Липецкая газета. 2015 г. (г. Липецк)
ТАК ПОБЕДИМ! № 37-38/24915-24916/ 26 ФЕВРАЛЯ 2015 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 АЛЕКСАНДР ХАУСТОВ, СЕРГЕЙ КИБАЛЬНИЧЕНКО На этой неделе у право- славных началсяВеликий пост — самый строгий и продолжительный из всех, установленных Цер- ковью. Что значит это время вжизни верующих? Какие трудности подсте- регают тех, кто начинает поститься впервые, и как с ними справляться? С какого возраста приучать ребенка к посту? На эти и другие вопросы в бесе- де с корреспондентами «Липецкой газеты» дал ответы Владыка Никон, митрополит Липецкий и Задонский. —Каково значение поста в жизни православных христи- ан и тех, кто только пытается обрести веру? —Передначаломсвоегослу- женияИисусХристоспровел40 дней в пустыне, не вкушая ни хлеба,ниводы.Ввоспоминание об этом событии и установлен пост. Но он не сводится только к ограничениям в питании, а включает в себя молитвы, чтение духовных книг и физи- ческийтруд.Когдавсе этодела- ешь, пост становитсяполноцен- ным. Напомню евангельский рассказ о человеке, который привел к Иисусу Христу своего сына, одержимого нечистым духом. Апостолы, оказалось, пытались помочь юноше, но не смогли. Тогда сам Господь исцелилбольного, пояснивуче- никам, чтолукавыйизгоняется только постом и молитвой. Отцы Церкви уподобляют человека сосуду, который можно наполнить как добры- ми помыслами, так и дурны- ми. Для того и дается пост, чтобы каждый из нас сосредо- точился на своем внутреннем мире, попытался очиститься от всего плохого, что разде- ляет нас с Богом. Человека, делающего первые шаги к вере православной, подстере- гают многие испытания. Как только начинает он поститься, неожиданновозникают в семье ина работе всякие недоразуме- ния. Как быть в таком случае? Не вступать в конфликты, а поблагодарить Господа за по- сланные испытания. Право- славный должен с терпением и смирением встречать все трудностина своемжизненном пути. Иисус Христос в своей земной жизни много чего пре- терпел, вплоть до крестной смерти. Амы? Не можем даже малого испытания выдер- жать? Так вот, поблагодарите Бога, и все у вас пойдет на лад. — Владыка, а когда вы впервые начали поститься? — Мои родители — Иван Семенович и Мария Алек- сандровна — были людьми верующими. Вспоминаю, как отец пахал землю на лошади. Работа изнуряющая, но как бы тяжело ни было, в дни поста он обходился без мяса. Ограничивая себя в еде, он на долгие годы сохранил отмен- ное здоровье. Дети дома питались тем, что мама приготовит. Вот и Время покаяния и добрых дел Владыка Никон о Великом посте получалось, что постыначина- лись для нас с малого возраста, лет с шести. А еще мы обяза- тельно ходили с родителями в церковь, чтобы причаститься и получить благословение батюшки. Большое впечатление на детей производили поучи- тельные рассказы взрослых. Помнюодин из таких. В одном доме сели на Пасху разгов- ляться. Но глава семейства, выглянув в окно, увидел род- ственницу, которую сильно недолюбливал за острыйязык. Человек в сердцах сказал: «Опять эта змея идет, не дала нам разговеться толком». И тут случилось чудо. Околошеи мужчины в самом деле обви- лась живая змея. Пришлось ему отправиться к священ- нику, покаяться о сказанном слове. Тот посоветовал ему хо- дить по храмамимонастырям, всюду исповедоваться. Долго пришлось мужчине исполнять совет батюшки, прежде чем змея ушла с его шеи. Я всегда с особой теплотой вспоминаюдни своего детства. Ведь и вправду говорится: тяжело в учении, легко в бою. Потом, когда уже повзрослел, намного легче было соблюдать все церковные установления. По своему опыту могу сказать, что поститься надо с малых лет. Взрослому человеку на- чинать это намного труднее. — Так с детства вы и со- блюдаете все посты? — Когда в армии служил три года, приходилось вку- шать скоромную пищу, но другого выбора уменяне было. Зато когда работал на заводе, пост обязательно соблюдал. На работу брал с собой продукты — хлеб, картошку, огурцы, чай. У меня там была будка своя, в ней я и обедал. Конеч- но, многие на меня косились. Прозвали даже «баптистом», в вере-то люди в те годы не сильно разбирались. Но когда я картошку в своей будке пек, необыкновенный аромат раз- носился по всему цеху. Быва- ло, в обеденный перерыв идут ко мне многие, картошки про- сят отведать. Даже начальник цеха на угощение заглядывал. С трудностяминеожиданно столкнулся, когда учился в семинарии. Я уже три года не вкушалмясо, а там его подава- ли в те дни, когда не было по- стов. Пришлось обратиться за советом к своему духовнику. Он отвечает: «Когда будешь служить на приходе, тогда и решай, как тебе поступать. А сейчас соблюдай тот устав, который существует в семина- рии». Так я и сделал. — Став приходским свя- щенником, вы отказались от мяса? — В селе Павловка, где я служил четырнадцать лет, у меня была мастерская. И во время постов я обычно после утренней службы до четырех часов вечера работалпо дереву, точил, резал, затем алтарь рас- писывал. Трудновато приходи- лось, не скрою. Но я знал, что пост—это хорошо, правильно. Местные жители удивлялись: надо же, поп — и постится, а работает больше, чем мы, пи- тающиеся скоромной пищей. А с мясом вот какая исто- рия вышла. Помню, как из семинарии приехал в отпуск домой, а мама сварила щи. Попробовал, а они… протух- шие. Мясо, что удивительно, было свежее, но я не мог пере- нести даже его запах. Так и не притронулся к тому блюду, понял, что это Господь меня вразумляет, направляет на монашеский путь. —Монахам вообще запре- щено вкушать мясо? — С того момента как че- ловек принял монашеский постриг, он должен забыть о мясе. Разрешаются рыба, сыр, масло, молоко, яйца. Но это в обычное время. А во время по- стов в рационе остается только рыба, да и то лишь в разре- шенные уставом дни. Кстати, и вольнонаемным людям, что трудятся в нашем монастыре, предлагают в трапезной те блюда, что и монахам. —Владыка, но ведь многие говорят, что очень трудно за- ставить себя поститься даже несколько дней… — Препятствий, в самом деле, встречается много. Ведь мало иметь желание постить- ся, надо еще и усилия нема- лые приложить. Желательно, чтобы кто-то помогал начина- ющему и молитвой, и словами ободрения и поддержки. Глав- ное же во время поста — как можно меньше потреблять пищи. Воздержание во всем должно быть на первом месте. Помню, нам в детстве давали по кусочку хлеба, по одной или две картофелины, квас. Из-за стола выходили полу- голодные, не пресытившиеся. Взрослые нам объясняли — больше нельзя, это же пост. И мы, хотяи дети, но не роптали, старались не нарушать поря- док, не объедаться. А так, ко- нечно, можно и постной пищи столько съесть, что дышать тяжело станет. Еще надо поддерживать себя мыслью, что пост полезен не только для духовного, но и для физического здоровья. Вспоминаю, в Успенском мо- настыре Одессы был семина- рист по имени Феликс, стра- давший язвой желудка. И он по благословению духовника начал строго поститься. За весь день вкушалпо однойпро- сфоре и немного святой воды. Похудел, ослаб, но держался. Позже выяснилось, что язва желудка зарубцевалась. Но сказанное вовсе не озна- чает, что каждый должен не- медленно брать на себя строгие обязательства, зачастую не- выполнимые. Разумно к делу надо подходить. Взвешивать свои силы и возможности. Можно отказываться от того или иного, все меньше и мень- ше вкушать. Так потихонь- ку и выработается состояние умеренности, воздержания в пище. Зато когда выдержишь весьпост, такаярадость бывает на душе. И с особым чувством на Пасху разговляешься. — Если человек помыслил о посте, но никак не осмелит- ся сделать первый шаг, что делать? — Помыслил, значит, уже сделал шаг к Богу. Начал не- много себя ограничивать—это уже второй шаг. Появилось желание почитать дома перед иконами молитвы, сходить в храм — это все новые и новые шаги к Господу, который все видит, каждое движение на- ших мыслей и чувств. — Владыка, а что вы по- советуете в ситуации, когда постящийся человек оказался случайно в гостях, а на столе совсем нет постной пищи? — Если нельзя избежать такой ситуации, то человекмо- жет немного вкусить скором- ного, чтобы не обидеть хозяев, да и самому не возгордиться тем, что ты лучше других. А после похода в гости нужно посетить храм, дома покаяться перед Богом. И снова продол- жатьпоститься.Приведутакой пример из жития святых. К одному старцу строгой жизни и большого воздержания при- шел гость. На стол поставлено быловсе, чтоимелосьпостного. Вместе с гостем пришлось по- кушать и старцу. Казалось бы, что тут такого? А когда гость уходил, то его догнал послуш- ник старца. И сказал, дескать, что же ты сделал. Человек ис- пугался, спросил, в чем дело. Послушник ответил — да он же теперь, ради того, что с тобой покушал, месяц вообще ничего не будет есть. Вот такое отношение к посту. — Говорят, если человек работает у станка, на желез- нойдороге, как емупоститься? — Знаете, я и на произ- водстве работал, и в поле, и на огороде. Постился, но ничего не потерял. Здоровье только укреплялось. Да это и на при- мере других людей можно заметить. Старушка какая-ни- будь деревенская и на огороде работает, и за домашнимижи- вотными ухаживает, и постит- ся.Адругойчеловекимоложе, и ни в чем себе не отказывает, и отдыхает, и кушает не пост- ную, а обычную пищу. Только вот он в больницу спешит, а старушка — в храм. Потому что она—верующая, здоровее и телом, и духом. —Владыка, а в монастыре есть какие-то особенности поста? — Устав. Это — главная особенность. Два раза в день — питание, в обед — чай. Это — телесная пища. А духовная —молитвы, утренние и вечер- ние правила, акафисты и так далее. Есть свободное время? Несешь послушание — рабо- таешь на производственных и обслуживающих монастыр- ских объектах, обязательно с Иисусовой молитвой: «Го- споди, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, греш- ного». Но при всей строгости монастырской жизни и у нас есть послабления. Допустим, заболел кто-то или операцию перенес. Но монашествующий обязательно должен всё делать по благословению. Для того и дается пост, чтобы каждый из нас сосредоточился на своем внутреннем мире, попытался очиститься от всего плохого, что разделяет нас с Богом. ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА МИТРОПОЛИТА НИКОНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz