Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ФилософГригорийПомеранц вспоминает старинный коан. Несколько человек попадают в клетку с обезьянами. Ключи в лапах обезьян. Причём они заколдованы. Если человек их возьмёт, сам становится обе- зьяной. Как выйти из клетки? О твета нет. Его надо искать всю жизнь. Сочинитель коа- на понятия не имел о телевидении. Но наше ТВ очень похоже на ту самую клетку. Ты рад бы её открыть, но сам уже превратился в обезьяну. Тывос- торгаешься ток-шоуПетросяна, великой певицей Ани Лорак и ждёшь не дождёшься «Модного приговора». А если ночью бес- сонница, украдкой, без звука включаешь телек на кухне и смотришь «Дом-2» или «Голые и Смешные». Всё, ребята. Мы с вами полноправные члены обе- зьяньего сообщества.Не делайте вид, что в этом виноваты другие обезьяны. Я никого не собираюсь оби- деть. Сам такой. Звеню ключа- ми, а клетку открыть не умею. Не случайно психологи твердят, что, уставившись в телеящик, ты теряешь силу воли и способ- ность управлять своими по- ступками. Кто-то из классиков, кажет- ся, Чехов, сказал, что слово «пошлость» возникло от глагола «пошло». Запустили в толпу — и пошло. Попробуй остано- вить. Телеящик уже часть твоей жизни. Он сопровождает тебя весь вечер до сна юморомИвана Урганта, байками Евгения Пе- тросяна, фальшивой интелли- гентностью модельера Василье- ва или въедливым копанием в человеческих бедах, мерзостях, уродствах, раздорах Леонида Закошанского. Либо попадёшь в капкан телесериала. Серия 176. Лукерия признаётся Порфи- рию, что в анабиозе заберемене- ла от свёкра. Гениальный врач делает операцию электрику Ло- пухову, пересаживая ему ласты марсианского пришельца. Если всё сойдёт удачно, он пересадит ласты олигарху-экстремалу. А Катя и Вася весело готовятся к свадьбе, радостно склоняясь над колыбелькой своего пятилетне- го сына. Вообще пошлость— это про- сто старое название гламура. Бренд надо время от времени освежать. К примеру, однажды в Липецке поставили с малень- ким скандальчиком статуйку круглоглазой дворничихи. Ни- чего против дворников не имею. Особенно если учесть, что у нас во дворе ничего не убирается. Если бы лёд скололи или про- шлогоднюю листву смели, я бы призвал всех жителей города установить монумент женщи- не с метлой не меньше, чем Эйфелева башня в Париже. Но появился убогий такой памят- ничек тётке с дебильным лицом и талией в три обхвата. Но самое ошеломляющее — дворничиху помести- ли прямо между двумя главными экспозицион- ными площадками об- ластного центра: между художественным музеем и выставочным залом. В музее, допустим, выстав- ка, посвященная Анне Ахматовой или эрмитаж- ные уникумы, например, картины французских классиков или древние японские гравюры. А тут — дама, сметающая окурок. Дескать, искусство искусством, а чисто там, где не сорят. Что возмутило группу липецких художников, между прочим, со званиями народных, заслужен- ных и академиков. Они были не за то, чтобы сорить, а за то, чтобы не уродовать музейный комплекс. Скандал тлел довольно долго. Но если дворничиха образова- лась, спровоцировав некоторый шум, то исчезла тихой сапой, оставив после себя не успевшую зарасти травкойплощадку. Ане- задолго до того новое назначение получил благословивший ста- туйку городской культуртрегер. Он с энтузиазмом защищал свою идею. Молодёжи нравится, пи- сал этот господин вИнтернете. И молодёжь подтверждала: очень нравится. Прикольно. Можно рядом сфоткаться, чем плохо?! Вот это, по-моему, иозначает: бросили в толпу —пошло. Мало того: и политическую платфор- му подвели: дескать, опять эти академики требуют, чтобы все шагали в ногу, как при Сталине. Перепутав Сталина с хоро- шим вкусом, подтвердили: лю- боежлобство равноценно, равно- правно памятнику музыкантам Вагнера или пронзительной фигуре Плеханова возле его до- ма-музея. Конечно, дворничиха, го- спода, имеет к гламуру опо- средованное отношение. Зато телевидение гламурит напро- палую. И где кончается гламур и начинается пошлость, по- пробуй разбери. Все усопшие и празднующие круглые даты у нас — великие. От Баскова до Башмета. ТВ израсходовало все громкие эпитеты, чтобы от- дать должное заполонившим Россию гениям. Это застарелая болезнь. Еще в советские вре- мена так любили славословить, что кто-то заметил: появится у нас новый Лев Толстой, а мы не найдем подходящих слов, чтобы сказать о нем то, что он заслужил. На днях, к примеру, в ве- ликие у нас попала Надежда Бабкина. Юбилярша предстала в ослепительно красном платье. Такое никто из гостей не зат- мит. Поздравляли ее напере- гонки. Сам Николай Басков сперва пробовал петь в честь юбилярши (он думал, что еще может петь). Но потом начал острить, что не успел, бедняга, сориентироваться и посватать- ся к красавице певице, опере- див ее молодого мужа. Потом они пели с мужем на пару, а Бабкина им подпевала. В общем, эдакий междусобойчик, зачем-то показанный на всю страну. Намного лучше, чем вокал, у Баскова получались анекдоты. Петросян бы поседел от зависти. Аллы Борисовны, правда, не было. Хотя, кто их знает, как эти примадонны друг к другу относятся. Зато Кобзон и Лещенко в ранге свадебных генералов освятили событие. Интересно, почему вместо всего этого не показать просто концерт певицы? Кому нравит- ся — послушал бы, кому нет — выключил бы. Но, когда ты явно примелькалась публике , надо чем-то удивлять. И они удивляли. Намеками на аль- ковные радости, ка з арменными анекдотами и ла- винойкомплимен- тов — за потря- сающий голос (а куда теперь девать другую великую, как определило жюри «Точь-в- точь», певицуАни Лорак?), за кокет- ливую внешность и вообще умение жить красиво. Между попу- лярной исполни- тельницей и тихо и с п а ри вше й с я дворничихой вро- де ничего общего. Но отчего-то мне кажется, что все мы сидим в одной клетке из коана и я бессмысленно звеню ключами, которые предна- значены не для обезьян, а для лю- дей. ЮБИЛЕЙ Будущее зовет вдаль К 70-летию публициста, писателя Алексея Колядова АЛЕКСАНДР ТИТОВ А лексей Колядов родился в 1945-м: мы с ним почти ровесники, судьбы наши — человеческие и писательские — в чем-то сходны. Это и нелегкое после- военное детство (для меня — в липецком селе Красное, а для него — в рязанской деревень- ке Лесная Слобода), и юность, совпавшая с разоблачением культа личности, оттепелью, эпохой полетов в космос, верой в лучшее бу- дущее... Была у нас с молодо- сти и работа в газетах, которые стали хорошей литературной школой плюсшколойжизни. Пи- сатель, прошедший через журналистику, держит перо более уверенно, зна- етжизнь не понаслышке. Читать Колядова я стал в начале семидеся- тых, когда он переехал в нашу область и стал соб- кором «Ленинского зна- мени» по Ельцу. Отдав газете 20 лет, Колядов, всегда стремившийся к профессиональному совершенствованию, на- ходил время и писать в центральные издания. Запомнились его глубо- кие очерковые и анали- тические статьи, печа- тавшиеся в журналах: «Подъем», «Сельская новь», «Сельские зори». Это была популярная в ту эпоху публицистика, которой зачитывались миллионы. Она звала к переменам в экономике, в политическом укладе тогдашнего СССР, впав- шего в застой. Этой же теме посвя- щались в восьмидесятые и его документально-пу- блицистические книги с сельской, каки большин- ство статей и очерков, окраской: «На своей зем- ле», «Темп», «Договор». Они выходили в Москве и Воронеже и имели бла- гожелательный чита- тельский отклик. Публицистике Алек- сей Колядов верен по- ныне. Из его последних работ в журнале «Пе- тровский мост» особен- но выделяются картин- ки с натуры «Серега-с- Бутылочкой» о традици- ях и вреде деревенского пьянства; аналитическое исследование «Дело по- колений» о зарождении фермерства в России и страстная, как крик души, статья «Из самой читающей — в нечита- ющую» — о проблеме, понятной по названию. Вполне утвердившись в публицистике, Алексей Колядов в начале нуле- вых стал писать прозу. Причем на материале, достаточно неожиданном для бывшего газетчи- ка, разрабатывавшего в основном проблемы политики и экономики. В прозе же его любимые темы — семья (без нее никак!) и человек во всех его проявлениях, прежде всего любовных. Много творческих сил в последние десяти- летия Колядов отдает грибной тематике. Эту страсть — собирание грибов — он перенял от родителей, для которых грибы были не только средством пропитания, но и одной из немногих радостей жизни. Его грибные впечатления составили эксклюзивную книгу «Грибная охота», выпущенную в прошлом году московским изда- тельством «Эксмо». По- хвальные рецензии на нее вышли во многих СМИ. Как пишет в «Литера- турной газете» Людмила Мазурова, эта книга — некий симбиоз хорошей беллетристики и разно- образного информаци- онно-справочного мате- риала: «Читая её, полу- чаешь и удовольствие, и знания, которые потом помогут не спутать по- ганку с опенком, а боро- вик с «лесным чёртом», сатанинским грибом». Добавлю: так может пи- сать лишь художник, знающий и любящий природу, свой край. В его семидесятилет- ний юбилей от души же- лаю Алексею Колядову жизненного и творче- ского долголетия, новых «грибных», любовных и публицистических книг. № 58-59/24936-24937/ 26 МАРТА 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ПРЯМАЯ РЕЧЬ Ключи для обезьян Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом Уставившись в телеящик , ты теряешь силу воли и способность управлять своими поступками .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz