Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ПСИХОЛОГИЯ 21 № 37-38/24915-24916/ 26 ФЕВРАЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Боливар не вынесет двоих Как выявить и реализовать индивидуальность каждого ЕЛЕНА БРЕДИС В очень хорошем, ум- ном и грустном фильме «Упражнения в прекрас- ном» юная и еще не ис- порченная прагматизмом актриса, разъезжая по го- родами весямс антреприз- ным спектаклем, пристает к своему умудренному опытом коллеге с извеч- ными русскими вопро- сами: «Кто мы? Откуда? Зачем?!» На что тот не без цинизма очень точно отве- чает: «Гастарбайтеры. Из Москвы. За баблом». Как говорится, почувствуйте разницу. Во все времена для рус- ского человека было очень важно осознать себя в этом мире, свое место, свою роль, свою сопричастность. Ответ бывалого актера сводит эту чисто духовную потребность к голойфункциональности: сто- личные артисты просто устра- ивают банальный «чес» по провинции, где проще срубить деньжат. И дело не в том, что люди пытаются заработать. Дело в том, что их перестали волновать глобальные вопро- сы бытия. У нас сегодня очень непро- стой разговор с психологом и психоаналитиком Екатери- ной Антоновой — разговор о национальной идентичности, о процессах, происходящих в нас в результате западного влияния и, естественно, о вос- питании наших детей. — Сегодня многие скажут: «Я — русский», но при этом мало кто сможет объяснить, что лично для него кроется за этим. Потому что один при этом мечтает отправить детей учиться за границу с даль- нейшим трудоустройством, другой спит и видит сбежать от цивилизации куда-нибудь на Гоа, третий ударяется в буддизм и стремится достичь нирваны. Игде тут коллектив- ное бессознательное предков? Где тут Россия? —С чем вы связываете по- добные явления? —Когда резко рухнул «же- лезный занавес», на нас обру- шился поток, в сущности, чу- жеродных ценностей. Стрем- ление к успешной карьере и к обладанию определенным набором материальных благ — это западные установки, которые места духовности уже не оставляют. Почему мы их таклегко восприняли?Потому что были брошены государ- ством, и каждый должен был выгребать как может. Кто-то «попал в струю» и сумел на- жить неплохие капиталыдаже в лихих девяностых, кто-то остался за бортом. Понятно, что вторые втайне завидовали первым. —Но ведь на Руси испокон веков к деньгам относились как к презренному металлу. И не случайно русские купцы, заработав огромные капи- талы, могли тут же спустить их «на цыган» в кабаках или разориться, начав меценат- ствовать, помогать тем же художникам или театрам. Значит, была потребность преобразовать деньги в не- что иное — для души или для духа… — Так вот в результате этого в психике человека и происходят колоссальные конфликты. С одной стороны —коллективное бессознатель- ное, доставшееся от предков, с другой — то, что диктует современный социум, совре- менные стандарты. Именно поэтому вполне успешные люди неожиданно сбегают кто в заброшенную избу в глухую провинцию, как банкир Стер- лигов, кто на Гоа, как актриса Гольданская. Акто-тоживет с этим конфликтом, продолжая соответствовать стандартам. И это еще страшнее. — А ведь вы правы, мало кто нынче сумеет четко сфор- мулировать, что такое быть русским… — Ну формально любой продиктует вам перечень при- знаков, а вот в душе… А в душе и в голове полная пу- таница. Уже не первый год подростки, которые ходят ко- лядовать, буквально требуют денег, причем «бумажных», а не мелочи. Это что, русская традиция? Нет, это просто способ «сшибить деньжат по- простому». Где зерно, которое вы должны сыпать, где пес- ни-колядки? Я в детстве тоже ходила колядовать, так мы заранее готовились, разучива- ли песни и стихи. И угощали нас конфетами и пряниками. Это была традиция, которая передавалась из поколения в поколение, своего рода ри- туал, а не способ заработать. А для нас, детей, это просто был праздник. Почему сейчас наши дети стали отмечать хэллоуин с этими дурацкими тыквами? Почему у нас уже в детских садах празднуют День святого Валентина и малыши делают по многу сердечек, раз- даривая их направо и налево? Этомыих с детства приучаемк легкому отношению к любви? Говорят, что наш праздник Петра и Февронии совсем не то, потому что это не День влю- бленных, а День супружеской верности. Как будто супруги не могут быть влюблены друг в друга! Вы видите, какие странные противопоставления у нас уже появились. Я уже не говорю о том, что в таком воз- расте малыши должны дарить сердечки только своиммамам. — Но вернемся к нацио- нальной идентичности. По- чему во времена СССР такой проблемы не возникало? — Потому что был совет- ский народ. И во время Ве- ликой Отечественной войны вопросов про идентичность не возникало: все сражались за Родину, за идеи и идеалы. Но что произошло после развала Союза, что стало с людьми? Русские, жившие в республи- ках, сразу стали чужаками. После возвращения в Россию они оказались беженцами, ко- торых продолжали именовать по прежнему месту житель- ства: «казахи», «киргизы», «узбеки». Так кем должны были ощущать себя эти люди, с кем должны были себя иден- тифицировать? А ведь это огромное количество людей. — И все-таки, не могли бы вы на более понятном при- мере объяснить, что такое потеря идентичности и чем она грозит? — Представьте, Восьмое марта, все женщины вокруг получают поздравления, по- дарки, цветы, а одной даже маленького букетика никто не преподносит. Что проис- ходит? Она теряет свою жен- скую идентичность. На бес- сознательном уровне у нее закрепляется мысль, что ее не воспринимают как женщину, что в ней нет женственности. Что ей остается? Найти такую же несчастную, поплакаться друг другу и утопить это горе в бутылке, распив ее на пару. И вот эта утрата идентичности может закрепиться и сломать ей судьбу. А если человек не ощущает своей принадлежно- сти к роду и племени, стране и народу? Это тяжелейшая травма для психики. — Вместе с культом потре- бления к нам с Запада пришел и культ индивидуализма. Что, в сущности, тоже противоре- чит исконно русской общин- ности и соборности. — Вообще-то изначально предполагалось, что новые общественно-экономические отношения как раз помогут выявить и реализовать инди- видуальность каждого. Но тут правила игры западной демо- кратии сыграли злую шутку. Каждый постарался как-то выделиться и засветиться… в рамках предложенных стан- дартов! Потому что западная демократия не терпит тех, кто выделяется из толпы. На- пример, чтобы выделиться, я должен стать юристом. Но во всех вузах на юрфак огром- ные конкурсы, потому что все мыслят так же. В итоге мы получаем абсолютно безликие «белые воротнички», офисный планктон, который ничего не создает и не производит. Что касается конкретно индиви- дуализма, который навязы- вают рыночные отношения и конкуренция, то это тоже слом национальной идентичности, поскольку русским испокон веков был ближе коллекти- визм как органичное продол- жение общинности. —Аесли люди вам скажут: «Все она сочиняет! Мыбыли и остаемся русскими!!!» — Только почему-то эти «русские» в тяжелое время кризиса не упускают момента нажиться на собственной на- ции. Вы заметили, как взле- тели цены в магазинах? И ведь не только на импорт, но и на российскую продукцию. Если ты идентифицируешь себя со своим народом, если ты ощущаешь эту свою при- надлежность к нему, то как же ты можешь зарабатывать на его проблемах, на его бедах? Как ты смеешь после этого на- зывать себя русским?! — Ну они еще и в церковь православную ходят, и пост великий соблюдают… — Знаю я, как многие из них постятся: с красной рыб- кой, с икрой, с грибами. Вот это и есть конфликт сознания: с одной стороны, такой чело- век усвоил западные правила игры и своего нигде не упу- стит, с другой — ему очень хочется оставаться «русским» по всей форме, быть может, для успокоения остатков сове- сти. Но то, что он жертвует на храм и весьма комфортно для себя соблюдает пост, не делает его ни на каплю духовнее. По- скольку все это на самом деле формальность. А если внима- тельно приглядеться, то станет заметно, что из-под овечьей шкурки торчит оскаленная волчья морда. Так объясните мне, к какой нации, к какому народу он принадлежит? — Вы видите путь, кото- рым мы могли бы вернуть себе вот эту утрачивающуюся национальнуюидентичность? — По-моему, это слишком глобальный вопрос, чтобы мы с вами могли на него ответить. Понятно, что начинать надо с детских садов, с малышей. Но, опять же, чтобы это не пре- вратилось в формальное про- ведение русских праздников и заучивание народныхпесенок. Семья, общество — все долж- но измениться. Мы должны вспомнить, что принадлежим не только Западу, но и Вос- току, для которого духовное всегда стояло гораздо выше материального. А вот именно эту составляющую нашего менталитета мы постепенно утрачиваем. Но даже перед идеальным потребителем, которого мы сейчас усиленно воспитываем, рано или поздно все равно встанет вопрос: «Кем я стал?Для чего яжил?»Тогда и произойдет тот самый кон- фликт в психике, в сознании, о котором я говорила. И Боли- вар может не вынести двоих. Семья, общество — все должно измениться. Мы должны вспомнить, что принадлежим не только Западу, но и Востоку, для которого духовное всегда стояло гораздо выше материального. А вот именно эту составляющую нашего менталитета мы постепенно утрачиваем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz