Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)

№ 37-38/24915-24916/ 26 ФЕВРАЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ГОД ЛИТЕРАТУРЫ Прививка словом Россию нельзя представить не читающей ЕЛЕНА БРЕДИС Увы, но для многих сегодня литература — это что-то вроде портрета любимого прадедушки. О нем вспоминают во время уборок и аккуратно сма- хивают пыль. Портрет, в сущности, уже никак не вписывается в современ- ный интерьер комнаты, но снять и вовсе убрать его считается неприличным, да и старое пятно на обоях он прикрывает. А между тем представить себе Россию без литературы, Россию не читающую, до сих пор невозможно, несмотря на пустые залы книжных мага- зинов и засилье всевозмож- ных гаджетов, предлагающих каждую свободную минуту твоей жизни посвятить без- думному отдыху. И то, что именно этот год объявлен Годом литературы — не слу- чайность, а во многом воля провидения, хранящего нашу страну, — убежден доцент ЛГПУАлександрКондратьев. — Сегодня приоритет на- ционального самосознания стал пунктом номер один во всех переговорах, соглаше- ниях и дискуссиях на самых разных уровнях. Смотрите, сейчас, кого ни спроси, у всех включен канал «Рос- сия-24», даже студенты мои не спали и ждали результа- тов Минских соглашений. Потому что никто не мог себе представить, что про- изойдет такое выворачивание истории наизнанку, такая безумная переоценка цен- ностей с героизацией фаши- стов. Европа, марширующая с плакатами «Я — Шарли», в упор не хочет видеть то, что происходит на юго-востоке Украины. Потому что Запад живет в абсурдном правовом формате: свобода слова — это общеевропейская ценность, а убийство мирных жителей на Донбассе — личное дело Украины. Это не нашформат, поскольку русский человек всегдажил с внутреннимощу- щением своей сопричастности всему миру. Именно поэтому истинно русские люди были возмущены карикатурами на пророка Мохаммеда. Когда в угоду Западу литературу фактически вынесли за рам- ки учебных программ, — это была не просто ошибка, это была диверсия. — Почему вы считаете, что именно этот год должен был стать Годомлитературы? — Потому что именно се- годня потребность осознать себя и свое место в мире у нас обострилась до крайности, потому что именно сегодня русская литература может помочь найти ответына очень важные вопросы. Опять же, в угоду Западу мы погнались за всевозможными новациями. Но что такое новаторство? Это более высокая точка, но она расположена все на той же вертикали, в основе которой — традиции. Национальное самосознание нельзя обма- нуть, и литература это дока- зывает. Ну не может написать «Жди меня» какой-нибудь фашист, вступивший в бата- льон Коломойского, чтобы заработать себе на квартиру. А вот на праведной войне такие стихи рождаются: «Я убит под Луганском»; «Меня убили под Славянском»—это лирика, которая не возникнет в душе наемника. Я не знаю, читали ли эти мальчики сти- хотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом». Возмож- но, Александр Трифонович просто нашел стихотворно- национальный код, который срабатывает в душе в опреде- леннуюминуту. Я проштуди- ровал немецкую литературу времен Второй мировой во- йны и не обнаружил не то что лирики, но даже пропаган- дистской поэзии! —Да, достаточно сравнить «По ком звонит колокол» Хе- мингуэя и пессимистичные произведения Ремарка… — Потому что Ремарк все время писал о «потерянном поколении», которое не по своей воле попало в жернова войны и оказалось ею слом- лено. А нашнарод прошел во- йну с Наполеоном, Великую Отечественную, и в нем не было «потерянных поколе- ний». Человек обретал себя на этой войне, потому что она была народная, священная. И бесполезно пытаться извра- тить ее пафос, он уже остался в национальном самосозна- нии именно как священный. — Вы считаете, класси- ческая литература может се- годня найти отклик в сердцах молодежи? — Я знаю, что найдет. Сейчас как раз то время. Я день назад попросил студен- тов подумать о подготовке к семидесятилетию Великой Победы, а сегодня они уже принесли мне сценарий ли- тературно-музыкальной ком- позиции. Причем желающих принять участие все больше и больше. Они с удовольствием участвуют в Пушкинских днях, которые мы проводим со школьниками. Знаете, какая в этом году будет тема? «От Пушкинского патриотиз- ма к реалиям наших дней». Вот она, связь времен, связь традиций и поколений. И я знаю, что в этом году эта тема прозвучит особенно ярко и ак- туально. Потому что именно русская классика воспитала и создала русского человека, который доверяет высшим ценностным ориентирам, а не правовым форматам, рожденным в воспаленном мозгу нынешних либералов. Вспомните хотя бы «Слово о законе и благодати» митро- политаИлариона, написанное еще в тысяча тридцать вось- мом году. Вот они, истоки, к которым мы восходим. И мы всегда будем на стороне благодати. По сегодняшним западным законам можно посадить в тюрьму мать, не пустившую ребенка на урок секс-просвета, но в упор не ви- деть детей, гибнущих на Дон- бассе. Для западного человека это нормально, поскольку за- кон превыше всего, а для рус- ского рай не стоит слезинки ребенка. Вот оно гениальное предвидение Федора Михай- ловича Достоевского. — Стихи, рождающиеся на передовой, не всегда при- надлежат к образцам высо- кой поэзии, но это такой крик души… — Такие строчки могут родиться не просто у челове- ка, пережившего весь этот ад, но у человека, ощущающего свою сопричастность ко всем остальным. Это качество чи- сто русской души. Сегодня стали говорить, что Толстой наивен и далек от жизни. Но принципы толстовской госу- дарственности базируются не на формате права, а на собор- ности мировосприятия. Они восходят к «Русской правде» Ярослава Мудрого. И как бы ни пытались ломать наш менталитет под западный, но в критическую минуту срабатывает истинный код национального самосознания — тот, толстовский. — Но ведь мы были убеж- дены, что и у украинцев тот же, наш менталитет… Мне до сих пор непонятно, как уда- лось так быстро сломать его? — В свое время я работал в Запорожье. Так вот каждый год мы набирали в сельской местности семь групп на рус- ский язык и литературу и только одну группу на укра- инский язык: больше желаю- щих не было. Но когда были отброшены ценностные ори- ентиры, господствовавшие в СССР, эту пустоту заняла Галичина, откуда был родом, кстати, Гришка Отрепьев. Еще раз вернемся к Достоев- скому, к его роману «Бесы» и вспомним слова одного из героев Петра Верховенского: «Одно или два поколения раз- врата необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жесто- кую, себялюбивую мразь, вот чего надо!» Какое страшное предвидение! Какое точное попадание в день сегодняш- ний! Русский мир сейчас все- ми силами противостоит это- му разврату, а вот Украина им соблазнилась. Выдумаете, если сейчас говорить об этом со старшеклассниками, если проводить эти параллели, им не захочется прочесть хотя бы несколько глав из «Бесов»? Я не сомневаюсь, что они в тот же вечер начнут искать эту книгу хотя бы в Интернете. — Боюсь, немного таких будет: детей уже отучили читать. — И в этом во многом виноваты западные стан- дарты обучения, которые мы стали перенимать. Ну и современный стиль общения на компьютерном «олбан- ском» языке, при помощи безграмотных смс. Я с ужа- сом сталкиваюсь с тем, что выпускники школ не в состо- янии понять текст, который читают, не могут связать по смыслу два абзаца. Да, это национальная катастрофа. Но я по личному опыту знаю, что если с пятого класса начать говорить с детьми о книгах, о прочитанном, если пока- зывать им, насколько совре- менна и близка к ним русская классика, то к старшим клас- сам проблем уже не будет. Но это если учитель встанет грудьюи будет противостоять навязываемым стандартам. Знаете, что они сегодня дик- туют? Для ученика важно не усвоение знаний, а развитие личности. Но простите, а на основании чего эта личность будет развиваться?Ведь когда вам дают отросток растения, вы сажаете его в почву, а без этого оно погибнет. И как можно говорить о развитой личности, если эта личность не читает и понятия не имеет о русской литературе? Не понимаю, как можно что-то вершить, если нет знаний. Навыки без знаний—это пло- скость, в которой нет глуби- ны. И в этом огромная, в чем- то даже мировоззренческая разница наших подходов. — Вы верите, что Год ли- тературы не превратится в обычную формальность, что спустя оставшиеся десять месяцев не будет поставлена очередная «галочка», после которой про литературу бла- гополучно забудут? — Я убежден, что этого не произойдет. Сегодня все, от президента до старушки на лавочке, понимают или хотя бы чувствуют, что народу необходимо противоядие от разрушающего, смертельно опасного влияния Запада. И таким противоядием может стать именно русская литера- тура, способная вернуть лю- дям утраченные ориентиры, утраченные корни. Чтобы в издательстве «Жизнь замеча- тельных людей» не возникало идеи издать книгу о Геринге, как это было. Русская ли- тература — это прививка от наживы любой ценой. Сегодня приоритет национального самосознания стал пунктом номер один во всех переговорах, соглашениях и дискуссиях на самых разных уровнях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz