не можемпо- нять, из какой ткани выполнено изделие: хлопок это или синте- тическая нить, шелк или вискоза. Тут мо- жет помочь наша па- мятка. Взяв ее с собой в магазин, вы быстро расшифруете указан- ные на ярлычке бук- венные обозначения состава тканей. C O C o t t o n / Baumwolle — хлопок ELComma/Bubber/ Elastodiene/Elastan/ Elasthan/Elasthanne — эластан, эластик L I L i no /L i n e n - Flax/Flachs, Linen/ Lin — лен LYLaychra/Laycra — лайкра ME Metall/Metal/ Meta — металлизиро- ванная нить N Y N a y l o n / Polyamide — полиа- мид, нейлон P A A c r i l i c a / Polyacrylic/Polyacryl/ Acrylique/Acrilico/ Acrylic — акрил PL P o l i e s t e r e / Polyester/Polyester — полиэстр S E S e t a / S i l k / Seide/Soie —шелк VI Viscosa/Viscose — вискоза W A A n g o r a / Angora — шерсть ан- горской козы WO Lana/Wool/ Woole/Lane/Laine/ Wolle —шерсть WK C a m e l l o / C a m e l / K a m e l / Chamean — верблю- жья шерсть WLLama/Liama — шерсть ламы WM Mohair — мо- хер WS K a s h m i r / Cashemire/Cashmere/ Kaschmir — кашемир WPAlpaca/Alpaka —шерсть альпака Куда приводит воображение Среди липецких школьников определяют лучших знатоков русского языка Любовь Мархасина Как вы думаете: хорошо ли современные школьники знают родной язык? Умеют ли красиво выражать свои мысли? Рассуждать, не делая речевых или грамматических ошибок? Организаторы открытого городского первенства знато- ков русского языка «Грамматикон» в этом уверены. В текущем году конкурс во второй раз собрал учащихся 7-8 классов для выяснения, кто же из них окажется лучшим лингвистом. Организаторы, специалисты центра до- полнительного образования «Стратегия», решили не менять структуру творческого соревнования: сохранили те же два этапа — письменный и устный. В первом, от- борочном, приняли участие почти триста детей из 39школЛипецка. Перед ребятами стояла задача: написать сочинение на одну из предложенных тем. Лист бумаги, ручка и собственные мысли — это все, что было в их распоряжении в отведенные полтора часа. — Сегодняшние школьники — очень умные и талантливые дети своего времени, со своим особым мировоззрением, которое может в чем-то идти вразрез с представ- лениями взрослых, — считает автор идеи конкурса, доктор филологических наук, преподаватель кафедры русского языка Липецкого государственного педагогиче- ского университета ОльгаШаталова.—Мы оценивали не только грамотность, но и со- ответствие сочинений выбранной теме, ее раскрытие и, разумеется, оригинальность сюжета. Неудивительно, что самой востребован- ной оказалась тема Великой Отечествен- ной войны. Ребятам было предложено написать письмо на фронт или с фронта. С передовой «писали» многие, а вот из тыла — всего двое. Алина Волкова, учащаяся 44-го лицея, послала весточку своему от- цу-военному, рассказала ему о том, как их дом сгорел после бомбежки, как они пере- ехали к чужим людям, а еще — о вкусной картошке, которую она передала папе с неизвестным стариком, побывавшим у них проездом. Сюжет, конечно же, «от» и «до» был девочкой выдуман. Даже писала она не от своего имени, а от имени Вани. Удивительно, но многие сочиняли не от себя, а от вымышленных персонажей, смело меняя имя, пол, возраст и даже эпо- ху. Марина Белоусова из 19-й гимназии придумала исповедь от первого лица рос- сийскойэмигранткиначалапрошлого века, страдающей от разлуки с Родиной. «Разум уверяет — ты поступаешь правильно. Но сердце зовет обратно… И я не в силах заду- шить в себе голос чувства». Так необычно подошла восьмиклассница к теме «Хороша страна…». К слову, большая часть работ в этом разделе была посвящена, как и сле- довало ожидать, России. Но нашлись и те, кто в качестве «хорошей страны» описал Казахстан, Белоруссию и Германию. А вот с «Уголком России — отчим домом» случилась неувязка. Не сформи- ровано, как оказалось, у детей понятие о малой родине. Под этим заголовком они рассказывали о Байкале, великих писате- лях, достижениях—словом, обо всем, чем знаменита наша страна, но не об улице, где прошло детство, или бабушкином доме в деревне. В единичном исполнении были и работыо профессиях: библиотекаря, трене- ра, политика. Зато на тему сказокфантазии у ребят хватило, хотя главными героями по заданию были Солнце, Дерево и Птица. Не сдерживали воображение школьни- ки и в составлении «Дневниковых записей: история одного лета». Семиклассница Ульяна Кочиарова поразила проверяющих тем, что «свое» лето она провела на терри- тории Украины, где в то время проходили военные операции. СебяУльянапереимено- вала в Соню, придумала себе имладшую се- стренку Анюту, с которой все лето провела в подвале, прячась от обстрелов. А вот Ирина Кравцова из 64-й школы описала свое лето в русской глубинке, где ей по воле случая пришлось «застрять» вместе со съемочной группой. Себя она вообразила корреспондентом, причеммуж- чиной, которому довелось в поисках репор- тажей изрядно помотаться по миру. После нескольких дней на природе школьница, вернее—журналист, пришел к выводу, что душевней и красивее, чем в родной стране, мест на всем земном шаре не сыскать. Сейчас все сочинения уже проверены, оценки выставлены. По сумме баллов будут определены десять школ-победительниц, ученикам которых предстоит сразиться в финале, назначенном на 29-е марта. Это будет уже командный турнир на знание разделов русского языка: фонетики, син- таксиса, частей речи, фразеологии и так далее. Так что, кто получит звание лучшего знатока русского языка, еще только пред- стоит выяснить. — Конкурс задуман не только для фор- мирования у детей интереса к русскому языку, но чтобы научить их работать в команде, проявлять свои талантына пользу общему делу,—полагает ОльгаШаталова. Вырежи и сохрани ✂ Фото Павла Острякова ” — Сегодняшние школьники — очень умные и талантливые дети своего времени , со своим особым мировоззрением , которое может в чем - то идти вразрез с представлениями взрослых . Фото Николая Черкасова Фото Ольги Беляковой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz