Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

КЛУБ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ № 58-59/24936-24937/ 26 МАРТА 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Чужих детей не бывает, или Про маму с большой буквы ЕЛЕНА БРЕДИС О дна моя знакомая приемная мама, взявшая шесте- рых детей, как-то раз сказала мне, что ни за что не смогла бы работать в детском доме — сердце бы разорвалось. А мне вот довелось встретиться с человеком, который и детскимдомомруководит, и двух приемных детей взял. Это — директор Ле- бедянского детского дома Ольга Шовская. У Ольги Петровны непро- стые подопечные, многие из них относятся к так называе- мым детям с ограниченными возможностями. Впрочем, для нее, для ее души ника- ких различий не существует. И сегодня она изо всех сил старается уговорить людей, обучающихся в Школе при- емных родителей, хотя бы на выходные, на каникулы по- пробовать взять этих деток к себе как в «гостевую» семью. — Мне казалось, что у ди- ректора детского дома сердце уже должно привыкнуть к по- стоянной чужой боли, ведь их столько вокруг вас. Почему вдруг возникложелание взять детей? — Я тогда только начала руководить детским домом и вдруг обнаружила, что очень многие детки у нас некреще- ные, так вот и решили про- вести обряд крещения. Волею судьбы случилось так, что я стала крестной мамой одного мальчика. А вскоре взяла его в свою семью. Через год по- явился второй приемный сын. — А свои дети у вас есть? — Да, на тот момент у нас уже была взрослая дочь, с которой мы, конечно, согла- совывали эти решения. Но она восприняла это очень хорошо, и сегодня относится к ним где- то по-сестрински, где-то даже по-матерински. — Что у вас сегодня вы- зывает самую сильную боль? — Сознание, что наши дет- ки уйдут от нас, особенно те, у кого ограничены возмож- ности, — у нас ведь и такие есть. Понимаете, сейчас они маленькие, шаловливые, за- бавные, как любые детки. Но любого ребенка должны сопровождать пожизни взрос- лые родные люди! Как бы мы с ними ни занимались, как бы мы их ни обучали, они должны находиться рядом с близкими людьми. А у наших этого не будет, и вот это обидно до слез! Обидно от бессилия, от невозможности помочь им всем. Смотришь на таких малышей и думаешь: ну как ты дальше будешь жить? Вся надежда на созданную службу сопровождения выпускника. Если поднять ее на должный уровень, это поможет нашим деткам устроиться в жизни. Вот где боль. — А много у вас детей с ограниченными возможно- стями? — К счастью, сейчас на- многоменьше, таккаких тоже начинают брать в приемные семьи. И я просто преклоняю голову перед такими людьми. Это не просто большая работа, это настоящий подвиг. Но по- верьте, эти детки могут дать приемным родителямне мень- ше счастья, чем абсолютно здоровые. — Вы радуетесь, когда ваши питомцы находят при- емных родителей? — Конечно! Во-первых, они находят семейный уют, во-вторых, они обретают бра- тиков и сестричек, которые будут о них заботиться. А еще я радуюсь тому, что сейчас этой проблеме уделяется такое внимание, что одиноких детей остается все меньше именьше. Конечно, мыделаемвсе, чтобы им у нас было тепло и уютно, мы всех их очень любим. Но любое учреждение, подобное нашему, подчинено доста- точно жестким правилам, стандартам, которых нет в семье. Кпримеру, вам хочется лишние полчаса поиграть с ребенком, но в это время надо строем идти на зарядку. Дома тоже есть распорядок, но он не такой жесткий, не такой тотальный. —Но ведь вот эти стандар- ты, эти ГОСТы фактически очень сильно мешают нор- мальной социализации детей. Если их строем ведут в столо- вую, где уже накрыты столы, то дети никогда не научатся готовить еду. Если есть убор- щицаидворник, ребятаниког- да не будут за собой убирать. Не посещая магазинов, они не будут знать, откуда берут- ся продукты в холодильнике, сколько они стоят. — Да, это всегда была огромная проблема для детдо- мовских детей—очень слабая их социализация. Зачастую они выходили из учреждений совершенно неподготовленны- ми к жизни. Слава Богу, сей- час ситуация будет меняться, поскольку с сентября вступило в силу новое постановление. Теперь мы будем оборудовать комнаты, как своего родаквар- тиры, где детки будут ощу- щать домашнюю атмосферу, где при помощи воспитателей они смогут учиться сами гото- вить себе пищу. Мы и раньше пытались практиковать такое, но это не было системой, а ведь в таком режиме дети должны жить регулярно, чтобы потом не растеряться во взрослой жизни. Только так они при- выкнут к домашнему труду и полюбят его. Вот даже такой банальный пример. Дома, как правило, младшие донашива- ют вещи за старшими, когда те вырастают. Зная это, стар- шие стараются носить вещи аккуратно. Это ведь уже вос- питание бережливости, заботы друг о друге! В детдоме это невозможно, там чуть порвал одежду — новую выдадут. — Скажите, а ваши при- емные дети вспоминают своих родных матерей? — Старший просто пред- почитает не вспоминать ее, видимо, такие травмирующие воспоминания; младший про- стоне помнит. Язнаю, что дети часто нуждаются в общении со своими биологическими ро- дителями, но пока не рискую. Дело в том, что мама старшего периодически появляется, но это крайне редко и очень не- регулярно. Насколько я пони- маю, между этими звонками она ведет свой излюбленный образ жизни, за который ее и лишили родительских прав. Если бы это было регулярное нормальное общение, я не была бы против, а так — про- сто не вижу смысла. — Расскажите, какие-то еще перемены ожидают ваш детский дом? — Да, и очень хорошие. Раньше у нас содержались детки только до семи лет, а потом их отправляли в другие учреждения. Представляете, какой это стресс для детишек?! Ведь здесь они и воспитатель- ниц, и меня уже называют «мамой», а это дорогого стоит! Они искренне привязываются к тем, кто с ними занимает- ся. А тут вдруг такие резкие перемены! Теперь же нам раз- решили деток, которые могут посещать обычную школу, оставлять у себя и после семи лет. Это замечательно, потому что ониостанутся в привычной обстановке, среди людей, уже ставших им близкими. Мы стараемся даже воспитателей в группе не менять. Вообще, им очень не хватает родного дома, из какой бы тяжелой ситуации их ни изъяли. Вы не представляете, какая бывает ревность, если кого-то при- езжают навещать родные! У каждого такого ребенка своя судьба, своя огромная боль, своя драма. Так что не стоит подвергать их дополнитель- ным испытаниям. — Мне довелось побывать в Доме малютки, и я помню, с какой искренней любовью нянечки возились с этими зачастую нездоровыми ма- лышами. Как они отмечали каждое их достижение: кто-то стал держать головку, кто-то сделал первый шаг, кто-то первое слово сказал… У меня возникало ощущение, что у этих женщин есть какая-то биологическая связь с этими малышами… — Да, мы тоже трепетно следимза самымималенькими победами наших подопечных, мы со страхом и болью думаем о том времени, когда их при- дется передать в другое учреж- дение. Не потому что оно будет хуже, а потому что они для нас уже стали родными. — Но вернемся к вашим детям.Унихсейчасподростко- вый возраст, оба мальчишки. Как справляетесь? — Подростковый возраст не так страшен, как о нем го- ворят. Главное — не потерять доверительные отношения, не потерять душевности. Справ- ляемся, ипока особыхпроблем не видим. Хотя ребята очень разные по характеру, так что и подход нужен разный. Глав- ное, суметь донести до них, что то, чему мы их настойчиво учим, необходимо прежде всего им самим. Когда-то надо быть строже, когда-то — мяг- че, это ведь душойчувствуешь. Сейчас очень важно какможно больше в них вкладывать, чтобы дальше они уже сами выбрали себе дорогу. — У них есть какие-то ув- лечения? —Одно время они оба очень увлекались рисованием, леп- кой. Сейчас этим увлекается в основном младший. Стар- ший мечтал заняться брейк- дансом, но такой студии у нас в Лебедяни нет. Очень обид- но, что сейчас осталось очень мало технических кружков, станций юного техника. Вот у старшего явно склонность к этому, а пойти некуда. Так что техническим творчеством он занимается с папой. Вот недавно лобзик купили, те- перь в свободное время что-то моделируют, вырезают. Ну, в бассейн они ходят оба, но мы это и увлечением не считаем, это у нас норма. —Акакие-то мечтыо буду- щем у них есть? — Младший пока ничего не говорит. А вот старший уже думает о будущей профессии. Сначала мечтал стать врачом, теперь вот говорит, что хочет быть инженером. Мне это нра- вится, мыначинаемобсуждать его планы, причем всерьез. Мужчина должен думать о своем будущем. А мы должны думать об их будущем. И чем большелюдейначнет заботить- ся о будущемприемных детей, тем счастливее будет наше общество. Всегда была огромная проблема для детдомовских детей — очень слабая их социализация. Зачастую они выходили из учреждений совершенно неподготовленными к жизни. Сейчас ситуация меняется. Подростковый возраст не так страшен, как о нем говорят. Главное — не потерять доверительные отношения с ребенком, душевности. „ Ольга Шовская с воспитан- никами Лебедянского дет- ского дома.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz