Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 53/24931/ 19 МАРТА 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ Тема следующего выпуска : « Дети и любовь » «Любви все возрасты покорны» — сказал когда-то ве- ликий поэт. И как же он был прав! Чувство это испытывает каждый, от мала до велика. Однаждыи наше чадо приходит домой с сияющими глазами и хитрой улыбкой. Любовь — чувство прекрасное, доброе и светлое. Но почему же родите- литакпереживают, когдаребеноквстречаетпервуюлюбовь? Чего они боятся? И как правильно себя вести взрослым в этой ситуации? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в следующем выпуске «Родительского собрания». Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нампо адресу: ул. Московская, 83 или на электроннуюпочту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 50-17-21. Страницу подготовила Марина Кудаева. Фото Ольги Беляковой. Дети и вредные привычки Посеешь привычку — пожнешь ха- рактер. Взрослые, помня эту народную мудрость, всячески борются с дурными манерами детей. Но не все понимают: безобидные, на первый взгляд, действия вроде обкусывания ногтей — не просто глупая прихоть, а психологическая про- блема, которая с возрастом может не пройти сама собой. Они нередко остают- ся «на память» на всю жизнь, и немало взрослых продолжают, как в детстве, грызть ногти, покусывать губу, теребить прядь волос. И чем дальше — тем труд- нее избавляться от такой зависимости. Откуда берутся вредные привычки? Как искоренить их? И что необходимо сделать, чтобы предупредить их появ- ление? Об этом сегодня размышляют участники нашего родительского со- брания. Арина Сковородникова, домохозяйка, г. Липецк: —Я как-то не обращала особого внимания на привычки де- тей. Хотя, конечно, они появляются. Но через некоторое время проходят сами собой. А вот сама, когда пошла в первый класс, какое-то время пристрастилась брать в рот воротник одежды. Так несколько вещей оказались испорченными. Мама пере- живала, что эта привычка укоренится у меня и я буду иметь глупый и неряшливый вид. Стала осторожно выяснять, почему так происходит, в какой момент у меня появляется желание «закусить» одеждой. В те времена было как-то непринято обра- щаться к психологу. Так что с этой проблемой мы справлялись сами, как могли. Ирина Карташова, экономист, г. Липецк: —Покажите мне того ребенка, у которого не было вредных привычек. И мой сынишка из садика иногда приходит с обку- санными ногтями. Мы делаем замечания, говорим, что это не- красиво и негигиенично. Но толку мало. Сын соглашался, но черезминутурука уже снова оказывается во рту. Японимаю, что делает он это бессознательно, и здесь нужно действовать как-то по-другому. Но как? Я сама в детстве грызла ногти, почему на- чала и почему перестала—не помню. Мама сильно переживала по этому поводу, пугала примером соседской девочки, та напо- ловинуногти«съела».Надеюсь, чтоиу сынапройдет само собой. Иван Белобородов, охранник, г. Липецк: —Думаю, все вредные привычки — от безделья. Если ребе- нок занят делом, у него нет времени на то, чтобы ногти грызть. Значит, нужно как можно больше загружать детей, чтобы они занимались в кружках или секциях. Моя дочь, ей восемь лет, ходит на бисероплетение, в бассейн и в художественнуюшколу. Трехлетний сын пока что гоняет со мной в футбол. Но и его, как только подрастет, будем по максимуму задействовать, благо в нашем городе дополнительное образование хорошо развито и можно выбрать кружок или секцию на любой вкус. А еще я ду- маю, чтомногие плохие привычки возникают у детейиз-за пере- дач, которые они смотрят по телевизору, из-за мультфильмов. В нашем детстве тоже были отрицательные герои вроде Волка из «Ну, погоди!» или мышей из «Приключений кота Леопольда». Но мы почему-то не копировали их поведение. Может быть, по- тому, что мультики были нечастыми гостями на телеэкранах. Сейчасже их показывают с утра до ночи, и невозможно оторвать ребенка от просмотра. Не надо по чьим-то советам мазать пальчик ребенка перцем или горчицей, и тем более бить по рукам. Увидев, что он грызет ногти, например, луч- ше спокойно, без окрика и резких дви- жений отвести его пальчик ото рта, который он сосет. Если ребенок опять повторяет жест, повторите и вы свое действие — все так же, с невозмути- мым спокойствием. Переключите его внимание: отвлеките лаской, щекота- нием, игрой, даже банальным вопросом «Смотри, это что?» — и опять отве- дите его руку. НА ЗАМЕТКУ Акцент на профилактику Любовь Максименкова, врач-невролог об- ластной детской больницы: — Н а п е р в ы й взгляд ка- жется, что в р е д н ы е п р и в ы ч - ки бывают только у взрослых. Но, к сожа- лению, они часто встречаются и у детей. Им подвержены от шести до 83 процентов детей. Наиболее распространенные — покусывание или сосание пальцев, обгрызание ногтей. Довольно часто ребенок на- чинает теребить и даже вы- дергивать волосы, нарочито сутулится, шаркает ногами, ерзает на стуле, чрезмерно жестикулирует, в его речи по- являются слова-паразиты. Поскольку становление вредных привычек происхо- дит в самом раннем возрасте, то родителям помимо пра- вильного воспитания стоит уделить внимание формиро- ванию полезных навыков, в частности, аккуратности, организованности, умению доводить начатое дело до кон- ца. Лучшая профилактика вредных привычек у детей — это вовсе не одергивание или нравоучения, а похвала. Этим выпоказываете ему, что види- те его хорошие поступки, они вам нравятся, и вы хотели бы, чтобы он и впредь поступал именно так. Не показывайте своего раздражения, не при- нуждайте ребенка давать вам обещания больше этого не делать. Привычка уже залегла в нервной системе, и для того, чтобы ее победить, от малень- кого человека потребуется самоконтроль, который не со- ответствует его возрасту. Вредные привычки воз- никают не просто так, они помогают ребенку справиться с личными переживаниями. Это и неудовлетворенность, и злость, и беспокойство. Из- бавиться от навязчивых дей- ствий трудно, потому что они приносят ребенку удоволь- ствие и привлекают внимание взрослых. Особая сложность заключается в том, что, пы- таясь подавить одну привыч- ку, можно спровоцировать появление другой. Поэтому, когда родители замечают, что какое-то движение становит- ся стереотипным, повторяю- щимся, это повод обратиться к врачу. Особенно должно насторожить, если ребенок не только приобретает вредную привычку, но при этом стано- вится плаксивым, легко воз- будимым. Конечно, прежде всего необходимо установить причину такого поведения. И квалифицированно сделать это может только специалист. Доктор выяснит, нет ли у ребенка нарушения нервно- психического развития или отставания в психо-речевом развитии, и назначит лече- ние. Спокойствие, только спокойствие! Наталия Малкова, медицинский психолог областной детской больницы: — Вред- н а я п р и - в ыч к а — о д и н и з симптомов н е б л а г о - получия в развитии психики, сигнал эмоционального напряжения и тревоги. Провоцирующим фактором может стать стресс. Порой в этом качестве высту- пает даже переход дошколь- ника в первоклашки или чрез- мерная строгость учителя. Дети очень впечатлительны и ранимы. То, что для взрослых выглядит мелкой семейной ссорой, для ребенка имеет мас- штаб вселенской катастрофы. Что требуется от родите- лей? Очень важна спокойная доброжелательная обстанов- ка в семье. Стоит исключить завышенные требования к ребенку и сравнения с другими детьми («Посмотри, какой Се- режа молодец, не то что ты»), непременно хвалить за успехи, пусть даже и малые. При этом взрослые должны выработать единую линию поведения. Распространенная ошибка пап и мам — «агрессивные» способы подавления привыч- ки: наказания, укоры и т.п. А ведь такие методы вызы- вают совершенно обратную реакцию, привычка у ребенка только закрепляется. Испра- вить плохой, но уже укоре- нившийся навык маленькому человечку самому очень труд- но. Родителям необходимо запастись выдержкой и терпе- нием, чтобы постепенно, изо дня в день помогать ребенку заменить привычку приемле- мыми действиями. Не будьте с детьми слишком строгими и авторитарными. Нужно не ругать ребенка, что он, на- пример, крутит волосы, а за- интересовать его рисованием, лепкой, собиранием пазлов. Старайтесь организовать до- суг так, чтобы ребенок больше двигался, а перед сном слушал спокойную музыку. По мере возможностине оставляйте од- ного в комнате, чтобы не было соблазна, к примеру, начать ковыряться в носу. Важен чет- кий распорядок дня. «Голубой экран» тоже не успокаивает нервную систему малыша. Не важно, что там показывают: новости или мультфильмы, детскую передачу или взрос- лый фильм, — все это одина- ково «тормошит» неокрепшую психику ребенка. Просмотр телевизора должен занимать не более 15-30 минут в день. Компьютер тоже провоцируют возбудимость, поэтому его не должно быть в избытке. Но когда мы что-то исключаем, необходима замена. Положи- тельное воздействие оказывает чтение книг. Эмоциональное напряжение хорошо снижают длительные прогулки перед сном и посещение бассейна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz