Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ТАК ПОБЕДИМ! № 6/24884/ 15 ЯНВАРЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Адвокат детства Уполномоченный по правам ребенка о задачах сегодняшнего дня ЕЛЕНА БРЕДИС Больше всего душа наша болит о детях. Так было, есть и будет. И дело не только в родительском инстинкте. Какими вы- растут дети, такой будет и страна. Это прекрасно понимали и в советское время, когда ради здо- ровья и развития детей делалось очень многое. Но сегодня проблема фор- мулируется куда более жест- ко, поскольку речь идет о защите детей. Связано это с тем, что количество угроз за последнее время невероятно увеличилось, чему немало способствовало и падение «железного занавеса». Уполномоченный по пра- вам ребенка — должность особая, рискну предполо- жить, куда более непростая по разнообразиюи сложности задач и проблем, чем долж- ность просто омбудсмена. В самом конце прошлого года Уполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ поЛипецкой области была на- значена Людмила Куракова. Назначение закономерное, поскольку на протяжении всей своей деятельностиЛюд- мила Валентиновна постоян- но была связана с проблемами и детей, и семей. Какие новые задачи стоят теперь перед нею, что будет входить в круг ее внимания и забот, какие приоритеты были выдвину- ты президентом? Именно об этом корреспондент «ЛГ» и попросил ее рассказать. — Владимир Владимиро- вич Путин сформулировал главное направление: на тер- ритории всей России должны быть созданы условия, в кото- рых человек способен быстро и легко защитить свои права. Этим должны заниматься и уполномоченные, и обще- ственные правозащитные организации. Вообще-то, про- блема защиты детей и их прав звучит буквально в каждом Обращении президента. Дру- гим лейтмотивом было то, что каждый рубль, вложенный в социальную сферу, должен способствовать росту спра- ведливости, которой сегодня в обществе не хватает. —Вы согласитесь со мной, что создание институтаУпол- номоченных по правам ре- бенка при президенте, а не по линии ЮНИСЕФ, как это было в конце девяностых, позволит нам все-таки найти свой путь, не поддавшись дав- лениюзападныхювенальных технологий? — Безусловно. Для меня Россия — это вообще отдель- ная планета, непохожая ни на кого. Не будем говорить хуже или лучше, просто мы дру- гие. И чужие кальки нам не просто не подходят, они нам зачастую вредны. Унас совер- шенно иная культура, иные традиции, иной менталитет. Допустим, идет глобализация в сфере экономики и финан- сов, но когда пытаются душу, сознание запихнуть в универ- сальный «демократический» мундир, это, мягко говоря, нелепая затея. Я убеждена, что Россия пока остается в Европе самым здоровым ор- ганизмом именно потому, что отторгает безумнуюпогоню за пресловутой толерантностью. На Западе человека просто за- ставляют формально терпеть другого, каким бы он ни был. А у нас все строилось на ис- кренней дружбе, симпатии, уважении. Но в основе этого лежали нравственные цен- ности, которые Запад сегод- ня утрачивает. И мы сейчас должны в первую очередь защитить своих детей для того, чтобы у нас было наше, российское будущее. —Посмотрите, как быстро на Украине сумели «перело- патить» молодое поколение, которое уже с готовностью кричит: «Кто не скачет, —тот москаль!» или «Москаляку на гиляку!», какими неверо- ятными темпами собирает приверженцев среди моло- дежи нацистская идеология! Наверное, детей и от этого надо защищать? — Конечно, потому сегод- ня мы и говорим о необходи- мости здоровой идеологии, о национальной идее, о едином учебнике истории. А то аме- риканцы считают, что это они победили Гитлера, японцев учат, что это мы сбросили на них атомную бомбу. Су- ществует информация, от которой детей однозначно надо защищать. Перекрыть ее источники мы не в состо- янии, значит, надо противо- поставить ей воспитание. Воспитание в семье, в школе, в обществе. Воспитание, ко- торое исключало бы всякую ксенофобию. Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной страной. На этом она стояла и стоять будет. Надо и в семьях, и в детсадах, и в школах вос- питывать детей на хороших книгах, на добрых советских мультфильмах, на гуманном и нравственном отечествен- ном кинематографе. И власть должна не только поощрять это, но и требовать. — К вам уже начали об- ращаться люди? — Да, причем зачастую проблемы связаны с тем, что люди элементарно не знают своих прав, не знают прав сво- их детей. Но ведь существуют еще и обязанности родителей, которые далеко не всегда выполняются. Вот недавний пример: родители категори- чески отказываются получать детские пособия, потому что это «бесовские» деньги. Вито- ге — дети голодные, Бог зна- ет, как одетые. Как человек не понимает, что это деньги не его, а детей? Не хочешь к ним прикасаться, —клади на счет. Естественно, такая ситу- ация—повод приглядеться к семье внимательнее. — Россия не так давно подписала Международную Конвенцию о защите детей от насилия. Все бы ничего, но там предусмотрено введе- ние секспросвета чуть ли не с детских садов. Сумеем ли мы как-то отделить зерна от плевел и противостоять этим западным «новшествам»? — Я убеждена, что наше общество, верное своим тра- дициям, этого не допустит. Никто лучше родителей не знает, когда, в каком возрас- те и как надо говорить с их ребенком на эту тему. Ино- гда профилактические меры могут принести только вред. Когда в девяностых годах в страну хлынули наркотики, была поставлена задача сроч- но провести со школьниками разъяснительные беседы о том, как это плохо. Так вот директор одной районной школы прямо сказал, что его ученики даже слово нарко- тики не выговаривают. Так стоит ли им об этом рассказы- вать и невольно пробуждать интерес? Получается не про- филактика, а пропаганда. То же самое и с секспросветом. Мы за Конвенцию по правам ребенка, но когда нам начи- нают прописывать сценарии, как именно это надо реализо- вывать, то тут уж, вы изви- ните, у нас своя голова, свои принципы, свои цели. Европа это прекрасно видит, потому и злится. — Скажите, с чем чаще всего к вам обращаются люди? —Пока что в основном по вопросам опеки, это наиболее болезненная тема. Ребенок имеет право на семью, а роди- тели его этого права лишают: пьют, гуляют. Значит, надо решать вопросы опекунства, приемной семьи. Но и опе- куны нередко могут начать тратить детские деньги на собственные нужды. Все это надо отслеживать и пресе- кать. Возникают вопросы с наследством, когда родители умерли и оставили «убитую» квартиру. Сразу вопрос: а кто ее будет ремонтировать? Да, выделяется помощь, на- ходим благотворителей, но ведь и свои руки приклады- вать надо! В мое время для ремонта приглашали друзей и все вместе весело делали. Нельзя воспитывать в детях иждивенческую позицию. — Я помню, вы стояли у самыхистоков, когда в нашем регионе стали расформиро- вывать детские дома, чтобы подыскивать их воспитанни- кам приемные семьи… —Да, даже помню одно со- вещание, накоторомя сказала директорам интернатов и дет- домов, что моя цель—сделать их безработными. Зал заапло- дировал, поскольку воспри- нял это как шутку. Кстати, на тот момент в этих учреж- дениях содержалось порядка четырех тысяч детей, а сейчас — только восемьсот, причем в основном имеющих откло- нения в здоровье, старшего возраста. Увы, детдомовские дети зачастуюне приспособле- нык самостоятельнойжизни. Помню, одна заведующая по- хвасталась мне, что закупила машинки «Индезит». А не лучше ли было бы научить их стирать вручную?Ведь в само- стоятельной жизни они вряд ли смогут сразу обзавестись дорогой бытовой техникой. Их надо учить рассчитывать деньги. А то один выпускник детдома пожаловалсямне, что купил себе турецкий свитер, видеомагнитофон и конфеты, а теперь ему нечего есть. При- шлось просить для него на «Лимаке» коробку макарон и сухари. Научить всему может только семья. Детдомовский ребенок не получает в детстве элементарных навыков, в частности, как ходить в гости, как принимать гостей, как ухаживать за могилами пред- ков. Он оторван от корней и традиций. Эти дети приходят во взрослуюжизнь с чувством жуткой несправедливости. Отсюда нередко их кримина- лизация и маргинализация. — К счастью, наш реги- он ювенальные технологии обходят стороной. Мне мно- го доводилось общаться с сотрудниками ИДН, и они хором говорили, что сделают все, чтобы помочь заблудшей матери и не отправить ребен- ка в детдом. Но получается, что все зависит от личности того, кто занимает конкрет- ную должность… —Потому и надо отбирать людей с особой тщательно- стью. А то сидел бы робот и нажимал кнопочку: шлепну- ла мама ребенка — санкции, выключила компьютер — «на ковер», в итоге — ото- брать. А кто из родителей не шлепал ребенка, не ставил в угол в целях воспитания? Мы уже видим, как подобный формализм привел Европу к страшным, античеловеческим последствиям. — А вы будете следить за правомерным или неправо- мерным изъятием детей? —Конечно, нашинститут, в первую очередь, и создан для этого. Прописано в законе очень много, но недопустимо скатываться в формализм, к каждой ситуации надо под- ходить индивидуально. Да, в холодильнике может быть только картошка и квашеная капуста, но ребенок в семье будет счастлив. То, чеммы за- нимаемся, это не разрушение семьи по казенным критери- ям, а сохранение семейного очага и семейных уз. Россия – это вообще отдельная планета, непохожая ни на кого. Не будем говорить хуже или лучше, просто мы другие. И чужие кальки нам не просто не подходят, они нам зачастую вредны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz