Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ № 58-59/24936-24937/ 26 МАРТА 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 „ Год литературы в России ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Не все в полной мере зависит от учителя. Огромную роль играет семейная атмосфера. Если ребенку с самых малых лет дарят книги, и он привыкает к тому, что это ценность. ЕЛЕНА БРЕДИС Н ынешнийГодли- тературы, при- знаться, просто провоцирует на- чать стенать по поводу того, что молодое поколе- ние все больше утрачивает интерес к книге. Тем более что и фактов вроде бы хватает: свидетельства о растущей безграмотности, все большее погружение во «всемирную паутину», прагматизм, не оставля- ющий времени и энергии на то, что тебе не принесет ощутимой пользы и выго- ды. И это правда. И все-таки я обязана сде- лать официальное заявление: современные дети любят чи- тать. Это неожиданное откры- тие делаешь, когда общаешься с обычными школьными учи- телями литературы. Правда, учителя это, как говорится, старойформации, так как «но- вая» пока не появилась: ну не идут выпускники педвузов ра- ботать в школы. Но речь не об этом. Так вот учителя эти даже представить себе не могут, чтобы их ученики не читали. Я допускаю, что мне просто повезло общаться с людьми, столь влюбленными в свою профессию, что влюбленность эта не может не «заразить» детские души. Пусть так, но пока такие люди есть, шанс у всех нас остается. Недавно мне в очередной раз повезло: я познакомилась с двумя учителями-словес- никами из двадцать восьмой липецкой школы — Галиной Карнозой и Валентиной Вла- совой. Наверное, то, чем они занимаются, можно сформу- лировать кратко: стараются воспитать талантливого, ду- мающего читателя. Г. Карноза: Знаете, не чи- тают процентов тридцать, которые и в советские времена не читали. А большинство как могут не читать, если учитель задал какое-то произведение? Сначала просто страх полу- чить двойку, а потом появля- ется интерес. В. Власова: Нельзя сказать, что все в полной мере зависит от учителя, поскольку огром- ную роль играет и семейная атмосфера. Если ребенку с самых малых лет дарят кни- ги, он привыкает к тому, что это ценность, он ждет, когда же родители прочитают ему эту новую книжку. Важно, чтобы взрослые обсуждали прочитанные книги, просмо- тренные фильмы. Помню, что в таких разговорах с дочерью я даже для себя обнаруживала множество неожиданных на- ходок, чего раньше и сама не замечала. Но родителям сегод- ня некогда, поэтому основной груз и падает на нас. Г. Карноза: Я тут добавлю. Вот не могли мы никак заста- вить внука прочитать «Тихий Дон». Так сын сел, перечитал, восстановил в памяти все де- тали и стал с ним беседовать. Смотрю, внук свою точку зре- ния начинает отстаивать, по- Поговори со мной, учитель Как привить школьникам хороший читательский вкус том за книгу схватился, чтобы дискутировать более аргумен- тированно. В итоге прочитал взахлеб и не «по диагонали», а очень вдумчиво. — А вообще программа по литературе сильно изме- нилась? Г. Карноза: Да, в чем-то изменилась. Вот убрали «Раз- гром» Фадеева, но, честно признаться, он был слишком сложен для детского пони- мания, да и нам было трудно говорить с ребятами об этом произведении. О революции вообще очень многое убрали, и это будет до тех пор, пока мы сами не определимся со своим отношением к собственной истории. Но очень обидно, что убрали«Сынаполка»—видите ли, детиу нас «не воевали», это «нарушение прав ребенка». А куда деть тогда Леню Голико- ва, Володю Дубинина, других пионеров-героев, жертвовав- ших собой ради победы? Это ведь уже часть национального кода. И после этого мы еще говорим о воспитании патри- отизма. Убрали «Тимура и его команду». Зато раньше у Ле- скова брали только «Левшу», а теперь в программе «Человек на часах» — знаете, какой интерес у детей вызывает про- блема свободы выбора? Ну и в любомслучае остается еще вне- классное чтение, остается воз- можностьзаинтересоватьдетей тем, чего нет в программе. В. Власова: Если еще про- должить тему семьи и занято- сти родителей, то ведь сейчас есть вариант — аудиокниги. Включите ребенку сказку, это лучше, чем просмотр муль- тика, поскольку развивает собственное воображение, соб- ственную фантазию, вклю- чает процесс сотворчества. А мультфильм — это готовый «продукт», который ребенок просто потребляет без особого своего участия. —Мне не дает покоя такой вопрос: как можно сегодня увлечь детей литературой, если родители чуть ли не с первых классов растят из них прагматиков, «затачивая» на будущую профессию? Что же касается введения сочинения как допуска к ЕГЭ, то получат они этот допуск… Г. Карноза: Кстати, они очень неплохо написали в этом году. А почему бы им не написать? Мы это с пятого класса делаем, длянихне было в этом ничего неожиданного и экстраординарного. Они уже привыкли и научились изла- гать свои мысли, рассуждать на бумаге. Мы между собой смеемся: даже если нам пере- станут доплачивать за про- верку тетрадей, мы все равно будем сочинения писать. В. Власова: Знаете, чем детей увлекает литература? Возможностью общаться со взрослым человеком хотя бы на уроке. Им сегодня ката- строфически не хватает этого общения! А литературное произведение — это возмож- ность не только высказать свою точку зрения по нему, но и обсудить какой-то на- болевший вопрос, пусть даже по касательной относящийся к данной теме. Им важно ус- лышать, что думает взрослый человек по этому поводу. А на уроках литературы мы ведь обсуждаем вечные проблемы, которые их тоже волнуют, ка- кой быпрагматизмим сегодня ни навязывали. Увы, дома возможности такого общения они очень часто сегодня не имеют. Г. Карноза: Они и друг с другом на уроках спорят, особенно в старших классах. Наташа Ростова — это вообще вечный объект для бурных дискуссий. Причем у них тут же возникают и какие-то со- временные параллели. И вы- ходит, что роман Толстого для них очень актуален и совреме- нен. Но как можно спорить, как можно отстаивать свою позицию, если ты его не про- читал? — Трудно поверить… Мо- жет, вы просто оптимистки? В. Власова: Напротив, мы реалистки. У меня в прошлом году девочка выбрала литера- турукакэкзаменпоЕГЭпросто потому, что ей это было очень интересно. Мы же их с пятого класса ведем, мы этот интерес к чтениюиз года в год стараем- ся развивать, поддерживать. Г.Карноза: Унас оченьмно- го внимания уделяется работе с текстом. Если им голословно говорить «Автор хотел сказать это», интерес не возникнет. А вот если у них интересоваться, как онипонимают туилииную фразу, тот или иной отрывок, то сразу появляется желание докопаться до сути, найти соб- ственное объяснение. Ивот тут уже поднимается лес рук, тут все хотят отвечать, все рвутся в бой. Потому что им хочется поделиться своими мыслями. —И все-таки, сейчас труд- нее работать, чем раньше? В. Власова: Труднее в том плане, что они стали очень да- леки от природы, отжизни вне города, поэтому элементарно многих слов не понимают. Нива, жатва, пашня — для многих сегодня это уже пустой звук. Доходит до того, что я им на доске снопы рисую, чтобы они хоть какое-то представ- ление имели. Раньше было проще хотя бы потому, что литература и история изуча- лись параллельно, и у детей было представление об опреде- ленном отрезке времени, о его реалиях. Акакможно изучать литературу в отрыве от исто- рии? Приходится на уроках и это восполнять. Г. Карноза: Опятьже, рань- ше чтение было единственным развлечением, читали даже с фонариком под одеялом. Ро- дители книги отбирали: «Не порти глаза, пойди погуляй!» А сегодня у них дома компью- теры с массой игрушек, у них телевизор. И со всем этим нам приходится соперничать, от- воевывая детские души для большой литературы. — Сейчас много говорят о проектной деятельности, что же это такое? Г. Карноза: Ну тут огром- ный простор для фантазии. Главное, на мой взгляд, не делать из слова «проект» про- фанацию. Все-таки это должна быть серьезная исследова- тельская работа. Например, мы с ребятами долгое время собирали материал о нашем земляке, совсем юном парне Андрее Смыслове, геройски погибшем в Афганистане. В итоге сделали документаль- ный фильм о нем. А другая наша учительница дала ребя- там задание найти стихи всех наших земляков-фронтови- ков. Это была огромнаяработа, потомребята читали эти стихи на конференции. В. Власова: Амои ребятиш- ки получили задание написать своюродословную. Выне пред- ставляете, какой это вызвало бурный интерес! Они расспра- шивали бабушек-дедушек, рылись в Интернете, изучали происхождение фамилий, а потом делали доклады. Имен- но так в детях и развивается интерес к исследовательской деятельности. — Вы считаете, школьные уроки литературы способны привить детям хороший вкус? Г. Карноза: Не только уро- ки, но и общение с учителем. Смотрю, девчонки мои в вось- мом классе читают дешевые дамские романы. Я взяла да и принесла им «Темные аллеи», «Легкое дыхание». Господи, как они читали, как переда- вали друг другу, как обсуж- дали! Да, пусть это еще не по программе, но я не думаю, что после этого они вернутся к дамскимроманам. Опятьже, я девчонкам говорю: «Легкое дыхание» — это предупреж- дение вам, читайте и думайте. Иони думают, делятся своими размышлениями. Вообще, если ты сам влюблен в лите- ратуру, в свою профессию, то дети непременно ответят взаимностью. Иначе и быть не может.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz