Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Супермаз для «кузькиной матери» Суперавтомобили в нашем понимании — это всевозмож- ные «бентли», «роллс-ройсы», «майбахи» и прочие игрушки для миллиардеров. Однако ни одиниз них не сравнится нипо цене, нипо оснащениюс совет- ским суперкаром МАЗ-7907. Хотя быпотому, что эта огром- ная 24-колесная платформа предназначена отнюдь не для гламурных целей, а исключи- тельно для транспортировки и запускамежконтинентальных ракет. Р азработка машин, способ- ных доставить такой груз в любую точку планеты, нача- лась в самый разгар «холодной войны», на старте восьмиде- сятых годов. Правительство СССР приняло тогда поста- новление о создании ракеты «Молодец» для шахтного, же- лезнодорожного и грунтового базирования. А мобильный пусковой комплекс получил официальное название «Це- лина-2» и неофициальное — «наш ответ Рейгану». Собственно, ответом была ракета, которая весила почти 105 тонн, насчитывала без малого 23 метра в длину и 2,4 метра в диаметре. Из этого и исходили конструкторы, про- считывая габариты транспор- тно-пусковой установки. Они получились весьма внуши- тельными: 28 метров в длину, 4,1 метра — в ширину и 4,4 метра — в высоту. МАЗ-7907, рассчитанный на нагрузку в 150 тонн, стал единственной в мире машиной с 24 ведущими колёсами, каж- дое из которых имело диаметр 1,66 метра. При этом 16 колёс были управляемыми, благо- даря чему радиус поворота 28-метровогошасси составлял всего 27 метров. В качестве двигателя ракетный монстр получил усовершенствован- ный газотурбинный силовой агрегат от танка Т-80 мощно- стью 1250 лошадиных сил и уникальную электрическую трансмиссию, состоявшую из 24 синхронных электромото- ров, установленных по одному на каждое из колёс. Испытатели, объезжавшие МАЗ-7907 и накатавшие на машине свыше двух тысяч километров, отмечали лёг- кость в управлении, быстрый разгон до максимальных 25 километров в час, надёжность и хорошую шумо- и виброизо- ляцию кабины. Словом, экс- периментальнаямашина была полностью готова к серийному производству. Но поскольку к тому времени деньги за- кончились, а Советский Союз распался, проект был закрыт. Тем не менее однажды об- разец все же был использован. Преодолев 250 километров, МАЗ-7907 перебросил 40-ме- тровый теплоход из одного водоёма в другой. ИСТОРИЯ «Юность»: триумф и забвение Уже первое появление за рубежом комфортабельного автобуса ЗИЛ-118, созданного нашассилимузина для членов Политбюро ЦК КПСС, оказа- лось триумфальным. Пред- ставленная в 1967 году на Международной автобусной неделе во французской Ниц- це «Юность» (такое название модели дали конструкторы) собрала двенадцать самых значимых наград, включая Большой приз президента Французской Республики. Ч лены жюри, отправив- шиеся на очередной ту- ристический маршрут (каче- ство автобусов оценивалось на практике), с восхищением отмечали дизайн, круговое панорамное остекление, за- ходящее на крышу, удобные сиденья, индивидуальное осве- щение, мощный радиоприем- ник с четырьмя динамиками. Подкупали также мягкий плавный ход, эффективные системы отопления и венти- ляции, а также изумительная термо- и звукоизоляция сало- на. Нашлось в автобусе место и для мелочей типа пепельниц и крючков для одежды. Очарованный машиной во время визита в СССР в 1970 году Генри Форд-младший хотел даже приобрести лицен- зию на производство автобуса в США или хотя бы организо- вать совместное предприятие. Однако, как и следовало ожи- дать, понимания в высших партийно-советских кругах не нашел. Не имели успеха и письма в Совмин директора ЗИЛа, в которых тот обосновывал не- обходимость серийного про- изводства нового семейства легковых автомобилей. Дело в том, что производство штуч- ных партийных членовозов было крайне убыточным, меж- ду тем как серия даже в 2000 автобусов в год делала произ- водство рентабельным. Идеямногоместного много- функционального привлека- тельного и по-настоящему комфортного автобуса, мак- симально унифицированного с начинкой представительского ЗИЛ-111, родилась в недрах завода на рубеже шестидеся- тых, а уже в марте 1962 года «Юность» успешно прошла дорожные испытания, пре- одолев несколько десятков тысяч километров. Это был настоящий успех молодых конструкторов, сохранивших базу и колеюлимузина, с нуля спроектировавших весьма интересный и необычный для советского автопрома кузов и установивших на машину дви- гатель V8 от грузовика ЗИЛ- 130. Мотор, форсированный до 180-200 лошадиных сил, позволял 17-местной машине разгоняться до 140 киломе- тров в час. ЗИЛ-118 очень понравился Никите Хрущёву, однако по- следующие советские прави- тели не видели в нем особой нужды. Зачем развращать советских людей излишним комфортом? И в итоге общий «тираж» «Юности», выпуск которой был прекращен лишь в 1994 году, составил 100 с небольшим машин. Между тем сегодня очевидно, что микроавтобус, покоривший миллионы зрителей фильма «Кавказская пленница» и са- мого Форда, был самым круп- ным успехом отечественного автопрома на мировой арене. Ни до, ни после «Юности» ничего подобного у нас не было. ИТОГИ «Пассат» в Европе лучший Седан Volkswagen Passat был назван победителем в пре- стижной номинации «Автомобиль года в Европе». Второе и третье места 58журналистов из разных стран отдали кроссове- ру Citroen C4 Cactus и автомобилюMercedes С-класса. На чет- вертомместе модель FordMondeo, на пятом—Nissan Qashqai. К омментируя итоги голосования жюри, специалисты от- мечают, что за последние шесть лет моделям компании Volkswagen уже в третийраз достаётся звание «Автомобиля года в Европе». По их словам, Passat имеет так- же достаточно высо- кие шансы стать «Всемир- ным ав- томобилем года». На рос- сийском рынке цена титулованного авто начинается от мил- лиона ста с небольшим тысяч рублей. Самая простая версия оснащается двигателем мощностью в 122 лошадиные силы, 16-дюймовыми стальными дисками, кондиционером, аудио- системой, кварцевыми часами в приборной панели, электро- обогревателем лобового стекла, электроприводом и обогревом зеркал заднего вида, электроподогревом передних сидений. За защиту машины и пассажиров отвечают система динами- ческой стабилизации автомобиля, позволяющая справиться с управлением в самых рискованных ситуациях, а также шесть подушек безопасности. № 47-48/24925-24926/ 12 МАРТА 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 АВТОГИД Страницу подготовил Виктор Страхов. Автомобиль… Знакомый незнакомец Популярный во времена тотального автодефицита слоган «Автомобиль —не роскошь, а средство передвижения», как нам кажется, устарел. Автомобиль сегодня и то, и другое, и даже больше. Более того, автомобиль подарил нам свободу. И свободу, пожалуй, не менее необходимую, чем все прочие. Свободу открывать и познавать новый мир. А вот много ли мы знаем об автомобиле? Увы! Но почему? Почемупродвинутые автолюбителилегко объяснят, что такое «Шанель№5», но не смогут ничего сказать о «Руссо-Балте»? Почему именаКардена или Гуччи хорошо известныне только в модных городских салонах, но и в далекой Голожоховке, а имя Ли Якокки — достояние горстки автоэнтузиастов, что мы знаем о легендарной советской «эмке» и об автомобилях последнего русскогоимператораипервого советского лидера? Сей феномен не мог оставить «ЛГ в четверг» равнодуш- ным, и сегодня мы открываем новую рубрику — «Автогид», где будем рассказывать об очень широком мире, который формируют автомобили, и о самих автомобилях. КАЛЕЙДОСКОП Рекордный штраф Штраф, превышающий 54 тысячи евро, выписанфинскому водителю за превышение скорости на 20 километров в час. На- рушение правил дорожного движения было зафиксировано на участке с максимально разрешенной скоростью 80 км/ч. У становить «штрафной» рекорд позволили особенности за- конодательства Финляндии, в соответствии с которыми величина штрафа напрямую зависит от дохода нарушителя. А поскольку нарушителем оказался мультимиллионер, то ему и придется выложить соответствующую доходам сумму. Разумеется, крупныйштраф, эквивалентныйпочти четырем миллионам российских рублей, невосполнимой финансовой потерей для гражданина Финляндии не станет, однако он уже всерьез задумался о переезде в более «демократическую» по от- ношениюк богатым людям страну. Ну а поскольку таковой для французского актера имиллионераЖерараДепардье оказалась Россия, то вполне может статься, что она предоставит надежное убежище от полицейского произвола и известному инвестору. На пешеходов наденут фликеры Очевидно, теми же самыми денежными соображениями руководствовались и народные избранники из Карелии, при- думавшие для россиян новыйштраф. Они предложили обязать и городскихпешеходовноситьфликеры (светоотражающие эле- менты) ночьюинаказывать заих отсутствиемздойв 500рублей. Н апомним, что карельская инициатива может стать дополне- нием к уже принятому постановлению Правительства РФ, предписывающему пешеходам с 1 июля 2015 года «светиться» на обочинах дорог, расположенных вне населенных пунктов. Световозвращающими элементами предполагается также оснащать коляски, санки и прочие средства передвижения, предназначенные для младенцев. Водители в массе своей ново- введение готовы приветствовать. Пешеходы тоже не против — правда, при условии, что фликеры будут раздавать бесплатно. ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АЛЬБОМА ВИКТОРА СТРАХОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz